Тема урока: Антон Павлович Чехов. (1860-1904) Рассказ «Хамелеон»
Цель урока:
1. Изучить рассказ Чехова «Хамелеон», научить читать в лицах, раскрыть трагизм обыденной жизни, сюжетное мастерство писателя.
2. Развивать навыки совместить работы в группе, речь учащихся понятиями подхалимство, лицемерие, невежество, угодничество.
3. Воспитывать у учащихся отрицательное отношение и комическим, грустным и трагическим сторонам человеческой жизни в рассказе.
Наглядность: Портрет А.П.Чехова, кроссворд «Хамелеон», иллюстраций к рассказу «Хамелеон».
Ход урока:
I.Организационный момент
Сообщение темы и цели урока
II.Игра «Головоломка»
Задания:
- Понятие близкое к лицемерию. Выслуживается перед начальством, ради выгоды для себя. (подхалимство)
- Чехов алдаушылы??а ?арсы еді ( фальш)
- ?зіл-оспа?. Разоблачение, различных пороков в жизни общества с помощью смеха (юмор)
- Положительным героем в комедий «Ревизор» по словам Гоголя является (смех)
- Неискренние, притворные действия. Под маской добра скрывается зло. Такого человека называют двуличным. (лицемерия)
- Отношение подхалимов, лицемеров к простым людям (презрение)
- Стремление угодить кому-нибудь (угодничество)
- Чехов наданды??а ?арсы еді (невежество)
III. Определили тему урока: А.П.Чехов «Хамелеон»
Вопросы:
- Как вы понимаете слово «Хамелеон»?
- Вступительное слово учителя
- Существительное место в раннем творчестве Чехова занимает тема приспособленчества хамелеонства. Но по настоящему осмыслена писателем в рассказе «Хамелеон».
3. Вопрос классу. (проблема перед чтением)
Кто главный герой? Кто действующие лица?
4.Образцовое чтение (учителя или учеников)
5. Работа над содержанием рассказа по вопросам:
- Кто главный герой?
- Кто действующие лица?
- Кто такой Очумелов?
- У кого в руке конфискованный крыжовник? Как понимаете слово «конфискованный»? Почему и у кого отобрали?
- Каким беспорядком столкнулись Очумелов и городовой?
- Какие претензий предъявляет Хрюкин, золотых дел мастер?
- Как решает проблему беспорядка в своем городе Очумелов?
- Кто здесь Хамелеон?
6. Для решения последних двух вопросов проведем исследовательскую работу, пользуясь приемами скорочтения.
Обучающая игра «Суть» (Выбери главное)
(Суть любого текста нужно подчеркнуть те строки, в которых содержится основной смысл текста и прочитать)
- Узнай чья это собака, и составляй протокол. А собаку истребить.
- Это, кажись, генерала Жигалова! Сними-ка, Елдырин, с меня пальто.. Нешто она достанет до пальца?
- Нет, это не генеральская… Ты, Хрюкин, настрадал и дела этого не оставляй…
- А может быть, и генеральская…
– Вестимо, генеральская..
- Наденька, брат Елдырин, на меня пальто…Знобить... А ты балван… сам виноват
5. Выдумал! Этаких у нас отродясь не бывало. Она бродячая… истребить вот и все…
6. Это не наша. Это генералова брата.. Собачонка ничего себе… Шустрая такая.
YI. Задание
- Чем рассказ «Хамелеон» напоминает небольшую пьесу, маленькую комедию?
- Есть ли в рассказе рассуждения самого писателя или содержание рассказа раскрывается в основном в ходе живого действия, в диалогах?
Ответ: содержание рассказа раскрывается в основном в ходе живого действия, в диалогах.
Работа в учебных центрах.
- –учебный центр- игра «Ролевое чтение»
- – учебный центр- «Киностудия». Учитель предлагает ребятам готовые кадры. Создается группа «режиссеров», которая будет отбирать кадры и составлять надписи из текста рассказа.
Итог игры: Показ фильма «Хамелеон».
- –учебный центр- игра «В дискуссионном клубе»
А) в Очумелове с одной стороны начальственных чувств,
Б) его подхалимство, холопские чувства
(презентация слайд №7)
« Ролевая игра»
«Начальник»
«Подхалим
– Никак бес порядок, ваше благородие?.. –по какому это случаю тут? Это ты зачем палец? Кто кричал? (Очумелов начальник , строго следит за порядком, слушает жалобы людей)
-Пора обратить внимание на подобных господ, нежелающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его!
(строго выполняет постановления. Требует это и от других. Он строгий начальник)
-
1.- Эта, кажись генерала Жигалова? Гм. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас, как жарко.(испугался, его в пот бросило, подхалимничает перед генералом)
2 – Ты, Хрюкин , пострадал и дела этого так не оставляй… Нужно проучить! Пора! …(заботиться о простом народе.)
2 А может и не генеральская….Надень-ка, Елдырин, на меня пальто…Знобит..Отведешь к генералу , скажешь, что я нашел, прислал…(врет, испугался генерала, он лицемер, подхалим, двуличный человек)
3- Она бродячая. Истребить… вот и все. (следит за порядком в городе. Чтобы не распускали бродячих собак)
3 –Все лицо его заливается улыбкой умиления.
- Ишь ты господи, погостить приехали? Собачонка шустрая такая.. (Явный льстец , хамелеон, который быстро меняет свои решения перед начальством. Он подхалим.
Вопрос: Как ведет себя Очумелов?
Существуют ли такие люди в наше время?
Задание: Давайте напишем отрицательные и положительные качества человека. Составим кластер. Первый центр составляет кластер отрицательные качества человека, второй центр – положительные качества человека.
Вывод: человек независимо от «роковых» обстоятельств должен отвечать за все и в первую очередь за себя!
Оценки за урок:
Домашнее задание: Прочитайте произведение А.П.Чехова «Крыжовник»