План-конспект урока литературы по творчеству А.С.Грибоедова «Горе от ума» в 9 классе в школе с русским (неродным) языком обучения
Учитель: Березкина Саскылана Владимировна
Тема: «Век нынешний и век минувший…» (анализ II действия)
Тип урока: изучение художественного текста
Вид урока: урок-беседа
Цели:
Образовательные:
- проанализировать II действие комедии;
- определить завязку конфликта;
Развивающие:
- формировать умение анализировать монолог;
- определить взаимоотношение персонажей;
Воспитательные:
- воспитывать человеколюбие, принципиальность.
Оборудование: учебник литературы
таблица «Мои наблюдения»
Опереж.д/з (фронтальное): - прочитать II действие комедии;
- начать составление таблицы;
Ход урока:
I. Подготовка к новой теме
1) запись даты и темы урока « Век нынешний и век минувший»
2) огласить учебную цель урока: какова роль данного эпизода в развитии действия
II. Изучение новой темы
1. Проверка домашнего задания ( работа с цитатной таблицей)
Микроцель: узнать степень овладения материалом, знание текста комедии
Работа по таблице «Мои наблюдения».Таблица вывешивается на доску, предварительно читается и предварительно комментируется учителем и учащимися.
Микровывод: определили взгляды на жизнь Чацкого и Фамусова с помощью цитатной таблицы
2. Беседа по восприятию текста (устный опрос)
Микроцель: определить основные конфликты комедии
- Что такое конфликт в драматическом произведении? (конфликт-столкновение противоречий, движущая сила действия в произведении)
- Есть ли любовный конфликт в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?
- Кто является основными действующими лицами в любовном конфликте комедии?
- Определите, когда завязывается любовный конфликт?
- Является ли любовный конфликт основной движущей силой комедии? (любовный конфликт в «Горе от ума» не является основным, так как цель написания комедии, которую поставил перед собой Грибоедов, не просто показать характер любовных взаимоотношений героев, а раскрыть нравы современной ему Москвы, показать наметившиеся противоречия в обществе).
- Какой еще конфликт можно выделить в комедии «Горе от ума»? И кто из героев является участником конфликта? ( конфликт поколений).
3. Анализ монолога Чацкого и Фамусова
Слово учителя: во втором действии нам необходимо понять почему Чацкий вступает в спор с Фамусовым, почему неизбежно столкновение Чацкого и фамусовской Москвы. Второе действие насыщено монологами. Это понятно: перед столкновением стороны излагают свою программу.
Выразительное чтение монолога Чацкого и Фамусова (по желанию)
Монолог Фамусова.
- Каково мировоззрение Фамусова?
- Каковы истинные ценности, по мнению Фамусова?
- Приемлет ли взгляды на жизнь Фамусова Чацкий?
Чтение монолога Чацкого «И точно начал свет глупеть…»
- Каковы же взгляды Чацкого?
- Перед нами завязка другого конфликта ( о завязке любовного конфликта мы говорили ранее) В чем суть его?
- Как меняются поведение и интонация речи героев в ходе словесного поединка?
- Какие жизненные идеалы и ценности отстаивает каждый герой?
- Важный момент – появление Скалозуба.
- Кто такой Скалозуб? Каковы его взгляды на жизнь? Чья жизненная позиция ему ближе?
- Найдите в тексте реплики Скалозуба, которые помогают нам понять, что это за человек?
- Что вызвало монолог Чацкого «А судьи кто?.»
- Каковы политические взгляды Чацкого? Что не приемлет он в современном ему обществе?
- Как вам кажется, почему такой умный молодой человек не понимает до конца происходящего?
4. Практическая работа (чтение 7-14 явления)
Учитель: С 7-го по 14-е явление развивается любовная тема. Получается не один, а целых три любовных треугольника. Какие?
Изобразим их графически.
Микровывод: в комедии «Горе от ума» преобладают два основных конфликта: конфликт поколений и любовный конфликт.
III. Обобщение
- Как и почему изменяется настроение Чацкого от начала к концу второго действия? (устный ответ учащихся)
Вывод. Во II действии начинает развиваться общественный конфликт и усложняется любовная линия пьесы. Мы с вами определили содержание этих конфликтов.
IV. Осмысление д/з:
- выучить наизусть монолог Чацкого, монолог Фамусова (на выбор), продолжить заполнение таблицы