kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Малые жанры фольклора"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан по УМК Т.Ф Курдюмовой. Цель урока: способствовать расширению и углублению сведений об устном народном творчестве, об особенностях малых жанров фольклора и их видах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Малые жанры фольклора"»

КОУ «Средняя школа №1 (очно-заочная» г. Омска

Конспект урока «Малые жанры фольклора»

Учителя: Савельева Любовь Изосимовна, Тарасова Татьяна Ивановна

Предмет, класс

Литература, 5 класс

УМК

Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях», автор Т.Ф.Курдюмова. – М.: «Дрофа», 2011

Программа

Программа по литературе для образовательных учреждений - V-IX классы – под редакцией

Т.Ф. Курдюмовой. - М.: Дрофа, 2011

Тема урока

Малые жанры фольклора

Урок по счёту

В КТП №11, в теме «Устное народное творчество (фольклор)» - №8

Тип урока

Урок – усвоение новых знаний учащимися

Технология

Личностно – ориентированного обучения.

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, раздаточный материал, иллюстрация.

Методы, используемые на уроке

  • объяснительно-иллюстративный (анализ произведений; ответы на вопросы. работа с таблицей, иллюстрацией, материалом презентации)

  • частично - поисковый (самостоятельная работа; ответы на вопросы теста)

Цель урока

Расширить и углубить сведения об устном народном творчестве, дать сведения о малых жанрах фольклора, познакомить с жанрами малого фольклора, их особенностями.

Задачи урока:

1) Обобщить и расширить знания об устном народном творчестве, дать сведения о малых жанрах фольклора.

2) Произвести краткий анализ произведений малых жанров фольклора, выявить их особенности.

3) Сосредоточить внимание учащихся на значимых художественно – изобразительных особенностях малых жанров фольклора, научить их видеть особенности каждого вида.

4) Формировать умение работать с материалом учебника, самостоятельно находить необходимый материал, систематизировать его, обобщать и делать выводы.

5) Развивать познавательную активность учащихся; повысить мотивацию учащихся к учебной деятельности через использование ИКТ.

6) Ориентировать учащихся на формирование чувства любви к родному языку и русской литературе, их особенностям, создание творческой атмосферы, основанной на самоуважении и взаимоуважении.

Характеристика учебной группы 5а класса



Открытый урок по теме «Малые жанры фольклора» был дан в 5а классе для учителей вечерних школ закрытого типа.

В 5а классе 13 обучающихся, класс набран первый год. По результатам стартовой проверки выявлено, что только трое из них владеют навыками осознанного чтения. Они работают на занятиях более активно и плодотворно, могут давать относительно полные ответы на поставленный вопрос, умеют определять с помощью учителя проблему текста и организовывать свою деятельность самостоятельно.

Остальные обучающиеся обладают средними или ниже средних способностями. Эти учащиеся могут односложно отвечать на вопросы, не всегда их ответы полные и основательные. Затруднения вызывают те вопросы, которые требуют логического мышления, знания содержания произведений.

В целом же, состояние учебной деятельности в процессе урока удовлетворительное. Каждый из обучающихся старается выполнять требования учителя, учится анализировать и пересказывать текст. Особую трудность вызывает то, что в классе для 80% обучающихся русский язык не является родным.

Домашние задания в средней школе №1 с очно-заочной формой обучения не предусмотрены. Именно поэтому обучающимся в процессе урока необходимо давать как можно больше сведений. На уроке учитель неоднократно обращается к основной проблеме, в течение всего урока направляет учащихся, разъясняет не только задания, но и значение многих слов, которые в других классах не требуют разъяснения; урок построен так, что обучающиеся выполняют небольшие по объёму, но значимые для изучения темы задания. Кроме того, по учебному плану школы на изучение литературы в 5 классе отводится 1,5 часа, что также обязывает строить уроки чётко, логично, использовать как можно больше учебного материала.








Структурные элементы урока, цели

Деятельность учителя

Работа учащихся

Приложение№1 (30 слайдов)

Организационный этап


Приветствие

Знакомство с оборудованием и материалами к уроку. Учитель обеспечивает положительную обстановку на уроке: психологический настрой, привлекает внимание обучающихся к предстоящей учебной деятельности, выражает надежду на то, что все они активно включатся в учебную деятельность.

Подготавливаются к занятию.


Мотивация учебной деятельности

Подготовленный учащийся:

- Издавна люди замечали смешное, странное, разумное или неразумное в действиях и поступках других, в различных явлениях жизни, это точно характеризовали короткими высказываниями, которые запоминались, передавались из поколения в поколение и дошли до нашего времени. Например, англичане говорят, что «дым родной страны яснее от огня чужбины», итальянцы - «не верь, что за морем на виноградной лозе сосиски растут», вьетнамцы - «чтобы быть человеком - учись неустанно», шведы - «не натрудишь рук - не натрудишь и зубов».

Учитель: Вы видите, что многие народы употребляют похожие выражения. Сегодня и мы почерпнём мудрости из бездонного колодца, имя которой - устное народное творчество.

- Каким другим словом называют устное народное творчество?



Слушают сообщение, отвечают на вопрос учителя















Устное народное творчество – это фольклор.

Слайд №1

Актуализация знаний

1. Экспресс-опрос:

• Литература - это...

• Есть такие виды литературы …

• Фольклор - это...

• Примеры произведений устного народного творчества

Выполняют мини – тест (в тетрадях)

•множество любых письменных текстов.

• проза, лирика, драма.

•устное народное творчество


•сказки, былины, народная драма.

Слайд №2

Создание проблемной ситуации















Целеполагание

Учитель:

Послушайте:

-В кузовочке лежали грибочки:

Кому –гриб,

Кому – два,

Кому – три –

Выходи!

-Приходилось ли вам слышать подобные тексты?

-Как они называются?

-Чем они отличаются от сказок, былин?

-Какие короткие выражения вы знаете?





Дополнение учителя: Правильно. А ещё есть потешки, загадки, скороговорки. Все они маленькие по объёму, все являются жанрами фольклора. И возникли они в глубокой древности.

-Итак, какова тема урока?

Запишите её в тетради.



Учитель:

- Надеюсь, вы согласны, что, такие образные и яркие, хотя и небольшие тексты украшают нашу речь и всю русскую литературу.

А теперь попробуйте сформулировать ЦЕЛИ нашего урока:















А теперь мы с вами поиграем: послушайте небольшие тексты: о чём в них говорится? -Что это за жанр?

1. Под крышей - четыре ножки,
Под крышей - суп да ложки.
2.Бьют его рукой и палкой -
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут.
3. Наклонилась над рекой -
Уговор у них такой:
Обменяет ей река
Окунька на червяка.

-Почему вы так решили?









Учащиеся: - Да, приходилось.

- Это считалки. (Записывают в тетради)

-Они очень короткие.

- Пословицы, поговорки, частушки.



-Малые жанры фольклора.



Записывают в тетрадях тему урока.





Формулируют цели урока (по алгоритму, который на уроках усваивается учащимися)

- обобщить и расширить сведения об устном народном творчестве,

- узнать о малых жанрах фольклора, познакомиться с малыми жанрами фольклора, их особенностями.



Это загадки, это тоже жанр фольклора.


(Стол)



(Мяч)





(Удочка)



Мы их отгадали.

Слайд №3











Слайд №4

















Слайд №5

























Слайд №6

Обращение к имеющимся знаниям обучающихся


-А как строятся загадки? По каким принципам?

-Что такое иносказание?





-Что называется метафорой? Так что, какие художественно-изобразительные средства используются в загадках?



Иносказание – это выражение, заключающее в себе скрытый смысл

Метафора – это слово или выражение, употребляемое в переносном значении.

-При образовании загадок используются иносказания и метафоры.

Слайд № 7

Творческая работа с опорой на имеющиеся знания

Учитель: -Прочитайте загадку. Отгадайте её.

Придумайте свою загадку о тех предметах, которые вы видите в классе или за окном.

Учитель выслушивает различные загадки, совместно с учащимися оценивает работу.

.Отгадывают загадку.

Придумывают свои загадки, зачитывают их, принимают участие в оценке ответов.

Слайд №8

Самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы







































Развитие навыков самостоятельного познания















Обращение к имеющимся у обучающихся сведений и расширение знаний
























Извлечение готовых знаний из материалов презентации и оформление их.















Развитие умения выразительного и беглого чтения текста

Пословицы

Поговорки




Вопросы и задания:

-Запишите номера пословиц и номера поговорок, которые вы видите на слайде, в таблицу (работа в тетрадях).

-Из скольких частей состоит пословица, а из скольких поговорка?

-Антитеза используется в пословицах или поговорках ? (+)

-Какое выражение построено как незаконченная мысль, но содержит намек на вывод: пословица или поговорка? (+)













Что вы ещё узнали о пословицах и поговорках?







Один учащийся работает с толковым словарём (задание даётся заранее), находит объяснение слову ТАВТОЛОГИЯ


- Выполните задание №1 к разделу «Пословицы и поговорки», данное в учебнике на странице 59.

Распределите заголовки к каждой группе пословиц: «Слово», «Природа», «Трудолюбие и лень», «Крестьянская работа», «Любовь к Родине», «Образование», «Семья».

- Назовите пословицы каждой группы.


-Определите значение пословиц:

Написано пером, не вырубишь топором.

Вешний день год кормит.

Терпение и труд всё перетрут.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Век живи – век учись.

Любовь да совет, так и нуждочки нет.

-Выслушивание учителем и учащимися различных точек зрения.

1.Беседа: Какой жанр устного народного творчества самый любимый и у взрослых, и у детей? Почему?


-Какие виды сказок существуют?


-Отгадайте название сказки, данной на слайде.

К какому виду она относится?


2. Чтение слов Аксакова о сказке. Что вы ещё можете сказать об этом жанре фольклора?



3. Блиц – турнир по сказкам.

  1. 1. Что делили мужик с медведем на вершки и корешки?

2.Какие птицы помогали Бабе-Яге украсть Иванушку?

3.Что надо крикнуть в чистом поле, чтобы прискакал конь?

4.Какой новый вид транспорта изобрёл Емеля?

5.Какую пословицу повторяют герои перед трудным заданием?

6.Что обычно произносит Баба-Яга, когда кто-нибудь приходит к ней в гости?

7.Назовите магическое число в русских сказках.

8.Какой новый способ рыбалки изобрела Лиса?

9.Какие реки текут в сказках?

10.Где живёт сказочный царь?



Просмотрите слайды №17-25, дополните свои записи в тетрадях названиями малых жанров фольклора (учителю помогает представить материал слайдов заранее подготовленный учащийся).











-Дайте краткую характеристику каждого приведённого вида.





-Что общего вы могли заметить у них?





Прочитайте данные в учебнике скороговорки, выберите одну из них, определите её тему и бегло прочитайте выбранную скороговорку.

- Решают вопросы и задания







Заполняют таблицу.


Пословицы:1,2

Поговорки: 3,4




Пословица: 2

Поговорка: 1 ( в таблицу)


Ставят + (в пословицах)





Поговорка (+)

Проверка выполненного теста и выставление оценок на поля тетради.

Критерии оценки:

«5» -5 -6 правильных ответов; «4» - 4 правильных ответа; «3» - 3 правильных ответа;

«2» - один-два правильных ответов.

У пословиц есть вывод, мораль, поучительный смысл. Они отличаются ритмичностью.

Для поговорок характерны: метафоричность, гипербола, сравнение, тавтология


Тавтология – неоправданный повтор слов (запись слова в тетради)


Работают самостоятельно, определяют темы каждой группы пословиц.





Называют пословицы.









Определяют значение пословиц, устно объясняют значение каждой предложенной пословицы.

Сказки.

Они интересные, поучительные, разные по содержанию.

-Виды сказки: волшебная, бытовая, о животных.

«Колобок». Бытовая. О животных.


-В сказке отразилась жизнь народа.




Репу.


Лебеди.


Сивка- Бурка.

Печку.

Утро вечера мудренее.


Русским духом пахнет.

Три.

Хвостом.

Молочные.

В тридевятом царстве.



Просматривают слайды, производят записи.

Делают вывод:

Есть ещё такие жанры фольклора, как:

песни,

пестушки,

потешки,

скороговорки,

колядки,

прибаутки,

былички.

Дают краткую характеристику каждого вида произведений устного народного творчества.


-Устная природа бытования.

-Народность содержания.

-Множество вариантов.

-Коллективность творчества.


Работа с учебником, выразительное беглое чтение скороговорки вслух.

Слайды № 11,12

























































Слайды № 13,14



Слайды № 15




Слайды № 16




















Слайды № 17-28













Слайды № 29

Этап получения дополнительной информации





























Целостное осмысление полученной информации. Обобщение материала и выводы.



Рефлексия. Выслушивание различных точек зрения.

Контроль.



Учащиеся знакомятся с краткой информацией о творчестве В.И. Даля, о работе над толковым словарём (фонозапись).

В один из осенних дней 1859 года в Москве на Пресне поселился вышедший в отставку петербургский чиновник Владимир Иванович Даль. Событие это привлекло внимание окружающих разве только количеством заносимых в дом бумажных кип. Немногие знали тогда, что необыкновенный чиновник этот всю свою сознательную жизнь собирал то, что нельзя ни пощупать, ни на стенку повесить, ни спрятать в карман. То, что слышится повсюду и никому в отдельности не принадлежит. Собирал Владимир Иванович…слова, а также пословицы и поговорки.

Сначала он делал это почти бессознательно. Первое слово, например, записал в дороге, когда юношей, только окончив Морской корпус, ехал служить к Черному морю. «Замолаживает!» - сказал ямщик, глядя на заволакивающееся тучами небо. Когда будете листать «Толковый словарь живого великорусского языка», обратите внимание на это слово. С него то все и началось. Первое из двухсот тысяч!

Словарь Даля называют энциклопедией русской народной жизни первой половины XIX века. Из него можно узнать, что крестьянин сеял, как строил дом, какие употреблял сельскохозяйственные орудия, что носил, какие у него были праздники и обычаи. Собрано Далем огромное количество пословиц и поговорок. По его словарям можно изучать историю жизни русского народа.


Ответьте на вопрос:

  • О чём мы с вами говорили сегодня на уроке?

  • Что нового и интересного вы узнали?






  • Нужны ли эти знания нам сегодня?









  • Достигли ли мы поставленных целей?

Учитель комментирует устные ответы учащихся;

предлагает подвести итог и выставить в тетрадях отметку за урок.







-Учитель: Благодарю вас за активное участие в уроке, если у вас есть неверные ответы: ничего страшного. На следующих уроках мы вернёмся к работе над этими заданиями.

Слушают, переосмысливают информацию, задают вопросы.

























Учащиеся осмысливают полученную на уроке информацию, формулируют её обобщение

- Мы говорили о малых жанрах фольклора.

-Узнали, насколько разнообразны жанры фольклора.













-Обмениваются мнением о полученной в процессе работы на занятии информации, высказывают собственную позицию.


-Соотносят полученную информацию с имеющимися знаниями.

-Выставляют среднюю оценку за работу, ставят её в тетрадях.



Слайды № 30




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока на тему "Малые жанры фольклора"

Автор: Савельева Любовь Изосимовна, Тарасова Татьяна Ивановна

Дата: 11.06.2016

Номер свидетельства: 334039

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока литературы на тему: "Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-litieratury-na-tiemu-malyie-zhanry-fol-klora-poslovitsy-i-poghovorki"
    ["file_id"] => string(6) "117417"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412783995"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) ""Малые жанры фольклора""
    ["seo_title"] => string(23) "malyie-zhanry-fol-klora"
    ["file_id"] => string(6) "258670"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448547979"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Урок литературы в 5 классе на тему «Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора»."
    ["seo_title"] => string(80) "urok_literatury_v_5_klasse_na_temu_folklor_kollektivnoe_ustnoe_narodnoe_tvorches"
    ["file_id"] => string(6) "586995"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1632068369"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Малые жанры фольклора. Урок литературы в 5 классе. "
    ["seo_title"] => string(52) "malyie-zhanry-fol-klora-urok-litieratury-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "130926"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416041144"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока на тему "Особенности и виды малых жанров фольклора ""
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekturokanatiemuosobiennostiividymalykhzhanrovfolklora"
    ["file_id"] => string(6) "334041"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1465632798"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства