kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Пословицы и поговорки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок соответствует требованиям ФГОС. Конспект урока по теме "Пословицы и поговорки" разработан для учителей литературы и был использован на открытом уроке. Подробно изучается отличие пословицы от поговорки, на уроке используются различные виды работ.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Пословицы и поговорки"»

Технологическая карта урока

Предметлитература   

Класс: 6

Учитель: Расшинина Лидия Николаевна

Тема урока: Пословицы и поговорки

Цель урока: формирование у учащихся представления о пословицах и поговорках как произведениях устного народного творчества.

Задачи:

  • образовательная - расширить знания о пословицах и поговорках, их отличительных признаках, тематике; расширять кругозор учащихся, обогащать их речь, пополнять словарный запас;

  • развивающая - развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы; развивать творческие способности;

  • воспитательная  - показать красоту и глубину народной мудрости; создавать условия для воспитания интереса учащихся к культуре русского народа, толерантное отношение друг к другу. 
    Планируемые результаты:

Предметные: совершенствуют исполнительное мастерство, воспитывают внимательное отношение к художественному слову, воссоздают целостное впечатление о прочитанном и услышанном, развивают творческое мировосприятие, самостоятельность, активизируют познавательный интерес к предмету, познанию нового. Осмысляя малые жанры фольклора, учащиеся проникаются пониманием, что пословицы и поговорки – хранилище родного языка, убеждаются, насколько велика их роль в нравственном совершенствовании народа,   воспринимают точность оценок и суждений на все случаи жизни.

Метапредметные:

Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению.

Познавательные – структурируют знания по предмету, осознанно и произвольно строят высказывание в устной и письменной форме, читают, слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

Регулятивные – понимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.

Технологическая карта



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Универсальные учебные действия


Этап урока

Организационно-мотивационный

Цель этапа: актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность


Здравствуйте, ребята! По дороге в школу мне почтальон вручил письмо для учащихся 6 класса. Давайте посмотрим, что у нас в конверте. Зашифрованное письмо! Попробуем разгадать, что зашифровано.

П..г..в..рк.. – цв..т..ч..к, п..сл..в..ц.. - ..г..дк.. .

Слушают учителя, выполняют задание.


2. Этап. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации.

Цель этапа: поставить проблему по теме нового материала, фиксировать затруднения, организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала








- Кто-нибудь скажет, что мы с вами отгадали?

- Правильно, сегодня мы продолжим работу по изучению малых жанров УНТ, поговорим о достоянии, которое нам оставил в наследство русский народ.

Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.

-Как вы думаете, какова будет цель урока, исходя из его темы?

А сейчас викторина, вспомним малые жанры фольклора.

1) Ехал грека через реку, видит грека в реке рак, рак за руку грека – цап! (Скороговорка).

2) Сон да дрема,

Приди к Ване в голова,

Сон да дрема,

Накатись на глаза(Колыбельная песня)

3) Висит сито, не руками свито.(Паутина, загадка)

4) Уж дождь дождем,

Поливай ковшом.

Поливай весь день

На наш Ячмень. (Закличка)

5) А у нас во дворе
Поросёнок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.  (Небылица)

6. Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Ножками топ-топ,
Глазами хлоп-хлоп.
Кто вовремя не спит, не пьет,
Того коза забодает. (Потешка)

7) Дон, дон, дон,

Загорелся Кошкин дом,

Бежит курица с ведром -

Заливает Кошкин дом! (Прибаутка)

8) Потягунушки, потягунушки!

Поперек толстунушки,

А вот ножки ходунушки,

А ручки хватунушки,

А в головушку разумок.   (Пестушка)



9)! Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!  (Считалка)


Расшифровывают письмо, отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся строят предположения о цели урока











Ребята участвуют в викторине.

П:

формулирование познавательной цели

К: оформление своих мыслей в устной форме.

3. Этап. Этап изучения нового материала (формирования знаний)

Цель этапа: организовать и направить к восприятию нового материала.




– Прочитайте статью учебника «Пословицы» на странице 27 – 28 и «Поговорки» на странице 31-33. Объясните, что такое пословица и поговорка? 



- В чем различие пословицы и поговорки?

- Давайте обратимся за помощью к литературоведческому словарю.













- Давайте оформим наши знания в виде схемы














































Ответы на вопрос учителя.

- Пословицы и поговорки

Формирование представления о пословицах и поговорках как произведениях устного народного творчества

- Пословица – это краткое, мудрое суждение о жизни, содержит поучительный смысл, законченное суждение, характеризует поступки человека, их образ жизни, украшает нашу речь

- Поговорка – это меткое суждение,

часть суждения, незаконченное предложение,

дает оценку поступкам человека, но не поучает, а

выражает чувства

Работают со словарем, дают четкие определения понятиям.

Пословица — малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.

Поговорка — словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни. Часто имеет юмористический характер.

Рисуют схемы в тетрадях.

Общее в пословицах и поговорках

- в них мудро и точно отразилась жизнь народа

- в течение столетий совершенствовались

- они, как правило, безымянны

- темы бесчисленны и безграничны

- создавались многими поколениями

- появились , когда не было письменности





Отличие пословиц от поговорок

Пословица

Поговорка

Это целое предложение, как правило, состоит из 2-х частей.

Нет законченного суждения: она лишь его часть.

В первой части сообщается какая-то мысль, во второй части делается вывод

В поговорке скорее выражено отношение человека к чему-либо, его чувства

Ритм, рифма

-



П: осознанное построение речевого высказывания в письменной форме.













Р: Проговаривание последовательности своих действий.























П: (общеучебные) определение основной информации, извлечение информации

4. Этап. Первичное осмысление и закрепление изученного.






Практическая работа



Цель этапа: дать возможность самостоятельно изучить новый материал с помощью практической деятельности.









Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Собирание пословиц началось в 16 веке, но записи до нас не дошли. Первые рукописные сборники относятся к 17-18 векам. Составителями пословиц и поговорок были Ф.И.Буслаев, А.Н.Афанасьев и др. Но самым известным является Владимир Иванович Даль (1801-1872). Всю свою жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц и поговорок (около 30 лет).

Определите, какие из них относятся к пословицам, какие – поговоркам?

  • Что посеешь, то и пожнешь.

  • Семь пятниц на неделе.

  • Цени по заслугам, а не по услугам.

  • Семеро по лавкам.

  • Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

  • Седьмая вода на киселе.

Работа в парах. Вы должны из списка подобрать те, которые относятся к вашей тематической группе и прокомментировать их. 

1-ая пара: пословицы о Родине.

2- ая пара: пословицы об учении.

3 –ая  пара: о здоровом образе жизни.

4- ая пара: о дружбе


Учение - путь к умению

Всякому мила своя сторона

Дружба — как стекло: разобьешь — не сложишь

Не говори, чему учился, а говори, что узнал

На чужой сторонушке рад своей воронушке

Человек без друзей — что дерево без корней

Родина – мать, умей за неё постоять

Легко друзей найти, да трудно сохранить

Здоровье сгубишь – новое не купишь

Век живи - век учись

Своя земля и в горсти мила

Мир освещается солнцем, а человек знанием

Не стыдно не знать, стыдно не учиться

Захворать – один день, а поправляться семь

Без терпенья нет ученья

Здоровье дороже богатства

Ученый водит, неученый следом ходит



В здоровом теле здоровый дух

Курить – здоровью вредить

Без наук, как без рук

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Береги Родину, как зеницу ока

- Спасибо за ваши комментарии. Пословицы и поговорки входят в народную культуру как чистейший родник народной мудрости. Пословицы и поговорки сопровождают человека с раннего детства. Большая их часть связана с отношением к труду, Родине, к родителям, друзьям, природе, к здоровью, здоровому образу жизни… Пословицы и поговорки всегда были своеобразным путеводителем по жизни. Не утратили они своей воспитательной значимости для нравственного воспитания и сегодня.



















Пословицы

Что посеешь, то и пожнешь

Цени по заслугам, а не по услугам

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь

Поговорки

Семь пятниц на неделе

Семеро по лавкам.

Седьмая вода на киселе.





1 пара

Всякому мила своя сторона

На чужой сторонушке рад своей воронушке

Родина – мать, умей за неё постоять

Своя земля и в горсти мила

Береги Родину, как зеницу ока

Комментарии 1-ой пары.

2-ая пара: пословицы об учении.

Не говори, чему учился, а говори, что узнал

Век живи - век учись

Не стыдно не знать, стыдно не учиться

Ученый водит, неученый следом ходит

Без наук, как без рук

Учение - путь к умению

Без терпенья нет ученья



Комментарий 2 пары.

3 пара.

Здоровье дороже богатства

В здоровом теле здоровый дух

Курить – здоровью вредить

Здоровье сгубишь – новое не купишь

Захворать – один день, а поправляться семь недель

 Пословицы 4 пары:

Дружба — как стекло: разобьешь — не сложишь.

Человек без друзей — что дерево без корней

Легко друзей найти, да трудно сохранить

Не имей сто рублей, а имей сто друзей





Комментарий.



К: учиться работать в парах.

– Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

– П: анализ, обобщение, классификация;

– П: извлечение из текстов необходимой информации;

– П: установление причинно-следственных связей;

– К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

– К: формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации;

– Л: осознание ответственности за общее дело;

– П: выполнение действий по алгоритму.

5 Этап. Рефлексивно-оценочный

Цели этапа: организовать проведение самооценки учениками работы на уроке, по результатам анализа работы на уроке определить направление будущей деятельности.





Сейчас мы посмотрим, какие впечатления у вас остались от урока. Мы составим синквейн о пословицах и поговорках.

Вспомните, что такое синквейн? Как пишется это стихотворение?

Синквейн - стихотворение из пяти строк, написанное по определенным правилам.

1 строка - заголовок, в который вносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме с у щ е с т в и т е л ь н о г о. 

2 строка - два п р и л а г а т е л ь н ы х.

 3 строка - три г л а г о л а. 

4 строка - фраза, несущая определенный смысл.

 5 строка - вывод, одно(два) слова, существительное(обычно)



1 вариант - синквейн со словом пословица, 2 вариант – поговорка.

Пословица.

Мудрая, меткая.

Учит, помогает, украшает.

Пословица – мудрость народа!!

Сокровище.



ПОГОВОРКА

Меткая, крылатая.

Выражает, помогает, украшает.

Делает речь выразительной.

Жемчужина



– Л: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;

– П: понимание текстов, извлечение необходимой информации;

– Р: контроль, коррекция, оценка;

– П: рефлексия способов и условий действия.

– П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

– Л: самооценка на основе критерия успешности;

– Л: адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;

– К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

– К: формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений;

– К: использование критериев для обоснования своего суждения;

– К: планирование учебного сотрудничества;

– Л: следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

6.Этап Домашнее задание

Цель этапа: включить новый способ действий в систему знаний учащихся





Выставляет и комментирует оценки.



Лист самооценки

Ф.И. ученика _____________________________________


 


 

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ:

я научился ...

было интересно…

было трудно ...

могу похвалить себя за то, что ...

могу похвалить одноклассников за то, что ...

больше всего мне понравилось ...

мне показалось важным ...

для меня было открытием то, что ...

.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Пословицы и поговорки"

Автор: Расшинина Лидия Николаевна

Дата: 16.09.2020

Номер свидетельства: 557651

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока литературы на тему: "Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-litieratury-na-tiemu-malyie-zhanry-fol-klora-poslovitsy-i-poghovorki"
    ["file_id"] => string(6) "117417"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412783995"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "конспект урока на тему "Пословицы" "
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekt-uroka-na-tiemu-poslovitsy"
    ["file_id"] => string(6) "144104"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418655063"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "план- конспект урока на тему "Пословицы" "
    ["seo_title"] => string(40) "plan-konspiekt-uroka-na-tiemu-poslovitsy"
    ["file_id"] => string(6) "144115"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418656458"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока на тему «Природа в устном народном творчестве»"
    ["seo_title"] => string(60) "konspekt_uroka_na_temu_priroda_v_ustnom_narodnom_tvorchestve"
    ["file_id"] => string(6) "484917"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1541933756"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока по казахской литературе: "?аза? ауыз ?дебиеті т?рлері" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-po-kazakhskoi-litieraturie-k-azak-auyz-diebiieti-turlieri"
    ["file_id"] => string(6) "170158"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423503498"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства