Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку чтения и развития речи 7 класс тема "А.С. Пушкин «Зимнее утро».»
Урок литературы «Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Няне»
Выполнила работу учитель
русского языка и литературы
МОУ – Гимназии № 2
города Клина Московской области
Шимарова Валентина Анатольевна
Цель урока:
познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина;
стихотворением, посвященным няне поэта;
формировать умения и навыки работы с поэтическим текстом;
- развивать навыки выразительного чтения, словесного рисования, умения выделять в тексте произведения изобразительно-выразительные средства и определять их роль в художественной структуре стихотворения;
- обучать приемам целостного анализа текста лирического произведения;
- развивать аналитические и креативные способности, потребность в коммуникативной деятельности на эстетической основе;
Поэтическая разминка. Синквейн
1 ряд – няня
2 ряд – подруга
3 ряд - голубка
Александр Сергеевич Пушкин новая встреча
Встречи с творчеством А.С.Пушкина – это «чудное мгновение», которое длится всю жизнь .
Арина Родионовна Яковлева
В гостях у Пушкина
Пушкин и няня
В гостях у няни
Домик няни Пушкина.
Здесь жила любимая няня Сашеньки Пушкина
Памятники А.С.Пушкину и его няне Арине Родионовне
Загадочный образ
Стихотворение «Няне»
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе. . . . . . .
1826
Анализ стихотворения
Мастерица ведь была
И откуда что брала!
А куды разумны шутки,
Приговорки, прибаутки,
Небылицы, былины
Православной старины..
Светлица
–в старину: светлая
парадная комната
в доме.
Горюешь, будто на часах
–устар. ворота.
Вороты
Всечасно
–постоянно
.
Образ няни
«Давно, давно
ты ждёшь меня…»
Попробуйте выразить настроение этого стихотворения с помощью красок- цветов.
Какими красками вы бы передали настроение стихотворения?
Каким настроением пронизано это стихотворение?
Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение?
Настроение стихотворения
- Настроение стихотворения можно предать мрачными, темными красками. Только настроение последней, незаконченной, строки, в которой звучит надежда - более светлыми цветами.
-В произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки, выражены нежность, забота, признательность за дружеское участие в дни ссылки, проведенные вместе.
Лирический герой стихотворения
Лирический герой – личность, чьи мысли и чувства выражены в стихотворении. Лирический герой близок автору, но нельзя отождествлять эти понятия.
Проиллюстрировать стихотворение или создать слайды
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня. – строки рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов
Ты под окном своей светлицы
Горюешь будто на часах,
И медлят поминутно спицы в твоих наморщенных руках. – представляется няня, сидящая у окна и поминутно вглядывающаяся вдаль.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь .- кажется, няня подошла к воротам и напряженно смотрит вдаль.
То чудится тебе …- возможно, няне видится ее воспитанник, ее любимец, спешащий к ней.
Лексический уровень (значения слов, определяющих эмоциональный настрой стихотворения)
Перифразаподруга дней моих суровых
Подчеркивает дружеские отношения с няней в трудные для него времена - в период ссылки. Для лирического героя няня – друг, который всегда рядом - и в радости, и в горе.
Во второй перифразе соединяется сердечное, народное словоголубкаи эпитетдряхлая, несущий оттенок дружеской шутки, местоимениемояусиливает ласковый тон.
В этих обращениях - любовь к няне, нежность и забота.
Эпитетыдряхлая, наморщенных рукахрисуют облик няни
Повтор давно, давно
Глушь лесов,
эпитетыЗабытые ворота
Черный отдаленный путь
передают тяжесть одиночества няни.
Черный отдаленный путь
- символ разлуки
Чувства няни названы прямо :горюешь
Тоска, предчувствия , заботы
и метафорически:теснят твою всечасно грудь,
Медлят поминутно спицы в твоих наморщенных руках.
Сравнениегорюешь, будто на часах- передает постоянство ее томительного ожидания
Грамматический уровень (части речи, грамматические формы)
Существительные- 16
Глаголы -6
( все глаголы настоящего времени, несовершенного вида – передают томительность долгого, кажется, нескончаемого ожидания)
прилагательные- 3
причастия- 3
местоимения-8 (из них 4- личных)- Это придает звучанию строк лирический, глубоко личный характер.
Синтаксический уровень (структура предложений, их количество)
В стихотворении 5 предложений.
1 –восклицательное, содержит обращение;
2- простое,
повествовательное, невосклицательное;
3,4- сложные, длинные, грамматические границы предложений и деление на строки не совпадают
(Это передает взволнованность речи лирического героя);
5 - предложение не закончено.
( Оно побуждает читателя к раздумьям, размышлениям).
Опорные схемы. Обобщение
Продолжение работы над планом
Продолжение работы над планом
Домашнее задание
Подготовиться к письменной работе – «Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Няне» по предложенному плану