:развивать представления учащихся о добре, умения связно выражать свои мысли, развивать коммуникативные умения, воспитывать стремление совершать добрые поступки.
В течение всего урока идет разговор о доброте,благородных поступках . Идет исследование, в ходе которого дети сопоставляют внешние данные и духовные качества характера главного героя с рыцарем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока чтения»
Урок доброты в 5 классе по рассказу Ю.Яковлева «Рыцарь Вася»
Цель урока:
:развивать представления учащихся о добре, умения связно выражать свои мысли, развивать коммуникативные умения, воспитывать стремление совершать добрые дела.
Задачи:
Образовательная: поразмышлять с детьми о важнейших нравственных ценностях, добре.
Развивающая: раскрыть нравственное содержание доброты, способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых поступков.
Воспитательная: : на конкретном примере воспитывать духовно богатую личность; «рыцаря» нашего времени .закреплять правильное отношение к нравственным ценностям человека, формировать представление о достоинствах человека.
Оборудование урока:
портрет писателя Ю. Яковлева,картинка с изображением рыцаря , иллюстрация к рассказу «Рыцарь Вася» ил. Спасение утопающего
Оформление доски.
«Быть добрым хорошо и радостно. Добро приносит человеку то удовольствие, какого не знает никогда злой; быть добрым – счастье». Ю. Яковлев
1.Сегодняшний урок я назвала уроком доброты .
Эпиграф к уроку: однажды детский писатель Ю. Яковлев произнес слова, в которых, по сути, определил основную черту своего творчества: «Быть добрым хорошо и радостно. Добро приносит человеку то удовольствие, какого не знает никогда злой; быть добрым – счастье». Ю. Яковлев
Беседа о добре.
Учитель: А что такое доброта? добро? Как вы понимаете?
Дети: Это все хорошее, доброе, красивое. Например, мама, солнце, цветы…(дети продолжают).
Учитель: - А еще добро –верность, любовь, порядочность, мужество. отзывчивость, внимание к людям, щедрость, готовность поступиться своими интересами ради других, способность к сопереживанию, бескорыстие и т.д. Доброта – морально-ценностная характеристика человека, благодаря которым он способен творить добро. Добрый человек-человек делающий добро другим, отзывчивый, несущий благо, добро ,благополучие
Учитель -Ребята, как вы думаете, где живет доброта? (ответы детей)
Учитель: Доброта, в первую очередь, должна жить в ваших сердцах.
Добрые сердца - это сады. Добрые слова - корни.
Добрые мысли – цветы. Добрые дела - плоды.
Коль существует на нашей планете добро, значит люди могут творить добрые дела.
Подумайте , вы совершали добрые дела и поступки?
Хочу я предложить вам творческое заданием"Собери и оживи цветок"
- Ребята! На нашей полянке все цветы такие красивые, а один бледненький, не красивый. Он ждет, чтобы вы украсили его своими добрыми делами.
Закройте глазки. Подумайте, какое же доброе дело вы совершили недавно или сможете сделать. Может быть, для друга, а, может, для незнакомого человека, для котенка, для птичек. Кому ты сможешь подарить свою доброту? подумайте
Подумали? А теперь возьмите по очереди по лепестку, которые лежат у вас на партах подходите тихо к цветочку, дарите ему свой красивый лепесток и обещайте, какое доброе дело вы намерены сделать сегодня.
(Дети, выходят к доске и приклеивают лепесток на цветок.)
- Какой красивый цветок у нас получился. Я, как учитель, тоже даю обещание, что проведу такой Урок Доброты в 6 классе.
(Учитель приклеивает серединку к цветку.)
- Как мы назовем наш чудесный цветок? Это будет Цветок Доброты.
- После таких слов хочется улыбаться и непременно делать добрые дела.
Учитель -Как вы думаете, а легко ли совершать добрые поступки? ( во время ответа следить, чтобы ребята отвечали начиная со слов : я думаю, я считаю, я полагаю
Итог :Теория бумеранга Если ты со всей душой делаешь человеку добро ,то оно обязательно вернётся в самое нужное время, как бумеранг. Т,Е сегодня вы помогли, а завтра помогут вам А я считаю, что нести добро людям помогать кому-либо , заботиться, делать что-нибудь приятное, Это значит быть героем нашего времени.
Давным –давно в средние века героями своего времени были рыцари .
Давайте послушаем сообщение о рыцарях (ученик )
Рассказ ученика о рыцаре . Рыцарь – в переводе с немецкого означает. всадник, самоотверженный, благородный человек честный порядочный , В средние века это тяжеловооружённый конный воин ,рыцарями называли отважных, смелых воинов, которые носили тяжёлые доспехи, были вооружены копьём и мечом. Чтобы стать рыцарем, нужно было пройти специальную подготовку. В семь лет мальчиков отдавали учиться к опытным воинам Они получали особое рыцарское воспитание, . Их обучали скакать верхом, стрелять из лука, метать копьё, владеть мечом. Кроме военных наук, мальчиков приучали держать данное слово, быть вежливым, ,добрыми ,выручать друга из беды, заступаться за слабого и обиженного, благородно и возвышенно относиться к женщине Рыцари участвовали в турнирах. Сражались верхом на конях притупленными копьями и мечами. Вот звучные имена рыцарей: Ричард, Айвенго, Дон Кихот, они известны всему миру.
Учитель спасибо. Давайте уточним На партах карточки справа выберите и положите внешние и физические данные о рыцаре.,
а слева- нравственные ,духовные качества Прочитать и проверить
Внешние и физические данные рыцаря :
смелый, отважный воин, прошедший
специальную подготовку,
всегда собранный и подтянутый.
железные доспехи, в шлеме
с копьём, меч, щит.
умение скакать верхом, стрелять из лука,
метать копьё, владеть мечом
Нравственные ,духовные качества рыцарей :
держит данное слово, вежливый,
готов выручить друга из беды,
заступиться за слабого и обиженного,
благородно и возвышенно относится к женщине.,
…………………………………………………………………………………….. -Подвожу итог В далёкие времена существовал закон, который носил название «кодексрыцарской чести». В этомкодексе были прописаны рыцарские обязанности и права «Будь верен Богу, государю и подруге, будь медлителен в мести и наказании и быстр в пощаде и помощи слабым и беззащитным, подавай милостыню»
Каждый рыцарь строго следовал кодексу чести – защищал свое Отечество, проявлял бесстрашие в сражениях держал данное слово, был вежливым, добрым, выручал друга из беды, заступался за слабого и обиженного, благородно и возвышенно относился к женщине
Учитель- Подумайте и ответьте на вопрос : Встречаются ли в наши дни в повседневной жизни такие понятия, как «рыцарь», «рыцарский поступок»,
Учитель - Какого же человека мы сможем назвать рыцарем в наши дни? (В наши дни рыцарем называют человека, готового пойти на помощь другому человеку, умеющего держать данное слово, заступаться за младшего, слабого.
Учитель: Я думаю, вы согласитесь со мной: если к человеку отнестись с добротой, то и ему в ответ захочется поделиться с другим человеком, словно улыбкой, своейдобротой.
Поиграем в игру Ф,К- Улыбка доброты».Встали
К нам в гости пришла улыбка. - Я вижу, как сияют ваши лица. Давайте поделимся друг с другом своим хорошим настроением. Сейчас я подойду к одному из вас и передам свою улыбку. После этого он должен улыбнуться и передать улыбку соседу. И так далее. Последний игрок снова передаст улыбку мне.
- Она такая добрая, ласковая, приветливая, поэтому я дружу с ней. И хочу, чтобы вы все подружились с улыбкой
Учитель: Напомните мне пожалуйста о каком добром поступке мы читали с вами на прошлом уроке? Кто автор ? как называется рассказ? Как его зовут?
Тема и цель урока. Кто поможет мне сформулировать тему и цели урока Правильно мы продолжим Знакомство с рассказом Ю. Яковлева «Рыцарь Вася» на конкретном примере главных героев поразмышляем о поступках
Учитель:- Давайте определим, что рыцарское прячется в Васе. Для этого мы проведём исследование, в ходе которого, я думаю, найдём ответ на вопрос.
- Цитатами докажем, был ли Вася рыцарем? И если был, то ответим, в чём заключалось его рыцарство. Работа с учебником - Как выглядел Вася?
1 Давайте вспомним главного героя .Какова внешность Васи? (Куртка в обтяжку, на толстом его лице.«… куртка в обтяжку, штаны плотно облегали ноги…все считали, что причина его полноты – обжорство… вместо прекрасного рыцаря снова возникал мешковатый мальчик с круглым толстым лицом, на котором краснели три бугорка.»
- Что ещё можно о нём сказать? Отношение к нему окружающих Тюфяк –мешок, набитый соломой. Так говоря о безвольном, вялом, медлительном человеке(Все называли его тюфяком)
- За что Васе дали такое прозвище? Что означает – тюфяк?
2 Его манеры, действия.«Приятели называли его тюфяком. За его медлительность, неповоротливость и неловкость. Если в классе писали контрольную работу, то ему всегда не хватало времени – он раскачивался только к концу урока. Если он пил чай, то на столе вокруг его блюдца образовывалась большая чайная лужа. Он ходил вразвалку и обязательно задевал за край стола или сбивал стул. И новые ботинки за неделю стаптывал так, словно вместе с Суворовым совершал переход через Альпы. Вид у него был сонный, будто он только что проснулся или собирался уснуть. У него всё валилось из рук, всё не ладилось. Одним словом, тюфяк.» Похож на рыцаря?
3.О чем мечтал?«Он мечтал о подвигах, а его жизнь проходила однообразно и буднично.»
4.Как проявлял себя на уроках «Он плёлся к доске, задевая ногой парты, и долго сжимал в пальцах мел, словно хотел из него что-то выжать. Решая задачу, он сопел так, словно в руке у него был не мелок, а тяжёлый камень, который без конца опускал и поднимал. Он думал… медленно и тяжело…»
5.«На уроках физкультуры он был предметом общих насмешек. Когда ему предлагали пройти по буму (Бревно для гимнастических упражнений), ребята уже заранее начинали хихикать. Он делал несколько трудных шагов, потом вдруг терял равновесие, беспомощно хватался руками за воздух и наконец с грохотом спрыгивал на пол. Через коня ему тоже не удавалось перепрыгнуть. Он застревал на чёрной кожаной спине и некоторое время восседал, как всадник в седле. Ребята смеялись, а он неуклюже сползал на животе на пол и шёл в строй.» Похож на рыцаря?
6.Везучий ли был он человек?«Ему не везло буквально во всём.»
- А что делает герой в ответ на эти обидные слова?
« Он привык к судьбе неудачника. Обычно неудачники сердятся на других, а он сердился на самого себя. Он давал себе слово измениться и начать новую жизнь. Старался быстрее двигаться, говорить почти криком и ни в чём не отставать от ребят. Но из этого ничего хорошего не выходило. Дома со стола летели чашки, в классе проливались чернила, а от резких движений его куртка лопалась где-нибудь под мышкой.»
Учитель Печальна судьба этого мальчика, загнанного в угол своей внешностью, непониманием окружающих :
- Портрет рыцаря перед нами появляется? (нет) Почему? Учитель-…В чём Вася не соответствует образу рыцаря?
Вася жалеет, что у него имя не подходит к рыцарю
- Где и когда Вася чувствовал себя хорошо? (в музее, в мечтах)
- Чего ждал Вася от окружающих? (поддержки)
- А в свой адрес слышал насмешки :
7. .«Услышав о доспехах, приятель покривился и сказал: «На такого толстого никакие доспехи не налезут.»
9.«Ребята смеялись…»
10«… у учительницы лопалось терпение, и она отправляла его на место»
12.«Зал засмеялся…»
- Были ли у него друзья в жизни? ( Нет. Даже мама подтрунивала).« Мама кричала: «Осторожно! Слон в фарфоровой лавке!»
И только добрый, умный автор знает о мальчике самое главное.
Что же это? Найдите в 1-й части качество, без которого не может быть рыцаря?
- Найдите в отрывке cлова: «…а в его груди билось благородное сердце…»
Ф.К.Давайте с вами поиграем В игру « Хорошо или плохо»
Если услышите хорошее благородное действие как поступали рыцари- присесть ,а плохое -наклоны
1.Обижать слабых,
2.помогать старым и больным,
3.сквернословить,
4.дергать девочек за косички ,
5.дразнить и обзывать друг друга,
6. заступаться за малышей,
7.отвечать у доски,
8.болтать на уроках,
9.читать книги,
10.заниматься спортом.
11 выходить на тонкий лед.
Молодцы ,а почему опасно выходить осенью на лед?
На тонкий, неокрепший лед выходить ЗАПРЕЩЕНО! Рассматриваем иллюстрации
- Выходить на лед можно только тогда, когда его толщина достигает не менее 10 сантиметров .
- Прочность льда можно определить визуально: лёд голубого цвета – прочный, а прочность льда белого цвета в 2 раза меньше.. Такой лёд обрушивается без предупреждающего потрескивания.
- Ни в коем случае нельзя выходить на лед в темное время суток и при плохой видимости (туман, снегопад, дождь).
- Нельзя проверять прочность льда ударом ноги. Если после первого сильного удара покажется хоть немного воды, - это означает, что лед тонкий, по нему ходить нельзя. Точно так же поступают при предостерегающем потрескивании льда и образовании в нем трещин. (Статью в газете можно почитать )
Учитель: В нашем рассказе первоклассник не знал этих правил ,вот поэтому и провалился .хорошо, что близко были старшие дети
- Давайте словами из текста подтвердим самоотверженность, смелость Васи.
Эпизод спасения ребёнка Читаем вслух. Стр.
Работа с текстом.« Другой бы тут же спросил самого Димку Ковалёва: «Что же ты не поможешь ему?» Но он был тюфяк и не догадался этого сделать. Он посмотрел на замёрзшую реку и заметил маленького первоклашку, который был по пояс в воде и только руками цеплялся за край льда.
Тюфяк был толще и тяжелее Димки, но он шагнул на лёд. Лёд слегка прогнулся, но не треснул. Вероятно, у берега он был крепче.»
«А тюфяк шагал по льду. Он не слышал криков. Он видел только насмерть перепуганного малыша, который не мог выговорить и слова.
Около полыньи на льду образовалась лужа. Он дошёл до края и , не раздумывая, выставил одну ногу вперёд. Ботинок сразу зачерпнул воду. Где-то в глубине души он понимал, что сейчас лёд может треснуть и он окажется в воде вместе с посиневшим пацаном. Но это не остановило его. Он переставил вторую ногу и очутился по щиколотку в воде…
Тюфяк схватил малыша за руку…наконец первоклассник очутился на льду. Он шёл, вцепившись в своего спасителя. Зубы его стучали. А по лицу текли слёзы.»
Учитель: Похож в этом отрывке Вася на тюфяка?( нет.) Почему? (Вася смелый,пойти по тонкому льду , не думая об опасности провалить ся, сможет не каждый. Он как будто неуклюжесть потерял и стал ловким. Ему было страшно, но он думал о мальчишке-первокласс нике и шёл по льду.)
-Для чего же в этом отрывке Юрий Яковлев называет Васю тюфяком несколько раз ( Сосчитайте сколько?)6 раз? ( Он смеётся над теми, кто называет его так,потому что Вася этого не заслуживает).
Кластер на доскеСоставление характеристики Тюфяка.
Внутренние черты характера: смелый,отзывчивый,скромный,благородный………
Вывод учитель.: Внешне Вася выглядел как тюфяк ,а внутренние черты характера и его поступок позволяет нам судить о нём как о рыцаре (спасение малыша)Сравнить с рыцарем .
–У тюфяка под некрасивой внешней оболочкой, бьется благородное сердце рыцаря Можно ли сказать ,что внешность обманчива
------------- на реке, кроме Васи был ещё один мальчик. Как его звали? (Дима Ковалёв).
-Как он вёл себя?(Он кричал, чтобы заглушить свой страх). Он был трус)
- Как вы думаете, почему Дима повёл спасённого мальчика домой? (Дима позаботился о Васе, который промочил ноги. Он нарочно так сделал, как будто позаботился.
Он хотел себе славы.)
Как вы думаете, кого - В этом рассказе можно назвать героем?
Объясните свою точку зрения. - Оцените поступок Васи.
------------- А какие слова подтверждают, что Вася продолжает жить своей мечтой?
(«Он с трудом протиснулся за парту – сдвинул её с места, - а когда начался урок, взял в короткие пухлые пальцы тоненькую ручку и в тетрадке по арифметике стал рисовать рыцаря.» О чём Вася мечтает? В заветных мечтах он видел себя закованным в блестящие стальные доспехи, в шлеме , на белом коне. В таком виде он мчался по свету и совершал множество подвигов, защищая слабых и обиженных. Он был безымянным рыцарем…»
Учитель : Что произошло на следующий день ?
Почему же Вася промолчал на линейке
На линейке в школе директор рассказ о подвиге Ковалёва Димы. Васе хотелось сказать, что это ложь, но «от одной мысли привлечь к себе внимание ему стало стыдно». В конце концов он и сам поверил, что Димка герой, и захлопал, когда все захлопали.
Ведь рыцари совершают подвиги не ради славы, а ради спасения
Немного грустно после чтения этого рассказа. Жалко Васю, который не может самоутвердиться в жизни, жалко ребят, которые на хотят и не могут рассмотреть в своём товарище благородного человека. И вместе с тем есть уверенность, что внутреннее рыцарство Васи когда–нибудь будет раскрыто и оценено по –заслугам.
- Сейчас я вам предлагаю подумать . Вам нужно будет найти выход из критической ситуации.
1) На улице незнакомая женщина падает в обморок. Ваши действия.
2) Вы учите уроки, а сосед за стеной громко включил магнитофон. Ваши действия.
3) На пляже вы слышите крик: «Помогите, тону!» Ваши действия.
4)идёте вы по улице, а на дороге упал человек, поскользнулся и, кажется, повредил себе ногу
Учитель: Как вы поняли Что же такое доброта ?Вывод делают дети Доброта – морально-ценностная характеристика человека, включающая такие свойства, благодаря которым он способен творить добро.
Обобщая ответы учащихся, учитель скажет о том, что:
Добро в первую очередь связано с умением сострадать, сочувствовать и сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой. Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому, не ради выгоды, не на показ, а бескорыстно, по велению сердца. Настоящая доброта рождается в глубине твоего сердца и начинается с тебя самого. . Как ты это сделаешь - зависит от тебя и от обстоятельств .
--------------Лев Толстой Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям. Каков признак добрых поступков? — Мир души.
( мудрые советы монаха Симеона Афонского)
Итог : В конце урока спросить цветок красивый ,но что-то еще не хватает. как вы думаете ,что?Я хочу прикрепить к нам на цветок доброты еще один лепесток как вы думаете за кого? лепесток за рыцаря Васю Он тоже ученик пятого класса и совершил очень даже доброе дело
Я хочу вам пожелать :начните творить добро уже сегодня. начните заботиться о младших, сделайте что-нибудь приятное .
Будьте героями нашего времени ! И если вы еще не решили какой добрый поступок совершить ,начните с улыбки. Улыбнитесь друг другу и уже станет немного светлей и радостнее. Спешите делать добрые дела.
Итог урока Учитель:Вот и подошёл к концу наш урок
Хочется верить, что ваше знакомство с писателем и его героями продолжится, и вы не раз откроете его книги.
Оценки за урок: За пересказ – За работу у доски – За сообщение о рыцарях – За знание текста – За участие в анализе и обсуждении рассказа –
Д/З- Дать советы Васе -1 ряд., и пожелания -Диме Ковалеву—2 ряд
Какие другие названия можно придумать для к этому рассказу