kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку чтения и развития речи 7 класс тема "А.С. Пушкин «Зимнее утро».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока может использоваться педагогами коррекционных школ VIII вида 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку чтения и развития речи 7 класс тема "А.С. Пушкин «Зимнее утро».»

Урок литературы «Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Няне»  Выполнила работу учитель  русского языка и литературы  МОУ – Гимназии № 2  города Клина Московской области  Шимарова Валентина Анатольевна

Урок литературы «Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Няне»

Выполнила работу учитель

русского языка и литературы

МОУ – Гимназии № 2

города Клина Московской области

Шимарова Валентина Анатольевна

Цель урока:

Цель урока:

  • познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина;
  • стихотворением, посвященным няне поэта;
  • формировать умения и навыки работы с поэтическим текстом;
  • - развивать навыки выразительного чтения, словесного рисования, умения выделять в тексте произведения изобразительно-выразительные средства и определять их роль в художественной структуре стихотворения;
  • - обучать приемам целостного анализа текста лирического произведения;
  • - развивать аналитические и креативные способности, потребность в коммуникативной деятельности на эстетической основе;
Поэтическая разминка.  Синквейн

Поэтическая разминка. Синквейн

  • 1 ряд – няня
  • 2 ряд – подруга
  • 3 ряд - голубка
Александр Сергеевич Пушкин  новая встреча

Александр Сергеевич Пушкин новая встреча

Встречи с творчеством А.С.Пушкина –  это «чудное мгновение»,  которое длится всю жизнь .

Встречи с творчеством А.С.Пушкина – это «чудное мгновение», которое длится всю жизнь .

Арина Родионовна  Яковлева

Арина Родионовна Яковлева

В гостях у Пушкина

В гостях у Пушкина

Пушкин и няня

Пушкин и няня

В гостях у няни Домик няни Пушкина. Здесь жила любимая няня Сашеньки Пушкина

В гостях у няни

Домик няни Пушкина.

Здесь жила любимая няня Сашеньки Пушкина

Памятники А.С.Пушкину и его няне Арине Родионовне

Памятники А.С.Пушкину и его няне Арине Родионовне

Загадочный образ

Загадочный образ

Стихотворение «Няне»

Стихотворение «Няне»

  • Подруга дней моих суровых,
  • Голубка дряхлая моя!
  • Одна в глуши лесов сосновых
  • Давно, давно ты ждешь меня.
  • Ты под окном своей светлицы
  • Горюешь, будто на часах,
  • И медлят поминутно спицы
  • В твоих наморщенных руках.
  • Глядишь в забытые вороты
  • На черный отдаленный путь;
  • Тоска, предчувствия, заботы
  • Теснят твою всечасно грудь.
  • То чудится тебе. . . . . . .
  • 1826
Анализ стихотворения Мастерица ведь была И откуда что брала! А куды разумны шутки, Приговорки, прибаутки, Небылицы, былины Православной старины..

Анализ стихотворения

Мастерица ведь была

И откуда что брала!

А куды разумны шутки,

Приговорки, прибаутки,

Небылицы, былины

Православной старины..

Светлица – в старину: светлая парадная комната в доме. Горюешь, будто на часах – устар. ворота. Вороты Всечасно – постоянно .

Светлица

в старину: светлая

парадная комната

в доме.

Горюешь, будто на часах

устар. ворота.

Вороты

Всечасно

постоянно

.

Образ няни «Давно, давно  ты ждёшь меня…»

Образ няни

«Давно, давно

ты ждёшь меня…»

Попробуйте выразить настроение этого стихотворения с помощью красок- цветов.

Попробуйте выразить настроение этого стихотворения с помощью красок- цветов.

  • Какими красками вы бы передали настроение стихотворения?
  • Каким настроением пронизано это стихотворение?
  • Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение?
Настроение стихотворения - Настроение стихотворения можно предать мрачными, темными красками. Только настроение последней, незаконченной, строки, в которой звучит надежда - более светлыми цветами.  - Настроение стихотворения грустное, печальное, тоскливое.

Настроение стихотворения

  • - Настроение стихотворения можно предать мрачными, темными красками. Только настроение последней, незаконченной, строки, в которой звучит надежда - более светлыми цветами.

  • - Настроение стихотворения грустное, печальное, тоскливое.

  • - В произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки, выражены нежность, забота, признательность за дружеское участие в дни ссылки, проведенные вместе.
Лирический герой стихотворения

Лирический герой стихотворения

  • Лирический герой – личность, чьи мысли и чувства выражены в стихотворении. Лирический герой близок автору, но нельзя отождествлять эти понятия.
Проиллюстрировать стихотворение или создать слайды

Проиллюстрировать стихотворение или создать слайды

  • Одна в глуши лесов сосновых
  • Давно, давно ты ждешь меня.строки рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов
  • Ты под окном своей светлицы
  • Горюешь будто на часах,
  • И медлят поминутно спицы в твоих наморщенных руках.представляется няня, сидящая у окна и поминутно вглядывающаяся вдаль.
  • Глядишь в забытые вороты
  • На черный отдаленный путь:
  • Тоска, предчувствия, заботы
  • Теснят твою всечасно грудь .- кажется, няня подошла к воротам и напряженно смотрит вдаль.
  • То чудится тебе …- возможно, няне видится ее воспитанник, ее любимец, спешащий к ней.
Средства передачи чувств лирического героя и няни

Средства передачи чувств лирического героя и няни

Фонетический уровень(ритм, звукопись, размер)

Фонетический уровень(ритм, звукопись, размер)

  • Музыкальный, почти песенный ритм
  • Четырехстопный ямб
  • Можно услышать звук спиц, шаги старой няни
  • Аллитерация на звуки- ш, ж, щ
  • п, т, ч – создают мрачное,
  • печальное настроение
  • последние строки –ассонанс на звуки
  • о, у- передают длительность ожидания, создают настроение грусти
Лексический уровень  (значения слов, определяющих эмоциональный настрой стихотворения)

Лексический уровень (значения слов, определяющих эмоциональный настрой стихотворения)

  • Перифраза подруга дней моих суровых
  • Подчеркивает дружеские отношения с няней в трудные для него времена - в период ссылки. Для лирического героя няня – друг, который всегда рядом - и в радости, и в горе.
  • Во второй перифразе соединяется сердечное, народное слово голубка и эпитет дряхлая, н есущий оттенок дружеской шутки, местоимение моя усиливает ласковый тон.
  • В этих обращениях - любовь к няне, нежность и забота.
  • Эпитеты дряхлая, наморщенных руках рисуют облик няни
  • Повтор давно , давно
  • Глушь лесов,
  • эпитеты Забытые ворота
  • Черный отдаленный путь
  • передают тяжесть одиночества няни.
  • Черный отдаленный путь
  • - символ разлуки
  • Чувства няни названы прямо : горюешь
  • Тоска, предчувствия , заботы
  • и метафорически: теснят твою всечасно грудь,
  • Медлят поминутно спицы в твоих наморщенных руках.
  • Сравнение горюешь, будто на часах- п ередает постоянство ее томительного ожидания
Грамматический уровень  (части речи, грамматические формы)

Грамматический уровень (части речи, грамматические формы)

  • Существительные- 16
  • Глаголы -6
  • ( все глаголы настоящего времени, несовершенного вида – передают томительность долгого, кажется, нескончаемого ожидания)
  • прилагательные- 3
  • причастия- 3
  • местоимения-8 (из них 4- личных)- Это придает звучанию строк лирический, глубоко личный характер.
Синтаксический уровень  (структура предложений, их количество)

Синтаксический уровень (структура предложений, их количество)

  • В стихотворении 5 предложений.
  • 1 –восклицательное, содержит обращение;
  • 2- простое,
  • повествовательное, невосклицательное;
  • 3,4- сложные, длинные, грамматические границы предложений и деление на строки не совпадают
  • (Это передает взволнованность речи лирического героя);
  • 5 - предложение не закончено.
  • ( Оно побуждает читателя к раздумьям, размышлениям).
Опорные схемы. Обобщение

Опорные схемы. Обобщение

Продолжение работы над планом

Продолжение работы над планом

Продолжение работы над планом

Продолжение работы над планом

Домашнее задание

Домашнее задание

  • Подготовиться к письменной работе – «Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Няне» по предложенному плану


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Презентация к уроку чтения и развития речи 7 класс тема "А.С. Пушкин «Зимнее утро».

Автор: ОДИНЦОВА Виктория Геннадьевна

Дата: 15.03.2017

Номер свидетельства: 400525


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства