Просмотр содержимого документа
«конспект открытого урока по русской литературе »
Конспект урока по русской литературе в 10 классе на тему :
«И чувства добрые я лирой пробуждал»
Автор: Каримова Алмагуль Аманбаевна.
Учительница русского языка и литературы средней школы имени Абу Сарсенбаева Курмангазинского района Атырауской области. Республика Казахстан
Русская литература 10а класс
Тема урока: «И чувства добрые я лирой пробуждал»
Цель урока: повторение, обобщение и закрепление пройденного по теме «Жизнь и творчество А. С. Пушкина»
Задачи урока:
Проверить и оценить знания учащихся, сформировать навыки самостоятельной работы, выразительного чтения
Воспитание любви к поэту, интереса учащихся к жизни и творчеству, к богатому литературному наследию» солнца русской поэзии», признание мирового значения творчества А. С. Пушкина
Развитие речи с помощью вопросов и ответов, устных сообщений на заданные темы, развитие памяти и логического мышления с помощью отгадывания литературных виктоин, составления диаграммы Венна
Тип урока: Урок-обобщение
Метод: тренинговый, частично-поисковый
Наглядности,тех. оборудования: мультимедиа,интерактивная доска, портрет А. С. Пушкина, иллюстрации
Ход урока:
-Здравствуйте,ребята, рассаживайтесь!
Сегодня по русской литературе будем работать вместе,проведем с вами урок-тренинг на тему: «И чувства добрые я лирой пробуждал»
Цель нашего урока: повторение, обобщение и закрепление пройденного по теме «Жизнь и творчество А. С. Пушкина»
Перед тем, как начать урок, давайте проведем игру «Снежный ком»-знакомство. Каждый ученик назывет имена предыдущих ученикоа, а потом называет свое имя. Итак ,пожалуйста!
Хорошо! А меня зовут Алмагуль Аманбаевна Каримова. И мне очень приятно будет провести у вас сегодняшний урок.
Ребята, обратите внимание, на экран.
Кто этот человек?
Правильно, Александр Сергеевич Пушкин-великий русский поэт.
Хочу предоставить его словами Джамбула Джабаева:
Слова твоих песен –вершина вершин
Поэзии мастер-великий акын....
Александр Сергеевич Пушкин-слава, национальная гордость России, один из талантливейших людей, когда-либо живших на земле, «солнце русской поэзии», непревзойденный мастер прозы, оставивший за собой богатое литературное наследие.
В жестокий век Николая І проходило испытание Пушкина как поэта и как человека. Предательство и клевета, невежество и деспотизм-вот приметы того времени. Но несмотря на это «чувства добрые» остались в поэте до конца своих дней. Он верил в разум и доброе дело человечества.
Я прошу вас, ребята, ответить на такой вопрос: «Какой он-Пушкин?» Отвечая, вы произносите прилагательные. При этом никто не повторяется.
Вот,ребята, с каким замечательным человеком и пркрасным поэтом вы познакомились.А теперь проверим, как вы справились с домашним заданием.
Будем рассказывать по этой схеме.
ІІ этап «Знаем ли мы Пушкина?»
Детство, лицейские годы
Пушкин и Державин
Южная ссылка
Стихотворение «К Чаадаеву»
Михайловское
«Я помню чудное мгновенье»
Восстание декабристов
Встреча с Марией Волконской
Стихотворение «Послание в Сибирь»
«Евгений Онегин»
« Письмо Татьяны к Онегину»
ІІІ этап урока называется «Игра « Блеф-клуб»
Это в виде цифрового диктанта. Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным-ставьте цифру 1 в тетради, если нет-цифру 0. Затем проверяем свои ответы с табло.
Итак, я утвеждаю
Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 года
воспитанием поэта занималась бабушка Ганнибал,крепостная няня Арина Родионовна, Никита Козлов-крепостной человек Пушкиных
Пушкин поступил в лицей в 1810 году,окончил его в 1818 году (1811 г-9 июля 1817 года)
После лицея Пушкин устроился в школу Гвардейских подпрапорщиков. (Зачислен коллежским секретарем в Коллегию Иностранных дел)
Свободолюбивые стихи Пушкина –это стихотворения «Осень», «Зимний вечер», «Я вас любил» (Ода «вольность», «К Чаадаеву», « Узник»)
Пушкин приезжал в Болдино 3 раза 1830,1833,1834 годах
1100001
4 этап «Откуда мои строки?»
Находим соответствующие названия произведений Пушкина, указывая стрелкой. Итак кто желает к доске?
1. «Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу!»
2. Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты»
3.«Мы вольные птицы: пора, брат, пора!»
4.«Печаль моя полна тобою...»
5.«Я не хочу печалить вас ничем»
6.»Темницы рухнут-и свобода
Вас примет радостно у входа»
7.«Одна в глуши лесов сосновых
Давно,давно ты ждешь меня»
8.« К нему и птица не летит и тигр нейдет»
Последние годы жизни.
Гибель поэта.
-Да , солнце русской поэзи закатилось! Творчество Пушкина было связано с жизнью, с освободительным движением. В истории русской литературы ему принадлежит достойное место.
Пушкина знает и любит и казахский народ. Казахи знакомились с творчеством поэта в переводе великого казахского поэта Абая Кунанбаева. Много общего у этих двух великих поэтов. Убедимся в этом, составив Венн диаграмму.
5 этап урока « Пушкин и Абай»
А. С. Пушкин
Русский поэт
Родился в Москве в 1799 году
Умер в 1837 году
Учился в лицее
Воспевал русскую природу
Был секретарем Коллегии иностранных дел
Абай Кунанбаев
казахский поэт
Родился в ауле Жедебай в 1845 году
Умер в 1904 году
Учился в медресе, а затем в русской приходской школе
Воспевал казахскую природу
Был волостным
Общие черты
Оба поэты
Великие, свободолюбивые
Из состоятельной семьи
Патриоты, думали о народе
Властям не понравилась их популярность
Их имена пережили века
Воспевали природу, обращались к молодому поколению
-Да, ребята, Пушкин вполне имел право сказать, что он построил для себя бессмертный памятник, благодаря своей службе народу, за ее счастье и независимость.
Легко догорает огарок свечи,
Но в песенном камне не меркнут лучи.
Сиянию камня не будет конца-
Так Пушкина песнь освещает сердца
Ты –солнце поэзии, ты-самоцвет,
Ты с нами навеки, великий поэт!
Джамбул Джабаев
О пушкине невозможно закончить урок так быстро, о нем мы будем говорить вечно! Для этого читайте, изучайте Пушкина! Учитесь у него прекрасному!