kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Кир Булычев. «Путешествие Алисы. Девочка с Земли»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок можно использовать при подготовке к урокам внеклассного чтения в 4 классе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Кир Булычев. «Путешествие Алисы. Девочка с Земли»»


МОУ Г.ГОРЛОВКИ « ЛИЦЕЙ №88 «МЕЧТА»











План-конспект урока

по литературному чтению

для 4 класса









Подготовила

учитель начальных классов

Демиденко И.К.



















2019 год

Урок внеклассного чтение.

Тема: Кир Булычев. «Путешествие Алисы. Девочка с Земли»

Цель: знакомство с творчеством К. Булычёва и его произведением. «Путешествие Алисы. Девочка с Земли».
Задачи: 

Личностные УУД:

  • формирование заинтересованности  к произведениям к.Булычёва; позитивного отношения к ним; осознания ценности его творчества;

  • формирование умения использовать использования разные виды чтения (просмотровое, ознакомительное, выборочное, поисковое) текста в соответствии с целями и задачами

  • давать простейшую характеристику героев по их поступкам.

Регулятивные УУД:

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

  • формирование умения понимать причины успеха \ неуспеха учебной деятельности

  • дать возможность для формирования умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные УУД:

  • формирование умения овладения навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами;

  • формирование умения овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установление причинно-следственных связей, построения рассуждений;

  • дать возможность для формирования умения осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

   Коммуникативные УУД:

  • формирование умения выступать перед классом, читая текст изученного произведения вслух;

  • формирование умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

  • формирование умения слушать собеседника, вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого излагать своё мнение, задавать вопросы;

  • формирование умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль.

Оборудование: выставка книг К.Булычева, выставка рисунков, мультфильм «Тайна третьей планеты», проектор, компьютер, презентация .


Ход урока.

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу класс наш хоть куда!

Ну, начнем урок тогда!

  1. Речевая разминка.

Их видимо-невидимо,

Не сосчитаешь их!

И кто их только выдумал —

Веселых, голубых?

Должно быть, оторвали

От неба лоскуток,

Чуть-чуть поколдовали

И сделали цветок. (Е. Серова)

— Прочитайте стихотворение «птичьим базаром».

— Как вы поняли, о каком цветке говорится?

— Как автор представляет, каким образом сделали цветок?

— Что ей помогло в этом? (Фантазия.)

— Прочитайте первые две строчки с восторгом, следующие две с удивлением, остальные — загадочно.

  1. Актуализация опорных знаний.

1.Проверка домашнего задания

Разгадать кроссворд.





2Э




е

л

3С



л

е

ы

4С


т

1

к

р

е


6Д

и

р

т

о

р

5м

у

с

о

р

е

г

а

б

т

М

о

ж

е

й

к

о

о

н

к

й


и

в

в

и

и



к

н

1. Фамилия профессора, создателя мальчика-робота.

2. Имя мальчика-робота

3. Фамилия настоящего мальчика, на которого был похож робот.

4. Его имя.

5. В каком месяце начались эти удивительные приключения?

6. Гостиница, в которой остановился профессор.

7. Фамилия автора произведения.

- Какое ключевое слово вы получили разгадав кроссворд? (Можейко)

IV. Сообщение темы и целей урока.

Звучит музыка из к/ф «Гостья из будущего»

а)Вступительная беседа

— Прочтите слова

«Планета есть колыбель разума,

но нельзя вечно жить в колыбели» К. Э. Циолковский

— Как вы понимаете слова этого высказывания?
— Кто такой К. Э. Циолковский?

— Зачем люди исследуют космос?

б) Выведение темы Приём «Мозговой штурм»

Космические корабли помогают раскрыть тайны вселенной.

— Кто из известных писателей обращался к теме космоса? (К.Булычев)

— Что знаете о нем?

— Какова тема урока? (Тема урока: Книги К. Булычеа для детей)

— Какова цель урока? (Цель урока: познакомиться с биографией и творчеством писателя, героями его произведений, развивать речь, уметь выражать свою мысль, пополнять словарный запас, делать выводы.)

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с жизнью и творчеством замечательного писателя-фантаста Кира Булычёва, вспомним ранее изученное произведение из раздела «Фантастика», продолжим знакомство с девочкой Алисой, её друзьями, узнаем о её приключениях. Надеюсь, вы будете внимательны, активны на уроке, и вас заинтересует данное произведение.

V. Вводная беседа.

1. Информационное бюро.


1.Этот человек с добрыми глазами и мудрым сердцем – настоящий волшебник. Он называл себя по-разному: Игорь Всеволодович Всеволодов, Николай Ложкин, Маун Сейн Джи, Лев Христофорович Минц. А мы его знаем как нашего любимого и неподражаемого Кира Булычёва (Игоря Можейко)– писателя-фантаста, придумавшего девочку из будущего Алису Селезневу.

2.Советский писатель-фантаст, учёный-востоковед, сценарист, лауреат Государственной премии. Игорь Всеволодович Можейко родился в 1934 году в Москве в семье Всеволода Николаевича Можейко и Марии Михайловны Булычёвой.


3.Кир Булычёв работал переводчиком и корреспондентом по специальности - востоковед. Будучи в Бирме недолго, семья вернулась в Москву. В 1959 году Кир Булычёв поступил в аспирантуру Института востоковедения. В 1960 году рождается дочь Алиса.

4.Побывал он в Китае, на Филиппинах, в странах Европы... Особенно запоминающейся была поездка в Индию в качестве переводчика с известным режиссером Александром Згуриди - первым ведущим телепередачи «В мире животных». Кир Булычёв много путешествовал - объездил практически весь мир. Домой привозил необычные скульптурки, украшения, бирманские лаковые шкатулки. Очень тонкая, изящная работа местных мастеров. 


5.Стал мечтать о том, какая жизнь наступит, когда человечество овладеет всеми силами природы. Так и возникла в литературе научная фантастика, дающая толчок мысли и простор фантазии человека. Приключения Алисы происходят в самых разных местах и временах: на Земле в конце XXI века, в космосе, на океанском дне и даже в прошлом, куда она забирается на машине времени.


VI.Работа по теме урока.

1.Работа в парах по карточкам.

-Посмотрите у Вас в руках книги Кира Булычёва. Как Вы думаете, ребята, что привлекает в них читателей? Почему не остывает к ним интерес?
(Далее следуют рассуждения детей).
-Верно, привлекают волнующие события, необыкновенные приключения, в которых раскрываются человеческие характеры, мечты, переживания. Ведь главный герой фантастической литературы - это наш, земной человек. Человек, от которого зависит будущее.

— Докажите что Алиса и реальный и фантастический персонаж.

Карточка 1.

— Алиса. Кто она? Алиса — девочка школьного возраста, живущая в Москве конца XXI века. В большинстве книг ее возраст остается около 12лет. Алиса учится в средней школе, член кружка юных натуралистов. Самостоятельно, вместе с отцом или друзьями побывала на многих далеких планетах, в подземных глубинах и в Атлантиде, а также в далеком прошлом.

Карточка 2.

Алиса — единственный ребенок в семье. Отец — знаменитый космозоолог, профессор зоологии Игорь Селезнев, директор московского зоопарка будущего — Космозоо. Автор многих печатных трудов, в частности книги «Звери дальних планет»; постоянный автор галактического журнала «Вестник космозоологии». Мать — известный архитектор Солнечной системы Кира Селезнева. Известна постройками Нукусского стадиона и культурного центра на астероиде Паллада. Алиса гораздо больше времени проводит с отцом, чем с матерью.

2.Словарная работа.

а) объяснение трудных слов

Барханы, ложбина, трюм, иллюминатор, кают-компания, зачаровано, отсек, огнемёт

б) чтение трудных слов по слогам. Хоровое чтение.

космокатер, разведкатер ,песчаные, серебристые, благозвучное

3. Чтение по цепочке.

1 часть с. 150 до слов «И в этот момент мы услышали тихое благозвучное пение».

- Где нашли растения?

- Как они выглядели?

-Что услышали герои?

2 часть с. 151 до слов «Вид у Зелёного был испуганный, и борода развевалась, словно от ветра».

- Кто такой Зелёный?

- Откуда доносилось пение? Что это предвещало?

3 часть с. 152 до слов «Один за другим кустики последовали за своим предводителем».

_ Что же испугало механика Зелёного?

- Как изменились кустики?

Как дальше развивались события, узнаем, продолжив чтение.

4 часть с. 154 до слов « … двинулись ко мне сомкнутым строем.»

- Как повели себя люди?

- Как повели себя растения?

Чем закончилась эта история, вы узнаете, дочитав текст до конца самостоятельно «жужжащим» чтением.

- Как удалось усмирить растения?

- Как Алиса догадалась, что им нужно?

- В чём фантастичность этой истории? Что близко к действительности?

VII.Физкультминутка.

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз.

Раз, два, три, четыре —

Вот летит ракета ввысь! (1—2 — стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»; 3—4 — основная стойка.)

А теперь на месте шаг

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. (Дети садятся)

VIII.Закрепление изученного.

1. Беседа

 -О каком приключении Алисы вы прочитали?

– В чем необычность, фантастичность всего произошедшего?

– От чьего имени ведется рассказ? Докажите.

– Что вы думаете о рассказчике? Какой у него 
характер?

– Как герои отнеслись к истории с кустиками вначале? Изменилось ли их отношение потом? Объясните

– Охарактеризуйте Алису. Какой она была?

– Где нашли растения? Как они выглядели?

–Что услышали герои?

– Кто такой Зелёный?

– Откуда доносилось пение? Что это предвещало?

– Что же испугало механика Зелёного?

– Как изменились кустики?

– Как повели себя люди? Как повели себя растения?

– Как удалось усмирить растения?

– Как Алиса догадалась, что им нужно?

– В чем фантастичность этой истории? Что близко к действительности?

2. Работа на карточках

1.Вставьте пропущенные слова.

В дверном проёме показались кустики. Зрелище было и на самом деле ужасное. Кустики …………… из полного песку ящика и, тяжело …………….. на крохотных уродливых корнях, ………………… на нас. Они …………….. полукругом, покачивая ветвями, бутоны раскрылись, и среди листьев горели, ………………., розовые цветы.

Положите перед собой карточки. Прочитайте и подумайте, какие слова пропущены в тексте?

- Какой приём использует автор? Как ему в этом помогают сравнения? Олицетворения

3.Пересказ текста по картинному плану от имени Алисы

1.Прилёт в пустыню.

2. Встреча со злыми кустиками.

3. Моя идея про полив кустов.

4. Мы улетаем с добрыми кустиками.

4. Самостоятельная работа. Составление синквейна.

Алиса.

Любопытная, сообразительная.

Летает, знакомится, познаёт.

Алиса исследует космическое пространство.

Фантазёрка.

5. Проверка самостоятельной работы. (учащиеся читают свои работы)

IX.Подведение итогов урока.

1. Просмотр отрывка из мультфильма.

2. Беседа.

- Механик Зелёный посчитал своё путешествие неудачным, а для Алисы оно было удачным – много новых впечатлений и друзей. А что вы думаете об уроке? Приобрели ли вы новые знания?

Захотелось ли прочитать другие истории о приключениях Алисы?

3. Комментирование и выставление оценок.

  1. Домашнее задание.

Перечитать отрывок «Кустики», составить синквейн, характеризующий одного из героев, или подготовить иллюстрацию к тексту.

  1. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке количеством хлопков в ладоши.

Петь и хлопать в ладоши нравится многим, в особенности - детям, подросткам и молодым людям. А израильским ученым из университета имени Бен Гуриона удалось доказать, что петь и хлопать в ладоши полезно для здоровья.

- Ты всё узнаешь, прочитав книги Кира Булычева о приключениях Алисы. (слайд с обложками книг)

Мне говорят, что в детстве я застрял
И никогда мечте моей не сбыться,
Что в жизни мы обязаны всегда
С реальностью жестокою мириться.

Каким же станет скучным этот мир,
Лишившись романтизма, приключений...
Обыденностью души утомив,
Навечно погружая их в мученья...

Поэтому стремиться буду я
С фантастикой всегда пересекаться.
Ведь, если вы заметили, она
Имеет свойство: всё-таки сбываться...

- Путешествуйте во времени и пространстве с героями Булычева!!!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Кир Булычев. «Путешествие Алисы. Девочка с Земли»

Автор: Демиденко Ирина Константиновна

Дата: 13.05.2019

Номер свидетельства: 510019


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства