kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения по теме "Знакомство с разделом. Великие русские писатели"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока -Великие Русские писатели. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения по теме "Знакомство с разделом. Великие русские писатели"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г.о. Тольятти








Конспект открытого урока по литературному чтению.


Тема. Великие русские писатели

(обобщающий урок).





Составитель. Учитель начальных классов-

Лопатина Екатерина Николаевна

Класс. 3 «А»

Дата проведения. 10.12.09











2009/2010 учебный год


Тема урока: «Великие русские писатели»


Цели и задачи урока:


  1. обобщить знания детей по разделу;

  2. развивать речь учащихся и навыки выразительного чтения;

  3. прививать интерес и любовь к чтению, к книгам.


Оборудование: компьютер, проектор, экран.


Ход урока.


1. Оргмомент.


2. Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных ранее.

Демонстрация 1 слайда. (Приложение 1)


1). Ученики читают стихи:


Встреча с книгой, что с другом,

Для всех словно праздник,

А для детской души

Это нить Ариадны,

Что ведет их от сказок
Былин и преданий.


Книги учат детей

Всем премудростям жизни –

Как быть человеком,

И быть нужным Отчизне,

И как правду от лжи

Все должны отличать,

Как бороться с врагом

И как зло побеждать.


2).Слово учителя: - Сегодня наш урок-праздник мы посвящаем великим русским писателям. Но прежде давайте разгадаем кроссворд и вспомним их имена.


3).Разгадывание кроссворда.

Демонстрация 2-9 слайдов с кроссвордом. (Приложение 1)


По вертикали:

  1. Чувство, которое вы испытывали при чтении стихов М.Ю. Лермонтова. (Печаль)

  2. В баснях рассказывается о недостатках людей не прямо, а … (Иносказательно).

  3. Назовите язык, которым первым овладел А.С.Пушкин. (Французский)


По горизонтали:

  1. Русский поэт. Учился в Московском университете. Окончил Санкт-Петербургскую школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. (Лермонтов)

  2. У этого поэта была любимая няня, о которой знают все. (Пушкин)

  3. Этот писатель переводил стихи и прозу, великолепно знал литературу, интересовался театром. (Крылов)

  4. Многие его рассказы и басни вошли в его же книгу «Азбука». (Толстой)


- Итак, назовите писателей, которым мы посвящаем наш праздничный урок.



(Михаил Юрьевич Лермонтов, Александр Сергеевич Пушкин, Иван Андреевич Крылов, Лев Николаевич Толстой)


4). Конкурс чтецов стихов М.Ю.Лермонтова.

Демонстрация 10 слайда. (Приложение 1)


- Ребята, а сейчас у вас есть возможность поучаствовать в конкурсе и рассказать стихотворение М.Ю.Лермонтова, которое вам больше всего понравилось. (Прослушивают 4-5 человек. Затем обсуждают и называют лучшего чтеца)

5). Восстановление стихотворения детьми.

Демонстрация 11 слайда. (Приложение 1)


- Вы хорошо выучили стихотворения, а сейчас попробуйте вспомнить и восстановить стихотворение, переделав данный текст.


А с рассветом на село;

На поля, на пустынный сад;

Ночью бушевала буря;

Понесло первым снегом.


Дети восстанавливают текст.

Демонстрация 12 слайда. (Приложение 1)

Ночью буря бушевала,

А с рассветом на село,

На поля, на сад пустынный

Первым снегом понесло.


- Давайте вспомним биографию очень интересного человека и великого русского писателя с творчеством, которого мы знакомились на уроках.


6). Рассказ детей о Льве Николаевиче Толстом.

Демонстрация 13 слайда. (Приложение 1)

Крестьянским ребятишкам входить в усадьбу было заказано. За каменной оградой густо зеленел старинный парк, там, как в лесу, пели птицы. Чисто разметенная березовая аллея, тихо светящийся из-за деревьев пруд – вот и все, что можно было увидеть, если заглянуть в широкие, с круглыми башенками ворота. А где-то там, в глубине парка, в большом доме жил богатый и знатный граф.

И вот-то удивились ребята, когда услышали, что граф созывает их к себе в усадьбу! По всем окрестным деревням пошел говор. Зачем зовет их граф? Говорит, что хочет учить их грамоте.

В то время в городах было мало школ, а в деревнях и того меньше. Редко-редко какой грамотей находился в деревне. Чаще всего это был какой-нибудь дьячок. И вся деревня ходила к нему на поклон. Если нужно написать письмо – неси ему пятак или гривенник, он напишет. Ни книг, ни газет. Только и радости, только и отдыха от беспросветного труда, что сходят на праздники в церковь …

И вот теперь оказалось, что граф хочет устроить школу для крестьянских ребят и сам будет их учить.

Ребятишки молча подошли к белому графскому дому и остановились. Двухэтажный дом показался им огромным, ведь сами-то они выросли в низеньких избах под соломенными кровлями. Ребятишки стояли и ждали графа.

Граф вышел на крыльцо – плечистый, крепкий, с черной бородой. Ребята слегка заробели, когда он окинул их острым взглядом из-под густых бровей. Но граф улыбнулся, заговорил – и сразу вся робость прошла, сразу стало просто, хорошо. С первой же встречи началась дружба. А потом возникла и любовь к учителю, которая у многих ребят так и осталась на всю жизнь в их сердцах.

Учитель был графом, его полагалось называть «ваше сиятельство». Но граф этого не хотел.

«Не называйте меня «ваше сиятельство», - сказал он – меня зовут … (Львом Николаевичем), так и зовите меня.


- Вы правильно догадались, о ком идет речь. Перечислите рассказы этого писателя, которые вам запомнились. («Акула», «Прыжок», «Лев и собачка» и т.д.)

- Знаете ли вы, как играл Л.Н.Толстой со своими учениками? Сейчас мы поиграем в эту игру.


7). Физминутка. Игра «Метелица».

Демонстрация 14 слайда. (Приложение 1)


Дети встают в круг и начинают размахивать руками и качаться в разные стороны. Они поют:

Вдоль по улице метелица метет,

Скоро все она дорожки заметет.

Ай, жги, ай, жги, говори.

Скоро все она дорожки заметет.


Потом дети делают руками быстрые движения, как будто что-то надевают, как будто что-то пристегивают.

Запряжем мы в сани лошадей,

В лес поедем за дровами поскорей.

Ай, жги, ай, жги, говори.

В лес поедем за дровами поскорей.


Дети в припрыжку бегают все скорее и скорее.


Рысью друг за другом поспешим

И скорехонько до леса докатим.

Ай, жги, ай, жги, говори.

И скорехонько до леса докатим.


Внезапно останавливаются, идут медленнее – приехали в лес.


Топорами мы ударим дружно враз,

Только щепочки по лесу полетят.


Руками дети показывают, что происходит рубка леса, валятся деревья, обрубаются сучья. В конце концов, все устали от работы.

А из леса мы тихонечко пойдем

И в ладоши так пришлепывать начнем.

А ногами-то притопывать все враз.

Ну, теперь мороз не страшен-то для нас.

8). Викторина по басням И.А.Крылова.

Демонстрация 15 слайда. (Приложение 1)


Учитель: …Ох! Басни смерть моя!

Насмешки вечные над львами! Над орлами!

Кто что ни говори:

Хотя животные, а все-таки цари!



- Четыре вопроса – четыре ответа. Какой ответ соответствует вопросу?


Демонстрация 16 слайда. (Приложение 1)

  • «Кумушка мне странно это

Да работала ль ты в лето?»

(Стрекоза и Муравей)


  • «Соседка перестань срамиться

Тебе ль с слоном возиться?»

(Слон и Моська)


  • «Соседка, слышала ль ты добрую

молву? Ведь кошка, говорят

попалась в когти льву?»

(Мышь и Крыса)


  • «Ну, что ж, Хавронья, там ты видела такого?» (Свинья)

  • «Не радуйся, мой свет…

И не надейся по-пустому»


  • «До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас –

Песни, резвость всякий час,

Так что голову вскружило».


  • «Вот то-то мне и духу придает,

Что я совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки».


  • «Я не приметила богатства никакого».





- В какой басне была такая мораль?

Демонстрация 17-19 слайда. (Приложение 1)

«Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука». («Лебедь, Щука и Рак»)


«Беда, коль сапоги начнет печи сапожник,

А сапоги тачать пирожник:

И дело не пойдет на лад». («Щука и Кот»)


«Случается нередко нам

И труд, и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться,

За дело просто взяться». («Ларчик»)


9). Викторина по творчеству А.С.Пушкина.

Демонстрация 20 слайда. (Приложение 1)


Учитель:

- Где родился А.С.Пушкин? ( В Москве.)

- Когда он родился? (6 июня 1799 г.)

- Как ласково называла его няня? (Мой свет, красно солнышко, милый ангел.)

- Кто сказал (ну, без подсказки): « Что за прелесть эти сказки?»

Ну что ж, отправляемся смело вперед,

Нас пушкинских сказок ждет городок.

Демонстрация 21 слайда. (Приложение 1)


- Узнайте сказку по картинке.

Бочка. («Сказка о царе Салтане»)

Яблоко. («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).

Зайчонок (может быть черт). («Сказка о попе и работнике его Балде»).

Изба. («Сказка о рыбаке и рыбке»).

Петушок. («Сказка о золотом петушке»).

- Какие отрывки из сказок вы можете вспомнить?


3. Подведение итогов.

Демонстрация 22 слайда. (Приложение 1)


- Что вам особенно запомнилось?

-Что произвело большое впечатление?


Демонстрация 23 слайда. (Приложение 1)


5. Домашнее задание.

- Ребята, сегодня будет необычное задание. Давайте попробуем написать письмо в прошлое писателям, о которых сегодня говорили. Подумайте, что хотелось бы вам сказать, за что поблагодарить их.


4. Выставление оценок.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лукьянова Любовь Сергеевна

Дата: 04.12.2019

Номер свидетельства: 530140

Похожие файлы

object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Разработка урока литературного чтения"
    ["seo_title"] => string(41) "razrabotka_uroka_literaturnogo_chteniia_1"
    ["file_id"] => string(6) "546128"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1586594249"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Карлик Нос" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-v-4-klassie-karlik-nos"
    ["file_id"] => string(6) "246916"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446476498"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока по литературному чтению в 1 классе. А. С. Пушкин и его сказки. "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-v-1-klassie-a-s-pushkin-i-iegho-skazki"
    ["file_id"] => string(6) "221662"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435508784"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Конспект для урока  литературы "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-dlia-uroka-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "142538"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418312451"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Конспект урока на тему "Касым Кайсенов""
    ["seo_title"] => string(37) "konspekt_uroka_na_temu_kasym_kaisenov"
    ["file_id"] => string(6) "509605"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1557460338"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства