Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения по теме "Знакомство с разделом. Великие русские писатели"»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г.о. Тольятти
Конспект открытого урока по литературному чтению.
Тема. Великие русские писатели
(обобщающий урок).
Составитель. Учитель начальных классов-
Лопатина Екатерина Николаевна
Класс. 3 «А»
Дата проведения. 10.12.09
2009/2010 учебный год
Тема урока: «Великие русские писатели»
Цели и задачи урока:
обобщить знания детей по разделу;
развивать речь учащихся и навыки выразительного чтения;
прививать интерес и любовь к чтению, к книгам.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных ранее.
Демонстрация 1 слайда. (Приложение 1)
1). Ученики читают стихи:
Встреча с книгой, что с другом,
Для всех словно праздник,
А для детской души
Это нить Ариадны,
Что ведет их от сказок Былин и преданий.
Книги учат детей
Всем премудростям жизни –
Как быть человеком,
И быть нужным Отчизне,
И как правду от лжи
Все должны отличать,
Как бороться с врагом
И как зло побеждать.
2).Слово учителя: - Сегодня наш урок-праздник мы посвящаем великим русским писателям. Но прежде давайте разгадаем кроссворд и вспомним их имена.
3).Разгадывание кроссворда.
Демонстрация 2-9 слайдов с кроссвордом. (Приложение 1)
По вертикали:
Чувство, которое вы испытывали при чтении стихов М.Ю. Лермонтова. (Печаль)
В баснях рассказывается о недостатках людей не прямо, а … (Иносказательно).
Назовите язык, которым первым овладел А.С.Пушкин. (Французский)
По горизонтали:
Русский поэт. Учился в Московском университете. Окончил Санкт-Петербургскую школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. (Лермонтов)
У этого поэта была любимая няня, о которой знают все. (Пушкин)
Этот писатель переводил стихи и прозу, великолепно знал литературу, интересовался театром. (Крылов)
Многие его рассказы и басни вошли в его же книгу «Азбука». (Толстой)
- Итак, назовите писателей, которым мы посвящаем наш праздничный урок.
(Михаил Юрьевич Лермонтов, Александр Сергеевич Пушкин, Иван Андреевич Крылов, Лев Николаевич Толстой)
4). Конкурс чтецов стихов М.Ю.Лермонтова.
Демонстрация 10 слайда. (Приложение 1)
- Ребята, а сейчас у вас есть возможность поучаствовать в конкурсе и рассказать стихотворение М.Ю.Лермонтова, которое вам больше всего понравилось. (Прослушивают 4-5 человек. Затем обсуждают и называют лучшего чтеца)
5). Восстановление стихотворения детьми.
Демонстрация 11 слайда. (Приложение 1)
- Вы хорошо выучили стихотворения, а сейчас попробуйте вспомнить и восстановить стихотворение, переделав данный текст.
А с рассветом на село;
На поля, на пустынный сад;
Ночью бушевала буря;
Понесло первым снегом.
Дети восстанавливают текст.
Демонстрация 12 слайда. (Приложение 1)
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На поля, на сад пустынный
Первым снегом понесло.
- Давайте вспомним биографию очень интересного человека и великого русского писателя с творчеством, которого мы знакомились на уроках.
6). Рассказ детей о Льве Николаевиче Толстом.
Демонстрация 13 слайда. (Приложение 1)
Крестьянским ребятишкам входить в усадьбу было заказано. За каменной оградой густо зеленел старинный парк, там, как в лесу, пели птицы. Чисто разметенная березовая аллея, тихо светящийся из-за деревьев пруд – вот и все, что можно было увидеть, если заглянуть в широкие, с круглыми башенками ворота. А где-то там, в глубине парка, в большом доме жил богатый и знатный граф.
И вот-то удивились ребята, когда услышали, что граф созывает их к себе в усадьбу! По всем окрестным деревням пошел говор. Зачем зовет их граф? Говорит, что хочет учить их грамоте.
В то время в городах было мало школ, а в деревнях и того меньше. Редко-редко какой грамотей находился в деревне. Чаще всего это был какой-нибудь дьячок. И вся деревня ходила к нему на поклон. Если нужно написать письмо – неси ему пятак или гривенник, он напишет. Ни книг, ни газет. Только и радости, только и отдыха от беспросветного труда, что сходят на праздники в церковь …
И вот теперь оказалось, что граф хочет устроить школу для крестьянских ребят и сам будет их учить.
Ребятишки молча подошли к белому графскому дому и остановились. Двухэтажный дом показался им огромным, ведь сами-то они выросли в низеньких избах под соломенными кровлями. Ребятишки стояли и ждали графа.
Граф вышел на крыльцо – плечистый, крепкий, с черной бородой. Ребята слегка заробели, когда он окинул их острым взглядом из-под густых бровей. Но граф улыбнулся, заговорил – и сразу вся робость прошла, сразу стало просто, хорошо. С первой же встречи началась дружба. А потом возникла и любовь к учителю, которая у многих ребят так и осталась на всю жизнь в их сердцах.
Учитель был графом, его полагалось называть «ваше сиятельство». Но граф этого не хотел.
«Не называйте меня «ваше сиятельство», - сказал он – меня зовут … (Львом Николаевичем), так и зовите меня.
- Вы правильно догадались, о ком идет речь. Перечислите рассказы этого писателя, которые вам запомнились. («Акула», «Прыжок», «Лев и собачка» и т.д.)
- Знаете ли вы, как играл Л.Н.Толстой со своими учениками? Сейчас мы поиграем в эту игру.
7). Физминутка. Игра «Метелица».
Демонстрация 14 слайда. (Приложение 1)
Дети встают в круг и начинают размахивать руками и качаться в разные стороны. Они поют:
Вдоль по улице метелица метет,
Скоро все она дорожки заметет.
Ай, жги, ай, жги, говори.
Скоро все она дорожки заметет.
Потом дети делают руками быстрые движения, как будто что-то надевают, как будто что-то пристегивают.
Запряжем мы в сани лошадей,
В лес поедем за дровами поскорей.
Ай, жги, ай, жги, говори.
В лес поедем за дровами поскорей.
Дети в припрыжку бегают все скорее и скорее.
Рысью друг за другом поспешим
И скорехонько до леса докатим.
Ай, жги, ай, жги, говори.
И скорехонько до леса докатим.
Внезапно останавливаются, идут медленнее – приехали в лес.
Топорами мы ударим дружно враз,
Только щепочки по лесу полетят.
Руками дети показывают, что происходит рубка леса, валятся деревья, обрубаются сучья. В конце концов, все устали от работы.
А из леса мы тихонечко пойдем
И в ладоши так пришлепывать начнем.
А ногами-то притопывать все враз.
Ну, теперь мороз не страшен-то для нас.
8). Викторина по басням И.А.Крылова.
Демонстрация 15 слайда. (Приложение 1)
Учитель: …Ох! Басни смерть моя!
Насмешки вечные над львами! Над орлами!
Кто что ни говори:
Хотя животные, а все-таки цари!
- Четыре вопроса – четыре ответа. Какой ответ соответствует вопросу?
Демонстрация 16 слайда. (Приложение 1)
«Кумушка мне странно это
Да работала ль ты в лето?»
(Стрекоза и Муравей)
«Соседка перестань срамиться
Тебе ль с слоном возиться?»
(Слон и Моська)
«Соседка, слышала ль ты добрую
молву? Ведь кошка, говорят
попалась в когти льву?»
(Мышь и Крыса)
«Ну, что ж, Хавронья, там ты видела такого?» (Свинья)
«Не радуйся, мой свет…
И не надейся по-пустому»
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас –
Песни, резвость всякий час,
Так что голову вскружило».
«Вот то-то мне и духу придает,
Что я совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки».
«Я не приметила богатства никакого».
- В какой басне была такая мораль?
Демонстрация 17-19 слайда. (Приложение 1)
«Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука». («Лебедь, Щука и Рак»)
«Беда, коль сапоги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник:
И дело не пойдет на лад». («Щука и Кот»)
«Случается нередко нам
И труд, и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться,
За дело просто взяться». («Ларчик»)
9). Викторина по творчеству А.С.Пушкина.
Демонстрация 20 слайда. (Приложение 1)
Учитель:
- Где родился А.С.Пушкин? ( В Москве.)
- Когда он родился? (6 июня 1799 г.)
- Как ласково называла его няня? (Мой свет, красно солнышко, милый ангел.)
- Кто сказал (ну, без подсказки): « Что за прелесть эти сказки?»
Ну что ж, отправляемся смело вперед,
Нас пушкинских сказок ждет городок.
Демонстрация 21 слайда. (Приложение 1)
- Узнайте сказку по картинке.
Бочка. («Сказка о царе Салтане»)
Яблоко. («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).
Зайчонок (может быть черт). («Сказка о попе и работнике его Балде»).
Изба. («Сказка о рыбаке и рыбке»).
Петушок. («Сказка о золотом петушке»).
- Какие отрывки из сказок вы можете вспомнить?
3. Подведение итогов.
Демонстрация 22 слайда. (Приложение 1)
- Что вам особенно запомнилось?
-Что произвело большое впечатление?
Демонстрация 23 слайда. (Приложение 1)
5. Домашнее задание.
- Ребята, сегодня будет необычное задание. Давайте попробуем написать письмо в прошлое писателям, о которых сегодня говорили. Подумайте, что хотелось бы вам сказать, за что поблагодарить их.