kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Художественный текст как система знаков (образов)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-мастерская. Цель: обучение анализу художественного текста. Задачи: образовательная:научить созданию связного текста анализа стихотворения. Развивающая: продолжить формирование образно-символического мышления. Воспитательная: продолжить процесс воспитания у обучающихся духовности, уважения к окружающему миру. Основание выбора формы урока: Данная форма урока позволяет поставить детей в активную читательскую позицию по отношению к тексту (дети окажутся соавторами): смогут заняться полезной читательской деятельностью: сюжетосложением; завершением описания образов героев в соответствии с их пониманием авторской идеи и своими представлениями о жизни и судьбе человека. Домашнее задание. Составить связный текст анализа стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утес», используя алгоритм анализа лирического текста:

  1. Тема стихотворения;
  2. Система образов, ее описание (ключевые слова, рисующий образ);
  3. Сюжет, если есть, или лирический сюжет (движение мысли);
  4. Картина мира, ее составляющие элементы;
  5. Чувства, настроение лирического героя;
  6. Отношение автора к происходящему (или – идея, главная мысль, ради которой оно написано);
  7. Твое отношение к отношению автора.


                                                                                              

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Художественный текст как система знаков (образов) »

Тема: Художественный текст как система знаков (образов). Приложение 6

Форма: Урок-мастерская

Оборудование:

  • изображение символов;

  • альбом для рисования, цветные карандаши;

  • напечатанные тексты;

  • необходимые записи на доске (литературные термины и их определения, алгоритм анализа лирического текста)


Приемы: Сравнение, сопоставление, анализ, слово учителя, выразительное чтение, рисование.


Задачи:

Образовательная: Научить созданию связного текста анализа стихотворения.

Развивающая: Продолжить формирование образно-символического мышления.

Воспитательная: Продолжить процесс воспитания у обучающихся духовности, уважения к окружающему миру.


Основание выбора формы урока: Данная форма урока позволяет поставить детей в активную читательскую позицию по отношению к тексту (дети окажутся соавторами): смогут заняться полезной читательской деятельностью:

  1. сюжетосложением;

  2. завершением описания образов героев в соответствии с их пониманием авторской идеи и своими представлениями о жизни и судьбе человека.

Ход урока:


I. Слово учителя

Добрый день, ребята. (Знакомство с темой, целями урока)

Представьте, что мы с вами находимся не в школьном кабинете литературы, а в творческой мастерской. И каждый из вас сегодня сможет побывать в роли художника, писателя.


II.

1. Практическая работа №1.

Учитель: Итак, включаемся в творческий процесс.

Давайте подумаем, почему у человечества издавна существует и наука, и искусство?

Ученики: Через науку и искусство человек познает мир.

Учитель: В чем их сходство, а в чем различие?

Ученики: Наука и искусство – области знания о жизни, о мире. Но способ их добывания и предъявления разный: ученый доказывает, художник – показывает.

Учитель: Как создается образ мира в разных видах искусства?

Ученики: В музыке – через гармонию звуков, в живописи – через цвет, сочетание красок, композицию. В литературе – через символы, поэтические образы.

2. Учитель: Что же такое символ в литературе? Символ – предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления. Например, меч – символ войны, свеча – символ чистоты, очищения, орел – символ свободы, гордости.

– А как мы видим, воспринимаем художественный образ? Одинаково ли или все по-разному? Давайте проверим это: я прочитаю вам стихотворение Н. Матвеевой «Кораблик», а вы нарисуете, каким вы увидели кораблик и его окружение.


Кораблик.

Жил кораблик, веселый и стройный,

Над волнами как сокол парил.

Сам себя, говорят, он построил,

Сам себя, говорят, смастерил.

Сам смолою себя пропитал,

Сам оделся и в дуб, и металл.

Сам повел себя в рейс –

Сам свой лоцман,

Сам свой боцман,

Матрос,

Капитан.

Шел кораблик, шумел парусами,

Не боялся нигде, ничего.

И вулканы седыми бровями

Поводили при виде его...

Шел кораблик по летним морям,

Корчил рожи последним царям,

Все ли страны в цвету,

Все ль на месте –

Все записывал, все проверял.

Раз пятнадцать, раз двадцать за сутки

С ним встречались другие суда:

Постоят, посудачат минутку

И опять побегут кто куда.

Шел кораблик, о чем-то мечтал,

Все, что видел, на мачте мотал,

Делал выводы сам –

Сам свой лоцман,

Сам свой боцман,

Матрос, капитан.

(Дети рисуют).


3. Учитель: А теперь, ребята, давайте посмотрим, что у вас получилась? Каким вы увидели кораблик, таким, каким его описывает автор? Почему?

Учитель: Итак, ребята, образ, созданный автором, может быть неверно воспринят или воспринят по-разному.

У художников слова для создания художественных образов есть специальные средства: эпитеты, метафора, олицетворение, сравнение и т.д. Это изобразительные средства языка.

Учитель: Эпитет не только помогает ярче представить героя, событие, предмет.

- Попробуйте найти эпитеты в стихотворении «Кораблик» Какую авторскую мысль они до нас доносят? Определите авторское отношение к кораблику?

Ученики: «Веселый, стройный». Автор любуется корабликом, гордится им.

Учитель: А с кем сравнивает поэт кораблик? («над волнами как сокол парил»).

- Что это сравнение помогает нам понять?

Учитель: Итак, сравнение – это образное определение людей, предметов, понятий или явлений при помощи сопоставления их по внешнему сходству или общим качеством.

Таким образом, мы с вами увидели, как изобразительные средства языка помогают нам точнее воспринять художественный образ, созданный автором.

4. Учитель: Ребята, как вы думаете, может ли писатель, поэт с помощью звуков нарисовать картину?

- Что вам напоминают звуки «р», «щ», «а»?

- Этот прием в литературе называется звукопись. Звукопись – это специальный набор созвучных гласных (ассонанс) или согласных (аллитерация), создающий или усиливающий впечатление.

- Приведем пример аллитерации.

5. Практическая работа №2.

Учитель: Прочитайте отрывок из произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (текст №2).

- Какие согласные звуки повторяются. Какое впечатление они создают?

Ученики: Повторение звуков [гр] помогает выделить главное слово «гром», «грохот».

- Повторение звуков [л], [м] помогает подчеркнуть плавность танца.

Учитель: Таким образом, разная инструментовка стиха помогает описать разные характеры танцев.

6. Практическая работа №3.

Учитель: Ребята, я надеюсь, вы не забыли, что мы находимся в мастерской художника слова. Предлагаю вам заняться творческим исследованием.

Задание 1. Подчеркнуть в тексте №3 слова (далее мы будем их называть ключевыми), которыми автор рисует картину осени. Определить, какие именно это изобразительные средства. (Справка: Ключевые слова – это слова, с помощью которых автор изображает картину мира или выражает свое настроение, чувства).


Сентябрь холодный (эпитет) бушевал (олицетворение),

С деревьев ржавый лист (эпитет) валился (метафора),

День потухающий (эпитет) дымился (метафора),

Сходила ночь (олицетворение), туман вставал (олицетворение).

Ф.И. Тютчев


Учитель: Какие чувства доносит до нас Ф.И. Тютчев, создавая осеннюю картину?

Ученики: Стихийность осенней природы, даже ее некрасивость. Она угрюмая, злая, нерадостная.

Задание №2. Найти ключевые слова, с помощью которых рисуется образ в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Утес».

Утес

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана,

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.


Учитель: С помощью ключевых слов попробуем выстроить систему образов этого стихотворения, чтобы понять авторскую идею.


золотая тучка → любовь ← утес великан

умчалась одиночество влажный след в морщине (слеза)

по лазури одиноко

весело играя задумался глубоко

плачет в пустыне


- Присутствует ли в стихотворении перемещение? Что является результатом перемещения? (движение мысли: «задумался глубоко»).

Учитель: А теперь изобразим картину, которую мы увидели, и ее составляющие элементы. Обязательно учтем пространственную и цветовую организацию стихотворения.


золотая туча→ небесный мир (духовный мир, чувство, любовь)

↓ утес→ земной мир (человек

божественность

Учитель: Выстроив систему образов, определив перемещение в стихотворении, изобразив картину и ее составляющие элементы, какой можно сделать вывод? Какую мысль хотел до нас донести автор?

Ученики: Пока тучка (любовь) была с утесом (человеком), он великан (он – счастлив, он – сильный). Как только она его покинула (когда любовь уходит), он сразу стал одиноким, грустит и плачет (так и человек становится слабым, несчастным и одиноким)

III. Вывод урока.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы с вами увидели, что художественное произведение – это система образов (знаков), которую создает автор для того, чтобы показать свое видение жизни, доказать свою главную мысль, идею, ради которой и было написано произведение.

- А теперь перепишите зрительный ряд литературоведческих терминов, которые мы с вами использовали сегодня на уроке, и их определения.

IV. Домашнее задание.

Составить связный текст анализа стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утес», используя алгоритм анализа лирического текста:

  1. Тема стихотворения;

  2. Система образов, ее описание (ключевые слова, рисующий образ);

  3. Сюжет, если есть, или лирический сюжет (движение мысли);

  4. Картина мира, ее составляющие элементы;

  5. Чувства, настроение лирического героя;

  6. Отношение автора к происходящему (или – идея, главная мысль, ради которой оно написано);

  7. Твое отношение к отношению автора.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Художественный текст как система знаков (образов)

Автор: Гаар Елена Витальевна

Дата: 23.02.2015

Номер свидетельства: 177757

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(247) "Рабочая  программа элективногокурса по русскому языку  «Функция знаков препинания и тенденция их употребления  в современной печати» "
    ["seo_title"] => string(149) "rabochaia-proghramma-eliektivnoghokursa-po-russkomu-iazyku-funktsiia-znakov-priepinaniia-i-tiendientsiia-ikh-upotrieblieniia-v-sovriemiennoi-piechati"
    ["file_id"] => string(6) "104443"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402700775"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Система подготовки к ГИА по русскому языку "
    ["seo_title"] => string(45) "sistiema-podghotovki-k-gia-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "194461"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427782894"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Работа с художественным текстом на уроках русского языка в 9-м классе как средство формирования языковой грамотности "
    ["seo_title"] => string(129) "rabota-s-khudozhiestviennym-tiekstom-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-9-m-klassie-kak-sriedstvo-formirovaniia-iazykovoi-ghramotnosti"
    ["file_id"] => string(6) "156784"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421489762"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Урок подготовки к ЕНТ на тему "Знаки препинания в сложноподчиненном предложении""
    ["seo_title"] => string(89) "urok-podghotovki-k-ient-na-tiemu-znaki-priepinaniia-v-slozhnopodchiniennom-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "263253"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449506051"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Харченко Людмила Александровна. Урок русского языка в 7 классе по теме " Частица как сужебная часть речи"и "
    ["seo_title"] => string(120) "kharchienko-liudmila-alieksandrovna-urok-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-chastitsa-kak-suzhiebnaia-chast-riechi-i"
    ["file_id"] => string(6) "245810"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446216614"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства