I. Организационный момент | Мотивирование к учебной деятельности | Приветствует учащихся1.Этап мотивации. -Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок, Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь оценку «пять»! (Цель: создать эмоциональную обстановку на уроке). Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
И. Подготовка к основному этапу занятия | Актуализация знаний. Антиципация (предугадывание предстоящего чтения). Постановка учебной задачи. Развитие связной речи, выступление с сообщением | - Какой раздел мы с вами изучаем? - С какими авторами мы познакомились в этом разделе? - Какой жанр литературы мы изучаем в этом разделе? - Вашим домашним заданием было подготовить выразительное чтение стихотворения «В театре» (выслушать 2-3 человека) и подготовить иллюстрацию к этому стихотворению (выставка рисунков). - Чем вам понравилось это стихотворение? - Что запомнилось? Что показалось смешным? - Чьи иллюстрации вам понравились? Речевая разминка. 1. Упражнение «Именинный пирог». Сделав глубокий вдох носом, постарайтесь задуть короткими отрывистыми выдохами как можно больше свечек на воображаемом именинном пироге. Следить, чтобы в процессе выдоха дети не добирали воздух. 2. Упражнение «Ароматный цветок». Представьте, что вы нюхаете ароматный цветок. Сделайте медленный глубокий вдох носом при плотно сжатых губах. Задержать дыхание. На выдохе произнесите фразу: «Какой ароматный цветок». (Цель этапа: актуализировать знания о разделе и его писателях, проверить домашнее | Слушают учителя, запись песни, рассматривают слайды о родной природе, портрет писателя. Знакомятся с темой урока. Предугадывают предстоящее чтение. Предлагают формулировку учебной задачи. Слушают сообщение, выступают с сообщением. Работают с текстом. Отвечают на вопросы | Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя, песню о Родине, слайды с изображением родной природы. Предметные: прогнозируют содержание текста по заглавию; называют авторов произведений о Родине и природе. Регулятивные: определяют и формулируют учебную задачу. Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; находят ответы на вопросы в тексте песни, иллюстрациях; выдвигают гипотезы и обосновывают их. Познавательные: осознанно строят речевые высказывания в устной форме. Коммуникативные: удерживают логику повествования |
III.Открытие нового знания | Знакомство с творчеством С.Михалкова. | 1) Знакомство с биографией писателя. Сергей Владимирович Михалков (1913—2009) родился в Москве, школьные годы провел в Пятигорске. Первые свои стихи — обыкновенные «взрослые» — напечатал в ростовском журнале. Поэту было пятнадцать лет, и из редакции он получил письмо: «Очень не восхищайтесь, учитесь работать и шлите нам свои стихи». Первое стихотворение для детей — оно называлось «Три гражданина» — Сергей Михалков напечатал в журнале «Пионер» в 1935 г., а вскоре появился «Дядя Степа», и молодой поэт, как говорят в таких случаях, проснулся знаменитым. Шли годы, Михалков написал множество стихов для детей, не забывал и взрослых — для них он сочинял басни, пьесы, киносценарии. 2) Знакомство с стихотворением «Если». - Как вы понимаете слово «если»? - Прочитайте название стихотворения и рассмотрите иллюстрации к стихотворению. - Предположите, о чем это стихотворение? - Прежде чем познакомиться со стихотворением, проведем словарную работу. Словарная работа. • Сырость - влажность, обильное содержание влаги в чем-нибудь. • Если – это союз, выражающий условие. - Сейчас я вам прочитаю стихотворение С.В. Михалкова «Если», а вы его внимательно послушайте и ответьте на вопросы: «Правильно ли вы предположили?», « И почему поэт так озаглавил своё стихотворение?». (Цель этапа: познакомить с биографией писателя, учить прогнозировать произведения) | Знакомятся с жанром произведения «очерк». Слушают чтение произведения учителем, следят по тексту. Высказывают свое впечатление о произведении. Узнают значение неизвестных слов | Личностные: эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоции. Предметные: определяют литературный жанр «очерк»; воспринимают содержание произведения на слух. Коммуникативные: высказывают свое мнение, слушают мнение других |
IV. Работа с текстом после чтения | Упражнение в выразительном чтении. Понимание произведения на уровне смысла и содержания. Использование разных видов чтения. Совершенствование навыков самостоятельной работы | Организует чтение рассказа-очерка учащимися вслух по абзацам. Проводит беседу по вопросам, работу с заданиями в учебнике. Предлага1) Знакомство с биографией писателя. Сергей Владимирович Михалков (1913—2009) родился в Москве, школьные годы провел в Пятигорске. Первые свои стихи — обыкновенные «взрослые» — напечатал в ростовском журнале. Поэту было пятнадцать лет, и из редакции он получил письмо: «Очень не восхищайтесь, учитесь работать и шлите нам свои стихи». Первое стихотворение для детей — оно называлось «Три гражданина» — Сергей Михалков напечатал в журнале «Пионер» в 1935 г., а вскоре появился «Дядя Степа», и молодой поэт, как говорят в таких случаях, проснулся знаменитым. Шли годы, Михалков написал множество стихов для детей, не забывал и взрослых — для них он сочинял басни, пьесы, киносценарии. 2) Знакомство с стихотворением «Если». - Как вы понимаете слово «если»? - Прочитайте название стихотворения и рассмотрите иллюстрации к стихотворению. - Предположите, о чем это стихотворение? - Прежде чем познакомиться со стихотворением, проведем словарную работу. Словарная работа. • Сырость - влажность, обильное содержание влаги в чем-нибудь. • Если – это союз, выражающий условие. - Сейчас я вам прочитаю стихотворение С.В. Михалкова «Если», а вы его внимательно послушайте и ответьте на вопросы: «Правильно ли вы предположили?», « И почему поэт так озаглавил своё стихотворение?». (Цель этапа: познакомить с биографией писателя, учить прогнозировать произведения)ет выполнить задания в рабочей тетради № 2 | Читают осмысленно, выразительно рассказ-очерк вслух по абзацам. Отвечают на вопросы. Находят в тексте ответы на вопросы. Высказывают предположения. Работают в рабочей тетради | Личностные: проявляют интерес к чтению. Предметные: определяют интонацию, темп; осмысленно, правильно, выразительно читают целыми словами, передавая настроение, свои чувства. Познавательные: овладевают основами смыслового чтения. Регулятивные: учатся работать по предложенному учителем плану |
V. Первичное закрепление | Оценивание качества состоявшегося чтения | Этап первичного закрепления. - Прочитайте стихотворение и сравните его содержание со своими предположениями. (Самостоятельная работа учащихся.) | Отвечают на вопросы, дают оценку собственной и коллективной деятельности («Сегодня я научилась...», «Я еще не очень хорошо читаю выразительно, мне надо...».) | Регулятивные: определяют степень успешности своей работы; сверяют свои действия с целью; адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами |
Рефлексия | Развитие памяти. Формирование навыка выразительного чтения наизусть прозы | Закончите предложения: Мне все … Я не понял … Я запомню… Мне понравилось… - Как вы считаете, кого можно похвалить за активную работу на уроке? (Цель этапа: учить оценивать свою работу на уроке) | Записывают в дневник домашнее задание | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |