«Печальным юмором серьезный Чехов» Тема: А. П. Чехов «Хамелеон» Живая картина нравов в рассказе «Хамелеон»
«Печальным юмором серьезный Чехов» Тема: А. П. Чехов «Хамелеон» Живая картина нравов в рассказе «Хамелеон»
Цели и задачи урока:Обучающая: знакомство с фактами жизни и творчества писателя; знакомство с особенностями творчества Чехова;
Развивающая: пробудить интерес к творчеству; показать особую личность писателя, развить вкус к слову, расширить и углубить понятие: художественная деталь;
Воспитывающая: воспитывать чувство уважения к писателю, требовательное отношение к себе и окружающим, повышать посредством урока литературы мотивацию к учебе как одному из средств развития личности.
Вид урока: комбинированный (лекция, беседа, театрализованное представление)
Оборудование: портрет писателя, выставка его произведений, плакаты с его афоризмами
1.Актуализация прежних знаний – 8мин
а) психологический настрой -2 мин
б) подготовка к усвоению новой темы -6мин
2. Формирование понятий и новых способов действия -15 мин
а) подача проблемного вопроса- 7 мин
б) решение проблемы (работа в группах, самостоятельная работа) 8мин
3. Формирование умений и навыков -20 мин
а) анализ нравов персонажей; нахождение «говорящих» деталей; -15мин
б)обобщение 3мин
в)рефлексия 2мин
4 Домашнее задание -2 мин
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Печальным юмором серьезный Чехов» Тема: А. П. Чехов «Хамелеон» Живая картина нравов в рассказе «Хамелеон» »
Учитель русского языка и литературы
Мухамбеткалиева К.К.
Цели и задачи урока:
Обучающая: знакомство с фактами жизни и творчества писателя; знакомство с особенностями творчества Чехова;
Развивающая: пробудить интерес к творчеству; показать особую личность писателя, развить вкус к слову, расширить и углубить понятие: художественная деталь;
Воспитывающая: воспитывать чувство уважения к писателю, требовательное отношение к себе и окружающим, повышать посредством урока литературы мотивацию к учебе как одному из средств развития личности.
Вид урока: комбинированный (лекция, беседа, театрализованное представление)
Оборудование: портрет писателя, выставка его произведений, плакаты с его афоризмами
Структура урока:
Актуализация прежних знаний – 8мин
а) психологический настрой -2 мин
б) подготовка к усвоению новой темы -6мин
2 . Формирование понятий и новых способов действия -15 мин
а) подача проблемного вопроса- 7 мин
б) решение проблемы (работа в группах, самостоятельная работа) 8мин
3. Формирование умений и навыков -20 мин
а) анализ нравов персонажей; нахождение «говорящих» деталей; -15мин
б)обобщение 3мин
в)рефлексия 2мин
4 Домашнее задание -2 мин
Эпиграф:
«Не знаю, как для англичан
и чехов,
Но он отнюдь для русских
не смешон,
Сверкающий, как искристый
крюшон,
Печальным юмором серьезный
Чехов»
(И. Северянин)
1. Актуализация прежних знаний
Микроцель: Создать психологический эмоциональный настрой на урок; показать особенность Чехова – интеллигента, его благородство и воспитанность
Слово учителя : Вечная музыка… Вечная литература, вечное произведение… Почему принято так говорить, или это действительно так, а если это так , то почему то или иное произведение или автора мы называем вечным. На эти вопросы мы постараемся ответить сегодня, еще раз прикоснувшись к творчеству одного из самых читаемых на Западе драматургов, чьи пьесы до сих пор не сходят со сцен мировых театров, автором пьес, сыграть в которых мечтает каждый уважающий себя актер, автором прекрасных юмористических рассказов.
«Великие события застанут нас врасплох, как спящих дев… Если бы теперь мы получили свободу, о которой так много говорим, то на первых порах мы не знали бы, что с нею делать, и тратили бы только ее на то, чтобы обличать друг друга в газетах в шпионстве и пристрастии к рублю и запугивать общество уверениями, что у нас нет ни людей, ни науки, ни литературы, ничего, ничего!
«Мы любим нашу великую родину, но в чем выражается эта любовь? Вместо знаний- нахальство и самомнение, вместо труда- лень и свинство, справедливости нет, понятие чести не идет дальше чести мундира»
Не правда ли, как будто сказаны сегодня и сейчас?
Воспоминания о Чехове его современников
(выступление ученика)
Коровин К.А. « Антон Павлович был прост и естественен, он ничего из себя не делал, в нем не было ни тени рисовки или любования самим собой. Прирожденная скромность, особая мера, даже застенчивость- всегда были в Антоне Павловиче»
Бунин И.А. Это был человек редкого душевного благородства, воспитанности и изящества в самом лучшем значении этих слов, мягкости и деликатности при необыкновенной искренности и простоте, чуткости и нежности при редкой правдивости.
Точен и скуп на слова был он даже в обыденной жизни. Словом он чрезвычайно дорожил, слово высокопарное, фальшивое, книжное действовало на него резко: сам он говорил прекрасно- всегда по- своему, ясно, правильно. Писателя в его речи не чувствовалось, сравнения, эпитеты он употреблял редко.
Со всеми он был одинаков, какого бы ранга человек ни был
Он был из тех о ком сказал Саади: « Тот, у кого в кармане склянка с мускусом, не кричит о том на всех перекрестках: за него говорит аромат мускуса»
Афоризмы А. П. Чехова
(слово учителя)
«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»
«Все знают и все понимают только дураки и шарлатаны»
«Краткость – сестра таланта»
«Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен.
«Во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом»
«Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически»
Биография А.П. Чехова
(выступление ученика)
Антон Павлович Чехов. Русский писатель. Родился в Таганроге. Все дети семьи Чеховых были исключительно одаренными, высокообразованными людьми: Александр – литератор, лингвист, Николай - художник, Михаил - писатель, юрист, Иван - учитель, известный московский педагог, Мария – художница- пейзажистка.
В 1876 г. произошел переезд семьи Чеховых в Москву. Отец, державший бакалейную лавку, разорился и вынужден был бежать от кредиторов. В Москве семья Чеховых долго, почти три года, живет в тяжкой бедности.
В 1879 г. Антон поступает на медицинский факультет Московского университета, где слушал лекции знаменитых профессоров –
Н. Склифосовского, Г. Захарьина и др.
В 1880г. в журнале «Стрекоза» появляется его первое произведение. С этого времени начинается непрерывная литературная деятельность Чехова. Он сотрудничает с разными журналистами, пишет в основном в жанре короткого рассказа, юморески, сценки, подписываясь псевдонимом
Каким?
После окончания университета Чехов начинает практику уездного врача, много и плодотворно трудится, затем неожиданно получает приглашение на работу от знаменитого издателя А. С. Суворина в газете «Новое время»
2 .Формирование понятий и новых способов действия
Микроцель: создать условия для осмысления рассказа
Слово учителя: В 1888 г. А. П. Чехов сказал: «Все мною написанное забудется через пять- десять лет, но пути, мною проложенные, будут целы и невредимы – в этом моя единственная заслуга»
- Почему Чехов оказался не прав?
Почему этого не случилось, почему писателя не забыли?
Давайте попробуем ответить на эти непростые вопросы, еще раз прикоснувшись к его краткой, но такой емкой прозе
Постановка рассказа«Хамелеон»
Слово учителя: Этот рассказ создавался в первой половине 80-х в эпоху безвременья и реакции, наступившей после убийства Александра II . «Хамелеон» создавался в начале литературной деятельности Чехова (опубликован в 1884 г.), и уже тогда писатель остро и болезненно чувствовал обделённость русского народа в просвещении и культуре, отсутствие уважения к человеческому достоинству. « Я всю жизнь по капле выдавливал из себя раба » - признавался Чехов- писатель, всем своим творчеством защищавший человеческое в человеке.
Лексическая работа:
Хамелеон -
полицейский надзиратель-
городовой-
мировой судья –
конфискованный -
намеднись –
протокол-
3. Формирование умений и навыков
У Чехова ничего просто так не бывает. Каждое слово, деталь несет в себе смысловую нагрузку. Он сам говорил: «Если в первом акте на сцене висит ружье, то в четвертом оно обязательно должно выстрелить»
Задание для микрогрупы : Найдите по тексту «говорящие» детали следующих персонажей
ОЧУМЕЛОВ
Он в новой шинели.
Он шагает, с конфискованным крыжовником
ХРЮКИН
ТОЛПА
Окровавленный палец.
Золотых дел мастер
сонные физиономии
Толпа хохочет над Хрюкиным
Задание: проследить «превращения» Очумелова
В рассказе шесть смен интонаций от начальственно-повелительных до рабски-трусливых. В начале звучит категоричное решение уничтожить собаку и наказать хозяина;
затем собаку берут под защиту (она ведь генеральская), а Хрюкин, конечно виноват;
вновь сомнения обуревают городового, и, соответственно, меняется настроение полицейского надзирателя, который требует собаку «истребить», Хрюкин же в положении пострадавшего
новое предположение Елдырина вызывает перемену в настроении Очумелова: «Собака – нежная тварь… А ты болван, опусти руку!»
Слова повара о том, что собака не генеральская, приводят Очумелова к решению истребить бродячую собаку;
после сообщения повара о том, что она «генералова брата», Очумелов высказывает умиление «нежной тварью и угрожает Хрюкину: «Я еще доберусь до тебя!».
Задание : проявление хамелеонства в рассказе
Толпа, выражавшая прежде сочувствие Хрюкину, сейчас злорадствует.
Всякий раз, в зависимости от обстоятельств, полицейский надзиратель по-разному называет собаку:
- собака, собачонка, цуцик;
- собака и прочий бродячий скот, подлость одна да и только.
Полупьяный мастеровой Хрюкин, утверждающий, что «нынче все равны», тут же не переводя дыхание с угрозой сообщает: « У меня у самого брат в жандармах».Он радуется возможности получить компенсацию с владельца собаки («Пущай мне заплатят…), а по-холопски умолкает: ведь свидетели утверждают, что он сам «цигаркой ей в харю для смеха».
1. Что нес городовой в решете?
Конфискованные яблоки
Конфискованный крыжовник
Конфискованную смородину
2. Какова фамилия полицейского надзирателя?
Елозин
Егозин
Елдырин
3. Какова фамилия городового?
Егозин
Пичугин
Очумелов
4. Какого цвета пятно было на спине у собаки?
Черное
Желтое
Светлое
5. За какую часть тела укусила собака золотых дел мастера Хрюкина?
За ногу
За палец
За руку
6 . Какие в основном собаки были у генерала?
Борзые
Легавые
Охотничьи
7. Кто такой Прохор?
Купечий сын
Брат генерала
Генеральский повар
8. Как звали брата генерала?
Владимир Сергеевич
Владимир Иванович
Владимир Матвеевич
9. Зачем приехал брат генерала?
Подлечиться
Погостить
На новую службу
Т
Е
С
Т
Ы
П
О
Р
А
С
С
К
А
З
У
Обобщение
Лицемерие, подхалимство, наглость соседствуют с заискиванием и притворством.
- Над чем хохочет толпа? Почему?
- Над чем смеется Чехов?
- Что смешно и что грустно в этом рассказе?
- Каков смех в «Хамелеоне» - добродушный или злой?
Рассказ смешной и страшный одновременно.
Почему? Страшно, когда люди теряют свое человеческое достоинство. Страшно, что хамелеонство распространено и в современном обществе.
Почему же не забыто творчество Чехова? Этого не случилось потому, что пороки в обществе будут всегда и художник, высмеивающий их, будет актуален в любое время. Настоящее классическое произведение и отличается от однодневки, что на протяжении жизни к нему возвращаешься неоднократно, чтобы осмыслить заново.
«Я всю жизнь по капле выдавливал из себя раба» -писал А.П.Чехов
«Тогда человек становится лучше, когда покажешь ему, каков он есть»
Притча о зеркалах
Ученик спросил у Учителя:
- Враждебен ли мир для человека? Или он несет человеку блага?
Учитель ответил:
- Я расскажу тебе о том, как мир относится к человеку.
Давным- давно в одной стране жил мудрый правитель. Он приказал построить дворец и наполнить его множеством чудес. Во дворце была особая комната, в которой стены, потолок и даже пол были зеркальными. Они создавали эхо, и если человек спрашивал: «кто ты?», то зеркала в ответ вторили: «А кто ты?»
Правитель посылал в эту комнату тех людей, которые жили потеряв смысл жизни. Пробыв в этой комнате, они выходили просветленными, казалось они нашли свое место в этом мире.
Однажды в комнату забежала собака и застыла посредине- целая свора собак окружила ее со всех сторон. Собака оскалила зубы- и все отражения ответили ей тем же. Перепугавшись, собака залаяла. Эхо повторило ее лай. Собака металась, носилась, кусая воздух. Ее отражения тоже носились вокруг, щелкая зубами. На утро собаку нашли мертвой в окружении миллионов отражений издохших собак. Собака погибла, сражаясь со своими собственными отражениями. Теперь ты видишь,- закончил Учитель, - мир не приносит ни добра, ни зла сам по себе. Все происходящее вокруг нас есть лишь отражение собственных мыслей, чувств, желаний, поступков, потому что мир – это большое зеркало.