конспект урока на тему "С.Есенин "Поет зима, аукает..." (для 5 класс коррекционной школы VIII вида)
Конспект урока на тему "С.Есенин "Поет зима, аукает..." (для 5 класс коррекционной школы VIII вида)
Разработка урока по литературе для учащихся 5 класса предназнаечена для коррекционных школ VIII вида. Вам предлагается конспект урока на тему "Изучение стихотворения Сергея Есенина "Поёт зима, аукает..."
Цели урока:
знакомство учащихся с творчеством талантливого русского поэта Сергея Александровича Есенина, с родиной поэта;
развитие устной речи, восприятие поэтического произведения, расширение и обогащение словарного запаса учащихся;
воспитание у детей трепетного, нежного отношения к родной земле, к своему Отечеств
?Оборудование: выставка книг со стихами С.Есенина, портрет поэта, репродукция картины И.Шишкина «Зима», фонохрестоматия со стихами, диск с песнями на стихи С. Есенина, презентация со слайдами, интерактивная доска
Для более успешкой работы нескольким учащимся заранее дается задание на дом: к уроку подготовить выразительное чтение стихотворений Сергея Есенина.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока на тему "С.Есенин "Поет зима, аукает..." (для 5 класс коррекционной школы VIII вида) »
МКООУ «Санаторная школа - интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении» г. Тарко – Сале Пуровского района
Конспект
урока литературы на тему
«С.Есенин «Поет зима – аукает…»
в 5 классе коррекционной школы VIII вида.
Учитель: Новикова Эльвира Васильевна.
г. Тарко-Сале, 2014 г.
Цели:
знакомство учащихся с творчеством талантливого русского поэта С.А.Есенина, с родиной поэта;
развитие устной речи, восприятие поэтического произведения, расширение и обогащение словарного запаса;
воспитание трепетного, нежного отношения к родной земле, к своему Отечеству.
Оборудование: Книги со стихами С.Есенина, портрет поэта, репродукция картины И.Шишкина «Зима», фонохрестоматия со стихами, диск с песнями на стихи С. Есенина, презентация со слайдами.
Ход урока:
Организационный момент.
Сообщение темы урока. Актуализация знаний учащихся.
-Сегодня на уроке мы поговорим о великом русском поэте Сергее Есенине, познакомимся с его жизнью и творчеством, с его стихотворением «Поет зима – аукает…». Богата земля русская талантами. Сколько замечательных людей прославили Россию своими трудами! История сохранила и донесла до нас сквозь века имена многих знаменитых людей. Назовите их. (И.Крылов, А.Пушкин, М. Лермонтов).
- Эти имена - лишь некоторые среди множества знаменитых имен. Сегодня на уроке мы продолжим узнавать великих людей земли русской. И один из них – поэт Сергей Александрович Есенин. (Обратить внимание детей на портрет поэта).
III. Сообщение учителя о творчестве С.Есенина с опорой на показ слайдов презентации.
- Крестьянский сын С.А.Есенин родился 21 сентября (3 октября по новому стилю) 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии. Этот день был отмечен историческим для России событием: 20-21 сентября 1895 года Рязань праздновала свое 800-летие. Во всех уголках Рязанщины звонили колокола и шумели народные гулянья. Древняя русская земля как будто приветствовала рождение своего гения. Есенин был крещен в Константиновской церкви Казанской Божьей матери и наречён в честь Святого Сергия Радонежского.
Детство его прошло в селе Константиново. Живописны были окрестности села Константиново. С высоких берегов видна извилистая река Ока. За ней на многие километры привольно раскинулись покрытые буйными травами заливные луга с многочисленными озерками, старое русло реки, покрытое камышом и лилиями. Вдали виднеются бескрайние леса и поля, покрытые небольшими перелесками и деревушками. Здесь зародилась неугасимая любовь Есенина к Родине, её природе, народу.
Дед Есенина Федор Андреевич Титов знал наизусть множество народных песен, которые часто пел внуку. Бабушка рассказывала сказки.
Родители Есенина поженились очень рано, когда отцу было 18, а матери 16 с половиной лет. Отец Есенина - Александр Никитич Есенин, с детства был известен по всей округе своим прекрасным голосом. Он слыл немного чудаковатым, потому что не пил и любил читать книги. Когда пришло время жениться, его выбор пал на первую красавицу и лучшую в селе песенницу Татьяну Фёдоровну Титову. Впоследствии в детстве Есенин не раз слышал, как родители замечательно пели дуэтом народные песни. Может, поэтому многие ранние стихи Сергея Есенина написаны в песенном жанре.
Читать поэт научился в 5 лет под руководством дяди. С тех пор чтение стало одним из его любимых занятий. Сам поэт вспоминал, что свои стихи начал сочинять очень рано, лет с 8-9.
В сентябре 1904 года Есенин поступил учиться в Константиновское земское училище. Оно было небольшое всего четыре класса. Оно помещалось почти напротив дома Есениных. Обучение в училище было рассчитано на 4 года. Учился Есенин отлично. Весной и летом проводил целые дни в лугах на сенокосе с пастухами, пас в ночном лошадей. Любил купаться на Оке, ловить рыбу раков. Любил народные песни и праздники. Позднее Есенин вспоминал в своих стихах:
Ой, ты Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.
Училище Сергей закончил с похвальным листом. Родители хотели видеть его учителем и отправили в церковно-учительскую школу в соседнем селе. А. Н Есенин был единственным в то время в селе отцом, который отправил своего сына после окончания училища не на заработки, а учиться. В конце мая 1912 года Есенин окончил это учебное заведение и по желанию родителей должен был поступить в Московский учительский институт. Но Есенин уже понял свое предназначение и решил всю свою жизнь посвятить поэзии. В своих стихах он писал о Родине, о природе, обо всем живом на земле.
В 18 лет Сергей Есенин приехал в Петербург, где познакомился со многими писателями и потами.
За три с половиной года жизни в Петербурге Есенин стал известным поэтом. Его окружали поклонницы и друзья. Наивность, доверчивость, какая-то нежность уживались в Есенине рядом с озорством. Есенина любили. Есенину прощали многое, что не простили бы другому.
В 1925 году Есенина не стало. Но после себя он оставил замечательные стихи, которые знают и любят, переводят на многие языки мира.
IV. Проверка домашнего задания.
- У каждого из нас в душе свой образ великого поэта и человека С.Есенина, у каждого в сердце свои любимые есенинские стихи. К уроку вы подготовили стихотворения С.Есенина. Давайте послушаем их. (Заранее подготовленные ученики читают стихи Есенина).
-Стихи красивы, красочны, сочны, мелодичны, так и хочется их пропеть. На стихи С.Есенина написано много песен. Эти песни поют во многих уголках нашей страны. Я предлагаю вам прослушать одну из них. Она написана музыкантом Н.Кутузовым. (Звучит аудиозапись песни «Береза»).
- Вы слушали песню на стихи С.Есенина «Береза». Видите, как можно красиво говорить о красоте родной природы. Кстати, и сам фамилия Есенина берет начало у природы.Есеня - так называли в Рязанской области одно из времен года. Может, вы подскажете, какое? (Осень).
-Правильно, Есенин означает «осенний». О природе Есенин писал как о живом существе. Вот «задремали звезды золотые», черёмуха у него «ветви золотые, что кудри завила». Не правда ли, все красиво и необычно.
V. Физминутка.
VI.Изучение нового материала.
1. Беседа с опорой на наблюдения детей.
- Ребята, вы все были в лесу, в тундре в разные времена года - зимой, весной, летом и осенью. Обратите внимание на картину на доске. Опишите картину. (Дети передают содержание картины).
-А теперь прослушайте, как певец русской природы поэт С.Есенин описывает зимний лес в своем стихотворении «Поёт зима – аукает…». Проследите, созвучны ли стихи С.Есенина картине И.Шишкина? В чем?
2. Прослушивание стихотворения «Поёт зима – аукает…» в записи.
После прослушивания стихотворения дети отвечают на поставленный вопрос. (И на картине, и в стихах картина зимнего леса одинаковая. Все замерзло. Застыли елочки под снежным покрывалом, неподвижным кажется воздух. Изредка птица, перелетая с ветки на ветку, стряхнет с ветки снег, и он летит, как серебряная пыль).
3. Проверка понимания стихотворения с опорой на текст.
-Ребята, открывайте учебник на странице138. Прочитаем стихотворение про себя. (Учащиеся читают стихотворение).
- Какие слова вам кажутся непонятными? (Работа над словами («стозвоном сосняка», «метелица» и т.д.).
- Как вы думаете, веселое стихотворение или грустное это стихотворение Есенина, передающее картину зимнего леса? Чтобы точнее ответить на этот вопрос, прочитайте про себя стихотворение и заметьте, какое настроение рождают у вас картины, которые описывает поэт.
4. Беседа по вопросам и заданиям в учебнике.
5. Работа в парах.
Учащимся предлагается еще раз прочитать стихотворение про себя, затем каждая пара должна разделить стихотворение на три части, выделить в каждой из них главное и озаглавить каждую часть.
6. Проверка выполнения работы.
Вызванный ученик читают первую часть стихотворения, выделяет в ней главную мысль и предлагает свой заголовок. По ходу обсуждения на доске появляется план, например:
Воет ветер в лесу.
По двору стелется метелица.
«Озябли птички малые».
VII. Работа над выразительным чтением стихотворения.
VIII. Задание на дом: выучить наизусть стихотворение С.Есенина «Поёт зима – аукает…» Нарисовать иллюстрацию к стихотворению (по желанию).
IX. Подведение итогов урока.
-С жизнью и творчеством какого поэта познакомились сегодня на уроке?