Просмотр содержимого документа
«Конспект урока М.М. Пришвин «Осеннее утро»»
М.М. Пришвин «Осеннее утро»
Цели урока: ознакомить детей с рассказом Пришвина «Осеннее утро»; отрабатывать навыки осознанного чтения; развивать умение работать в группе; воспитывать любовь к природе.
Оборудование: карточки с текстами.
Ход урока
I. Организационный момент П. Проверка домашнего задания
III. Постановка цели урока
- Отгадайте загадку:
Четыре ковра рукодельницы ткут. Один за другим их на землю кладут. Белый, зеленый, пестрый и желтый. Ответ здесь мудреный, его нашел ты?
Правильно это - времена года.
Какие времена года вам известны?
Попробуйте их описать.
Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом М. Пришвина. Попробуйте расшифровать название рассказа.
Для этого сравните две таблицы. Прочитайте буквы из правой таблицы в соответствии со следованием цифр в левой и вы сможете прочитать название рассказа.
Какое название у вас получилось? («Осеннее утро»)
Правильно. Этот рассказ написал М. Пришвин.
Материал для учителя
Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он был из бедной купеческой семьи, проживавшей в Елецком уезде Орловской губернии. Он получил хорошее естественнонаучное образование. Работал агрономом, в течении нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным краям.
Рассказы Пришвина имеют гуманистическое содержание. Герои его рассказов любят и понимают природу. В его рассказах ведут диалог не только люди, но и животные.
Пришвин был влюблен в свою Родину, в ее красоту, в леса и поля, реки и озера, в ее птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.
IV. Изучение нового материала
1. Подготовительная работа.
- Прочитайте сначала по слогам, затем быстро целыми словами:
- Прочитайте скороговорки сначала по слогам медленно, затем быстро целыми словами:
УБЕЖАЛА В НОРКУ МЫШКА, СПАТЬ ЗАЛЕГ В БЕРЛОГУ МИШКА. ЛЕТЕЛИ ТРИ ВОРОНЫ -ЧЕРНЫ, ПЕСТРОГОЛОВЫ.
Первичное чтение.
Беседа после чтения.
- Какое настроение вызвало у вас это произведение? Почему?
- Прочитайте, как автор описывает падение листьев?
- Нравится ли вам наблюдать, как падают листья? Попробуйте описать свои впечатления.
4. Чтение стихотворения И. Бунина.
Давайте прочтем еще одно стихотворение.
Подумайте, какое время года описывает автор?
5. Беседа после чтения.
- Какое время года описывает автор? (Осень.)
- Какие строчки это доказывают? (Услышать листика шур- шанье.)
Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
Соответствует ли оно настроению рассказа Пришвина?
- Какие слова вы хотели бы особо выделить голосом при чтении?
- Где надо сделать длинные, а где короткие паузы?
6. Выразительное повторное чтение.
V. Физкультминутка
VI. Закрепление нового материала
Творческая работа.
Класс делится на четыре группы. Учитель раздает карточки. На каждой карточке деформированный текст, об одном из времен года. Дети должны выбрать из текста предложения, которые относятся к описанию осени.
- На каждой карточке дан деформированный текст-описание природных изменений и явлений. Вы должны вниматель но прочитать текст, определить какие явления природы подходят к описанию осени.
VII. Итог урока
О каком времени года, мы с вами говорили сегодня?
Мы проверили, что вы хорошо умеете отличать природные признаки и природные изменения этого времени года.
Домашнее задание
Ответить на вопрос: «Можно ли к произведениям, с которыми мы познакомились на уроке, нарисовать одну картину?»
Нарисовать сначала словесную картину, затем постараться изобразить ваши фантазии на листе бумаги.