Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературы в 9 классе Обобщение по теме «Литература 19 века». »
Урок литературы в 9 классе
Обобщение по теме «Литература 19 века».
Цель:
Повторить основные произведения «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Герои нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Мёртвые души» Н.В. Гоголя;
Проверить знание текстового материала;
Развивать речевые навыки учащихся;
Развивать творческие способности;
Совершенствовать умение работать в группах.
Метод: наглядный, словесный.
форма: игра.
Ход урока:
Организация начала урока. Сообщение целей урока.
Работа в группах. Решение тестов по группам, потом учащиеся меняются и проверяют работу другой группы. Работы оценивают и сдают.
Вариант I
1. Кому из героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» принадлежит фраза: «Упал он больно — встал здорово»:
1) Лизе; 2) Чацкому; 3) Фамусову; 4) Софье?
2. Кто написал, что в комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова «25 глупцов на одного здраво мыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим»:
12. Какая пьеса была первой в череде произведений А.Н. Островского: 1) «Бедность не порок»;
2) «Гроза»;
3) «Доходное место»;
4) «Свои люди — сочтемся»?
13. Как звали героиню произведения Ф.М. Достоевского «Белые ночи»: 1) Елена; 2) Светлана; 3) Анастасия; 4) Софья?
Ключи к тесту
II вариант:
1. 1;
2. 4;
3. 3;
4. 3;
5. 4;
6.1;
7. 1 - в); 2 - г); 3 - б); 4 - а);
8. 1;
9. 2;
10. 1 - в); 2 - б); 3 - г); 4 - а);
11. 1;
12. 4;
13. 3;
18 – 19 – «5»
15 – 17 – «4»
10 – 14 – «3»
Ключи к тесту
I вариант:
1. 3; 2. 2;
3. 4;
4. 1;
5. 4;
6. 2;
7. 2;
8. 3;
9. 2;
10. 1 - б); 2 - в); 3 - а); 4 - г);
11. 2;
12. 3; 13. 4;
15 – 16 – «5»
12 – 14 – «4»
9 – 11 – «3»
Игра «Морской бой»
Ученики по очереди называют клетку, учитель задаёт вопрос, и команда отвечает.
1
2
3
4
5
6
7
А
4
1
1
8
2
6
2
Б
4
4
3
1
8
3
2
В
5
3
4
6
7
2
3
Г
5
5
5
6
1
7
9
«Мёртвые души» Н.В. Гоголя
1. Назовите самого хозяйственного из помещиков:
Собакевич,
2. У кого было больше всех крестьян ?
Плюшкина,
3. Кто предлагал Чичикову почесать на ночь пятки предлагали:
Коробочка,
4. Кого можно назвать историческим человеком? Ноздрев
5. Укажите, кто в произведении рассказывает «Повесть о капитане Копейкине»
почтмейстер
6. Кто из русских писателей «подарил» Н.В. Гоголю сюжет «Мертвых душ»?
А.С. Пушкин
7. Для чего Чичиков скупал «мертвых душ»?
Чтобы заложить их в опекунский совет в качестве живых.
8. Какова главная тема в «Мертвых душах»?
Изображение всех социальных слоев России
«Герой нашего времени»
Кто является рассказчиком о судьбе черкешенки Бэлы в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»? Максим Максимыч.
Назовите главы романа в сюжетном порядке порядке. Бэла, М.М., Предисловие к «Журналу Печорина», Тамань, Княжна Мери, Фаталист
Какая из частей романа является центральной и придаёт произведению характер психологического романа? Княжна Мери.
Назовите имя критика, давшего следующую оценку Печорину:
«Этот человек не равнодушно, не апатически несет свое страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища её повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях»
В.Г. Белинский
5. Кого Лермонтов называет героем своего времени в романе? Печорина
6. Как сложилась судьба Бэлы, героини романа? Умерла от ранения
«Евгений Онегин»
Почему Е.Онегин, привыкший к столичной жизни, едет в деревню?
Получил наследство от дяди-помещика.
О каком герое произведений А.С. Пушкина В.Г. Белинский писал: «…Существо, доступное всему прекрасному, натура чистая и благородная»?
Татьяна Ларина.
Укажите, какого героя А.С.Пушкина подразумевает М.Ю. Лермонтов в следующих строках из «Смерти поэта»:
И он убит – и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сражённый, как и он, безжалостной рукой.
Назовите основные сюжетные линии романа.
Онегин-Ленский, Онегин-Татьяна.
Жанр произведения? Роман в стихах; т.е. лиро-эпическое произведение
Какова роль пейзажа в романе?
Показывает ход времени, характеризует духовный мир героев, часто
сопутствует образу Татьяны.
Каким размером написан роман?
Онегинская строфа – 14 строк, 4-х стопный ямб.
Расскажите отрывок наизусть.
Какие фрагменты романа не соответствуют «онегинской строфе»?
письмо Татьяны и Онегина
Разное
Кто из русских поэтов повторил вслед за В.А. Жуковским выражение «Гений чистой красоты»? А.С.Пушкин
Определите художественный прием в строке:
Облетает моя голова,
Куст волос золотистый вянет.
Метафора
Какому русскому писателю принадлежит следующее высказывание: «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя»? Ф.М. Достоевскому
Назовите автора критической статьи «Мильон терзаний» о пьесе «Горе от ума» Гончаров
Как называется высшая точка в развитии сюжета литературного произведения? Кульминация.
Работа в группах «Редакторы»
Ученики редактируют сочинение учеников, а затем меняются и проверяют по шаблону.
Отредактируйте фрагмент сочинения.
Все образы поэмы, изображенные Гоголем, по-своему интересны.
Читатель, читая страницу за страницей, смеется над вычурным Маниловым,
над брутальным Собакевичем, над тупой Коробочкой, над постоянно врущим
пройдохой Ноздревым, а скряга Плюшкин, собирающий всякий хлам, — это
вообще что-то. Но особенно привлек мое внимание Чичиков, чем-то похожий и
в то же время непохожий на других героев поэмы.
Чичиков похож на Манилова тем, что умел подлизаться к нужным людям,
похож на Собакевича тем, что может настаивать на своем, похож на Ноздрева
тем, что придумывает всякие аферы, похож на Коробочку и Плюшкина тем, что
кладет нужные и ненужные вещи в ящичек.
Но в то же время Чичиков существенно отличается от других героев поэмы.
Если герои-помещики тунеядствуют, то Чичиков постоянно ставит перед собой новые цели и
пытается их достичь. Уже в детстве он был бизнесменом, умел выгодно вложить деньги и
получить навар. Так, когда он учился в школе, он продавал булочки, которые он покупал
заранее, голодающим товарищам и извлекал из этого выгоду.
Но когда герой стал взрослым, ни одно его дело не выгорело. Скорее всего, Гоголь наказывает
своего героя за то, что при всех своих деловых качествах он человек безнравственный. Так,
например, он не помог своему старому учителю, который считал Павлушу лучшим учеником;
работая в казенной палате, он, добиваясь повышения, обманул повытчика и его дочь.
Наверное, автор ценил нравственное начало в людях, поэтому не дает планам
непорядочного человека осуществиться...
Примерный исправленный вариант
Все образы поэмы, созданные Гоголем, по-своему интересны. Читая страницу за страницей, мы смеемся над манерным Маниловым и грубым Собакевичем, над глупой Коробочкой и постоянно лгущим плутом Ноздревым; а скупей Плюшкин, собирающий ненужные вещи, производит особое впечатление. Но больше всего привлекает мое внимание Чичиков, чем-то похожий на других героев поэмы, но в то же время отличающийся от них.
Чичиков напоминает Манилова тем, что может войти в доверие к нужным людям; умение героя настоять на своем роднит его с Собакевичем; подобно Ноздреву, Чичиков придумывает разные аферы; а хранение нужных и ненужных вещей в ящичке сближает героя с Плюшкиным и Коробочкой.
Но, в отличие от бездельничающих помещиков. Чичиков постоянно ставит перед собой новые цели и пытается их достичь. Уже в детстве он делец, умеющий выгодно вложить деньги и получить прибыль. Так, еще будучи школьником, он продает купленные заранее булочки голодным товарищам и извлекает из этого выгоду.
Однако повзрослевшему герою не удается добиться успеха ни в одном деле. Скорее всего, Гоголь наказывает Чичикова за то, что при всех своих деловых качествах герой — человек безнравственный. Так, например, Чичиков отказывает в помощи своему старому учителю, считавшему Павлушу лучшим учеником; служа в казенной палате и добиваясь повышения, герой обманывает повытчика и его дочь.
Наверное, автор ценит нравственное начало в людях, поэтому не дает планам непорядочного человека осуществиться...
Подведение итогов урока.
Рефлексия
Д/з: подготовить презентацию по теме, или буклет, или просто тест, или кроссворд.