kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «Жизнь и творчество А.А. Ахматовой»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

образовательные: познакомить учащихся с личностью и особенностями творчества А.Ахматовой; показать, как исполнена поэтом гражданская и поэтическая миссия Анны Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в ее творчестве.

развивающие: умение читать стихи и эмоционально на них откликаться; совершенствовать навыки анализа поэтического текста, соотносить содержание с критической и мемуарной литературой, фактами биографии, имеющими непосредственную связь с данным произведением;

воспитательные: развивать чувство прекрасного, воспитывать уважение к чувствам другого человека, способность сопереживать, патриотическое чувство, показать пример гражданского мужества.

Методы обучения–объяснительно-иллюстративный, фронтальный опрос, чтение стихотворений наизусть, просмотр презентации с помощью компьютера и проектора, анализ стихотворений, выполнение тестов.

Комплексное методическое обеспечение урока – учебники, хрестоматии, тексты стихов А.Ахматовой, опорные конспекты, медиасредства.

Тип урока – комбинированный.

План.

История псевдонима “Ахматова”.Жизнь и творчество.

Анализ стихотворений: “Сжала руки под темной вуалью…”.

Философские мотивы, патриотическая тема, мир женской души, поэт и родина в лирике Ахматовой: “Я научилась просто, мудро жить…”, “Ты письмо мое, милый, не комкай…”, “ Молитва”.

Поэма “Реквием”.

Анна Ахматова – “голос своего поколения”.

Я – голос ваш, жар вашего дыханья,

 Я – отраженье вашего лица…

А. Ахматова.

Ход урока

Предварительная работа.

Учащиеся имели предварительное задание познакомиться с биографией А.Ахматовой, составить хронологическую таблицу ее жизни и творчества, выучить наизусть стихотворения, вспомнить сведения о поэтах Серебряного века и особенностях этого периода в русской поэзии.

I. Организационный момент. Активизация знаний учащихся.3 мин.

Выполняя предварительное задание, вы познакомились с творческой биографией Анны Андреевны Ахматовой, выучили ее стихи. Вы обратили внимание на то, что начало ее творчества связано с Серебряным веком русской поэзии, а последние произведения появляются в 60-е годы.

II.Повторение.3мин

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «Жизнь и творчество А.А. Ахматовой»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

«ЛАБИНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»







МЕТОДИЧЕСКАЯ

РАЗРАБОТКА УРОКА литературы

по теме:


«Жизнь и творчество А.А.Ахматовой»




Подготовила и провела

преподаватель руссого языка

и литературы

Проскурякова С.В.




Лабинск

2014


Цели:

образовательные: познакомить учащихся с личностью и особенностями творчества А.Ахматовой; показать, как исполнена поэтом гражданская и поэтическая миссия Анны Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в ее творчестве.

развивающие: умение читать стихи и эмоционально на них откликаться; совершенствовать навыки анализа поэтического текста, соотносить содержание с критической и мемуарной литературой, фактами биографии, имеющими непосредственную связь с данным произведением;

воспитательные: развивать чувство прекрасного, воспитывать уважение к чувствам другого человека, способность сопереживать, патриотическое чувство, показать пример гражданского мужества.

Методы обучения–объяснительно-иллюстративный, фронтальный опрос, чтение стихотворений наизусть, просмотр презентации с помощью компьютера и проектора, анализ стихотворений, выполнение тестов.

Комплексное методическое обеспечение урока – учебники, хрестоматии, тексты стихов А.Ахматовой, опорные конспекты, медиасредства.

Тип урока – комбинированный.

План.

История псевдонима “Ахматова”.Жизнь и творчество.

Анализ стихотворений: “Сжала руки под темной вуалью…”.

Философские мотивы, патриотическая тема, мир женской души, поэт и родина в лирике Ахматовой: “Я научилась просто, мудро жить…”, “Ты письмо мое, милый, не комкай…”, “ Молитва”.

Поэма “Реквием”.

Анна Ахматова – “голос своего поколения”.


Я – голос ваш, жар вашего дыханья,

Я – отраженье вашего лица…

А. Ахматова.










Ход урока

Предварительная работа.

Учащиеся имели предварительное задание познакомиться с биографией А.Ахматовой, составить хронологическую таблицу ее жизни и творчества, выучить наизусть стихотворения, вспомнить сведения о поэтах Серебряного века и особенностях этого периода в русской поэзии.


I. Организационный момент. Активизация знаний учащихся.3 мин.

Выполняя предварительное задание, вы познакомились с творческой биографией Анны Андреевны Ахматовой, выучили ее стихи. Вы обратили внимание на то, что начало ее творчества связано с Серебряным веком русской поэзии, а последние произведения появляются в 60-е годы.

II.Повторение.3мин

Слайд 1,2,3,4

Задание: – Вспомните, пожалуйста, определение Серебряного века русской поэзии.

(Серебряным веком принято называть период расцвета русской поэзии в начале XX века.)

И серебряный месяц ярко

Над Серебряным веком стыл. (А.Ахматова)

III.Объяснение нового материала с использованием презентации.30 мин.

Слайд 5 История появления псевдонима “Ахматова”.

Уже в гимназические годы Ахматова писала стихи. Ахматова – это фамилия бабушки (пробабушки по материнской линии), ставшая псевдонимом Анны Андреевны Горенко.

Из биографии А.Ахматовой: родилась 23 июня (н.с.) в 1889 году в селении Большой Фонтан близ Одессы (настоящая фамилия Горенко, в замужестве Гумелева).

Детские годы прошли в Царском селе под Петербургом. Здесь она училась в Царскосельской (Мариинской) женской гимназии.

Слайд 6

Каникулы проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты (сейчас это один из районов Севастополя). “Самое сильное впечатление этих лет, – вспоминала Ахматова, – древний Херсонес, около которого мы жили”.

Слайд 7 Парк им. Анны Ахматовой

В этом районе на берегу моря разбит парк им. Анны Ахматовой. У входа в парк поставлена памятная доска, на которой изображение профиль поэта (она не разрешала себя называть поэтессой) и написаны слова, взятые из ее замечательной поэмы “Реквием”:

У меня сегодня много дела:

Надо память до конца убить,

Надо, чтоб душа окаменела,

Надо снова научиться жить.

Слайд 8 История А.Ахматовой и Н.Гумилева

В 1903 году знакомится с Николаем Гумелевым. Написаны первые ранние стихотворения. Затем учеба в Киево-Фундуклеевской гимназии. А в 1907 году в парижском журнале “Сириус”, издававшемся Н.Гумелевым, появилось первое опубликованное стихотворение Ахматовой.


1908–1909 г.г. – учеба на юридическом факультете Киевских высших женских курсов. И вот в апреле 1910 года “… я вышла замуж за Н.С. Гумелева, и мы, – пишет Ахматова, – поехали на месяц в Париж”.


Слайд 9 История любви Н.Гумилева и А.Ахматовой нашла отражение в стихах.

Слайд 10 Первый сборник стихов «Вечер»

Первые сборники стихов А.Ахматовой назывались “Вечер” (1912) (По свидетельству Л.Чуковской, сначала хотела сборник “Вечер” назвать “Лебеда”, но ее отговорили).


Слайд 11 Анализ стихотворения “Сжала руки под темной вуалью”(Чтение стихотворения.)

Предварительные вопросы:

- Какова тема стихотворения “Сжала руки под темной вуалью…” ?

-Кто является героем этого стихотворения?

- Какие тропы заметили в стихотворении?

Анализ стихотворения “Сжала руки под темной вуалью...” (1911).

Это характернейшее стихотворение из книги “Вечер”, в котором представлены непростые отношения между мужчиной и женщиной. Темой стихотворения является любовь.

Лирическая героиня говорит со своей совестью (невидимый герой) после свидания с человеком, у которого в стихотворении нет никаких опознавательных знаков. Весь разговор опущен, а его содержание сконцентрировано в одной емкой метафоре “…я терпкой печалью/ Напоила его допьяна.”

Женщина, охваченная внезапным состраданием, признает свою вину перед тем, кого она заставляет страдать. Печалью “напоили” его, но сейчас страдает она, сама в этом виноватая. О силе чувства говорят повторяющиеся глаголы: “сбежала”, “я бежала”, “задыхаясь, я крикнула”. “Перил не касаясь”, то есть стремительно, без всякой осторожности, – это акмеистически точная, психологически насыщенная внутренняя деталь

В конце первого стиха последней строфы повисает слово “шутка”, отделенное от завершения фразы сильным стихотворным переносом. Ясно, что все предыдущее было всерьез.

Слайд 12 Рождение сына Левушки.

10 октября 1912 году у Анны Ахматовой родился сын Левушка (Лев Николаевич Гумелев – историк, географ, специалист по этногенезу народов Евразии).

Слайд 13 Выход ы 1914 году второй книги стихов «Четки».

В марте 1914 года выходит вторая книга стихов “Четки”, в которую вошло стихотворение “Я научилась просто, мудро жить…”, написанное во Флоренции (1912), где они отдыхали вместе с Н.Гумелевым 10 дней.(есть мнение, что стихотворение было написано по возвращении из Италии в Киеве в имении Литки, принадлежащем родственникам Ахматовой).

Слайд 14 Чтение стихотворения “Я научилась просто, мудро жить”.

Слайд 15 Первая мирова война Н.Гумилев в армии.

Казалось бы, в жизни А.Ахматовой все складывалось великолепно: брак с любимым человеком, признание, рождение сына. Но трагическая эпоха коснулась жизни каждого человека.

1914 год. Первая Мировая война. Н.Гумилев в армии. Переписка.

Слайд 16 Подготовленный ученик читает стихотворение “Ты письмо мое, милый, не комкай…”

Слайд 17 Появление стихотворения «Молитва»

В 1915 году появляется стихотворение “Молитва” (1915г).

Предварительные вопросы:

-К кому обращено стихотворение?

-Какую жертву она готова принести?

-Во имя чего приносится эта жертва?

Кровная связь с Россией ощущалась особенно резко в самые трудные времена, начиная с первой мировой войны. М.Цветаева называла А.Ахматову “музой плача”.

Революция и Гражданская война. Отказ покинуть Россию.

Слайд 18 Выбор ухать из России или остаться.

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам…

Совсем не просты были отношения Ахматовой с родиной. Здесь она испытала страдания и муки, разделила боль с народом, голосом которого по праву стала. Но для Ахматовой слова “Родина” и “власть” никогда не были синонимами. Для нее не было выбора – уехать из России или остаться. Она считает бегство предательством:


Слайд 19В сентябре 1917 года увидела свет книга стихов “Белая стая”.


Я улыбаться перестала,

Морозный ветер губы студит,

Одной надеждой меньше стало,

Одною песней больше будет.

Трагическая судьба России пережита Ахматовой вместе с ней, она разделила участь своей родины.

Уже в первые послереволюционные годы имя Ахматовой часто противопоставлялось именам поэтов революционной России.


Слайд 20В 1921 год… Напечатана книга стихов “Подорожник”.

Слайд 21 Арест и расстрел Николая Гумилева

Волна сталинских репрессий накрыла и Ахматову. На похоронах А.А.Блока Ахматова узнает, что арестован муж, Николай Гумелев, якобы за участие в контрреволюционном заговоре. (Дело было сфабриковано органами ВЧК). Вскоре он был расстрелян.

Слайд 22 В1922 напечатана книга стихов “AnnoDomini”.

Слайд 23 Арест единственного сына .

1935 год. Арест единственного сына Анны Ахматовой Льва Николаевича Гумелева (его арестовывали трижды – в 1935. 1938 и 1940 годах). После ареста сына в 1938 г. Ахматова начала поэму “Реквием”.

Слайд 24 Массовые репрессии в стране, личные трагедийные события вызвали к жизни произведение «Реквием».

Слайд 25 ,26 Страшные годы ежовщины

“ В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то “опознал” меня. Тогда, стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):

– А это вы можете описать?

И я сказала:

– Могу.

Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом”.


Слайд 27,28 Пять лет работы Ахматовой над поэмой «Реквием».

Пять лет с перерывами работала Ахматова над этим произведением. Создавалась поэма в нечеловеческих условиях.

Слайд 29 Жизнь стихов в памяти друзей.

Стихи жили в памяти друзей и близких, так как на бумаге оставлять их было опасно. Ахматова, как вспоминает Лидия Чуковская, говорила: “ “Реквием” наизусть знали 11 человек, и никто меня не выдал”.

Слайд 30,31 Основные темы и мотивы поэмы «Реквием».

Основные мотивы поэмы – память, горечь забвения, немыслимость, невозможность смерти, мотив распятия, евангельской жертвы.

Поэма сложилась из отдельных стихотворений, созданных в основном в предвоенный период. Окончательно эти стихи были скомпонованы в единое произведение лишь осенью 1962 года, когда оно было впервые написано на бумаге.

При знакомстве с поэмой ее структурными частями поражает чересполосица дат: “Вместо предисловия” датировано 1957 годом, эпиграф “Нет, и не под чуждым небосводом...” – 1961-м, “Посвящение” – 1940-м, “Вступление” – 1935-м

Известно также, что вариант “Эпилога” был продиктован автором подруге Л. Д. Большинцовой в 1964 году. Следовательно, даты эти – лишь разные знаки того, что к этому творению Ахматова обращалась на протяжении тридцати последних лет жизни. Важно уметь отвлечься от этих цифр и воспринимать “Реквием” как целостное произведение, продиктованное трагедийным временем.

Слово “Реквием” переводится как “заупокойная месса”, как богослужение по умершему. Одновременно это – обозначение траурного музыкального произведения.

Слайд 32,33,34,35,36 Эпиграф поэмы «Реквием».

Уже в 1961 году поэме был предпослан эпиграф, строго, но точно отразивший гражданскую и творческую позицию автора:

“Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл,

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был”.(1961)

Здесь дважды повторяется слово “чуждый”, дважды – слово “народ”. Выражена идея сплочения судеб народа и его поэта.

Название – “Реквием” – настраивает на торжественно-траурный лад, оно связано со смертью, скорбным молчанием, которое пропорционально непомерности страдания.

Слайд 37,38,39,40,41,42 Обращение А.Ахматовой к Сталину для спасения своего сына.


И еще одна заслуга есть у Анны Ахматовой. “Я научила женщин говорить… Но, Боже, как их замолчать заставить!” Действительно, с приходом в литературу Анны Ахматовой , появились поэтессы: Марина Цветаева, Римма Казакова, Бэла Ахмадуллина и многие, многие другие.

Слайд 43 Блокада Ленинграда.

Слайд 44 Травля на А.Ахматову.

Слайд 45 ,47,48 Смерть А.Ахматовой


5.Анна Ахматова – “голос своего поколения”.

Анна Ахматова стала женским голосом своего времени, женщиной-поэтом вечного, общечеловеческого значения. Именно она впервые в русской литературе явила в своем творчестве универсальный лирический характер женщины.

IV. Домашнее задание. 4 мин

Письменно проанализировать понравившееся стихотворение Ахматовой.

V.Итог урока.5 мин.

- Мы лишь немного прикоснулись к огромному миру ахматовской поэзии. Время, как известно, всё и всех расставляет по своим местам. Поэт Анна Ахматова выдержала испытание жизнью и временем.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «Жизнь и творчество А.А. Ахматовой»

Автор: Проскурякова Светлана Валерьевна

Дата: 06.04.2016

Номер свидетельства: 315785

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ  ПО ТЕМЕ:  «Жизнь и творчество А.А. Ахматовой»"
    ["seo_title"] => string(93) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-litieratury-po-tiemie-zhizn-i-tvorchiestvo-a-a-akhmatovoi-1"
    ["file_id"] => string(6) "315786"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459954331"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ  ПО ТЕМЕ:  «Жизнь и творчество А.А. Ахматовой»"
    ["seo_title"] => string(93) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-litieratury-po-tiemie-zhizn-i-tvorchiestvo-a-a-akhmatovoi-2"
    ["file_id"] => string(6) "315787"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459954332"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства