Актуализация знаний | - Вспомните поэтов и их произведения, с которыми вы познакомились на прошлых уроках? - Хорошо, какое из произведений вам понравилось больше? Объясните, почему. - А мне больше всего понравились стихотворения И. З. Сурикова, потому что он сумел простыми, обычными словами показать нам свою любовь к природе, к крестьянской жизни. И его стихотворения, которые мы с вами изучили, наполнены добротой, душевностью, спокойствием. - Послушайте внимательно то, что я вам сейчас прочитаю: Ваш милый образ снится мне, С пером, бумагой, при луне. Частичка Вашей в них души. Стихи и сказки под пером Ожили враз, и в каждый дом Вошёл прекрасный наш поэт. Он – гений, в этом спору нет. -Какому гениальному поэтому посвящены эти строки? Как вы догадались? - А что вы знаете о Пушкине? (Если ничего не говорят, то учитель рассказывает сам). -Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня, 1799 года в Москве. В тот день по всей России звонили колокола в честь дня рождения внучки императора Павла I. Пушкин вошёл в эту жизнь празднично. В семье Александра все говорили на французском языке, который в те годы считался языком общения московского дворянства, да и отец Саши любил французскую литературу, собрал даже большую коллекцию и писал стихи. - Саша рано научился читать и охотно делал это сам, но больше любил, когда ему читали вслух. Сочинять стихи он начал рано. Первое его стихотворение было написано на французском языке. Когда Саше было 6 лет, он впервые приехал к бабушке в Захарово. Красота полей, лугов и леса поразила воображение будущего поэта. Биографы Пушкина вспоминают: «Едва вдохнул он привольным воздухом сельской природы, как сделался неузнаваемым. В характере его произошла резкая перемена. Прежняя сонливость сменилась вдруг резвостию и шалостию». - А кто же такая Арина Родионовна? | Мы познакомились с Фёдором Ивановичем Тютчевым, его произведениями «Весенняя гроза» и «Листья», Афанасьем Афанасьевичем Фетом - «Мама, глянь - ка из окошка», Иваном Саввичем Никитиным «Полно, степь моя, спать беспробудно», «Встреча зимы», Иваном Захаровичем Суриковым «Детство», «Зима». Называют то, произведение, которое им понравилось больше всего, объясняют свой выбор. Слушают мнение учителя. Слушают учителя. Александру Сергеевичу Пушкину. Его считают гением, который подарил нам много великих произведений. Рассказывают. Слушают учителя, рассматривают слайды. Няня Пушкина, она читала ему в детстве сказки, на основе которых он потом писал свои. | СЛАЙД № 1 СЛАЙД № 2 СЛАЙД № 3 СЛАЙД № 4 СЛАЙД № 5 |
Управление процессом осознания и приобретения знаний, умений | - Сегодня мы переходим с вами к изучению нового раздела, откройте учебник на странице 81 и прочитайте его. - Верно. Александр Сергеевич Пушкин стал известным писателем, сочинившим множество восхитительных стихотворений, повестей и даже роман в стихах «Евгений Онегин», но больше всего он любил сказки. - Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете? - Вы слышали что-нибудь о романе в стихах «Евгений Онегин?» - «Евгений Онегин» - это одно из самых значительных произведений А.С.Пушкина. Мы не будем полностью знакомиться с этим произведением, а лишь с некоторыми отрывками. - Кто мне скажет, какое любимое время года у Пушкина? Почему? - Да, Александр Сергеевич не раз в своих произведениях повторял, что осень - его любимое время года. Осенью он лучше и больше всего писал, на него находило «вдохновение», особое состояние, «блаженное расположение духа». - Посмотрите на доску, рассмотрите картины «пушкинской осени». Посмотрите, как красива осень, теперь мы понимаем Пушкина, когда он проходил мимо такой природы. Наверняка бы и к нам пришло вдохновение, после которого мы бы сочинили какие-нибудь стихотворения. - Вот и в роман в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкин включил несколько поэтических описаний русской природы в разные времена года, и одно из них, конечно, описание осени. -Послушайте внимательно, сейчас я вам прочитаю первый отрывок. (Учитель читает отрывок «Уж небо осенью дышало»). - Каким настроением проникнуто стихотворение? Почему вы так считаете? - Как вы понимаете данные выражения: «уж небо осенью дышало», «лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась», «гусей крикливых караван тянулся к югу»? - Как бы прочитали это стихотворение? - Давайте попробуем прочитать этот отрывок с нужным настроением и интонацией. | Открывают учебник на странице 81. Раздел называется Великие русские писатели. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди; сказка о рыбаке и рыбке; сказка о золотом петушке; сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях; сказка о попе и о работнике его Балде. Да, нет. Осень. Ему нравилось писать про это время года. Смотрят на доску, рассматривают слайды. Слушают чтение учителя. Это стихотворение проникнуто грустным, тоскливым настроением. Потому что говорится, сто солнышко уже реже блистает, день стал короче, туман на поля ложится «Уж небо осенью дышало» - осень приходит, наступает. «Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась» - весь покров, все листья с деревьев опадают. «Гусей крикливых караван тянулся к югу» - птицы улетают на юг. С грустью, тоской, что наступила осень, природа начинает «готовиться, к новому сезону. Сначала читают хором, вместе с учителем, затем отдельные ученики. | СЛАЙД № 8 СЛАЙД № 9 СЛАЙД № 10 СЛАЙД № 11 |
Управление процессом познания научных закономерностей и законов | - Другой отрывок из романа «Евгений Онегин», который мы прочитаем сегодня, - описание наступления зимы. Учитель выразительно читает отрывок «В тот год осенняя погода…» - Какую картину увидела Татьяна, главная героиня романа? - Какие чувства она испытала, как вы думаете? Обоснуйте своё мнение. - В каких словах говорится о том, что все очень ждали наступление зимы? Прочитайте эти строки. - Одинаково ли стоит читать этот отрывок? Почему? Учитель вместе с учащимися читает отрывок вслух, отрабатывая нужную интонацию. - Теперь я предлагаю познакомиться со следующим отрывком из романа «Евгений Онегин», который называется «Опрятней модного паркета». Учитель читает вслух. - Какое настроение создаётся от услышанного? - Какие картины вы представили, когда слушали этот отрывок? - Какие слова автор использует для описания снега? - С чем сравнивается речка, покрытая льдом? Как упоминание об опрятном паркете помогает представить эту картину? - Как изображаются мальчишки? Какое слово помогает передать звук скользящих коньков? - Прочитаем вслух все вместе. - Как можно озаглавить фрагменты из романа «Евгений Онегин» Учащиеся читают отрывки. | Слушают чтение учителя. Увидела, что весь двор побелел от снега, деревья все покрыты снегом. Радость от того, что пришла зима. Природа вся укрылась снегом. «Зимы ждала, ждала природа», «сорок весёлых на дворе». Нет, нужно соблюдать интонацию: в первой части грусть, во второй радость. Чтобы показать настроение. Читают вслух. Слушают чтение учителя. Радостное, весёлое, потому что говорится о забаве мальчишек. Как мальчишки катались на пруду, как они падали на лёд. «Звездами падая на брег». С паркетом. Это значит лёд ровный, гладкий. Их было много – «радостный народ». «На красных лапках гусь тяжёлый». «Режет». Читают с учителем. Далее читают ученики. Высказывают предположения. | |