Актуализация знаний | Речевая минутка. – Прочтите чистоговорку: – Прочтите целыми словами, соблюдая знаки препинания. – Прочтите скороговорку медленно, быстрее, очень быстро: Проверка домашнего задания - Ребята, кто выучил и хочет нам рассказать английскую народную песенку в сокращении «Дом, который построил Джек»? Учитель опрашивает 3-4 желающих. - Молодцы! Отлично! | Карточки с чистоговорками у всех иедивидуально. Ва-фа-ва – в лесу живет сова. Фы-фы-вы – в саду росли сливы. Ва-ва-фа – платье новое из шкафа. Фе-ве-фе – подушка на софе. РАЗГОВОР ЛЯГУШЕК (из зарубежного фольклора) – Кума, Ты к нам? – К вам, к вам, К вам, к вам! К воде скачу, Ловить хочу. – А кого, кого, кума? – Карпа, рака и сома. – Как поймаешь, дашь ли нам? – Как не дать? Конечно, дам! Дятел дуб долбил, Да не додолбил. Поднимают руки Рассказывают английскую народную песенку в сокращении «Дом, который построил Джек». | |
Постановка темы и цели урока | - Ребята, скажите, вы любите сказки? - А какие вы знаете сказки? - Посмотрите, кто пришел к нам на урок! - Вы узнали его? Кто же это? - А знаете ли вы, из какого произведения пришел к нам Кот – ученой? - А кто же автор этого произведения? - Верно. - Кот – ученый сегодня будет путешествовать с нами по Лукоморью! - кто догадался, какая сегодня тема урока? - Какую цель поставим перед собой? - Что будем развивать на уроке? - Что будем воспитывать? | - Да. Перечисляют сказки. Смотрят - Это Кто – Ученый! - Из поэмы «Руслан и Людмила» - А. С. Пушкин - А. С. Пушкин и его сказки. - Познакомиться с данным автором и его сказками. - развивать внимание, память, грамотную речь; - развивать интерес к урокам литературного чтения; - воспитывать ценностное отношение к учителю и своим одноклассникам; - воспитывать ценностное отношение к литературному наследию; | Картинка Кота – ученого Тема на слайде |
Работа по теме урока | - А.С.Пушкин – один из самых любимых писателей в нашей стране. - Сейчас я предлагаю вам посмотреть видео про А. С. Пушкина. - Внимание на экран. - Кот – ученый принес вам вопросы. Ответим же на них. - Где родился А. С. Пушкин? - Как звали отца А. С. Пушкина? - Как звали мать А.С. Пушкина? - Что запомнили про детство А. С. Пушкина? - Что было сказано про его няню? - В чём особенность сказок А.С.Пушкина? - Кот – ученый принес свитки, посмотрим, что там?! - Здесь записаны отрывки из сказок. Сейчас буду читать их, а вы попробуйте отгадать из каких они сказок. В синем небе звезды блещут В синем море волны плещут, Туча по небу идет, Бочка по мору плывет. Словно горькая вдовица Плачет, бьется в ней царица - Верно «Старичок к старухе воротился, Что ж? пред ним царские палаты, В палатах видит свою старуху, За столом сидит она царицей, Служат ей бояре да дворяне, Наливают ей заморские вины; Заедает она пряником печатным…» - Правильно «Смолоду был грозен он И соседям то и дело Наносил обиды смело; Но под старость захотел Отдохнуть от ратных дел И покой себе устроить…» - Молодцы «Нужен мне работник: Повар, конюх и плотник. А где найти мне такого Служителя не слишком дорогого ?» - Отлично «Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась - и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого И жених сыскался ей, Королевич Елисей…» - Молодцы! Вы знаете все сказки и все назвали верно! - Как вы уже заметили, что сказки А.С. Пушкина написаны в стихах. -Как вы думаете, трудно ли сочинять стихи? - А хотите попробовать себя в роли поэта и сочинить стихи? - Для начала нужно научиться подбирать рифму. - А знаете ли вы, что такое рифма? - Рифма - это созвучие концов стихотворных строк. - Откройте учебник на странице 52 и найдите рифмующие слова в сказке А.С. Пушкина - Молодцы! | Слушают Смотрят видео - А.С. Пушкин родился в Москве. - Его отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду. - Мать, Надежда Осиповна Пушкина была начитана, прекрасно владела французским языком. - С детства он был окружен заботой и вниманием родителей. Когда Александр Сергеевич был совсем еще маленьким ребенком, родители между собой говорили только по-французски и А. С. Пушкина к этому языку приучали. Даже учителя француза ему наняли. - Особенно заботилась о нем его няня—простая крестьянка, мастерица петь песни, рассказывать сказки. А. С. Пушкин очень любил свою няню и называл ее ласково матушкой. Все же Александр Сергеевич больше любил с няней разговаривать. Бывало, начнет она сказки рассказывать, так он и не шелохнется, боится слово пропустить. На основе этих рассказов он создал свои сказки. - Сказки А. С. Пушкина написаны в стихах. - «Сказка о царе Салтане..» - «Сказка о рыбаке и рыбке» - «Сказка о золотом петушке» - «Сказка о попе и о работнике его Балде» -«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях Варианты ответов учеников. - Да, хотим. Затрудняются ответить Открывают учебник и находят слова: Кошка – мошка, плошка, окошко; Майка – лайка, чайка, гайка; Ночка – почка, кочка, дочка … | Видео https://youtu.be/SkUWxD2ZwGw |
Физкультминутка | - А сейчас немного отдохнем. Встаньте, выйдите из-за парты. Много дети мы читали И немножечко устали. Встанем, детки отдохнём Физминутку проведём. Раз поднялись, потянулись, Два согнулись, разогнулись, Три в ладоши три хлопка, На четыре – руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть. Семь и восемь – (лень отбросим!) | Встают Выполняют физкультминутку | |
Продолжение работы по теме урока | - Сегодня мы будем с вами читать отрывок одной из сказок А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» - Послушайте его. (чтение отрывка учителем) - Понравился ли вам этот отрывок? Почему? - О чем я прочитала? - Что вы представляли себе? - Прежде чем читать этот отрывок в учебнике самостоятельно, познакомимся со значение некоторых слов. С мольбой погнался – Как вы это понимаете? – с просьбой Позолоченный рожок – Как вы это поминаете? - в виде полукруга Светлоокий – тот, у кого светлые глаза Обычай – традиция Дева красная – устойчивое выражение, часто используется в сказках. - Сейчас мы ещё раз прочитаем отрывок, а вы подумайте, сколько человек нам потребуется, чтобы прочитать его по ролям? - Найдите и прочитайте слова жениха, месяца, автора. - Как жених величает месяц? - А сейчас мы будем читать по ролям. Кто хочет попробовать? - Трое читают, а остальные внимательно слушают, следят пальчиком. - Понравилось ли вам, как прочитали ребята? - Кто еще хочет попробовать? - Произведения А.С. Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка. - А сейчас на листах выполните иллюстрацию к данному отрывку. Учитель ходит по рядам, контролирует выполнение. - Сидите прямо, спинки держите ровно. - С первого ряда первой парты по цепочке выйдите и повесьте свои иллюстрации на доску. - Вы все молодцы! У вас отлично получилось! | Слушают чтение учителя - Да, понравилось. Потому что… Ведется обсуждение Слушают, задают вопросы самостоятельное чтение детей (с93) Выборочное чтение вслух (2-3 строчки) чтение по ролям - Да, понравилось. Поднимают руки. Слушают задание. Выполняют иллюстрацию к отрывку. Выходят к доске и вешают рисунки. | |
Подведение итогов урока. Рефлексия | - С творчеством, какого поэта знакомились? - Отрывок какой сказки мы читали? - Что нового вы узнали? - Понравился ли вам урок? Почему? - Дома придумайте весёлую необычную историю; выучить одно из произведений. Вспомнить сказки А. С. Пушкина, принести на урок книгу с любимой сказкой. - Урок окончен. | - С творчеством А. С. Пушкина -«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» - Что такое рифма, как звали родителей А.С. Пушкина… - Да, понравился. Мы читали и узнали много интересного. Записывают задание, задают вопросы по выполнению. | |