Класс: 5 «в»
Урок: Литературное чтение
Тема: Русская народная сказка «Морозко».
Цели урока :
1. Образовательные: учить работать с текстом, выделять главную мысль, уметь характеризовать главных героев, описывать их.
2. Развивающая: развивать устную речь, обогащать словарный запас, развивать творческое мышление.
3. Воспитывающая: прививать любовь к книге, побуждать детей больше читать, воспитывать доброту, любовь к природе.
Тип урока : урок-игра
Наглядные пособия : учебник 5 класса по литеретуре, презентация, слайды, картики.
План урока.
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Объяснение новой темы
4 . Закрепление новой темы
5 . Подведение итогов
6 . Домашнее задание
7 . Выставление оценок
8 . Рефлексия.
Ход урока
I .Организационный момент (2мин.)
Приветствие. Психологический настрой «Круг желаний».
II .Проверка домашнего задания (5мин.)
Прочитать грузинскую народную сказку «Заработанный рубль». Ответы на вопросы:
1. Какой был у кузнеца сын? (Ленивый)
2. Что ему сказал отец перед смертью? (Что ж, поди заработай рубль)
3. Что сделала мать лентяя? ( Дала своему сыну рубль)
4. Что она посоветовала сыну? (Когда будешь возвращаться, пробеги немного)
5. Что из этого получилось? (Отец снова бросил рубль в огонь)
6. Заработал ли деньги сын в третий раз? (Заработал)
7. Как поступил отец? (Взял монеты и кинул в огонь)
8. Что сделал сын? (Бросился он в огонь голыми руками и начал выхватывать свои деньги)
9. Почему ему было жаль своих денег? ( Потому что он сам заработал эти деньги) 10. К какому виду сказок она относится? (Бытовые)
III .Объяснение новой темы. (15мин.)
Вызов
- Ребята, давайте разгадаем кроссворд, отгадывая загадки:
1 . Тебе дано, а люди пользуются. (Имя)
2 . В поле лестница лежит, Дом по лестнице бежит. (Поезд) 3 . Кто ни в жару, ни в стужу Не снимает шубу? (Баран) 4 . Ни хвоста, ни головы, а четыре ноги. (Стол ) 5 . Всегда во рту, А не проглотишь. (Язык ) 6. Через в форточку в окошко Кто там лезет? Наша ... (Кошка)
7. Только вышел из скорлупки в мягкой, легкой, желтой шубке. (Цыпленок )
- Ребята, а какое слово получилось по вертикали? (Морозко)
-Сегодняшняя тема урока русская народная сказка «Морозко».
Деление на группы с использованием стикеров разных цветов.
1 группа «Зима» розовый
2 группа «Весна» зеленый
3 группа «Лето» оранжевый
4 группа «Осень» желтый
-Сегодня мы с вами прочитаем русскую народную сказку “Морозко” Знакомство со сказкой «Морозко» -Давайте познакомимся с новыми словами! Каждая группа в тетради выписывает новые слова по прочитанной главе.
Словарная работа:
Мачеха - өгей шеше Падчерица - өгей қыз
Согнать - выгнать (қуып жіберу) Потрескивает - шытырлайды Пощелкивает - шақылдайды Отогрел - жылытты
Поминки справляет - ас берді Короб - қорап
Застудил - суық тигізді Заголосила - айқайлап жылады
IV . Закрепление новой темы (15мин.)
Задание 1. Осмысление
Чтение учащимися сказки «Морозко»
1 группа «Зима»: читают 1 главу и пересказывают.
2 группа «Весна»: читают 2 главу, объясняют выражение: затужил, трескучий мороз, красная девица. (Загоревал, запечалился; сильный мороз; красивая девушка)
3 группа «Лето»: читают 3 главу, отвечают на вопросы.
(Что приказала мачеха мужу? (Вези свою дочь хоронить!)
Почему она пекла блины? (Чтобы справить поминки)
4 группа «Осень»: читают 4 главу, создают постер с сюжетом «Встреча Морозки с Марфушей».
Задания 2. Игра «Угадай героя по характеристике»
Добрый, старый, послушный: (отец Настеньки).
Трудолюбивая, хозяйственная, добрая: (Настенька).
Ленивая, злая, жадная: (Марфуша).
Несправедливая, злая, недобрая: (Мачеха). Справедливый, добрый, умный: (Морозко).
Задание 3 Дайте характеристику Насте и Марфуше.
Настенька
Марфуша
Трудолюбивая
Ленивая
Добрая
Злая
Приветливая
Грубая
Хозяйственная
Невоспитанная
Скромная
Жадная
V . Подведение итогов (3мин.)
- Ответьте на вопросы, показанные ниже:
1. Где сидела девушка в лесу? А) под елью Б) под берёзой В) под сосной
2. Что спросил Морозко у девушки в первый раз? А) Тепло ли тебе, девица? Б) Что случилось, девица? В) Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
3. Чем окутал Морозко девушку? А) мягкой шалью Б) тёплой шубой В)красивым платком
4. Что справляла мачеха по падчерице? А) день рождение Б) поминки В) именины
5. Что лежало в коробе у падчерицы? А) богатые подарки Б) камни драгоценные В) золотые украшения
6. Что тявкала собачка: "Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину …». А) замуж не берут Б) в невесты не берут В) на свадьбу не берут
7. Что делала старухина дочь под елью? А) молчит Б) зубами стучит В) по сторонам глядит
8. Что ответила старухина дочь Морозко в первый раз? А) Не студи, Морозко! Б) Уйди, Морозко В) Сгинь, пропади, проклятый Морозко!
9. Как отреагировал Морозко на такие слова? А) А) рассердился Б) удивился В) рассмеялся
10. Что случилось со старухиной дочкой? А) вернулась домой жива-здорова Б) окостенела В) вернулась домой ни с чем
VI . Домашнее задание (1мин.) Стр. 57-61 выразительное чтение сказки «Морозко» и пресказ.
VII . Выставление оценок (1мин.) VIII . Рефлексия (3мин.)
-Чему вы научились на уроке?
-Как нужно поступать, чтобы быть успешным человеком?
-Как падчерица или как Марфуша?
Алматинская область Жамбылский район Средняя школа имени Асета Бейсеуова с дошкольным мини центром
Открытый урок на тему:
«Морозко»
Класс: 5 «в»
Выполнила: Бурамбаева Г.А.
2014-2015 учебный год