kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Художественный мир в стихотворениях Б.Л. Пастернака

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой урок - мастерскую, в которой создаются условия для позитивной самореализации обучающихся, развития познавательной деятельности. Отличительной особенностью данного урока является соединение в одном учебном процессе  малых групп, работа которых мобилизует интеллектуальные и коммуникативные возможности каждого.

Структура мыслительного цикла состоит из следующих компонентов: порождение проблемы и формулирование мыслительной задачи, поиск решения, поиск обоснованного решения. Главный принцип работы - принцип выбора материала, вида деятельности, способа предъявления результата.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Художественный мир в стихотворениях Б.Л. Пастернака»

Мастерская, посвященная лирике Б. Пастернака.


Тема: Художественный мир в стихотворениях Б.Л. Пастернака.


Форма урока: урок-мастерская

Цели и задачи урока.

1) Обучающие:

- ввести учащихся в мир поэта, научить читать, понимать, осмысливать многозначное слово

художника в контексте его времени и судьбы.

- выявить особенности его художественного мира и стиля;

- определить индивидуальность поэтической манеры.

2) Развивающие:

- вырабатывать навык восприятия поэтического произведения, умение его комментировать;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи

с использованием художественной литературы;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями

ее реализации;

- учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Формировать собственное мнение и позицию.

3) Воспитательные:

- воспитывать уважение к труду поэта, к его своеобразному взгляду на мир.

Гипотеза: В лирике поэта в полной мере его проявляется авторская индивидуальность.

Наш урок необычен по своей форме. Это урок-мастерская. Мастерская – это место, где в

процессе работы рождается что-то новое. Какие открытия в процессе нашей работы мы должны

с вами сделать? (Учащиеся озвучивают цели урока).

Я надеюсь, что к концу урока каждый из вас составит собственное представление о творческой

индивидуальности поэта.

1-й этап. Группам раздаются конверты с надписью «Глазами современников» (приложение

1)Задание. Прочитать воспоминания современников о творчестве поэта, осмыслить высказывания и подготовить группе ответ на вопрос: какое впечатление сложилось о художественном мире Б. Пастернака?


Помощник представления

Нам представилась возможность познакомиться с воспоминаниями современников. И вот какие выводы мы сделали.

Перед нами поэт, который__________________________________________

Нам импонирует его манера_______________________________________

Нам кажется, что художественный мир поэта_______________________

Выдвижение гипотезы: Художественный мир поэта необычен, своеобразен, индивидуален.

В процессе работы над стихотворениями Б. Пастернака определим:

Гипотеза……

- подтвердилась?

- была опровергнута?

- подтвердилась частично?

- была дополнена?

2-й этап. Самостоятельная работа с текстами стихотворений в группах. Анализ стихотворений

«Светает», «Опять весна», «Февраль. Достать чернил и плакать!...», «Сестра

моя – жизнь», «Быть знаменитым некрасиво», «На ранних поездах»

На групповую работу даётся 10–15 минут, после чего каждой группе необходимо представить

свои результаты в виде комментированного анализа, сформулировать один наиболее важный

тезис, прозвучавший в обсуждении, и познакомить с ним всех. Определить подтверждение или

неподтверждение гипотезы. По высказанному тезису могут дать комментарий или задать вопрос участники других групп. Оценка за выполненную работу выставляется следующим образом: самооценка, оценка руководителя группы и оценка учителя.(Приложение 2)

Задание для каждой из групп.

1 группа.

Стихотворения «Светает», «Опять весна» (природа)

Вопросы для анализа.

- Какой темой объединены данные стихотворения? Какие строчки свидетельствуют об этом?

- Прокомментируйте, какая нарисована картина и с помощью каких средств?

- Какие образы возникают и какую мысль они передают? Какие детали помогают создать эти образы?

- Какая цветовая гамма? Сколько цветов преобладают? Какова их смысловая нагрузка?

- Какие звуки мы слышим? В чем заключается их смысловая особенность?

- Чем живет и дышит лирический герой стихотворений? Какую способность он обретает?

- Как и на основании чего можно оценивать мастерство автора стихотворения? В чем особенность его художественного мира, его неповторимость? (На чем вы больше сосредоточили свое внимание)

Вывод: стихи о природе свидетельствуют о глубоком ее понимании, стремлении слиться с ней. Поэт одухотворяет ее. В его стихах природа превращается в главного лирического героя. Она, оживая, не отдаляется от человека, а, наблюдая за ним, как бы втягивает его в свой мир”.


2 группа

Стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!...», «Быть знаменитым некрасиво…» (призвание поэта, поэт и творчество)

Вопросы для анализа.

- Какой темой объединены данные стихотворения? Какие строчки свидетельствуют об этом?

- Прокомментируйте, какая нарисована картина и с помощью каких средств?

- Какие образы возникают и какую мысль они передают? Какие детали помогают создать эти образы?

- Какая цветовая гамма? Сколько цветов преобладают? Какова их смысловая нагрузка?

- Какие звуки мы слышим? В чем заключается их смысловая особенность?

- Чем живет и дышит лирический герой стихотворений? Какую способность он обретает?

- Как и на основании чего можно оценивать мастерство автора стихотворения? В чем особенность его художественного мира, его неповторимость?

- Как Пастернак поэтически формулирует цель своего творчества, чем он объясняет свой выбор? (На чем вы больше сосредоточили свое внимание)

Вывод: «Быть знаменитым некрасиво» - это кредо Пастернака–Человека. Именно таким - скромным, стеснительным, безумно честным и необыкновенно талантливым вошел он в 20 век, чтобы остаться в нем навсегда! Главное политическое значение Пастернака - его чистая поэзия. Поэт противопоставлял заполитизированному сознанию уход в себя, в индивидуальность, в поэзию, как таковую. Поэзия – «самоотдача», призвание.


3 группа

Стихотворения «Сестра моя – жизнь», «Никого не будет в доме» (любовная лирика)

Вопросы для анализа.

- Какой темой объединены данные стихотворения? Какие строчки свидетельствуют об этом?

- Прокомментируйте, какая нарисована картина и с помощью каких средств?

- Какие образы возникают и какую мысль они передают? Какие детали помогают создать эти образы? Каким предстает образ любимой в стихотворениях?

- Какая цветовая гамма? Сколько цветов преобладают? Какова их смысловая нагрузка?

- Какие звуки мы слышим? В чем заключается их смысловая особенность?

-Чем живет и дышит лирический герой стихотворений? Какую способность он обретает?

-Как и на основании чего можно оценивать мастерство автора стихотворения? В чем особенность его художественного мира, его неповторимость? (На чем вы больше сосредоточили свое внимание)

Вывод: И любовь у Пастернака – это хаос чувств, страстей и переживаний. Она не может подчиняться никакому порядку, рассудку, протекать размеренно и чинно. Любовь – это безрассудность. С появлением женщины, подобным наступлению будущности, приходит мир.


  1. группа

Стихотворения «На ранних поездах» (народ, Родина)

Вопросы для анализа.

- Какой темой объединены данные стихотворения? Какие строчки свидетельствуют об этом?

- Прокомментируйте, какая нарисована картина и с помощью каких средств?

- Какие образы возникают и какую мысль они передают? Какие детали помогают создать эти образы?

- Какая цветовая гамма? Сколько цветов преобладают? Какова их смысловая нагрузка?

- Какие звуки мы слышим? В чем заключается их смысловая особенность?

- Чем живет и дышит лирический герой стихотворений? Какую способность он обретает?

- Как и на основании чего можно оценивать мастерство автора стихотворения? В чем особенность его художественного мира, его неповторимость? (На чем вы больше сосредоточили свое внимание)

Вывод: Поэт всегда чувствовал кровную связь с народной стихией. Картины России вызывают чувство умиления, «обожания» как называл его сам поэт.

4-й этап. Предоставляется слово группам. Комментированный анализ. Подтверждение

гипотезы. Выступают все члены группы. Используют «Помощник представления»

(Приложение 3)

Общий вывод: Поэзия Пастернака призывает вслушаться, всмотреться, вчувствоваться в мир, но ни в коем случае не вторгаться в него, дабы не нарушить существующую гармонию. Пастернак утверждал в своем творчестве великий закон сохранения энергии: ничто не возникает из ничего, ничто не исчезает бесследно. Каждый, входящий в этот мир, - не песчинка, не винтик. Главное - жить в согласии с собой, помня общечеловеческие заповеди: не навреди, не солги, не убий, люби ближнего как самого себя. Каждый человек- это частичка бытия, никогда бесследно не исчезающая. Если человек осознает это, то и наш век, и следующий будет по- настоящему красивым. Век Пастернака- это век и Пастернака, и людей, немногих, надо сказать, которые смогли, нашли в себе мужество быть самими собой в очень сложное время

5-й этап. Реализация рефлексии.

В течение последних минут ученики отвечают на вопросы по рефлексивному

алгоритму.(Приложение 4)

«Я» (как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой, что я открыл сегодня в себе),

«Мы» (комфортно ли было работать в группе),

«Дело» (какие затруднения возникли, как преодолел свои учебные проблемы, к каким вопросам вышел).

6-й этап.

Учащиеся выставляют в карте самооценку, руководители групп свою оценку. Учитель предоставляет слово руководителям групп, которые анализируют работу своих команд. Окончательная оценка каждому выставляется на следующем уроке.



































Приложение 1

Задание 1


Помощник представления

Нам представилась возможность познакомиться с воспоминаниями современников. И вот какие выводы мы сделали.

Перед нами поэт, который__________________________________________

Нам импонирует его манера_______________________________________



Приложение 1

Задание 1


Помощник представления

Нам представилась возможность познакомиться с воспоминаниями современников. И вот какие выводы мы сделали.

Перед нами поэт, который__________________________________________

Его художественный мир заключается_______________________________________



Приложение 1

Задание 1


Помощник представления

Нам представилась возможность познакомиться с воспоминаниями современников. И вот какие выводы мы сделали.

Поэт интересен__________________________________________

Отличие художественного мира мы видим_______________________________________




Приложение 1

Задание 1


Помощник представления

Нам представилась возможность познакомиться с воспоминаниями современников. И вот какие выводы мы сделали.

Поэта отличает__________________________________________

Нам импонирует его манера_______________________________________

Приложение 4

Рефлексивный алгоритм


«Я» (как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой, что я открыл сегодня в себе),


«Мы» (комфортно ли было работать в группе),


«Дело» (какие затруднения возникли, как преодолел свои учебные проблемы, к каким вопросам вышел).



























Приложение 2

Лист оценивания

Руководитель группы __________________________________Группа №

Ф.И. учащегося

Самооценка

Оценка руководителя группы

Оценка учителя

1





2





3





4





5






_______________________________________________________________________________


Приложение 2

Лист оценивания

Руководитель группы __________________________________Группа №

Ф.И. учащегося

Самооценка

Оценка руководителя группы

Оценка учителя

1





2





3





4





5













Приложение 2

Лист оценивания

Руководитель группы __________________________________Группа №

Ф.И. учащегося

Самооценка

Оценка руководителя группы

Оценка учителя

1





2





3





4





5






____________________________________________________________________________




Приложение 2

Лист оценивания

Руководитель группы __________________________________Группа №

Ф.И. учащегося

Самооценка

Оценка руководителя группы

Оценка учителя

1





2





3





4





5











Приложение 3

Помощник представления

1-я группа

Стихотворения «Ты в ветре, в ветке пробующем», «После дождя»

- Какой темой объединены данные стихотворения? Какие строчки свидетельствуют об этом?

- Прокомментируйте, какая нарисована картина и с помощью каких средств?

- Какие образы возникают и какую мысль они передают? Какие детали помогают создать эти образы?

- Какая цветовая гамма? Сколько цветов преобладают? Какова их смысловая нагрузка?

- Какие звуки мы слышим? В чем заключается их смысловая особенность?

- Чем живет и дышит лирический герой стихотворений? Какую способность он обретает?

- Как и на основании чего можно оценивать мастерство автора стихотворения? В чем особенность его художественного мира, его неповторимость? (На чем вы больше сосредоточили свое внимание)


Мы рассмотрели стихотворения………………………………. Об этом говорят следующие строки:…………………………………..В произведении раскрывается картина (ы)……………………

…………….. Метафоры, сравнения, олицетворения(привести примеры) помогают нам увидеть это. Образы……………………….. приобретают черты……………………….Они передают новую степень овладения окружающей действительностью. Природа ……………………. Стихотворение(я) изобилуют такими цветами, как…………………………………………………Они передают…………………настоение, чувства. Природа и человек как одно целое, поэтому Лирический герой………………………….. .

Для него характерно…………………………..Создается ощущение……………………………………

Мастерство автора можно оценивать на основании………………………………………….Идейный смысл заключен в …………… Особенность художественного мира проявилась в ……………………………………………………












Приложение 3


Помощник представления


2-я группа


Стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!...», «Быть знаменитым некрасиво…» (призвание поэта, поэт и творчество)

Вопросы для анализа.

- Какой темой объединены данные стихотворения? Какие строчки свидетельствуют об этом?

- Прокомментируйте, какая нарисована картина и с помощью каких средств?

- Какие образы возникают и какую мысль они передают? Какие детали помогают создать эти образы?

- Какая цветовая гамма? Сколько цветов преобладают? Какова их смысловая нагрузка?

- Какие звуки мы слышим? В чем заключается их смысловая особенность?

- Чем живет и дышит лирический герой стихотворений? Какую способность он обретает?

- Как и на основании чего можно оценивать мастерство автора стихотворения? В чем особенность его художественного мира, его неповторимость?

- Как Пастернак поэтически формулирует цель своего творчества, чем он объясняет свой выбор? (На чем вы больше сосредоточили свое внимание)


Мы проанализировали стихотворения…………………………………………….. В них отражаются темы………………….. Об этом говорят следующие строки…………………………. В них мы видим……………………………………..

Стихотворения открываются такими картинами, как………………………………………………….

В стихотворении(ях) встречаются такие образы: …………………………………. Сравнения и метафоры (привести примеры) помогают нам увидеть и понять их. В этих образах проявляется ……………………………. Автор для раскрытия………………………………..использует цвета:……………………………………………. Их смысловая нагрузка заключается в ………………………………………. В стихотворениях слышны звуки……………. Они передают ощущения……………………………. Лирический герой стихотворения дышит……….. Он находится в ожидании (чего?)………………………. Пастернак так формулирует цель своего творчества……………………………………… Мы пришли к выводу, что…………………………….



Приложение 3

Помощник представления

3-я группа


Стихотворения «Сестра моя – жизнь», «Никого не будет в доме» (любовная лирика)

Вопросы для анализа.

- Какой темой объединены данные стихотворения? Какие строчки свидетельствуют об этом?

- Прокомментируйте, какая нарисована картина и с помощью каких средств?

- Какие образы возникают и какую мысль они передают? Какие детали помогают создать эти образы? Каким предстает образ любимой в стихотворениях?

- Какая цветовая гамма? Сколько цветов преобладают? Какова их смысловая нагрузка?

- Какие звуки мы слышим? В чем заключается их смысловая особенность?

-Чем живет и дышит лирический герой стихотворений? Какую способность он обретает? Как воспринимает жизнь?

-Как и на основании чего можно оценивать мастерство автора стихотворения? В чем особенность его художественного мира, его неповторимость? (На чем вы больше сосредоточили свое внимание)


Мы проанализировали стихотворения…………………………………………….. В них отражаются темы…………………..Они отчетливо слышны в строках …………………………. В них мы видим……………………………………..

В стихотворениях рисуются такие картины, как ………………………………………………….

Поэтическая мысль обращена к образам: …………………………………. Сравнения и метафоры (привести примеры) помогают нам увидеть и понять их. В этих образах проявляется ……………………………. Автор для раскрытия………………………………..использует цвета:…………………………………………….Такая цветовая гамма нужна автору для раскрытия (чего?)…………………..Звуки в стихотворения имитируют……………. Они передают ощущения……………………………. Лирический герой стихотворения восхищен…, чувствует(что?)….., воспринимает окружающий мир………….. Основная мысль выражена в ……… Мы пришли к выводу, что…………………………….










Приложение 3

Помощник представления




  1. группа

Стихотворения «На ранних поездах» (народ, Родина)

Вопросы для анализа.

- Какой темой объединены данные стихотворения? Какие строчки свидетельствуют об этом?

- Прокомментируйте, какая нарисована картина и с помощью каких средств?

- Какие образы возникают и какую мысль они передают? Какие детали помогают создать эти образы?

- Какая цветовая гамма? Сколько цветов преобладают? Какова их смысловая нагрузка?

- Какие звуки мы слышим? В чем заключается их смысловая особенность?

- Чем живет и дышит лирический герой стихотворений? Какую способность он обретает?

- Как и на основании чего можно оценивать мастерство автора стихотворения? В чем особенность его художественного мира, его неповторимость? (На чем вы больше сосредоточили свое внимание)




Мы рассмотрели стихотворения………………………………. Об этом говорят следующие строки:…………………………………..Свое внимание мы остановили на теме……………………

…………….. Здесь поэт «боготворит» …………………………………….Вглядываясь в поэтические картины, ощущаешь………………... Внутренний сюжет связан с переходом от «пустынности мира» к ……………………………….Образную систему представляют………………………..Они символизируют………………………. Метафоры, сравнения, олицетворения(привести примеры) помогают нам увидеть это. Образ Родины предстает в деталях……………….. Стихотворение(я) изобилуют такими цветами, как…………………………………………………Они автору нужны для передачи …………………………………….настоения, чувств.(каких?) Лирически герой глубоко переживает………………………………Он остается верен(кому?)…………………………………….

Для него характерно…………………………..Создается ощущение……………………………………

Идея заключается в ………………………………………………………………………………………..

Мы остановились на мысли о том, что ……………………………………………………………….





Глазами современников


1)«Основные темы поэзии автора — любовь, творчество, природа — не существуют в его стихах раздельно. Они переплетаются и сливаются воедино ввиду целостного авторского подхода к миру. В мире живет все, что в нем есть, природа, таким образом, ничем от прочих элементов мироздания не отличается. Да, ей присуща большая толика жизненной силы…» (А. Синявский)


2) «Назначение пейзажа в лирике Пастернака своеобразно. Для Пастернака бесспорна духовность всего сущего, ибо оно существует по единым для всего законам любви — настолько бесспорна, что дается в его творчестве как нечто само собой разумеющееся. И неразрешимых коллизий, противостояний у него также нет. Природа выступает у автора как мощное восстанавливающее силы души начало. Природа одухотворена (А. Синявский)


3) «Пастернак не отдает предпочтения и не разъединяет природу на родную и экзотическую, на живую и неживую. В равной степени она вся живет и существует для него, вмещается в его поэзию наряду со всеми прочими родами бытия и наряду с самим автором. Природа излечивает и делается неисчерпаемым началом, фактором стихотворчества. Автор переносит присущие человеку психические свойства на явления природы, на животных, предметы и т. » (Г. Кружков)



4) Пастернак – поэт, сохранивший при этом высокий душевный тонус и любовь к жизни. Пожалуй, главное. Что характеризует лирику поэта, - удивление перед чудом существования - вот поза, в которой застыл Пастернак, завороженный своим открытием: "опять весна". (Л. Быков)


5) Художественный метод Пастернака имеет основу, соприродную музыке: "любое его творение-это некий круг и громадное поле смыслов, единое звуковое поле" (А. Синявский)


6) Отсюда - пастернаковское "Определение поэзии". Это вся жизнь, целое мироздание во всем многообразии звуков и запахов, разливе красок, богатстве ощущений. Это и "ночь, леденящая лист", и "двух соловьев поединок", и "слезы вселенной", и чувственное (Л. Озеров)


7) Поэтический мир Пастернака предстаёт перед нами во всём богатстве ассоциаций, которые обновляют наше понимание знакомых предметов и явлений, во всей динамичности сменяющихся картин природы и жизни человека. Читая лирику автора, поражаешься его специфическому видению мира, которое проявляется в его образах, сравнениях, метафорах.

(Л.А. Озеров)


8) Предметы и явления, входящие в состав образа, отдалены друг от друга необычайно, но они вместе с тем и сближены. Сближение отдалённого делает образ необычным, заставляет читателя открывать - вслед за поэтом - новые связи в мире. (Л.А. Озеров)

9) Б. Пастернак воспринимает мир через предметное, материальное. Его поэзия насыщена метафоричностью. Метафора строится на ассоциативном сближении явлений. Причем метафоры как бы нанизываются друг на друга.



Рабочий лист


  1. Распределите роли в группе: руководитель группы, помощник организатора, исполнители.

  2. Прочитайте высказывания современников о художественном мире Б. Пастернака и сформулируйте предположение (гипотезу) об особенностях его поэтики. Пользуйтесь «Помощником представления»

  3. 1 из участников выступит со сформулированной группой гипотезой.

  4. Проанализируйте предложенные стихотворения и обобщите материал.

  5. Соотнесите результаты ваших наблюдений с выдвинутой в начале урока гипотезой. Сделайте вывод, подтвердилась ли она (была опровергнута / дополнена / частично подтверждена).

  6. Подготовьте выступление группы в виде устного сообщения. Материалы выступления тезисно отразите на бумаге. (Все участники группы готовятся к выступлению)



Рабочий лист


1 Распределите роли в группе: руководитель группы, помощник организатора, исполнители.

2 Прочитайте высказывания современников о художественном мире Б. Пастернака и сформулируйте предположение (гипотезу) об особенностях его поэтики. Пользуйтесь «Помощником представления»

3 Один из участников выступит со сформулированной группой гипотезой.

4 Проанализируйте предложенные стихотворения и обобщите материал.

5 Соотнесите результаты ваших наблюдений с выдвинутой в начале урока гипотезой. Сделайте вывод, подтвердилась ли она (была опровергнута / дополнена / частично подтверждена).

6 Подготовьте выступление группы в виде устного сообщения. Материалы выступления тезисно отразите на бумаге. (Все участники группы готовятся к выступлению)


Рабочий лист


  1. Распределите роли в группе: руководитель группы, помощник организатора, исполнители.

  2. Прочитайте высказывания современников о художественном мире Б. Пастернака и сформулируйте предположение (гипотезу) об особенностях его поэтики. Пользуйтесь «Помощником представления»

  3. 1 из участников выступит со сформулированной группой гипотезой.

  4. Проанализируйте предложенные стихотворения и обобщите материал.

  5. Соотнесите результаты ваших наблюдений с выдвинутой в начале урока гипотезой. Сделайте вывод, подтвердилась ли она (была опровергнута / дополнена / частично подтверждена).

  6. Подготовьте выступление группы в виде устного сообщения. Материалы выступления тезисно отразите на бумаге. (Все участники группы готовятся к выступлению)




Рабочий лист


  1. Распределите роли в группе: руководитель группы, помощник организатора, исполнители.

  2. Прочитайте высказывания современников о художественном мире Б. Пастернака и сформулируйте предположение (гипотезу) об особенностях его поэтики. Пользуйтесь «Помощником представления»

  3. 1 из участников выступит со сформулированной группой гипотезой.

  4. Проанализируйте предложенные стихотворения и обобщите материал.

  5. Соотнесите результаты ваших наблюдений с выдвинутой в начале урока гипотезой. Сделайте вывод, подтвердилась ли она (была опровергнута / дополнена / частично подтверждена).

  6. Подготовьте выступление группы в виде устного сообщения. Материалы выступления тезисно отразите на бумаге. (Все участники группы готовятся к выступлению)



































































































































































Литературные термины


Рифма – звуковой повтор в конце строк как важный рычаг ассоциативного мышления.

Метафора – Художественный троп, в основе которого лежит не названное сравнение с каким-либо другим предметом на основе сходства.

Звукопись – стилистический приём усиления выразительности поэтической речи повторами гласных и согласных звуков.

Ассонанс – созвучие гласных звуков.

Аллитерация – созвучие согласных звуков.

:Метонимия - вид тропа, в основе которого лежит замена слова, за которым стоит определённый предмет (явление), другим словом, обозначающим смежный с ним предмет (явление), т. е. связанный с ним пространственными (близость), временными (одновременность), причинно-следственными отношениями или отношениями "целое - часть".


Антропоморфизм - перенесение присущих человеку психических свойств на явления природы, на животных, предметы и т. П

Анафора - единоначатие




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Художественный мир в стихотворениях Б.Л. Пастернака

Автор: Разуева Елена Анатольевна

Дата: 12.01.2016

Номер свидетельства: 275357

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Художественный мир поэта Б.Пастернака "
    ["seo_title"] => string(42) "khudozhiestviennyi-mir-poeta-b-pastiernaka"
    ["file_id"] => string(6) "132988"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416429944"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока литературы. Лирика Б.Л. Пастернака. "Плачущий сад". "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-litieratury-lirika-b-l-pastiernaka-plachushchii-sad"
    ["file_id"] => string(6) "109800"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405062767"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "«Край ты мой, родимый край», стихотворения русских поэтов 19 века о природе, о родной земле."
    ["seo_title"] => string(80) "kraitymoirodimyikraistikhotvorieniiarusskikhpoetov19viekaoprirodieorodnoiziemlie"
    ["file_id"] => string(6) "288918"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454691243"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Конспект интегрированного урока на тему "В гостях у поэта и композитора" (Литература и музыка, 6 класс) с использованием ЭОР и ИКТ"
    ["seo_title"] => string(135) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-na-tiemu-v-ghostiakh-u-poeta-i-kompozitora-litieratura-i-muzyka-6-klass-s-ispol-zovaniiem-eor-i-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "254691"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447786582"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) ""Здравствуй, гостья-Зима" "
    ["seo_title"] => string(26) "zdravstvui-ghost-ia-zima-1"
    ["file_id"] => string(6) "180461"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425199936"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства