Урок-мастерская. Цель: обучение анализу художественного текста. Задачи: образовательная:научить созданию связного текста анализа стихотворения. Развивающая: продолжить формирование образно-символического мышления. Воспитательная: продолжить процесс воспитания у обучающихся духовности, уважения к окружающему миру. Основание выбора формы урока: Данная форма урока позволяет поставить детей в активную читательскую позицию по отношению к тексту (дети окажутся соавторами): смогут заняться полезной читательской деятельностью: сюжетосложением; завершением описания образов героев в соответствии с их пониманием авторской идеи и своими представлениями о жизни и судьбе человека. Домашнее задание. Составить связный текст анализа стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утес», используя алгоритм анализа лирического текста:
Тема стихотворения;
Система образов, ее описание (ключевые слова, рисующий образ);
Сюжет, если есть, или лирический сюжет (движение мысли);
Картина мира, ее составляющие элементы;
Чувства, настроение лирического героя;
Отношение автора к происходящему (или – идея, главная мысль, ради которой оно написано);
Твое отношение к отношению автора.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Художественный текст как система знаков (образов) »
Тема: Художественный текст как система знаков (образов). Приложение 6
Форма: Урок-мастерская
Оборудование:
изображение символов;
альбом для рисования, цветные карандаши;
напечатанные тексты;
необходимые записи на доске (литературные термины и их определения, алгоритм анализа лирического текста)
Приемы: Сравнение, сопоставление, анализ, слово учителя, выразительное чтение, рисование.
Задачи:
Образовательная: Научить созданию связного текста анализа стихотворения.
Развивающая: Продолжить формирование образно-символического мышления.
Воспитательная: Продолжить процесс воспитания у обучающихся духовности, уважения к окружающему миру.
Основание выбора формы урока: Данная форма урока позволяет поставить детей в активную читательскую позицию по отношению к тексту (дети окажутся соавторами): смогут заняться полезной читательской деятельностью:
сюжетосложением;
завершением описания образов героев в соответствии с их пониманием авторской идеи и своими представлениями о жизни и судьбе человека.
Ход урока:
I. Слово учителя
Добрый день, ребята. (Знакомство с темой, целями урока)
Представьте, что мы с вами находимся не в школьном кабинете литературы, а в творческой мастерской. И каждый из вас сегодня сможет побывать в роли художника, писателя.
II.
1. Практическая работа №1.
Учитель: Итак, включаемся в творческий процесс.
Давайте подумаем, почему у человечества издавна существует и наука, и искусство?
Ученики: Через науку и искусство человек познает мир.
Учитель: В чем их сходство, а в чем различие?
Ученики: Наука и искусство – области знания о жизни, о мире. Но способ их добывания и предъявления разный: ученый доказывает, художник – показывает.
Учитель: Как создается образ мира в разных видах искусства?
Ученики: В музыке – через гармонию звуков, в живописи – через цвет, сочетание красок, композицию. В литературе – через символы, поэтические образы.
2. Учитель: Что же такое символ в литературе? Символ – предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления. Например, меч – символ войны, свеча – символ чистоты, очищения, орел – символ свободы, гордости.
– А как мы видим, воспринимаем художественный образ? Одинаково ли или все по-разному? Давайте проверим это: я прочитаю вам стихотворение Н. Матвеевой «Кораблик», а вы нарисуете, каким вы увидели кораблик и его окружение.
Кораблик.
Жил кораблик, веселый и стройный,
Над волнами как сокол парил.
Сам себя, говорят, он построил,
Сам себя, говорят, смастерил.
Сам смолою себя пропитал,
Сам оделся и в дуб, и металл.
Сам повел себя в рейс –
Сам свой лоцман,
Сам свой боцман,
Матрос,
Капитан.
Шел кораблик, шумел парусами,
Не боялся нигде, ничего.
И вулканы седыми бровями
Поводили при виде его...
Шел кораблик по летним морям,
Корчил рожи последним царям,
Все ли страны в цвету,
Все ль на месте –
Все записывал, все проверял.
Раз пятнадцать, раз двадцать за сутки
С ним встречались другие суда:
Постоят, посудачат минутку
И опять побегут кто куда.
Шел кораблик, о чем-то мечтал,
Все, что видел, на мачте мотал,
Делал выводы сам –
Сам свой лоцман,
Сам свой боцман,
Матрос, капитан.
(Дети рисуют).
3. Учитель: А теперь, ребята, давайте посмотрим, что у вас получилась? Каким вы увидели кораблик, таким, каким его описывает автор? Почему?
Учитель: Итак, ребята, образ, созданный автором, может быть неверно воспринят или воспринят по-разному.
У художников слова для создания художественных образов есть специальные средства: эпитеты, метафора, олицетворение, сравнение и т.д. Это изобразительные средства языка.
Учитель:Эпитет не только помогает ярче представить героя, событие, предмет.
- Попробуйте найти эпитеты в стихотворении «Кораблик» Какую авторскую мысль они до нас доносят? Определите авторское отношение к кораблику?
Ученики: «Веселый, стройный». Автор любуется корабликом, гордится им.
Учитель: А с кем сравнивает поэт кораблик? («над волнами как сокол парил»).
- Что это сравнение помогает нам понять?
Учитель: Итак, сравнение – это образное определение людей, предметов, понятий или явлений при помощи сопоставления их по внешнему сходству или общим качеством.
Таким образом, мы с вами увидели, как изобразительные средства языка помогают нам точнее воспринять художественный образ, созданный автором.
4. Учитель: Ребята, как вы думаете, может ли писатель, поэт с помощью звуков нарисовать картину?
- Что вам напоминают звуки «р», «щ», «а»?
- Этот прием в литературе называется звукопись. Звукопись – это специальный набор созвучных гласных (ассонанс) или согласных (аллитерация), создающий или усиливающий впечатление.
- Приведем пример аллитерации.
5. Практическая работа №2.
Учитель: Прочитайте отрывок из произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (текст №2).
- Какие согласные звуки повторяются. Какое впечатление они создают?
Ученики: Повторение звуков [гр] помогает выделить главное слово «гром», «грохот».
- Повторение звуков [л], [м] помогает подчеркнуть плавность танца.
Учитель: Таким образом, разная инструментовка стиха помогает описать разные характеры танцев.
6. Практическая работа №3.
Учитель: Ребята, я надеюсь, вы не забыли, что мы находимся в мастерской художника слова. Предлагаю вам заняться творческим исследованием.
Задание 1. Подчеркнуть в тексте №3 слова (далее мы будем их называть ключевыми), которыми автор рисует картину осени. Определить, какие именно это изобразительные средства. (Справка: Ключевые слова – это слова, с помощью которых автор изображает картину мира или выражает свое настроение, чувства).
С деревьев ржавый лист (эпитет) валился (метафора),
День потухающий (эпитет) дымился (метафора),
Сходила ночь (олицетворение), туман вставал (олицетворение).
Ф.И. Тютчев
Учитель: Какие чувства доносит до нас Ф.И. Тютчев, создавая осеннюю картину?
Ученики: Стихийность осенней природы, даже ее некрасивость. Она угрюмая, злая, нерадостная.
Задание №2. Найти ключевые слова, с помощью которых рисуется образ в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Утес».
Утес
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана,
Утром в путь она умчалась рано,
По лазуривесело играя;
Но остался влажный следв морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
Учитель: С помощью ключевых слов попробуем выстроить систему образов этого стихотворения, чтобы понять авторскую идею.
золотая тучка → любовь ← утес великан
умчалась одиночество влажный след в морщине (слеза)
по лазури одиноко
весело играя задумался глубоко
плачет в пустыне
- Присутствует ли в стихотворении перемещение? Что является результатом перемещения? (движение мысли: «задумался глубоко»).
Учитель: А теперь изобразим картину, которую мы увидели, и ее составляющие элементы. Обязательно учтем пространственную и цветовую организацию стихотворения.
золотая туча→ небесный мир (духовный мир, чувство, любовь)
↓ утес→ земной мир (человек
божественность
Учитель: Выстроив систему образов, определив перемещение в стихотворении, изобразив картину и ее составляющие элементы, какой можно сделать вывод? Какую мысль хотел до нас донести автор?
Ученики: Пока тучка (любовь) была с утесом (человеком), он великан (он – счастлив, он – сильный). Как только она его покинула (когда любовь уходит), он сразу стал одиноким, грустит и плачет (так и человек становится слабым, несчастным и одиноким)
III. Вывод урока.
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы с вами увидели, что художественное произведение – это система образов (знаков), которую создает автор для того, чтобы показать свое видение жизни, доказать свою главную мысль, идею, ради которой и было написано произведение.
- А теперь перепишите зрительный ряд литературоведческих терминов, которые мы с вами использовали сегодня на уроке, и их определения.
IV. Домашнее задание.
Составить связный текст анализа стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утес», используя алгоритм анализа лирического текста:
Тема стихотворения;
Система образов, ее описание (ключевые слова, рисующий образ);
Сюжет, если есть, или лирический сюжет (движение мысли);
Картина мира, ее составляющие элементы;
Чувства, настроение лирического героя;
Отношение автора к происходящему (или – идея, главная мысль, ради которой оно написано);