Предмет: литературное чтение Класс: 4 Тип урока: "урок систематизации знаний" Завершенная линия учебников «Школа России»
Тема урока: «Кир Булычев. "Путешествие Алисы"» Цель: создание условий для систематизации знаний о творчестве Кир Булычев, осознанного понимания содержания рассказа, применения полученных знаний при анализе рассказа. |
Целеполагание для ученика: Познакомиться с биографией Кира Булычева Осознать возможность проектирования модели произведения. Использовать знания по составлению характеристик героев. Соблюдать правила поведения на уроке. | Целеполагание для учителя (управленческие задачи) Организовать активную познавательную деятельность учащихся через решение проблемы в процессе продуктивной деятельности. Организовать работу по извлечению информации и её преобразованию в другой формат. Использовать интерес учащихся при изучении нового материала. Стимулировать детей к полным ответам. Формировать навык парной работы. Воспитывать чувство сопричастности к окружающей среде |
Планируемый результат: успешная реализация предметных и творческих способностей обучающихся | Личностные: осознание необходимости процесса обучения, владение коммуникативными умениями при работе в парах, проявление активной позиции на уроке.. Метапредметные: понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов её решения. Предметные: осмысление необходимости проектирования модели произведения; применение алгоритма решения задач; контролирование собственной деятельности; проведение самооценки. |
Универсальные учебные действия: | Личностные: осознание необходимости процесса обучения Регулятивные: освоение способов построения и моделирования при решении проблемных учебных ситуаций. Познавательные: осмысление значимости точки при построении геометрических фигур. Коммуникативные: выполнение осознанных речевых действий с использованием предметных терминов. |
Опорные понятия, термины: тема произведения, главная мысль произведения, план текста, характеристика героев | Новые понятия, термины: |
Образовательные ресурсы: дидактический материал, раздаточный материал |
Этап урока | Содержание материала | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Индивидуализация |
1.Самоопределение к деятельности (1 мин) Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | Приветствие - настрой на позитивную деятельность Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Я очень рада вас видеть! Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. | - Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. - Мотивирует учащихся на познавательную деятельность через включение познание. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. - Воспринимают инструкцию по применению кругов самооценки | Настроить учащихся на интересную плодотворную работу. |
2. Актуализация знаний. Введение в проблему. (4 мин) Цель: мотивация учащихся на осознание решения выявленной проблемы в процессе деятельности | Введение в содержание урока. Развитие ВПФ Что нужно сделать? - на выполнение 1 минуты. - что развивает данное задание? | - Мотивирует учащихся на выполнение работы. через собственную потребность в развитии ВПФ. - Организация взаимопроверки -Организует продуктивную проверку выполнения задания | -Актуализируют необходимость развития ВПФ -Выполняют задания - Обозначают выявленные проблемы - Выполняют задание по условию - Сверка результатов | -Использование временных ограничений - Учет психологических особенностей детей |
3. Постановка учебной задачи (3 мин) Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала | Обозначение основных понятий произведения Какое произведение вы изучали на прошлом уроке? Чтобы определить тему нашего урока, Ответьте на вопросы кроссворда по произведению «Приключения электроника». Время на выполнение 2 минуты. - Фамилия профессора, создателя мальчика-робота. (Громов) 2. Имя мальчика-робота (Электроник) 3. На чемодане было написано «…..! Приборы! » 4. В чем везли Электроника?(Чемодан) 5. В каком месяце начались эти удивительные приключения? (май) 6. Гостиница, в которой остановился профессор.(Дубки) 7. Фамилия автора произведения. (Велтистов) - Назовите фамилию автора, в выделенных клеточках ? (Можейко) - сегодня мы с вами познакомимся с еще одним писателем- фантастом Игорем Всеволодовичем Можейко. Это настоящее имя Кира Булычева, с произведением которого мы познакомимся. 2. «Кир Булычев». - сколько лет прожил Кир Булычев? Слайд.2. - ознакомьтесь с информацией на слайде - Какое настоящее имя писателя? -где родился? - кем хотел стать? Слайд 3 . –Для кого начал писать Кир Булычев -какие произведения написал Булычев ? Сегодня мы свами познакомимся с отрывком из этого произведения, но для начала просмотрите отрывок из мультфильма. - с какими персонажами познакомил нас фрагмент? - откройте стр. 150. Как понимаете название произведения? Физминутка | - Осуществляет подачу кодированной информации для определения темы урока - Мотивирует учащихся на выявление проблемы. | - Осознанно воспринимают зрительную информацию, воспроизводят её в устной речи - Строят осознанные речевые действия, анализируют учебные ситуации - Осуществляют двигательную активность | - Использовать прием удивления для расширения знаний - Учет возрастных особенностей через использование наглядно - иллюстративного ряда |
4. "Открытие" новых знаний (15 мин) Цель: содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору | В тексте нам встретятся непонятные слова. Давайте разберем эти понятия Слайд 4 Словарная работа.(понятия из словарей.) Переведите эти словарные понятия на простой детский язык.(как вы понимаете эти понятия) Барханы, ложбина, трюм, иллюминатор, кают-компания, зачаровано, отсек, огнемёт - молодцы Первичное чтение по цепочке. 1 часть с. 150 до слов «И в этот момент мы услышали тихое благозвучное пение». - Где нашли растения? - Как они выглядели? -Что услышали герои? 2 часть с. 151 до слов «Вид у Зелёного был испуганный, и борода развевалась, словно от ветра». - Кто такой Зелёный? - Откуда доносилось пение? Что это предвещало? 3 часть с. 152 до слов «Один за другим кустики последовали за своим предводителем». _ Что же испугало механика Зелёного? - Как изменились кустики? Как дальше развивались события, узнаем, продолжив чтение. 4 часть с. 154 до слов « … двинулись ко мне сомкнутым строем.» - Как повели себя люди? - Как повели себя растения? - Как удалось усмирить растения? - Как Алиса догадалась, что им нужно? - В чём фантастичность этой истории? Что близко к действительности? | Построить процесс осознанной практической деятельности. - Подвести учащихся к осознанному преобразованию информации в новый формат - Способствовать организации парной работы по преобразованию информации | - Оречевляют традиционный план - Устанавливают необходимость преобразования информации - Осуществляют алгоритмизацию преобразования новой информации - Оречевляют деятельность - Активно вступают в командное взаимодействие, организуют инсценирование | -Способствовать активной познавательной деятельности обучающихся в процессе моделирования и представлении результатов |
5. Закрепления новых знаний и способов действий. (5 мин) Цель: обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания | Беседа - От чьего имени ведётся рассказ? Назовите остальных героев рассказа. - Что понравилось и запомнилось в рассказе? Какой момент показался забавным, волнующим, самым напряжённым? | - Организует условия для решения учебных задач | - Моделируют условие задания для осознанного восприятия информации - Аргументируют словесные ответы, используя читательский опыт - Проводят самооценку | - Использование педагогической поддержки |
6.Включение в систему знаний и повторения (3 мин) Цель: выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, создание ситуации успеха | Мини-тест по биографии писателя и произведению. Белая карточка (3 вопроса) – отметка только 3 Фиолетовая (4 вопроса ) -4 Желтая - 5 1. Настоящая фамилия Булычёва а) Велтистов б) Можейко в) Громов 2. Игорь Всеволодович родился в а) Москве б) Ельце в) Петербурге 3. Кем не хотел стать в детстве? а) геологом б) математиком в) художником 4) В чём фантастичность этой истории? 5) Можешь ли ты сказать, что Алиса была находчивой, отзывчивой девочкой? Почему? | Создает ситуацию успеха, оказывая направляющую помощь, организует конструктивное взаимодействие в парной работе | Проводят самооценку | Использовать прием эмоционального стимулирования учения для организации обратной связи |
6. Рефлексия деятельности. (2 мин) Цель: самооценка результатов деятельности | 1. Рефлексия деятельности - определение результата урока, его удовлетворенностью - вот и подошел к концу наш урок. Молодцы, ребята! я очень довольна результатами! Д.з. стр 150-157 чтение по ролям | Мотивирует обучающихся к рефлексии., организует обратную связь | -Учащиеся оценивают свою деятельность | - Использовать прием эмоционального стимулирования учения для организации обратной связи |