kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературы в 9 классе Обобщение по теме «Литература 19 века».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

  1. Повторить основные произведения «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Герои нашего    времени» М.Ю. Лермонтова, «Мёртвые души» Н.В. Гоголя;
  2. Проверить знание текстового материала;
  3. Развивать речевые навыки учащихся;
  4. Развивать творческие способности;
  5. Совершенствовать умение работать в группах.

Метод: наглядный, словесный.

форма: игра.

Ход урока:

  1. Организация начала урока. Сообщение целей урока.
  2. Работа в группах. Решение тестов по группам, потом учащиеся меняются и проверяют работу другой группы. Работы оценивают и сдают.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературы в 9 классе Обобщение по теме «Литература 19 века». »

Урок литературы в 9 классе

Обобщение по теме «Литература 19 века».

Цель:

  1. Повторить основные произведения «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Герои нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Мёртвые души» Н.В. Гоголя;

  2. Проверить знание текстового материала;

  3. Развивать речевые навыки учащихся;

  4. Развивать творческие способности;

  5. Совершенствовать умение работать в группах.

Метод: наглядный, словесный.

форма: игра.

Ход урока:

  1. Организация начала урока. Сообщение целей урока.

  2. Работа в группах. Решение тестов по группам, потом учащиеся меняются и проверяют работу другой группы. Работы оценивают и сдают.


Вариант I


1. Кому из героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» принадлежит фраза: «Упал он больно — встал здорово»:

1) Лизе; 2) Чацкому; 3) Фамусову; 4) Софье?

2. Кто написал, что в комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова «25 глупцов на одного здраво­ мыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окру­жающим»:

1) И.А. Гончаров; 2) А.С. Грибоедов; 3) А.С. Пушкин; 4) В.Г. Белинский.

3. Названию произведения какого автора соответствует название оды А. С. Пушкина «Вольность»:

1) Г.Р. Державина; 2) Н.М. Карамзина; 3) В.А. Жуковского; 4) А.Н. Радищева?

4. Из какой страны вернулся в свое имение герой романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Владимир Ленский:

1) Германия; 2) Италия; 3) Англия; 4) Франция?

5. Каким стихотворным размером написан роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:
1) анапест; 2) хорей; 3) дактиль; 4) ямб?

6. Как называлось имение, в котором провел свое детство М.Ю. Лермонтов?
1) Лермонтове; 2) Тарханы; 3) Болдино; 4) Стрешнево?

7. Какая повесть из составляющих роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является последней в хронологическом отношении:

1) «Бэла»; 2) «Максим Максимыч»; 3) «Фаталист»; 4) «Княжна Мери»?

8. Какой эпиграф взят П. В. Гоголем для комедии «Ревизор»:
1) «О rus... О Русь!»;

2) «Береги платье снову, а честь смолоду»;

3) «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»;

4) «И дым отечества нам сладок и приятен»?

9. Какое произведение не входит в петербургские повести Н. В. Гоголя:
1) «Портрет»; 2) Женитьба»; 3) «Шинель»; 4) «Коляска»?

10. Соотнесите названия произведений и их авторов:

  1. «Умом Россию не понять...»;

  2. «Поэт и гражданин»;

  3. «Нет, я не Байрон...»;

  4. «Я пришел к тебе с приветом...»;

а) М.Ю. Лермонтов; б) Ф.И. Тютчев; в) Н.А. Некрасов; г) А.А. Фет.

11. Как звали героиню повести И. С. Тургенева «Первая любовь»:
1) Анастасия; 2) Зинаида; 3) Елена; 4) Татьяна?

12. Какого писателя называли «Колумбом Замоскворечья»:
1) А.П. Чехова; 2) Н.В. Гоголя;

3) А.Н. Островского; 4) И.С. Тургенева?

13. Как определил ФМ. Достоевский жанр «Белых ночей»:

1) повесть; 2) роман; 3) поэма в прозе; 4) сентиментальный роман?




Вариант 2


1. Кому из героев комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» принадлежит фраза:

«Чины людьми даются, а люди могут обмануться»:

1) Чацкому; 2) Скалозубу; 3) Фамусову; 4) Молчалину?

2. Кто является автором критического этюда «Мильон терзаний»:
1) В.Г. Белинский; 2) Н.Г. Чернышевский;

3) А.С. Грибоедов; 4) И.А. Гончаров?

3. Какое произведение А, С. Пушкина не относится к его ранней лирике:
1) «Деревня»; 2) «Вольность»; 3) «Осень»; 4) «К Чаадаеву»?

4. Какое отчество было у Татьяны Лариной, героини романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:
1) Николаевна; 2) Владимировна; 3) Дмитриевна; 4) Александровна?

5. Сколько строк в «онегинской строфе»:

1) четыре; 2) шесть; 3) семь; 4) четырнадцать?

6. Какой герой не является действующим лицом романа М. Ю. Лермонтова «Герой наше­го времени»:

1) Вадим; 2) Вернер; 3) Грушницкий; 4) Вера?

7. Соотнесите названия стихотворений М.Ю. Лермонтова и их жанры:
1) «Печально я гляжу на наше поколенье...»;

2) «Н.Ф.И.»;

3) «Перчатка»; 4) «Бородино»;

а) сюжетное стихотворение; б) баллада; в) дума; г) послание.

8. В какое произведение Н.В. Гоголя включена «Повесть о капитане Копейкине»:
1) «Мертвые души»; 2) «Ревизор»; 3) «Шинель»; 4) «Нос»?

9. Как определил Н.В. Гоголь жанр «Мертвых душ»:
1) роман; 2) поэма; 3) эпопея; 4) повесть?

10. Соотнесите авторов и названия их произведений:

1) А.А. Фет; 2) Н.А. Некрасов; 3) И.С. Никитин; 4) Ф.И. Тютчев;

а) «Весенняя гроза»; б) «Зеленый шум»; в) «Ласточки пропали...»; г) «Пахарь».

11. Какое из произведений не принадлежит перу И. С. Тургенева:

1) «Бесприданница»; 2) «Первая любовь»; в) «Отцы и дети»; г) «Утро туманное...»?

12. Какая пьеса была первой в череде произведений А.Н. Островского:
1) «Бедность не порок»;

2) «Гроза»;

3) «Доходное место»;

4) «Свои люди — сочтемся»?

13. Как звали героиню произведения Ф.М. Достоевского «Белые ночи»:
1) Елена; 2) Светлана; 3) Анастасия; 4) Софья?


Ключи к тесту

II вариант:


1. 1;

2. 4;

3. 3;

4. 3;

5. 4;

6.1;

7. 1 - в); 2 - г); 3 - б); 4 - а);

8. 1;

9. 2;

10. 1 - в); 2 - б); 3 - г); 4 - а);

11. 1;

12. 4;

13. 3;


18 – 19 – «5»

15 – 17 – «4»

10 – 14 – «3»



Ключи к тесту

I вариант:


1. 3;
2. 2;

3. 4;

4. 1;

5. 4;

6. 2;

7. 2;

8. 3;

9. 2;

10. 1 - б); 2 - в); 3 - а); 4 - г);

11. 2;

12. 3;
13. 4;


15 – 16 – «5»

12 – 14 – «4»

9 – 11 – «3»


  1. Игра «Морской бой»

Ученики по очереди называют клетку, учитель задаёт вопрос, и команда отвечает.



1

2

3

4

5

6

7

А

4

1

1

8

2

6

2

Б

4

4

3

1

8

3

2

В

5

3

4

6

7

2

3

Г

5

5

5

6

1

7

9



«Мёртвые души» Н.В. Гоголя


1. Назовите самого хозяйственного из помещиков:

Собакевич,

2. У кого было больше всех крестьян ?

Плюшкина,

3. Кто предлагал Чичикову почесать на ночь пятки предлагали:

Коробочка,

4. Кого можно назвать историческим человеком?
Ноздрев

5. Укажите, кто в произведении рассказывает «Повесть о капитане Копейкине»

почтмейстер

6. Кто из русских писателей «подарил» Н.В. Гоголю сюжет «Мертвых душ»?

А.С. Пушкин

7. Для чего Чичиков скупал «мертвых душ»?

Чтобы заложить их в опекунский совет в качестве живых.

8. Какова главная тема в «Мертвых душах»?

Изображение всех социальных слоев России


«Герой нашего времени»


  1. Кто является рассказчиком о судьбе черкешенки Бэлы в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»? Максим Максимыч.


  1. Назовите главы романа в сюжетном порядке порядке. Бэла, М.М., Предисловие к «Журналу Печорина», Тамань, Княжна Мери, Фаталист



  1. Какая из частей романа является центральной и придаёт произведению характер психологического романа? Княжна Мери.


  1. Назовите имя критика, давшего следующую оценку Печорину:

«Этот человек не равнодушно, не апатически несет свое страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища её повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях»

В.Г. Белинский


5. Кого Лермонтов называет героем своего времени в романе? Печорина


6. Как сложилась судьба Бэлы, героини романа? Умерла от ранения



«Евгений Онегин»

  1. Почему Е.Онегин, привыкший к столичной жизни, едет в деревню?

Получил наследство от дяди-помещика.

  1. О каком герое произведений А.С. Пушкина В.Г. Белинский писал: «…Существо, доступное всему прекрасному, натура чистая и благородная»?

Татьяна Ларина.

  1. Укажите, какого героя А.С.Пушкина подразумевает М.Ю. Лермонтов в следующих строках из «Смерти поэта»:

И он убит – и взят могилой,

Как тот певец, неведомый, но милый,

Добыча ревности глухой,

Воспетый им с такою чудной силой,

Сражённый, как и он, безжалостной рукой.


  1. Назовите основные сюжетные линии романа.

Онегин-Ленский, Онегин-Татьяна.

  1. Жанр произведения? Роман в стихах; т.е. лиро-эпическое произведение

  2. Какова роль пейзажа в романе?

Показывает ход времени, характеризует духовный мир героев, часто

сопутствует образу Татьяны.

  1. Каким размером написан роман?

Онегинская строфа – 14 строк, 4-х стопный ямб.

  1. Расскажите отрывок наизусть.

  2. Какие фрагменты романа не соответствуют «онегинской строфе»?

письмо Татьяны и Онегина



Разное

  1. Кто из русских поэтов повторил вслед за В.А. Жуковским выражение «Гений чистой красоты»? А.С.Пушкин

  2. Определите художественный прием в строке:


Облетает моя голова,

Куст волос золотистый вянет.

Метафора

  1. Какому русскому писателю принадлежит следующее высказывание: «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя»? Ф.М. Достоевскому


  1. Назовите автора критической статьи «Мильон терзаний» о пьесе «Горе от ума» Гончаров

  2. Как называется высшая точка в развитии сюжета литературного произведения? Кульминация.







  1. Работа в группах «Редакторы»

Ученики редактируют сочинение учеников, а затем меняются и проверяют по шаблону.

Отредактируйте фрагмент сочинения.

Все образы поэмы, изображенные Гоголем, по-своему интересны.


Читатель, читая страницу за страницей, смеется над вычурным Маниловым,


над брутальным Собакевичем, над тупой Коробочкой, над постоянно вру­щим


пройдохой Ноздревым, а скряга Плюшкин, собирающий всякий хлам, — это


вообще что-то. Но особенно привлек мое внимание Чичиков, чем-то похожий и


в то же время непохожий на других героев поэмы.


Чичиков похож на Манилова тем, что умел под­лизаться к нужным людям,


похож на Собакевича тем, что может настаивать на своем, похож на Ноздрева


тем, что придумывает всякие аферы, похож на Коробочку и Плюшкина тем, что


кладет нужные и ненужные вещи в ящичек.


Но в то же время Чичиков существенно отличает­ся от других героев поэмы.


Если герои-помещики тунеядствуют, то Чичиков постоянно ставит перед собой новые цели и


пытается их достичь. Уже в детстве он был бизнесменом, умел выгодно вложить деньги и


получить навар. Так, когда он учился в школе, он продавал булочки, которые он покупал


заранее, го­лодающим товарищам и извлекал из этого выгоду.


Но когда герой стал взрослым, ни одно его дело не выгорело. Скорее всего, Гоголь наказывает


сво­его героя за то, что при всех своих деловых качест­вах он человек безнравственный. Так,


например, он не помог своему старому учителю, который счи­тал Павлушу лучшим учеником;


работая в казен­ной палате, он, добиваясь повышения, обманул повытчика и его дочь.


Наверное, автор ценил нравственное начало в людях, поэтому не дает планам


непорядочного че­ловека осуществиться...

Примерный исправленный вариант

Все образы поэмы, созданные Гоголем, по-своему интересны. Читая страницу за страницей, мы сме­емся над манерным Маниловым и грубым Собакевичем, над глупой Коробочкой и постоянно лгущим плу­том Ноздревым; а скупей Плюшкин, собирающий не­нужные вещи, производит особое впечатление. Но больше всего привлекает мое внимание Чичиков, чем-то похожий на других героев поэмы, но в то же время отличающийся от них.

Чичиков напоминает Манилова тем, что может войти в доверие к нужным людям; умение героя на­стоять на своем роднит его с Собакевичем; подобно Ноздреву, Чичиков придумывает разные аферы; а хра­нение нужных и ненужных вещей в ящичке сближает героя с Плюшкиным и Коробочкой.

Но, в отличие от бездельничающих помещиков. Чичиков постоянно ставит перед собой новые цели и пытается их достичь. Уже в детстве он делец, уме­ющий выгодно вложить деньги и получить прибыль. Так, еще будучи школьником, он продает купленные заранее булочки голодным товарищам и извлекает из этого выгоду.

Однако повзрослевшему герою не удается добить­ся успеха ни в одном деле. Скорее всего, Гоголь нака­зывает Чичикова за то, что при всех своих деловых качествах герой — человек безнравственный. Так, на­пример, Чичиков отказывает в помощи своему ста­рому учителю, считавшему Павлушу лучшим учени­ком; служа в казенной палате и добиваясь повыше­ния, герой обманывает повытчика и его дочь.

Наверное, автор ценит нравственное начало в лю­дях, поэтому не дает планам непорядочного человека осуществиться...




  1. Подведение итогов урока.

  2. Рефлексия

  3. Д/з: подготовить презентацию по теме, или буклет, или просто тест, или кроссворд.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по литературы в 9 классе Обобщение по теме «Литература 19 века».

Автор: Новичкова Екатерина Алексеевна

Дата: 20.08.2015

Номер свидетельства: 226119

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока литературы в 5 классе "Братья наши меньшие" в стихотворениях поэтов XX века "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-litieratury-v-5-klassie-brat-ia-nashi-mien-shiie-v-stikhotvorieniiakh-poetov-xx-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "175314"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424260796"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Разработка урока литературы в 9 классе в школе с русским (неродным) языком обучения"
    ["seo_title"] => string(90) "razrabotka-uroka-litieratury-v-9-klassie-v-shkolie-s-russkim-nierodnym-iazykom-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "264193"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449669222"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) ""Конспект урока по литературе в 9 классе:" И снится чудный сон Татьяне..." "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-v-9-klassie-i-snitsia-chudnyi-son-tat-ianie"
    ["file_id"] => string(6) "187814"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426586095"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока  внеурочной деятельности по теме:"Международный день птиц." "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-tiemie-miezhdunarodnyi-dien-ptits"
    ["file_id"] => string(6) "222028"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435771574"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Презентация и конспект  урока литературы 5 класс. Л.Н. Толстой "Кавказский пленник". Сравнительная характеристика героев рассказа. "
    ["seo_title"] => string(137) "priezientatsiia-i-konspiekt-uroka-litieratury-5-klass-l-n-tolstoi-kavkazskii-pliennik-sravnitiel-naia-kharaktieristika-ghieroiev-rasskaza"
    ["file_id"] => string(6) "181228"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425312982"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства