тестовая работа, работа с текстом, с рисунками.
Учебник Азбука, проектор, презентация, выставка книг А.Л. Барто
Раздаточный материал, тесты, картинки.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия |
1. | Мотивация | – Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас будет необычный урок литературного чтения, у нас сегодня присутствуют гости, я надеюсь, что вы себя проявите, только с хорошей стороны. Посмотрите на свои парты: всё ли у вас готово к уроку. – А сейчас повернитесь друг другу и улыбнитесь, передайте теплоту своего сердца. Мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости и удачи. А теперь посмотрите на меня, подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Тихонечко сели. Я желаю вам успешной работы на уроке литературного чтения. Работа над мимикой Мы с вами на уроках литературного чтения научились читать, а сегодня мы будим учиться читать выразительно. Человек, который хочет научиться выразительно читать, должен уметь управлять мимикой, передавать настроение героя. Предлагаю вам потренироваться. Покажите мне такое настроение: J. А теперь, вот такое: L. А сейчас, вот такое: K. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку Работа над мимикой (Дети несколько раз тренируются) | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. |
2. | Этап актуализации знаний | - Ребята, давайте с вами совершим небольшую прогулку по страницам книги. (Открывает первую страницу- фрагмент интерьера детской комнаты). -Дети, кто живёт на этой странице? Давайте посмотрим -Кто это? Дети: Мишка! -Почему он грустный? Давайте вместе вспомним это стихотворение: «Уронили Мишку на пол, Оторвали Мишке лапу. Всё равно его не брошу. Потому что он хороший» Ребята, как нам помочь Мишке? (побуждает детей к высказываниям, в случае затруднения прикрепить лапу с помощью шнурка). Дети: Пришить лапку. -Правильно! Какой Мишка был? - Давайте откроем вторую страницу. (сюжет: девочка плачет у водоёма). -А кто вспомнит это стихотворение? «Наша Таня громко плачет. Уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плачь Не утонет в речке мяч.» Как же нам помочь Тане? (подводит детей к тому, что мяч достать разными предметами: палкой, ложкой, дуршлагом и т. д.). Давайте найдём предметы, которые помогут нам достать мяч. - Молодцы! Мячик мы достали из речки! А какой он? - Ребята, а кто на этой странице? Дети: Бычок! - Давайте вместе прочитаем стихотворение про бычка. «Идёт бычок качается, Вздыхает на ходу: -Ой, доска кончается, Сейчас я упаду.» -Ребята, наш бычок может упасть и удариться. Давайте ему поможем. | Дети отвечают на вопросы, вспоминают стихотворения. Помогают персонажам преодолеть трудности. Дети отбирают. Открывают следующую страницу, на которой изображён бычок, идущий по наклонной доске Дети подставляют к краю скамейки призму и проводят бычка. | Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
3. 4. | Постановка учебной задачи Проблемное объяснение нового знания | - Чему учат эти стихи? - Молодцы! Кто знает автора этих знакомых вам с раннего детства стихов? Это Агния Львовна Барто — великая русская поэтесса. - Ребята, а кто-то ещё знает стихи А.Л.Бартонаизусть? . Сегодня мы познакомимся с биографией А.Л.Барто, будем учиться выразительно читать стихи А. Барто, будем учиться определять главную мысль произведений. Работать с учебником. -Теперь я вам расскажу об этом авторе. Агния Львовна Барто беседа по слайду (портрет, год рождения, про первую книгу) мечтала стать балериной, училась в хореографическом училище. Но желание писать детские книги оказалось сильнее. Еще она вела на радиостанции "Маяк" передачу "Найти человека", ей удалось соединить около 1000 семей, разбросанных по белу свету войной. В стихах А. Барто много игры, шуток, смеха. По её стихам маленький человек учится жалеть, сочувствовать, быть добрым и надёжным товарищем. А.Барто всегда была окружена детьми, именно так и появлялись её стихи. - Посмотрите, сколько книг написано этой замечательной поэтессой. - Когда вы были ещё маленькими, ваши мамы наверняка разучивали с вами её стихи. А.Л.Барто слайд про Таню -У Агнии Барто есть несколько стихотворений про девочку Таню. Одно из них напечатано на стр. 106 Азбуки. -Давайте откроем с.106.. -Сейчас я вам прочту стихотворение, которое называется "Помощница", а вы следите пальчиком. -Вам понравилось это стихотворение? Чем? С каким настроение нужно читать? -Давайте теперь прочитайте про себя. -Читаем хором -Какие незнакомые слова вам встретились в этом стихотворении? Столярный клей - клей, с помощью которого склеивают деревянные изделия. Читает несколько учеников. -Давайте ещё прочитаем стихотворение. Начинай… | Беречь свои игрушки. Формулируют тему и задачу урока Знакомятся с биографией и творчеством А.Л. Барто. Работа со стихотворением «Помощница» Словарная работа: столярный клей | Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно; Познавательные: - постановка и решение проблемы; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
5. | Первичное закрепление во внешней речи | Игра “Репортаж с места события” – Кто ведёт репортаж? (Корреспондент.) – Кто ещё участвует? (Свидетели, очевидцы события.) – Что они должны делать? (Корреспондент задаёт вопросы свидетелю события, а он отвечает.) – Что можно использовать для ответов? ( Можно показать своё возмущение, восхищение, сожаление мимикой, голосом, жестами.) Корреспондент: – Что вы увидели на месте события? - Какие дела успела Таня выполнить за день? - Как вы думаете, почему стих назван именно так "Помощница"? - Правда ли, что Таня "Помощница"? | Ребята отвечают на вопросы и высказывают своё мнение | Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств; Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор; Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
6 | Динамическая пауза | -Я сейчас буду перечислять полезные дела и лёгкие занятия. Если прозвучат название полезного дела, вы наклоняетесь вправо. Если услышите название лёгкого занятия, делаете наклон влево. Стирать, подметать, есть пирожное, шить, готовить еду, обедать, поливать огород | Организует выполнение упражнений. Выполняют упражнения | |
7 | Продолжение усвоения новых знаний и способов действий | -У вас есть любимые игрушки? Какие? -Как вы с этими игрушками обращаетесь? -Мы сейчас прочитаем стихотворение, в котором девочка по-другому относится к своей игрушке. -С каким чувством вы слушали это стихотворение? Почему? -Попробуем прочитать его с чувством? -Как вы понимаете выражение "до ниточки промок"? -Почему зайка остался на скамейке? -Как относится девочка к своей игрушке? -Можно ли её назвать хозяйкой? «Игра в слова» - Ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Игра в слова» (слайд) А.Л.Барто есть стихотворение, которое называется «Игра в слова» -От чего зависит звучание слова?(от звуков, из которых оно состоит) -А какие звуки вы знаете?(гласные, согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие и т. Д.) -Какие звуки в этом стихотворении передают раскаты грома? В каких словах встречаются? -Как мы должны прочитать это стихотворение? -Что такое родник? - С каким ключом его можно спутать? | Ребята отвечают на вопросы Читают стихи, высказывают своё мнение. Чтение стихотворения 3-4 раза. Играют в игру «Игра в слова». Везде по-разному, используя мимику, интонацию Дети читают. Словарная работа | Регулятивные: - формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом текста; - формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные : - формируем умение извлекать информацию из текста, иллюстраций, изученного ранее материала; - формируем умение выявлять сущность; - формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; - формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; Личностные : -формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; -формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; -формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Коммуникативные: - формируем умение слушать и понимать других; - формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; |
8. | Самостоятельная работа с взаимопроверкой | «Перепутались, друзья» Расположите строчки в нужном порядке, приготовьтесь к выразительному чтению. Вспомните название стихотворений. | Ребята работают с текстами самостоятельно, после выполняют проверку работ. 1 Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Всё равно его не брошу – Потому что он хороший. 2 Идёт бычок, качается, Вздыхает на ходу: - Ох, доска кончается, Сейчас я упаду! 3 Я люблю свою лошадку, Причешу ей шёрстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости. | Коммуникативные: - умение работать с тестами, Познавательные: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные: - ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; - умение выделить нравственный аспект поведения; - готовность к сотрудничеству и дружбе; Регулятивные: - умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. |
| Этап рефлексии | -Что нового вы сегодня узнали? -С каким автором познакомились? -Какие стихотворения читали? – Что больше всего вам понравилось на уроке? – Что нового и интересного вы сегодня узнали? – Я довольна вашей работой на уроке. Но мне хотелось бы знать , с каким настроением вы уходите с урока. У вас на столах лежат солнышки и тучки. Если у вас хорошее настроение, вы не устали, поднимите солнышки, а если вы устали и считаете, что сегодня на уроке зря потратили время, вы сердитые и грустные как тучки, поднимите рисунки с тучками. Мы с вами ещё не раз вернёмся к творчеству А. Л. Барто. Вы продолжите знакомство во 2, 3 и 4 классах, а я хотела вам посоветовать посетить библиотеку и прочитать книги, которые вы видите на выставке. | Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения. Получают позитивный настрой от урока. | Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - проявлять активность в деятельности. |