Мотивация учебной деятельности | Подготовленный учащийся: - Издавна люди замечали смешное, странное, разумное или неразумное в действиях и поступках других, в различных явлениях жизни, это точно характеризовали короткими высказываниями, которые запоминались, передавались из поколения в поколение и дошли до нашего времени. Например, англичане говорят, что «дым родной страны яснее от огня чужбины», итальянцы - «не верь, что за морем на виноградной лозе сосиски растут», вьетнамцы - «чтобы быть человеком - учись неустанно», шведы - «не натрудишь рук - не натрудишь и зубов». Учитель: Вы видите, что многие народы употребляют похожие выражения. Сегодня и мы почерпнём мудрости из бездонного колодца, имя которой - устное народное творчество. - Каким другим словом называют устное народное творчество? |
Слушают сообщение, отвечают на вопрос учителя
Устное народное творчество – это фольклор. | Слайд №1 |
Создание проблемной ситуации
Целеполагание | Учитель: Послушайте: -В кузовочке лежали грибочки: Кому –гриб, Кому – два, Кому – три – Выходи! -Приходилось ли вам слышать подобные тексты? -Как они называются? -Чем они отличаются от сказок, былин? -Какие короткие выражения вы знаете?
Дополнение учителя: Правильно. А ещё есть потешки, загадки, скороговорки. Все они маленькие по объёму, все являются жанрами фольклора. И возникли они в глубокой древности. -Итак, какова тема урока? Запишите её в тетради. Учитель: - Надеюсь, вы согласны, что, такие образные и яркие, хотя и небольшие тексты украшают нашу речь и всю русскую литературу. А теперь попробуйте сформулировать ЦЕЛИ нашего урока:
А теперь мы с вами поиграем: послушайте небольшие тексты: о чём в них говорится? -Что это за жанр? 1. Под крышей - четыре ножки, Под крышей - суп да ложки. 2.Бьют его рукой и палкой - Никому его не жалко. А за что беднягу бьют? А за то, что он надут. 3. Наклонилась над рекой - Уговор у них такой: Обменяет ей река Окунька на червяка.
-Почему вы так решили? | Учащиеся: - Да, приходилось. - Это считалки. (Записывают в тетради) -Они очень короткие. - Пословицы, поговорки, частушки. -Малые жанры фольклора. Записывают в тетрадях тему урока.
Формулируют цели урока (по алгоритму, который на уроках усваивается учащимися) - обобщить и расширить сведения об устном народном творчестве, - узнать о малых жанрах фольклора, познакомиться с малыми жанрами фольклора, их особенностями.
Это загадки, это тоже жанр фольклора. (Стол)
(Мяч)
(Удочка) Мы их отгадали. | Слайд №3
Слайд №4
Слайд №5
Слайд №6 |
Самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы
Развитие навыков самостоятельного познания
Обращение к имеющимся у обучающихся сведений и расширение знаний
Извлечение готовых знаний из материалов презентации и оформление их.
Развитие умения выразительного и беглого чтения текста |
Вопросы и задания: -Запишите номера пословиц и номера поговорок, которые вы видите на слайде, в таблицу (работа в тетрадях). -Из скольких частей состоит пословица, а из скольких поговорка? -Антитеза используется в пословицах или поговорках ? (+) -Какое выражение построено как незаконченная мысль, но содержит намек на вывод: пословица или поговорка? (+)
Что вы ещё узнали о пословицах и поговорках? Один учащийся работает с толковым словарём (задание даётся заранее), находит объяснение слову ТАВТОЛОГИЯ - Выполните задание №1 к разделу «Пословицы и поговорки», данное в учебнике на странице 59. Распределите заголовки к каждой группе пословиц: «Слово», «Природа», «Трудолюбие и лень», «Крестьянская работа», «Любовь к Родине», «Образование», «Семья». - Назовите пословицы каждой группы. -Определите значение пословиц: Написано пером, не вырубишь топором. Вешний день год кормит. Терпение и труд всё перетрут. На чужой сторонушке рад своей воронушке. Век живи – век учись. Любовь да совет, так и нуждочки нет. -Выслушивание учителем и учащимися различных точек зрения. 1.Беседа: Какой жанр устного народного творчества самый любимый и у взрослых, и у детей? Почему? -Какие виды сказок существуют? -Отгадайте название сказки, данной на слайде. К какому виду она относится? 2. Чтение слов Аксакова о сказке. Что вы ещё можете сказать об этом жанре фольклора? 3. Блиц – турнир по сказкам. 1. Что делили мужик с медведем на вершки и корешки? 2.Какие птицы помогали Бабе-Яге украсть Иванушку? 3.Что надо крикнуть в чистом поле, чтобы прискакал конь? 4.Какой новый вид транспорта изобрёл Емеля? 5.Какую пословицу повторяют герои перед трудным заданием? 6.Что обычно произносит Баба-Яга, когда кто-нибудь приходит к ней в гости? 7.Назовите магическое число в русских сказках. 8.Какой новый способ рыбалки изобрела Лиса? 9.Какие реки текут в сказках? 10.Где живёт сказочный царь?
Просмотрите слайды №17-25, дополните свои записи в тетрадях названиями малых жанров фольклора (учителю помогает представить материал слайдов заранее подготовленный учащийся).
-Дайте краткую характеристику каждого приведённого вида.
-Что общего вы могли заметить у них?
Прочитайте данные в учебнике скороговорки, выберите одну из них, определите её тему и бегло прочитайте выбранную скороговорку. | - Решают вопросы и задания Заполняют таблицу. Пословицы:1,2 Поговорки: 3,4 Пословица: 2 Поговорка: 1 ( в таблицу) Ставят + (в пословицах)
Поговорка (+) Проверка выполненного теста и выставление оценок на поля тетради. Критерии оценки: «5» -5 -6 правильных ответов; «4» - 4 правильных ответа; «3» - 3 правильных ответа; «2» - один-два правильных ответов. У пословиц есть вывод, мораль, поучительный смысл. Они отличаются ритмичностью. Для поговорок характерны: метафоричность, гипербола, сравнение, тавтология Тавтология – неоправданный повтор слов (запись слова в тетради) Работают самостоятельно, определяют темы каждой группы пословиц. Называют пословицы. Определяют значение пословиц, устно объясняют значение каждой предложенной пословицы. Сказки. Они интересные, поучительные, разные по содержанию. -Виды сказки: волшебная, бытовая, о животных. «Колобок». Бытовая. О животных. -В сказке отразилась жизнь народа.
Репу. Лебеди. Сивка- Бурка. Печку. Утро вечера мудренее. Русским духом пахнет. Три. Хвостом. Молочные. В тридевятом царстве. Просматривают слайды, производят записи. Делают вывод: Есть ещё такие жанры фольклора, как: песни, пестушки, потешки, скороговорки, колядки, прибаутки, былички. Дают краткую характеристику каждого вида произведений устного народного творчества. -Устная природа бытования. -Народность содержания. -Множество вариантов. -Коллективность творчества. Работа с учебником, выразительное беглое чтение скороговорки вслух. | Слайды № 11,12
Слайды № 13,14 Слайды № 15 Слайды № 16 Слайды № 17-28 Слайды № 29 |
Этап получения дополнительной информации
Целостное осмысление полученной информации. Обобщение материала и выводы.
Рефлексия. Выслушивание различных точек зрения. Контроль.
| Учащиеся знакомятся с краткой информацией о творчестве В.И. Даля, о работе над толковым словарём (фонозапись). В один из осенних дней 1859 года в Москве на Пресне поселился вышедший в отставку петербургский чиновник Владимир Иванович Даль. Событие это привлекло внимание окружающих разве только количеством заносимых в дом бумажных кип. Немногие знали тогда, что необыкновенный чиновник этот всю свою сознательную жизнь собирал то, что нельзя ни пощупать, ни на стенку повесить, ни спрятать в карман. То, что слышится повсюду и никому в отдельности не принадлежит. Собирал Владимир Иванович…слова, а также пословицы и поговорки. Сначала он делал это почти бессознательно. Первое слово, например, записал в дороге, когда юношей, только окончив Морской корпус, ехал служить к Черному морю. «Замолаживает!» - сказал ямщик, глядя на заволакивающееся тучами небо. Когда будете листать «Толковый словарь живого великорусского языка», обратите внимание на это слово. С него то все и началось. Первое из двухсот тысяч! Словарь Даля называют энциклопедией русской народной жизни первой половины XIX века. Из него можно узнать, что крестьянин сеял, как строил дом, какие употреблял сельскохозяйственные орудия, что носил, какие у него были праздники и обычаи. Собрано Далем огромное количество пословиц и поговорок. По его словарям можно изучать историю жизни русского народа. Ответьте на вопрос:
Учитель комментирует устные ответы учащихся; предлагает подвести итог и выставить в тетрадях отметку за урок.
-Учитель: Благодарю вас за активное участие в уроке, если у вас есть неверные ответы: ничего страшного. На следующих уроках мы вернёмся к работе над этими заданиями. | Слушают, переосмысливают информацию, задают вопросы.
Учащиеся осмысливают полученную на уроке информацию, формулируют её обобщение - Мы говорили о малых жанрах фольклора. -Узнали, насколько разнообразны жанры фольклора.
-Обмениваются мнением о полученной в процессе работы на занятии информации, высказывают собственную позицию. -Соотносят полученную информацию с имеющимися знаниями. -Выставляют среднюю оценку за работу, ставят её в тетрадях.
| Слайды № 30 |