kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Художественная деталь в рассказе А.П. Чехова "Хамелеон"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в  7 классе по теме "Художественная деталь в рассказе А.П. Чехова "Хамелеон".  Особое место отводится понятию художественной детали, посредством которой раскрывается образ главного героя  рассказа. Юмор и  сатира в произведении. Образ  стража порядка. Каков он на  самом деле и каков должен быть.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Художественная деталь в рассказе А.П. Чехова "Хамелеон" »

Урок литературы в 7 классе

Художественная деталь в рассказе А.П. Чехова "Хамелеон"

Цель урока: 1. Продолжить формирование литературоведческой компетенции, указывая на роль художественной детали в произведении.

2.Способствовать развитию ценностно-смысловой компетенции, работая над осмыслением художественного текста.

3. Стремиться к овладению общекультурной компетенции

через знакомство с произведением классической литературы.

Педагогическая технология: технология коллективной мыследеятельности Литературоведческая основа урока: статья Сергея Штильмана “Как "работает" одна из предметно-бытовых деталей в рассказе А.П.Чехова "Хамелеон"”. Предварительное домашнее задание: повторить определение художественной детали.

Ход урока

1. Орг. момент.

А.Приветствие

- Прочитайте тему урока

-Что знакомо вам в этом предложении?

Б. Целеполагание.

- Исходя из темы, назовите цель урока. (Узнать, какое значение имеет художественная деталь в создании образа Очумелова)

2. Мотивирование.

- Каждому из нас приходится решать, как поступить в той или иной ситуации, сделать правильный выбор иногда помогают герои литературных произведений. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, автор обращает внимание на некоторые человеческие пороки. Попробуем разобраться в том, чему учит нас великий русский писатель А.П.Чехов.

- А где, по-вашему, могут пригодиться эти знания? ( В жизни).

3. Составление плана

- Что из названия темы вам уже известно? (знаю)

- О чем мы пока не говорили? (хочу узнать)

Это и будет планом сегодняшнего урока.



IV. Реализация плана

А.Прослушивание рассказа в исполнении актера театра (8 мин.16 сек.)

Задание: 1. Проследить за развитием сюжета.

2. Назвать действующих лиц

-Какое впечатление произвело на вас произведение?

- Какое животное называют хамелеоном?

- Как вы думаете, почему автор так назвал свой рассказ?

-С первым пунктом плана мы справились.

Б. -А каким вы себе представляете Очумелова?

- А теперь обратимся к тексту и посмотрим, каким изображает нам этого героя А.П. Чехов и какое значение имеет художественная деталь для создания этого образа

– Вспомните, определение художественной детали. Итак, художественная деталь – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку; деталь используется для того, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания.

Прочитайте первое предложение рассказа и ответьте на вопрос:

– какая из упомянутых в нем деталей встретится в произведении еще не раз?

Ответ, конечно, затруднений не вызывает – это шинель: “Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке”.

– Сколько же раз в таком маленьком рассказе будет упомянута эта шинель? Несложный арифметический подсчет показывает: четыре раза! Следовательно, эта деталь для автора очень важна

- ребята, а вы знаете, для какого времени года предназначен этот вид одежды?

-Обратите внимание на то, в какое время года происходят описываемые в рассказе события. (летом)

-Значит, шинель нужна для того, чтобы согреться, а летом герой её использует совсем в других целях.

-Найдите эпитет, который характеризует шинель? (новая)

-О чем нам говорит такая подробность, что шинель у Очумелова новая? (значит, у него новый чин, и он чувствует себя хозяином площади)

Почему, давая портрет Очумелова, Чехов не упоминает ни о какой другой детали одежды полицейского надзирателя, кроме шинели? (для героя главное – чин, власть)

-Кто-нибудь из людей есть ещё на площади? (нет)

-Как вы думаете, почему? (потому что этот хозяин станет их обирать, поэтому все спрятались)

-Как вы думаете, как именно надета на Очумелова шинель – расстегнута она или застегнута на все пуговицы?

Вывод

Итак, прочитано только первое предложение рассказа. Что же мы узнали? Во-первых, действительно, описывая полицейского надзирателя, автор не только не упоминает о каких-либо других деталях его одежды, но и вообще ничего не говорит о его лице, цвете волос, других, казалось бы, необходимых компонентах портрета. Мы как бы “не видим” лица Очумелова, шинель – это все, что читатель знает о его внешности. Следовательно, перед нами не человек, а чин, и именно это в нем главное! Во-вторых, на дворе – лето (в руках у городового – решето с конфискованным крыжовником), почему же полицейский надзиратель идет в шинели? Возможно, ответ в том, что шинель – новая, то есть в этот чин Очумелов, скорее всего, произведен недавно, поэтому его еще греет сознание “высоты” собственного положения. А поскольку символом власти полицейского надзирателя является шинель, то ее хозяин согласен потерпеть жару. В-третьих, вероятно, шинель все-таки расстегнута: трудно представить, что после слов Очумелова: “Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто... Ужас, как жарко!” – городовой, держащий в руках решето с крыжовником, прежде чем снять шинель со своего начальника, будет ее сначала расстегивать. Почему нам важно было выяснить этот факт? Очумелов, отправляясь на обход базарной площади, чувствует себя среди обывателей хозяином, властью, перед которой трепещут “хрюкины” и им подобные.

Таково положение вещей к началу развертывания сюжета рассказа.

В.. Теперь нас будет интересовать момент, когда очумеловская шинель опять окажется в центре повествования.

Подготовленное чтение по ролям фрагмента рассказа со слов: “По какому случаю тут?” до слов: “Знаю вас, чертей!”

-Найдите в этом фрагменте предложения, в котором упоминается шинель? (Ужас как жарко)

-Почему Очумелова бросило в жар? ( Потому что хозяин Генерал)

-Зачитайте, что он говорит о хозяине собаки сначала.

-Выходит, что это все он говорил о генерале Жигалове.

( потому что он только что говорил о хозяине собаки, а собака может оказаться генеральской)

-Внутренние или внешние изменения происходят в этот момент с полицейским надзирателем?

-Как и с помощью каких языковых средств автор добивается комического эффекта в этом эпизоде (обратите внимание на характер языка Очумелова)?

-найдите в рассказе строки, когда шинель упоминается в третий раз

- Почему надзирателя вдруг бросило в холод?

Вывод

Итак, виновник “беспорядка”, случившегося на базарной площади, – борзой щенок, укусивший за палец золотых дел мастера Хрюкина. Стремясь, навести надлежащий порядок, полицейский надзиратель разражается потоком ругательств в адрес предполагаемого владельца щенка: “Я этого так не оставлю. Я покажу как вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям!”, называет его (владельца) мерзавцем и обещает показать ему “кузькину мать”. И именно в этот момент кто-то из толпы предполагает, что собака, “кажись, генерала Жигалова!”. Эти слова и послужили сигналом для тех перемен, что произошли с только что упивавшимся своей властью Очумеловым. Он, в полном соответствии со своей говорящей фамилией, буквально очумел от услышанного! Ведь если хозяин щенка действительно генерал Жигалов, то все, что до этого полицейский надзиратель говорил в адрес владельца собаки, сказано о генерале. О генерале! Следовательно, он, Очумелов, чинов не признает и не почитает, и это слышали все, собравшиеся на площади! Такие или подобные мысли, видимо, вихрем пронеслись в голове Очумелова за те несколько секунд, что прошли после реплики из толпы. Небольшая заминка – и звучит знаменитая фраза: “Сними-ка, Елдырин, с меня пальто... Ужас, как жарко!” И жарко, конечно, не от солнца. Интересно выяснить, внешние или внутренние изменения происходят в этом эпизоде с полицейским надзирателем. Внутреннее его перевоплощение мы можем проследить по тексту. Но, думается, имеем полное право предположить, что изменился он и внешне: покраснел от волнения или побледнел от испуга. Кроме того, “не исключено, что цвет его шинели и кителя отличался друг от друга хотя бы оттенком, хотя бы чуть-чуть”. Действительно – хамелеон!

Комический эффект ситуации Чехов усиливает и за счет речевой характеристики персонажа. Внешне рассказ построен как диалог, но на самом деле в нем преобладает монологическая речь Очумелова, и именно речевое мастерство автора помогает нам до конца понять социальную суть и комизм хамелеонства. Язык Очумелова чисто полицейский, “жандармский”, в нем постоянно звучат обороты из официальных уложений и приказов: “Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчинятся постановлениям...”, “Он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот...”, “А собаку истребить надо”. Особого эффекта Чехов достигает тем, что в речи Очумелова канцеляризмы, порой в одном предложении, соседствуют с просторечиями и вульгаризмами: “Как оштрафуют его, мерзавца...”, “Я ему покажу кузькину мать...”, “Знаю вас, чертей!”



Рассмотрите иллюстрации к рассказу Чехова “Хамелеон” художника Александра Дудина. Какие эпизоды рассказа на них запечатлены? Как вы об этом догадались?

Предполагаемые результаты работы

Рассказ Чехова всегда вызывал интерес у художников-иллюстраторов. На рисунке изображен момент, когда через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руках. За ним шагает городовой с решетом, доверху наполненном конфискованным крыжовником. Кругом тишина... На площади ни души... На следующей иллюстрации запечатлен другой эпизод рассказа: когда Очумелов выясняет, что произошло в дровяном складе купца Пичугина и “по какому это случаю” на площади собралась толпа: указывая пальцем на щенка, спрашивает: “Чья это собака?..” Шинель еще надета на полицейском надзирателе, а грозное выражение лица говорит о его уверенности в собственной власти над обывателями.

5. Подводя итоги обсуждения вопросов, поставленных на уроке, сделаем некоторые выводы, расставим нравственные акценты.

По словам Корнея Чуковского, два основных порока всякой обывательской души казались Чехову особенно мерзким: надругательство над слабыми и самоуничижение перед сильными. Итак, в центре рассказа “Хамелеон” – полицейский надзиратель Очумелов. Он оказался между двух огней: должен окончательно решить, бродячая ли собака укусила Хрюкина или все-таки генерала Жигалова.

– Какие же качества своей души Очумелов проявил по отношению к золотых дел мастеру Хрюкину, да и ко всей собравшейся толпе?
– Как можно определить отношение Очумелова к генералу Жигалову, его брату и даже его собаке?
– А какое же качество у Очумелова отсутствует напрочь?
– Постарайтесь одним словом определить суть поведения Очумелова в запечатленной Чеховым сценке. Только ли для чеховского героя характерно такое поведение?

Хамелеонство Очумелова выражается в следующих чертах:

  • по отношению к Хрюкину: грубость, надменность, самомнение, заносчивость, высокомерие, спесивость;

  • по отношению к генералу: подхалимство, угодничество, чинопочитание, самоуничижение, льстивость, пресмыкание, раболепство, заискивание;

  • по отношению к самому себе: полное отсутствие чувства собственного достоинства.

(Итоги оформим в виде таблицы, которая заполняется по ходу ответов на вопросы.)

Рефлексия.

Поднимите руки, кто работал на уроке в полную силу.

Кто поставил бы себе «5»?

А есть ли такие ребята, которые бы поставили себе «3»?

Итог урока.

А я поставлю…

- Итак, что нового узнали на уроке?

- Какие для себя сделали выводы?

Домашнее задание:. прочитать рассказ М. Зощенко «Аристократка».

инд. письменно ответить на вопрос: “Сколько хамелеонов вы видите в рассказе Чехова? Обоснуйте свое мнение”.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Художественная деталь в рассказе А.П. Чехова "Хамелеон"

Автор: Емельянова Белла Сергеевна

Дата: 22.11.2014

Номер свидетельства: 134181

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "конспект  интегрированного  урока  литература-английский язык  А.П.Чехов "Хамелеон" "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-litieratura-anghliiskii-iazyk-a-p-chiekhov-khamielieon"
    ["file_id"] => string(6) "208634"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430851275"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "УРОК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ: « ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРООЩУЩЕНИЯ А.П.ЧЕХОВА. РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО »"
    ["seo_title"] => string(123) "urok-russkoi-litieratury-na-tiemu-osobiennosti-khudozhiestviennogo-mirooshchushchieniia-a-p-chiekhova-rannieie-tvorchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "249885"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446988917"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "А.П.Чехов. Рассказ  "Хамелеон"."
    ["seo_title"] => string(28) "apchiekhovrasskazkhamielieon"
    ["file_id"] => string(6) "288572"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454652607"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "А.П.Чехов. Рассказ  "Хамелеон"."
    ["seo_title"] => string(29) "apchiekhovrasskazkhamielieon1"
    ["file_id"] => string(6) "288573"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454652615"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "«Печальным юмором серьезный Чехов» Тема: А. П. Чехов «Хамелеон» Живая картина нравов в рассказе «Хамелеон» "
    ["seo_title"] => string(118) "piechal-nym-iumorom-sier-ieznyi-chiekhov-tiema-a-p-chiekhov-khamielieon-zhivaia-kartina-nravov-v-rasskazie-khamielieon"
    ["file_id"] => string(6) "205303"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429859014"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства