kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: "А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане.""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общие цели: Познакомить литературной сказкой,  содержанием сказки А.С. Пушкина. Отметить языковые особенности литературной сказки; отметить отличие литературной сказки от народной.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане.""»

Класс

6-й класс

Название урока

От народной сказки к литературной.

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»

Общие цели

Познакомить литературной сказкой, содержанием сказки А.С. Пушкина. Отметить языковые особенности литературной сказки; отметить отличие литературной сказки от народной;

Задачи урока

  • Развитие навыка сознательного, выразительного чтения, посредством первоначального выразительного чтения текста учителем и при просмотре одноимённого мультфильма при обобщении прочитанного.

  • Развитие связной речи учащихся при анализе произведения.

  • Воспитание любви к чтению

Результаты обучения

- способствовать формированию навыков самостоятельной и групповой работы, развитию навыка сознательного, выразительного чтения

- понять особенности литературной сказки, содержание сказки;

- Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Источники для заданий

Учебник «Литературное чтение» 6 класса с каз. яз. обучения под изд. «Білім» , 2011 Р. Нуртазиной, Э. Сулейменовой, К. Уразаевой

Задания

  1. Эмоционально – психологический настрой к уроку «Хорошее настроение»

  2. «Откуда эти выражения?»

  3. Метод «Корзина идей» (повторение пройденного)

  4. Диаграмма Венн

  5. Метод пометок

  6. Метод «Яркое пятно» (Работа по сказке)

  7. Викторина по сказке

  8. Метод «Шесть шляп»

Записи учителя по уроку

  1. Организационный момент. Настрой на работу.

- Встали красиво, выровнялись. Садитесь.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

- Ребята! У вас хорошее настроение? Вот такое?

У меня тоже такое настроение. Начнём наш урок.

Человек, который хочет научиться выразительно читать, должен уметь управлять мимикой, передавать настроение героя. Предлагаю вам потренироваться. Покажите мне такое настроение: (показ настроения). А теперь, вот такое: (показ настроения). А сейчас, вот такое: (показ настроения). (Дети несколько раз тренируются).


І. Этап Вызова.

1. «Откуда эти выражения?»

(На доске написаны слова и словосочетания: Утро вечера мудренее, буйну голову повесил, по щучьему велению, пир на весь мир, ни в сказке сказать, ни пером описать.)

- Ребята, обратите внимание на доску. Где встречаются эти выражения? О чем мы говорили на предыдущих уроках?

2. Метод «Корзина идей, понятий, имен…» (повторение материала «Сказки. Народные сказки.»)

(Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске вывешивается значок корзины, в которой будет собрано все то (записи на стикерах), что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Все сведения кратко в виде тезисов записываются и собираются в «корзинку» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.


(Ответы поощряются конфетами, затем с помощью фантиков конфет класс делится на подгруппы.)

  1. Работа над новым материалом.

- Ребята, есть народные сказки, есть литературные сказки. Что же такое литературная сказка?

ІІ. Этап Осмысления.

  1. Диаграмма Венн (по изучению материала «Литературная сказка» учащиеся в группе заполняют диаграмму Венн, отмечая различия и сходства литературной и народной сказки, затем защищают свою работу).

3. Прием «Чтение с пометками», позволяющий информацию «А. С. Пушкин» разделить на известную, новую, интересную, непонятную. (Во время чтения делать карандашные заметки на полях («+» - Я это знал до прочтения текста, «V» - это новая для меня информация, «?» - это мне непонятно).

- Что понятно из текста, что нового в нем? А что непонятно вам в этом тексте? (Объяснение учителем непонятных моментов из текста и дополнение о поэте с демонстрацией слайдов.)

- Откуда черпал Пушкин сюжеты для своих сказок?

- Именно бабушка Мария Алексеевна учила внука писать по-русски. Крестьяне семьи Пушкиных: дядька Никита, няня Арина Родионовна рассказывали Саше сказки, которые остались на всю жизнь в его памяти.

- Давайте знакомиться со «Сказкой о Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеде».

4. Метод «Яркое пятно» (Работа по сказке: просмотр мультфильма по сказке).

- На какие части можно разделить сказку?

  • Выбор невесты.

  • Обман царя.

  • Чудесное спасение.

(Учащиеся получают опережающее задание – выучить наизусть отрывки из «Сказки…»)

- Мы определили, что это волшебная литературная сказка.

А какие жанровые особенности вы можете назвать?

*троекратные повторы

*волшебство и волшебные предметы

*приключения

*конфликт, борьба добра и зла

*зачин, концовка


  1. Викторина по сказке (по вопросам, иллюстрациям)

- Давайте проведем маленькую викторину по знанию текста

1. Почему Салтан расстался с женой после свадьбы? (В те поры война была)

2. Родила царица в ночь не то сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку, а (кого?) (Неведому зверушку)

3. Царь велит своим боярам,

Времени не тратя даром,

И царицу, и приплод … (что сделать?) (Тайно бросить в бездну вод)

4. Какую песенку пела белка? (Во саду ли, в огороде)

5.Разом пушки запалили,

В колокольнях зазвонили,

К морю сам идет Гвидон…

Кого он встречает? Царя Салтана


ІІІ. Этап рефлексии

  1. Метод «Шесть шляп»

Правила надевания шляп

• "Наденьте" белую шляпу и найдите факты. Какой мы обладаем информацией?

• "Наденьте" красную шляпу и выскажите свои чувства по поводу сказки. Какие у меня по этой сказке возникают чувства?

• "Наденьте" черную шляпу и выскажите критику(отрицательные черты) по сказке. В чем недостатки? Что здесь неправильно?

• "Наденьте" желтую шляпу и перечислите положительные черты по сказке: увидеть «плюсы» ситуации, явления, проблемы.

• "Наденьте" зеленую шляпу и предложите свой вариант конца сказки. (Простил ли их автор? А вы бы простили? Или вам хочется изменить конец сказки?)

• "Наденьте" синюю шляпу и обобщите все, что вы узнали по сказке. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?


- Что общим является для сказки литературной и народной?

Мораль

Какую мораль можно извлечь из этих слов?

А ткачиха с поварихой

С сватьей бабой Бабарихой

Разбежались по углам:

Их нашли насилу там.

Тут они во всем признались,

Повинились, разрыдались

Не надо совершать злые поступки, не надо завидовать.

Чему учит сказка?

Учит справедливости , добру, правде.


  1. Рефлексия – «обращение назад»; осмысление собственных действий (самонаблюдение, размышление).

(Яблоня, яблоки, листья, цветы.)

- Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.

Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки.

Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы.

Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки.

А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый, чахлый лист.

Оценивание

Формативное – «молодец», поощрение конфетами, комплимент в чувствах, самопроверка (Кто не сделал ни одной ошибки, погладьте себя по голове), «Фруктовое дерево»

Дом. задание

Нарисовать иллюстрацию к сказке.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока на тему: "А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане.""

Автор: Нуршаханова Бибигуль Умирзаковна

Дата: 10.12.2014

Номер свидетельства: 142250

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме: Сказка о царе Салтане"
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekturokapolitieraturnomuchtieniiuv4klassiepotiemieskazkaotsariesaltanie"
    ["file_id"] => string(6) "264724"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449761607"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока по теме "Сказочное путешествие. Действия с десятичными дробями""
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekturokapotiemieskazochnoieputieshiestviiedieistviiasdiesiatichnymidrobiami"
    ["file_id"] => string(6) "334876"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1466063054"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане" "
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-v-4-klassie-po-tiemie-a-s-pushkin-skazka-o-tsarie-saltanie"
    ["file_id"] => string(6) "140657"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417977685"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "конспект урока "сказка о царе Салтане" А.С.Пушкин"
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekturokaskazkaotsariesaltanieaspushkin"
    ["file_id"] => string(6) "256329"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448115320"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "А. С. Пушкин " Сказка о царе Салтане" "
    ["seo_title"] => string(38) "a-s-pushkin-skazka-o-tsarie-saltanie-1"
    ["file_id"] => string(6) "238994"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444676913"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства