Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I этап. Организационный момент. Цель: создание благоприятной обстановки, положительного настроя | - Здравствуйте. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь и пожелайте соседу по парте удачного дня. Садитесь. Начинаем урок! Проверьте готовность к уроку. Я желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам! | Проверяют наличие на парте учебника, шаблонов букв, сигнальных карточек.
|
II этап. Актуализация ранее полученных знаний. Цель: выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика. Подготовка к восприятию нового. | - Давайте вспомним, что на какие две большие группы делятся изученные нами буквы. -Что мы знаем о согласных? -Молодцы! А всегда ли это так? | Гласные и согласные. Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми, звонкими и глухими. |
III этап. Постановка учебной задачи. Цель: создание условий для частично-поискового метода. | - Откройте, пожалуйста, «Азбуку» на стр.78. (Документкамера) -Посмотрите внимательно на эту страницу. Что нового увидели? -Назовите тему нашего урока. -Определите тип урока. У нас сегодня урок закрепления полученных знаний или урок новых получения новых знаний. - Составим план урока с помощью знакомых моделей. Давайте прочитаем его. -Много у нас задач на уроке? -Какая должна быть работа на уроке? | Новые буквы, новый звук. Познакомиться с новой буквой и новым звуком. Закрепление полученных знаний и урок новых знаний. Составление плана урока
Чёткая, активная, дружная. |
IV этап Поиск решения проблемы - открытие нового знания. Цель: развитие знаково- символических действий, навыков анализа и синтеза, наблюдение над значением слов.
| - Итак, начинаем работу. Назовите первый этап работы. -Посмотрите на модели слов и скажите, какие слова спрятались в них? Объясните значение этих слов. -Поработайте в парах. Прочитайте звукобуквенные модели. (Документкамера). - Какие звуки нас интересуют в этих моделях? - Посмотрите друг на друга и произнесите первый звук. -А теперь дайте характеристику этому звуку. Покажите его модель. -Теперь произнесите первый звук второго слова. Покажите модель этого звука. - Ещё раз произнесите этот звук. Этот звук обозначается буквой. Кто знает какой? - Назовите мне слова, в которых пишется буква ж -А теперь перейдём к следующему этапу работы. Какой это этап, подскажите. Сконструируйте буквы Ж, ж. Молодцы! - Откройте алфавит и найдите место буквы Ж в алфавите. -Перед какой знакомой буквой находится буква Ж? -После какой знакомой буквой находится буква Ж? | Будем работать со схемами слов. Жук, жаба. Используем словарь С.И.Ожегова. 1.Работа в парах на местах: читают модели, дают характеристику каждому звуку. 2. Работа у доски: в слове «жук» один слог, первый звук [ж], второй звук – гласный [у], последний –[к] – согласный, глухой, твёрдый. В слове «жук» нас интересует первый звук [ж ]. Это согласный, звонкий, твёрдый. В слове «жаба» звук [ж] – согласный, звонкий, твёрдый. [ж] - согласный, звонкий, твёрдый.
Буквой ж Называют слова, в которых пишется буква ж.
Работа с конвертами: конструирование новых букв. Поиск информации в учебнике. |
V.Физкультминутка | Ребята, я буду называть слова с буквой ж. Если буква стоит в начале слова - вы приседаете, в середине слова - хлопаете, в конце слова - шагаете. Журавль, кожа, лыжи, медвежонок, жар, лужа, снежок, жираф, ножик, ежевика, жир, рожок. | Дети выполняют упражнения. |
VI. Первичное закрепление. Работа в парах. Цель: овладение способами переноса одного вида информации в другой. | 1)-С каким звуком мы познакомились сегодня? Какова его особенность? Повторим. 2). -Работа в парах с двухуровневыми схемами. Первая группа работает со словом «ужи», вторая - со словом « ёжик», а третья - со словом «лыжи». Обсудите вопрос: «Какие усвоенные знания мы применяем к новому звуку и буквам?» 3). Посмотрите на план. Назовите следующий этап работы. - Сколько слоговых моделей? -Почему только две модели? Посмотрите на первую модель. Из каких звуков она состоит? Прочитайте в парах звуки первого столбика. -Посмотрите на вторую модель. Из каких звуков состоит эта модель? -Так почему же только две модели? | Большая печатная буква Ж, маленькая печатная буква ж, обозначает согласный звонкий твёрдый звук [ ж ]. Парная работа. Обсуждение вопроса. Чтение слогов с изученной буквой Их две. Первый звук- ртораскрыватель, а второй звук [ ж ] Первый согласный звонкий , твёрдый звук [ ж ] и ртораскры-ватель. Звук [ж] не бывает мягким. |
VII. Упражнение в чтении слов Работа в парах Цель: развитие навыка анализа и синтеза, наблюдение над значением слов | - Какой следующий этап работы? Правильно. Самое главное: нам надо договориться, как будем читать? | Чтение столбиков слогов и слов с новым звуком. |
VIII.Физкультминутка | Под листочком Жук проснулся, Потянулся и встряхнулся, Брюшко, нос, глаза, усы Вымыл капелькой росы. | Дети выполняют упражнения. |
IХ. Работа с текстом. Цель: Работать со структурой текста: озаглавливать, выбороч но читать, находить информацию в тексте, формулировать простейшие выводы на основе этой информации. | - Следующий этап нашей работы……. Подскажите мне, пожалуйста. Найдите этот текст. Прочитайте название текста. Как вы думаете: о чём этот текст? Найдите возможное окончание предложения: «Медвежата лакомились спелой…….». - Прочитайте текст вполголоса. Можно работать в паре. -Наши предположения о содержании текста совпали? –Чем были заняты медвежата? Какое было время года? Кто испугал медвежат? Почему медвежата названы глупыми? Кому позавидовали медвежата? Почему ежа никто не укусит? -Подберите своё название текста. -Найдите в тексте предложения, которые могут быть подписями под рисунками. | «Медвежата и жук». Чтение текста. Ответы на вопросы. |
Х. Итог урока. РЕФЛЕКСИЯ. Цель: помочь осмыслить и оценить личную деятельность ребенка. Вызвать положи тельные эмоции. | - Скажите, мы выполнили ли всё, о чём сказали в начале урока? - Что для вас оказалось новым на уроке? - У кого были затруднения? Какие? - Дайте эмоциональную оценку своей работы на уроке. | Рефлексия собственной деятельности |
Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. Обучение грамоте и чтению. 1 класс: Методическое пособие. М.: Академкнига/Учебник, 2012
Лаврова Н.М. Азбука. Обучение грамоте и чтению. Методическое пособие. М.: Академкнига/Учебник, 2011
Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. Учебник по обучению грамоте и чтению. М.: Академкнига/Учебник, 2011