Конспект урока литературного чтения по теме ; "Иван Андреевич Крылов. Басни"
Конспект урока литературного чтения по теме ; "Иван Андреевич Крылов. Басни"
Урок литкратурного чтения по теме "Иван Андреевич Крылов. Басни" составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и составлен с использованием приёмов технологии критического мышления.
В ходе уррока учащиеся знакомятся не только с биографией русского баснописца, но,знакомясь с текстом басни яяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяя2ворона и лисица", применяя приёмы критического мышления такие как прогнозирование, чтение с остановками, дерево предсказаний, синквейн, дают характернистику поступкам героев басни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения по теме ; "Иван Андреевич Крылов. Басни" »
Приём прогнозирования, синквейн, чтение с остановками
Урок литературного чтения
Класс -4
Автор: Титова Галина Дмитриевна, учитель начальных классов МБУ СОШ №48 г. Нижнеудинск Иркутская область
Тема: «Иван Андреевич Крылов , басня «Ворона и лисица»
Приём: "Чтение с остановками", "Прогноз"
Цель урока:
1. Познакомить учащихся басней И.А. Крылова"Ворона и лисицах ".
2. Проанализировать ситуацию на основе выбора нравственных категорий.
3. С помощью интерпретационных вопросов, прогнозирования содержания произведения, ключевых слов, чтения с остановками стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке.
Оборудование: кроссворд, ребусы, загадки, рисунки (ворона, лисица, ворона на дереве с сыром в клюве, ворона в слезах), словарь по теме урока, портрет автора, тексты с басней.
Ход урока:
На стадии вызова
Учащимся предлагаются ребусы и музыкальные фрагменты. Слова, полученные в ходе расшифровки, становятся ключевыми словами кроссворда.
а) вОрона,
б) В рыженькой шубке с пушистым хвостом,
Как пламя мелькнула она под кустом.(Лисица)
в) Бывает он грубым, ласковым, низким.
До боли знакомым, родным, очень близким.
Он есть у тебя и есть у меня,
Льётся он трелью у соловья. (Голос)
г) Музыкальный фрагмент карканья вороны.
д) Возьми его с головы и замени одну букву – получишь то, что хвалила лиса.
2. Рассказ об авторе, выставка сборников басен И.А.Крылова.
Басня –это литературный жанр. Это произведение авторское.
Что это значит? Это значит её написал автор.
Автор басни Иван Андреевич Крылов.Иван Иван Андреевич Крылов родился 12 февраля( 2февраля по старому стилю) 1769 года. Точное место Ивана Андреевича неизвестно, возможно это Москва, Троицк или Запорожье.. Отец - Андрей Прохорович Крылов (1736-1778). Служил в драгунском полку, начав службу с рядовых. Отличился при защите Яицкого городка во время восстания Пугачева. Умер в звании капитана в бедности. Мать - Мария Алексеевна. Осталась после смерти мужа с двумя малолетними детьми на руках. Неграмотная, но наделенная природным умом, следила за образованием сына. Иван Крылов обучался дома грамоте, арифметике и молитвам.. 1777 год - начало обучения Ивана Андреевича. Сумев удивить местного помещика своими стихами, получает разрешение обучаться вместе с его детьми. Самостоятельно изучает литературу, математику, французский и итальянские языки. В 1809 году издается первая книга басен Ивана Андреевича Крылова. 1819 - изданы 6 томов басен Ивана Крылов. 27 марта 1820 года Крылову вручен орден св. Владимира 4-й степени. В 1823 Российская академия вручает Ивану Андреевичу золотую медаль. В этом же году переживает два инсульта. 21 ноября (9 ноября по старому стилю) 1844 года Иван Андреевич Крылов умирает от скоротечного воспаления легких. По одной из версий, причиной смерти был заворот кишок от переедания.
3.Используя слова кроссворда, сочините басню, предположив её сюжет. (Работа в группах)
Презентация басен (по группам).
А) Первая группа представила басню следующего содержания.
Вороне с неба прилетел кусочек сыра. Схватив его, она полетела в гнездо, чтобы накормить маленьких воронят. Вдруг она увидела лису. Ворона испугалась и спряталась в дупле дятла. А лиса унюхала запах сыра, ходила-ходила под деревом, так голодная и пошла домой.
Б) Вторая группа –
Подружились ворона и лиса. Вместе ели, вместе пили, вместе радость и беду делили. Пошли они однажды добывать себе пропитание. Лиса по земле промышляет, ворона по небу летает. И вот видит ворона на дереве между веточек кусок сыра .Схватила она его и от радости тут же и съела, совсем забыв про свою подруженьку. Вспомнила тогда, когда от сыра уже ничего не осталось. А лиса тем временем утащила петуха, забралась в кусты и тоже съела всё до последней косточки. Встретились вечером, сделали вид, что от голода еле ноги тащат и пошли спать.
А как же всё было на самом деле? Интересно узнать?
Осмысление.
Чтение первой части и беседа по содержанию с использованием прогноза.
I часть текста:
Вороне где-то Бог послал кусочек сыра….
О ком или о чём Вы узнали из этой части?
Как понимаете выражение: Бог послал?
Какой момент этой части может насторожить Вас? Почему?
Попробуйте предположить, что может произойти дальше.
II часть текста:
На ель ворона взгромоздясь,
Позавтракать совсем уж было собралась. Да призадумалась.
А сыр во рту держала.
Оправдался ли Ваш прогноз?
Кто хочет уточнить значения слов?( Взгромоздясь, Бог послал)
Кто может объяснить их?
Словарь:
взгромоздясь 1)неуклюже ;
2) с большим трудом (разг.; неодобр.);
3) с большим трудом преодолела препятствие на высоту
Бог послал-1) посчастливилось
2) улыбнулась удача,
3) повезло
Что может произойти дальше?
III часть текста:
На ту беду лиса близёхонько бежала.
Вдруг сырный дух лису остановил.
Лисица видит сыр. Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит.
Вертит хвостом, с вороны глаз не сводит.
Как вы можете объяснить слова: пленил, сырный дух, плутовка,близёхонько?
Как вы думаете, что может произойти дальше?
Подтвердилось ли ваше предположение?
Словарь:
Близёхонько – очень близко, рядом,
Сырный дух – запах, аромат сыра,
Пленил – соблазнил, очень понравился.
Плутовка –хитрая, лживая, коварная, обманщица.
Как вы думаете, как развернутся дальше события?
Оправдалось ли ваше предположение?
4-я часть:
И говорит так сладко, чуть дыша.
-Голубушка! Как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие пёрышки! Какой носок!
И.верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Ежель при красоте такой и петь ты мастерица –
Так ты б была у нас царь-птица!
Что вы можете сказать о повадках лисы? Что позволяет вам так думать?
Как оценивает поведение лисы автор? Из чего это видно?
Какое впечатление у вас складывается о лисе? А о вороне?
Что произойдёт дальше?
Оправдался ли ваш прогноз?
Словарь
Ангельский голосок – самый красивый голос,
Царь-птица – царица среди всех птиц, самая важная и красивая , повелительница.
5-я часть –
Вещуньина с похвал вскружилась голова.
От радости в зобу дыханье спёрло.
И на приветливы лисицыны слова-
Ворона каркнула во всё воронье горло.
Сыр выпал. С ним была плутовка такова.
Как вы объясните выражение –«Вещуньина с похвал вскружилась голова»?
А «От радости в зобу дыханье спёрло»?
Что вы можете сказать про ворону? А почему?
А про лису? А чем вызваны у вас такие впечатления?
Какие отрицательные черты характера высмеивает автор в образе вороны?
А в образе лисы?
Благодаря чему лисе удалось завладеть сыром?
А почему лиса осталась без завтрака?
Какие чувства испытывает лиса? А ворона? А автор?
Совпадают ли ваши чувства с чувствами автора.?
Среди кого ещё можно встретить такие отрицательные черты характера?
Как вы думаете, для чего это делает автор?
Можно ли дальше развивать события? Оправдался ли ваш прогноз?
Рефлексия
1.Ролевое чтение басни.
Работа в парах.
А) Подобрать прилагательные к образу лисы.
Б) Подобрать прилагательные к образу вороны.
Под музыку учащиеся составляют синквейны.
Темы даются на выбор : «Плутовка», «Хитрость», «Ворона», «Лесть».