kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературы в 6 классе по повести А.С.Пушкина Капитанская дочка"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"»

Конспект урока литературы. А.С.Пушкин «Капитанская дочка»


Ход урока


Цели урока: углубить знания по повести, уметь разгадывать замысел автора, закрепить знания по тексту, формировать способность к самоанализу, воспитывать чувство ответственности.


II. Изучение новой темы.

1. Слово учителя.

Повесть «Капитанская дочка», как мы уже говорили, отличается необычайным художественным лаконизмом и обстоятельностью. Как отмечают исследователи, редкая вещь, однажды упоминаемая автором, не появляется потом вторично или даже в третий раз в каком-нибудь новом значении. Достаточно вспомнить, какую роль в развитии сюжета играет заячий тулупчик. Почти ни один, даже второстепенный, персонаж не исчезает бесследно в повествовании.

Проверьте себя, насколько вы были внимательны при чтении романа, попробуйте ответить на вопросы викторины.


2. Викторина.

• При первом своем приезде в Белогорскую крепость Гринев увидел «старую чугунную пушку». В дальнейшем повествовании эта пушка упоминается еще три раза. Где?

• Впервые войдя в дом капитана Миронова, Гринев заметил на стене «диплом офицерский за стеклом и в рамке». Где и когда он вновь упоминает об этом дипломе?

• В I-й главе романа говорится о придворном календаре, любимом чтении старика Гринева. Где снова сказано об этом календаре?

• Расставаясь при выезде из Симбирска с Зуриным, Гринев «и не думал с ним уже когда-нибудь встретиться», однако встретился. Когда? Зачем понадобился в этих обстоятельствах Зурин?

• Когда и при каких обстоятельствах в романе дважды появляется изувеченный башкирец?

• Где и когда дважды упоминается князь Б., дальний родственник Гриневых?


3. Работа по главам III, IV, V.

1) В критической литературе о «Капитанской дочке» высказаны следующие мнения:

«С первых шагов своей сознательной жизни Гринев предстает перед нами почти сложившимся человеком»;

«Гринев взрослеет под влиянием чрезвычайных исторических событий».

— С каким из этих мнений вы согласны? Докажите, что именно оно верно.

2) Гринев и обитатели Белогорской крепости.

Итак, какое значение для формирования характера личности Гринева имели события, происшедшие с ним в Белогорской крепости?

Попробуем в виде кратких тезисов ответить на этот вопрос.

Гринев приезжает в Белогорскую крепость недорослем, не знающим жизни. А расстается с ней молодым человеком с утвердившимися нравственными принципами, закаленным в жизненных испытаниях. Многие из этих испытаний связаны с Белогорской крепостью:

• история любви к Маше Мироновой, защита ее чести, спасение Маши от Швабрина;

• столкновение со Швабриным, т. е. с завистью, клеветой, бесчестием, — испытание, из которого Гринев выходит победителем;

• знакомство с Пугачевым как предводителем крестьянского восстания. Наблюдение над Пугачевым и его сподвижниками заставляют Гринева по взглянуть на жизнь, увидеть и положительные качества выдающегося человека и народа, и его жестокость, связанную со стихией крестьянско-казачьего движения.

Из неопытного юноши Гринев превращается в молодого человека, способного защитить свою любовь, сохранить верность и честь, умеющего здраво судить о людях.

Как же это произошло? Давайте обратимся к роману. Меняется ли его интонация по сравнению с I главой? Предчувствовали ли вы Белогорскую крепость на предыдущих страницах?

А в самом деле: разве не предвещает ее ... папенька Петруши и не близки ли ему офицеры Белогорской крепости с их простодушием и достоинством людей присяги и долга; достаточно вспомнить требовательные вопросы, которыми встретил Гринева кривой поручик Иван Игнатьич: «Смею спросить, вы в каком полку изволили служить?», «А смею спросить, зачем изволили вы перейти из гвардии в гарнизон?» и даже как начальственный укор: «Чаятельно, за неприличные гвардии офицеру поступки».

Были ли у вас предположения, как отнесется Гринев к обитателям Белогорской крепости? Да, мы были склонны ожидать, что Петр Андреевич моментально разочаруется в своем неказистом начальнике, которым командует Василиса Егоровна, с недоумением взглянет и на его домочадцев, среди которых столь «военный» человек, как «кривой поручик» Иван Игнатьич, донимающий Гринева вопросами, надменность которых — особенно в устах Ивана Игнатьича — невольно вызывает улыбку. А вечно краснеющая Маша...

Появление Швабрина, несомненно, осложняет образ Гринева. Помните, наверно, Швабрин многим из вас сразу не понравился. А Гриневу? Напротив, они едва не становятся если не друзьями, то приятелями определенно. Да, поначалу в считанных фразах — обаятельный Швабрин. (Чтение текста.)

Почему же следующая глава названа «Поединок»?

Несомненно, заметили, как быстро меняется Гринев. На сколько он «от чистого сердца» расположен к Швабрину в начале их знакомства, возненавидит его настолько же спустя не сколько страниц: «Ты лжешь, мерзавец, — вскричал я в бешенстве, — ты лжешь самым бесстыдным образом...». А его отношение к Маше?.. Да, «с первого взгляда она не очень мне понравилась». А через главу — «упоение восторга»: «Счастье воскресило меня. Она будет моя! Она меня любит! Эта мысль наполняла все мое существование».

Что вам открыли в Гриневе эти страницы романа? Пожалуй, непосредственность и пылкость Гринева, его прямоту и эмоциональность в страстности, откровенности его признаний — в презрении ли к Швабрину, в любви к Маше.

Наконец, «развязка» противостояния Швабрина и Гринева. Можно ли забыть их поединок? Но что в нем вас особенно взволновало?

Да, это неравная дуэль: для Швабрина — одна из многих, причем с мальчишкой; для Гринева — первая и непривычная. Существенно ли это в прочтении «Капитанской дочки»?

Действительно, как решителен и бесстрашен Гринев в желании отплатить Швабрину за его «бесстыдство». (Чтение текста.)

«Швабрин не ожидал найти во мне столь опасного противника… Я стал с живостью на него наступать и загнал его почти в самую реку».

Обратите внимание: о Швабрине, который вероятно, не бездействовал, — ни слова: только о Гриневе. Справедливо ли? Несомненно! Ведь со стороны Гринева это праведная дуэль. Кстати: удивило ли что-нибудь в ней? А и впрямь: с чего бы Гриневу оказаться «столь опасным противником»? Только «уроками» Бопре (вот вам и возвращение к началу, причем к выгоде несчастного гувернера!) этого не объяснишь. А вот Маша к дуэли имеет самое прямое отношение. Гринев рыцарским жестом, дав отповедь Швабрину и приняв его вызов с явным риском для жизни, о чем, впрочем, он не думал, а во время самой дуэли бесстрашием, решительностью и даже искусностью в фехтовании (откуда это в нем?) засвидетельствовал на пушкинских страницах свою романтическую любовь к Маше Мироновой. Наконец, исход дуэли. Неожиданное ранение Гринева: наступал — и вдруг на тебе... А впрочем, только так Швабрин и мог одержать верх: как всегда, — «бесстыдством», низостью: удар, нанесенный им, — предательский!

Но самое поразительное нас ждет впереди: «Со Швабриным я помирился в первые дни моего выздоровления...» (Чтение текста.)

Ожидали ли вы такую перемену в отношении Гринева к Швабрину? Но еще неожиданнее ведет себя Швабрин, который «... изъявил глубокое сожаление о том, что случилось между нами; признался, что был кругом виноват...» Это-то зачем: чтобы оправдать Швабрина? Или он хитрит, «прикидывается»? Видите, сколько сложностей, «подтекстов» в простом, казалось бы, немудреном повествовании Гринева!

Да, неисповедимы движения души человеческой. Трудно понять и объяснять Швабрина, как и любой характер. Но так ли уж стоит? Зачастую движения души необъяснимы. Эту-то тайну человеческую и запечатлел автор «Капитанской дочки».

Но отличается ли и здесь Гринев от Швабрина? Да, его-то понять легко, тем более что он сам себя объясняет исчерпывающе, испытывая облегчение от этого признания.

«Будучи от природы незлопамятен, я искренне простил ему и нашу ссору и рану, мною от него полученную».

Но завершение ли это сюжетной линии романа: «Гринев и Швабрин», финал ли это их отношений — примирение?

Увы, отнюдь нет. Впереди — предательство Швабрина и его мщение Гриневу, едва не кончившееся гибелью Маши и позором, а может быть, и казнью Гринева.

Почему вновь — и еще неожиданнее прежнего — меняется Швабрин? И почему столь круто расходятся судьбы Гринева и Швабрина и в роман Пушкина возвращается столь непримиримое теперь противопоставление Гринева и Швабрина, их, если угодно, поединок, еще более драматичный, чем недавняя дуэль?

На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить на следующем уроке, когда речь пойдет ... о Пугачеве.


Домашнее задание: перечитать главу II «Вожатый», главы IV—ХII; индивидуальное задание: пересказать «Сон Гринева», «Калмыцкую сказку».





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока литературы по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Автор: Волгина Татьяна Викторовна

Дата: 16.01.2021

Номер свидетельства: 570250


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства