По теме: «У каждого – своё место в природе» (рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Медведко»)
Разработала: Артемьева А.
Цель: Формирование умений определять основную идею произведения со скрытым смыслом.
Личностная: формирование разумной любви к природе, понимание того, что дикие звери не должны жить в домашних условиях
Познавательная: развитие навыка связной речи, памяти, беглого чтения.
Коммуникативная: формирование умений делать выводы в результате совместной деятельности класса и учителя, групповой работы;
Регулятивная: развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам.
Предметная: развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся
КУМО: учебник, электронная презентация, карточки с заданиями.
Этап/время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Методы и приемы |
Организационный 1 мин | Здравствуйте, ребята, присаживайтесь, пожалуйста. Меня зовут Анастасия Александровна, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Урок я бы хотела начать с особых слов. «Мы в ответе за тех, кого приручили». Как вы понимаете смысл данных слов? | Приветствуют учителя Если человек взял домой животное, то должен о нем заботиться и не может выбросить его на улицу | Регулятивные: -саморегуляция Личностные: -формирование уважительного отношения к себе и окружающим | Фронтальная форма; -словесный метод |
Актуализация знаний. 2 мин | На доске записано предложение: «Мы все вздохнули свободно, когда наконец избавились от этого милого зверя и когда весь дом пришёл в прежний порядок». Вычитать из этого предложения всю информацию: фактуальную и подтекстовую. | Фактуальная информация: речь идёт о каком-то звере, который жил у людей в доме; относились к нему хорошо, считали милым; потом от зверя пришлось избавиться, причём это было нелегко; живя в доме, зверь нарушал весь уклад (порядок) жизни. Подтекстовая информация: зверь сначала людям нравился, но теперь «милым» его называют с иронией; очевидно, он плохо вёл себя, очень осложнял всем жизнь; возможно, он был дикий, не приспособленный к жизни в доме или плохо воспитанный | Коммуникативные: -формирование умения отвечать на поставленный вопрос, аргументировать | Фронтальная работа; Беседа |
Постановка темы и цели урока 4 мин | Сегодня нам предстоит познакомиться с писателем, а с каким, вы отгадаете сами. (на слайде ребус -зашифрованная фамилия) Сегодня мы продолжаем работу в разделе «Животные в нашем доме» Как вы думаете, о каких животных должны быть произведения, если раздел называется «Животные в нашем доме»? Чем жизнь диких животных отличается от жизни домашних животных? Но, к сожалению, человек иногда бездумно вторгается в жизнь дикой природы, существующей по своим законам. А что из этого может получиться, мы и узнаем, прочитав рассказ Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка. – Рассмотрите иллюстрацию, прочитайте название рассказа. Вы догадались, кого так зовут – Медведко Как вы думаете о чем этот рассказ? Что произошло с медвежонком, мы узнаем, конечно же, прочитав рассказ. А анализируя его, нам нужно постараться понять и сделать вывод, какими должны быть взаимоотношения человека и природы? (Вопрос написан на доске) | Мамин- Сибиряк Собаки, кошки На иллюстрации есть маленький медвежонок, может быть, это его кличка | Личностные: Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Познавательные: -формирование умения производить простые логические действия (анализ, синтез) Регулятивные: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. | наглядный метод демонстрация слайдов, ребус. |
Словарная работа 1 мин | На слайде записаны слова и их значение. Нужно соединить стрелочками их значение. | Барин –обращение к богатому, знатному человеку Кучер – это человек, управляющий лошадьми Уездный город – это то же, что сейчас у нас районный центр – т.е. небольшой город. Не смутился – не растерялся Квартирант – тот, кто снимает квартиру, – т. е. не свой, не член семьи Увалень - неповоротливый и ленивый человек | Коммуникативные: делать выводы в результате совместной деятельности класса и учителя, групповой работы | Словарная работа |
Развитие умений 25 мин | Первичное чтение (вслух, комбинированное). Учитель вместе с ребятами ведёт диалог с автором, делает необходимые комментарии по ходу чтения. Ребята по ходу того, как мы прочитаем главу, вы в парах заполняете таблицу на карточке №1. Вопросы после прочтения 1 части: Вспомните, как медвежонок попал в дом барина. Почему барин решил оставить медвежонка себе? Чтение 2 части Вопросы после чтения: Как вы думаете, удастся ли рассказчику выспаться этой ночью? А Медведко приживётся в доме? Чтение 3 части по ролям Что произошло в гостиной? Куда был он отправлен дальше? Смог ли уснуть барин? Что его разбудило, и что он увидел? Медведь встречается не только как житель тайги и символ на гербах. Но еще можно увидеть ночью на небе созвездия Большой и малой Медведицы. Который для охотников служат ориентиром. Представим себе, что все мы - отдельные звездочки. Звездочки могут объединяться в созвездия, как люди объединяются в группы. Число звездочек в созвездиях может быть разное, его я буду задавать вам сама. По хлопку, как только я назову число (например, 3), вы объединитесь в созвездия по три человека. Объединяться в созвездия можно прикасаясь друг к другу ладонями, плечами, головами. Чтение 4 части учителем Вам понравился Медведко? Что вы заметили, заполняя таблицу? Чему учит рассказ? | Заполняют таблицу Его принес кучер от соседей медведь разодрался с собакой К гимназистам Когда барин зашел в комнату гимназистов, зажег спичку и увидел: медвежонок стащил все с письменного стола, потащив за край клеёнки. Разбил графин и лампу, уронил и разлил чернильницу. Как меняется отношение автору к медведко Не берите зверя, если не знаете, как за ним ухаживать. | Познавательные: Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; Коммуникативные: Выразительно читать и пересказывать текст; Личностные: Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Учиться работать по предложенному учителем плану. | Выразительное чтение, комбинированное чтение и чтение по ролям, беседа |
Закрепление 5мин | А сейчас я предлагаю вам работу в группах, проверим, внимательно ли вы читали рассказ. Работа на карточках №»2. Проверим, что у вас получилось. Один вопрос- одна группа. | Работают в группах Представляют результаты | Коммуникативные: Развиваем умение слушать и понимать речь других Умение работать в паре и в группах | Тестирование, беседа |
Рефлексия 2мин | Понравился ли вам рассказ? Вернемся к эпиграфу « Мы в ответе за тех, кого приручили» Что должны помнит люди, когда берут в дом животных? А можно ли диких животных держать в домашних условиях? Все вы сегодня молодцы, спасибо за урок. | Животные должны жить в своей среде обитания, люди должны знать об образе жизни, чем питается животное, его повадки | Личностные: Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции; | Диалог |