А.С. Пушкин. Лицейские годы. Стихотворение «И.И.Пущину»
Цели урока:
- Познакомить учащихся с лицейскими годами А.С.Пушкина.
- Научить видеть за строчками стихов чувства, переживания, реальные события .
Задачи урока:
- Формировать систему читательских умений.
- Обучать выразительному чтению.
Ход урока.
Слайд №1
1.Слово учителя. Цели и задачи урока.
Слайд №2
2.Работа с эпиграфом.
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных бродил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Анна Ахматова
- С ранних лет мы знакомы с творчеством А.С.Пушкина. Каждый год на уроках литературы мы открываем новую страничку жизни это замечательного поэта, больше читаем, узнаем о его творчестве, его окружении, его времени.
- Прочитайте эпиграф к уроку. Как понимаете эти строки? О каком периоде жизни А.С.Пушкина мы сегодня поговорим?
- Сегодня мы с вами познакомимся с лицейскими годами А.С.Пушкина, с его друзьями и прочитаем стихотворение, посвященное одному из них.
Слайд№3
3.Доклад ученика. Семья А.С.Пушкина.
Слайд №4
Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 году в четверг, в день Вознесения Господня, в Москве, на Немецкой улице, в доме Скворцова.
Слайд№5
Отец его, Сергей Львович (1771 -1848), происходил из помещичьей, когда-то богатой семьи. От имений предков (в Нижегородской губернии) до него дошло немного; но и дошедшее он проматывал, совершенно не интересуясь хозяйственными делами;. В 1796г.он капитан-поручик лейб-гвардейского Егерского полка, с 1800г. - в Комиссариатском штате в Москве, в 1811г. - военный советник, в 1824г. - начальник Комиссариатской комиссии резервной армии в Варшаве, с 1817г.в отставке. В доме Пушкина интересовались литературой, а сам Сергей Львович был поклонником французских классиков и сам пописывал французские и русские стихи, которые, впрочем, были известны только знакомым и родственникам.
Слайд №6
Мать Пушкина, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, происходила от Ганнибала, петровского "арапа", Воспитание Пушкина было безалаберным. Сменявшиеся французы-гувернеры, случайные учителя не могли иметь глубокого влияния на ребенка, в значительной степени предоставленного самому себе. Детство Пушкин провел в Москве, выезжая на лето в уезд Захарово, в подмосковное имение бабушки.
Слайд №7
Кроме Александра у Пушкиных были дети – старшая дочь Ольга. Ольга Сергеевна Павлищева, урожденная Пушкина, была всегда дружна с братом Александром.
Слайд №8
Младший сын Лев Воспитанник Благородного пансиона при Царскосельском Лицее и Благородного пансиона при Главном Педагогическом институте, курса которого не окончил. Участник персидско-турецкой кампании 1827-1829 г.г., затем перешел в Финляндский драгунский полк в чине штабс-капитана. В 1832 г. вышел в отставку в чине капитана. Александр Пушкин нежно любил брата, с примесью родительской строгости. Его брат писал впоследствии о детских годах Александра:"До одиннадцатилетнего возраста он воспитывался в родительском доме.Страсть к поэзии появилась в нем с первыми понятиями: на восьмом году возраста, умея уже читать и писать, он сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей. Вообще воспитание его мало заключало в себе русского. Он слышал один французский язык; Гувернер был француз, впрочем человек неглупый и образованный; библиотека его отца состояла из одних французских сочинениий. Ребенок проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца пожирал книги одну за другою".
4.Доклад ученика. Открытие Царскосельского лицея.
Слайд №9
Пушкина привезли в Царское Село летом 1811 года, в скоре после того, как было объявлено о предстоящем открытии лицея. Привез его дядя, Василий Львович Пушкин, известный в свое время поэт, оказавший на юного Пушкина некоторое литературной влияние. В Петербурге юный Пушкин поселился в доме дяди. Здесь он и жил все то время, пока готовился к экзаменам в лицей. Лицей был задуман Александром I как закрытое привилегированное учебное заведение для подготовки образованных и преданных слуг государства. Задуманному им учебному заведению Александром I придавал столь важное значение, что собирался в начале поместить туда и великих князей. Позднее он от этой мысли отказался, но своего интереса к лицею не потерял. Лицей был закрытым учебным заведением, в него было принято всего 30 учеников. Это были дети средних малообеспеченных дворян, обладавших служебными связями. Программа обучения в лицее предусматривала изучение самых разнообразных наук. Среди приглашенных преподавать лицеистам были также лучшие по тому времени учителя, как А.П. Куницын, А.И. Галич и другие. На празднование торжественного акта по случаю открытия лицея присутствовала царская семья. Однако самым памятным для Пушкина событием торжественного дня 19 октября 1811 года была вступительная речь Куницына.
Слайд №10
Анализ отрывка из речи А.П.Куницына:
Вы ли захотите смешаться с толпой людей обыкновенных, пресмыкающихся в неизвестности и каждый день поглощаемых волнами забвения?
Нет! Да не возвратит мысль сея вашего воображения! Любовь к славе и отечеству должны быть вашими руководителями
А.И.Куницын
5.Доклад ученика. Царскосельский лицей.
Слайд №11
Слайд №12
Слайд №13
Слайд №14
6. Слово учителя.
Лицейские годы Пушкина и его товарищей – это годы серьезной учебы. Достаточно сказать, что выпускные экзамены в 1817 году включали 15 предметов. Жизнь мальчиков была строго определена порядком, даже во время каникул, которые длились всего один месяц в году, они не могли покидать стены Лицея. Но ведь пришли они в Лицей совсем детьми. Троим из них – Аркаше Мартынову, Косте Данзасу и Саше Корнилову было всего по 10 лет, остальным 11 – 13, и только самому старшему, Ивану Малиновскому – пятнадцать. Как и все мальчишки, они шалили, подшучивали друг над другом, ссорились, мирились. Бывали различные забавные случаи.
Слайд №15
Доклады учеников о забавных случаях:
В Лицее увлекались сочинительством. Писали стихи, прозу, так называемые "национальные", то есть лицейские песни, басни, эпиграммы. И на уроках иногда давали такие задания. Однажды темой сочинения был восход солнца. Мясоедов встал и прочел единственную строчку: "Блеснул на западе румяный царь природы". Услышав, что солнце у Мясоедова восходит на западе, все дружно расхохотались, а Пушкин приделал окончание: "И изумленные народы Не знают, что им предпринять: Ложиться спать или вставать".
Как-то осенью с Пушкиным произошла история, о которой узнал сам император Александр I. У одной из фрейлин – княжны Волконской – была очень милая горничная Наташа. В тот вечер Пушкин, услышав в темноте перехода шорох платья, вообразил, что это Наташа, бросился к ней и невиннейшим образом поцеловал. Вдруг рядом распахнулась дверь, и озорник с ужасом увидел, сто это не Наташа, а сама престарелая фрейлина. Он настолько опешил, что бросился бежать, даже не извинившись. Царь был в гневе. Директор старался смягчить вину Пушкина и просил разрешения у царя насчет извинительного письма. Император согласился.
Слайд №16
Прозвища
Они начали появляться с первых дней. Пушкина, например, сразу стали звать "Француз", ведь еще до прихода в Лицей он уже прекрасно знал этот язык. Позже из-за его живости и непоседливости появилось еще одно прозвище – "Егоза". А когда он проявлял свой вспыльчивый неукротимый характер, ему говорили: "Смесь тигра с обезьяной", и ему это даже нравилось. Прозвища были у всех. Некоторые даже не нуждались в пояснениях: Иван Пущин – Большой Жанно или Иван Великий, Антон Дельвиг – Тося, Тосенька, Кюхельбекер – Кюхля, Мясоедов – Мясожоров или Мясин.
7. Слово учителя.
Лицей, лицейское содружество, воспоминания о лицее были тем положительным основанием, на котором, при всех ошибках и неудачах, не только в радостях, но и в невзгодах, всегда строилась внутренняя судьба личности Пушкина. Здесь в лицее Пушкин пишет стихи.
Слайд №17
Выразительное чтение лицейских стихотворений поэта.
Срок пребывания в лицее кончился летом 1817 года. 9 июня состоялись выпускные экзамены, на которых Пушкин читал заказанное стихотворение "Безверие". Арзамасец Ф. Вигель писал в своих воспоминаниях: "На выпуск молодого Пушкина смотрели члены "Арзамаса" как на счастливое для них происшествие, как на торжество.
Слайд №18
Стихотворение "Безверие". Выразительное чтение.
8. Лицейская дружба. Доклад ученика.
Слайд №19
Среди лицейских друзей Пушкина особенно близкими и дорогими – на всю жизнь дорогими – стали Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер,. Двое из них были поэтами. Все лицейский друзья Пушкина – и он сам прежде всего – были более всего увлечены делами литературными. Лицейское братство было не только человеческим, но и поэтическим братством. Это не могло не иметь влияния на Пушкина. В лицее, как вспоминал позднее Пущин, Пушкин “постоянно и деятельно участвовал во всех литературных журналах, импровизировал так называемые народные песни, точил на всех эпиграммы и пр.”
Годы лицея остались позади. Пушкин и Пущин уже достаточно ясно сознавали, что живут они в стране бесправной, задавленной царским самовластьем.Вольнолюбивые стихи Пушкина ходили по рукам в Петербурге и по всей России. Узнал о них и царь Александр I. И приказал выслать поэта из Петербурга сначала на юг России, а затем в псковское село Михайловское, под надзор местных властей. Здесь Пушкин жил в старой усадьбе вдвоем со старушкой няней, вдали от друзей и родных. Сюда в январе 1825 года, в санях по снежной дороге, приехал к нему верный друг Иван Пущин.Пущина погнали на каторгу за несколько тысяч верст — в Забайкалье. В морозный зимний день привели новых каторжан в читинский острог. Из-за острожного частокола Пущин услышал, что его зовет женский голос. Оказалось, это жена декабриста Муравьева, Александра Григорьевна, одна из тех самоотверженных женщин, что последовали за мужьями на каторгу. Она подозвала Пущина и передала ему, просунув меж кольев, листок бумаги. "Александра Григорьевна проговорила мне, — рассказывал в своих "Записках" Пущин, — что получила этот листок от одного своего знакомого перед самым отъездом из Петербурга, хранила его до свидания со мною и рада, что могла, наконец, исполнить порученное поэтом". Порученное Пушкиным! Пущин развернул листок, и можно себе представить, как взволновали его пушкинские строки, обращенные к нему, Пущину:В 1839 году, вместе со многими другими декабристами, Пущин был переведен с каторги на поселение. И еще семнадцать лет провел в изгнании, в маленьких сибирских городках: сначала в Туринске, затем в Ялуторовске. Пущину разрешено было вернуться в европейскую Россию только через тридцать лет после того, как его погнали на каторгу в Сибирь. В Петербурге его встретил старый лицейский товарищ Константин Данзас. И рассказал о том, как раненный на дуэли Пушкин перед смертью жалел, что рядом нет Пущина: — Легче было бы умирать... Пущин узнал об этом через двадцать лет после смерти поэта. Теперь уже и ему самому оставалось жить недолго. Но и поныне жива память о первом друге Пушкина.
9. Анализ стихотворения «К Пущину»
Слайд №20,21
- Стихотворение “И.И.Пущину” написано в жанре послания. Докажите.
- Прочитайте еще раз первую строку. С какой интонацией мы ее должны прочитать? Почему?
- Каким чувством проникнуты строки, в которых поэт вспоминает свидание в Михайловском?
- Объясните выражение “… я судьбу благословил, когда мой двор… твой колокольчик огласил”?
- С чем сравнивает А.С.Пушкин детскую дружбу с Пущиным? Почему?
- Используя какие приемы, Пушкин сближает печаль ссыльного поэта и радость встречи с другом?
10. Слайд №22 Рефлексия.
11. Домашнее задание:Выучить наизусть стихотворение «К Пущину»
Слайд №23