kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Хамелеон"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:  Антон Павлович Чехов. (1860-1904) Рассказ «Хамелеон»

 

Цель урока:

1. Изучить рассказ Чехова «Хамелеон», научить читать в лицах,      раскрыть трагизм обыденной жизни, сюжетное мастерство писателя.

2. Развивать навыки совместить работы в группе, речь учащихся понятиями подхалимство, лицемерие, невежество, угодничество.

3. Воспитывать у учащихся отрицательное отношение и комическим, грустным и трагическим сторонам человеческой жизни в рассказе.

 

Наглядность: Портрет А.П.Чехова, кроссворд «Хамелеон», иллюстраций к рассказу «Хамелеон».

 

Ход урока:

I.Организационный момент

Сообщение темы и цели урока

II.Игра «Головоломка»

 

Задания:

  1. Понятие близкое к лицемерию. Выслуживается перед начальством, ради выгоды для себя. (подхалимство)
  2. Чехов алдаушылы??а ?арсы еді ( фальш)
  3. ?зіл-оспа?. Разоблачение, различных пороков  в жизни общества с помощью смеха (юмор)
  4. Положительным героем  в комедий «Ревизор» по словам Гоголя является (смех)
  5. Неискренние, притворные действия. Под маской добра скрывается зло. Такого человека называют двуличным. (лицемерия)
  6. Отношение подхалимов, лицемеров к простым людям (презрение)
  7. Стремление угодить кому-нибудь (угодничество)
  8. Чехов наданды??а ?арсы еді (невежество)

 

III. Определили тему урока: А.П.Чехов «Хамелеон»

 

Вопросы:

  1. Как вы понимаете слово «Хамелеон»?
  2. Вступительное слово учителя

- Существительное место в раннем творчестве Чехова занимает тема приспособленчества хамелеонства. Но по настоящему осмыслена писателем в рассказе «Хамелеон».

3. Вопрос классу. (проблема перед чтением)

Кто главный герой? Кто действующие лица?

4.Образцовое чтение (учителя или учеников)

5. Работа над содержанием рассказа по вопросам:

- Кто главный герой?

- Кто действующие лица?

-  Кто такой Очумелов?

- У кого в руке конфискованный крыжовник? Как понимаете слово «конфискованный»? Почему и у кого отобрали?

- Каким беспорядком столкнулись Очумелов и городовой?

- Какие претензий предъявляет Хрюкин, золотых дел мастер?

- Как решает проблему беспорядка в своем городе Очумелов?

- Кто здесь Хамелеон?

6. Для решения последних двух вопросов проведем исследовательскую работу, пользуясь приемами скорочтения.

 

Обучающая игра «Суть» (Выбери главное)

(Суть любого текста нужно подчеркнуть те строки, в которых содержится основной смысл текста и прочитать)

  1. Узнай чья это собака, и составляй протокол. А собаку истребить.
  2. Это, кажись, генерала Жигалова! Сними-ка, Елдырин, с меня пальто.. Нешто она достанет до пальца?
  3. Нет, это не генеральская… Ты, Хрюкин, настрадал и дела этого не оставляй…
  4. А может быть, и генеральская…

– Вестимо, генеральская..

- Наденька, брат Елдырин, на меня пальто…Знобить... А ты балван… сам виноват

5.  Выдумал! Этаких у нас отродясь не бывало. Она бродячая… истребить вот и все…

6.  Это не наша. Это генералова брата.. Собачонка ничего себе… Шустрая такая.

 

YI. Задание

- Чем рассказ «Хамелеон» напоминает небольшую пьесу, маленькую комедию?

- Есть ли в рассказе рассуждения самого писателя или содержание рассказа раскрывается в основном в ходе живого действия, в диалогах?

 

Ответ: содержание рассказа раскрывается в основном в ходе живого действия, в диалогах.

 

Работа в учебных центрах.

  1. –учебный центр- игра «Ролевое чтение»
  2. – учебный центр- «Киностудия». Учитель предлагает ребятам готовые кадры. Создается группа «режиссеров», которая будет отбирать кадры и составлять надписи из текста рассказа.

Итог игры: Показ фильма «Хамелеон».

  1. –учебный центр- игра «В дискуссионном клубе»

А) в Очумелове с одной стороны начальственных чувств,

Б) его подхалимство, холопские чувства

 

(презентация слайд №7)

            « Ролевая игра»

 «Начальник»                                           

     «Подхалим

– Никак бес порядок, ваше благородие?..                            –по какому это случаю тут?     Это ты зачем палец? Кто кричал? (Очумелов начальник , строго следит за порядком, слушает жалобы людей)

-Пора обратить внимание на подобных господ, нежелающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его!

(строго выполняет постановления. Требует это и от других. Он строгий начальник)

-

1.- Эта, кажись генерала Жигалова? Гм. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас, как жарко.(испугался, его в пот бросило, подхалимничает перед генералом)

2 – Ты, Хрюкин , пострадал и дела этого так не оставляй… Нужно проучить!  Пора! …(заботиться о простом народе.)

2  А может и не генеральская….Надень-ка, Елдырин, на меня пальто…Знобит..Отведешь к генералу , скажешь, что я нашел, прислал…(врет, испугался генерала, он лицемер, подхалим, двуличный человек)

3- Она бродячая. Истребить… вот и все. (следит за порядком в городе. Чтобы не распускали бродячих собак)

3 –Все лицо его заливается улыбкой умиления.

- Ишь ты господи, погостить приехали? Собачонка шустрая такая.. (Явный льстец , хамелеон, который быстро меняет свои решения перед начальством. Он подхалим.

 

Вопрос:     Как ведет себя Очумелов?

                   Существуют ли такие люди в наше время?

 

Задание:      Давайте напишем отрицательные и положительные качества человека.  Составим кластер. Первый центр составляет кластер отрицательные качества человека, второй центр – положительные качества человека.

 

Вывод:   человек независимо от «роковых» обстоятельств должен отвечать за все и в первую очередь за себя!

 

Оценки за урок:

Домашнее задание: Прочитайте произведение А.П.Чехова «Крыжовник»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Хамелеон" »

Тема урока: Антон Павлович Чехов. (1860-1904) Рассказ «Хамелеон»


Цель урока:

1. Изучить рассказ Чехова «Хамелеон», научить читать в лицах, раскрыть трагизм обыденной жизни, сюжетное мастерство писателя.

2. Развивать навыки совместить работы в группе, речь учащихся понятиями подхалимство, лицемерие, невежество, угодничество.

3. Воспитывать у учащихся отрицательное отношение и комическим, грустным и трагическим сторонам человеческой жизни в рассказе.


Наглядность: Портрет А.П.Чехова, кроссворд «Хамелеон», иллюстраций к рассказу «Хамелеон».


Ход урока:

I.Организационный момент

Сообщение темы и цели урока

II.Игра «Головоломка»


Задания:

  1. Понятие близкое к лицемерию. Выслуживается перед начальством, ради выгоды для себя. (подхалимство)

  2. Чехов алдаушылыққа қарсы еді ( фальш)

  3. Әзіл-оспақ. Разоблачение, различных пороков в жизни общества с помощью смеха (юмор)

  4. Положительным героем в комедий «Ревизор» по словам Гоголя является (смех)

  5. Неискренние, притворные действия. Под маской добра скрывается зло. Такого человека называют двуличным. (лицемерия)

  6. Отношение подхалимов, лицемеров к простым людям (презрение)

  7. Стремление угодить кому-нибудь (угодничество)

  8. Чехов надандыққа қарсы еді (невежество)


III. Определили тему урока: А.П.Чехов «Хамелеон»


Вопросы:

  1. Как вы понимаете слово «Хамелеон»?

  2. Вступительное слово учителя

- Существительное место в раннем творчестве Чехова занимает тема приспособленчества хамелеонства. Но по настоящему осмыслена писателем в рассказе «Хамелеон».

3. Вопрос классу. (проблема перед чтением)

Кто главный герой? Кто действующие лица?

4.Образцовое чтение (учителя или учеников)

5. Работа над содержанием рассказа по вопросам:

- Кто главный герой?

- Кто действующие лица?

- Кто такой Очумелов?

- У кого в руке конфискованный крыжовник? Как понимаете слово «конфискованный»? Почему и у кого отобрали?

- Каким беспорядком столкнулись Очумелов и городовой?

- Какие претензий предъявляет Хрюкин, золотых дел мастер?

- Как решает проблему беспорядка в своем городе Очумелов?

- Кто здесь Хамелеон?

6. Для решения последних двух вопросов проведем исследовательскую работу, пользуясь приемами скорочтения.


Обучающая игра «Суть» (Выбери главное)

(Суть любого текста нужно подчеркнуть те строки, в которых содержится основной смысл текста и прочитать)

  1. Узнай чья это собака, и составляй протокол. А собаку истребить.

  2. Это, кажись, генерала Жигалова! Сними-ка, Елдырин, с меня пальто.. Нешто она достанет до пальца?

  3. Нет, это не генеральская… Ты, Хрюкин, настрадал и дела этого не оставляй…

  4. А может быть, и генеральская…

– Вестимо, генеральская..

- Наденька, брат Елдырин, на меня пальто…Знобить... А ты балван… сам виноват

5. Выдумал! Этаких у нас отродясь не бывало. Она бродячая… истребить вот и все…

6. Это не наша. Это генералова брата.. Собачонка ничего себе… Шустрая такая.


YI. Задание

- Чем рассказ «Хамелеон» напоминает небольшую пьесу, маленькую комедию?

- Есть ли в рассказе рассуждения самого писателя или содержание рассказа раскрывается в основном в ходе живого действия, в диалогах?


Ответ: содержание рассказа раскрывается в основном в ходе живого действия, в диалогах.


Работа в учебных центрах.

  1. –учебный центр- игра «Ролевое чтение»

  2. – учебный центр- «Киностудия». Учитель предлагает ребятам готовые кадры. Создается группа «режиссеров», которая будет отбирать кадры и составлять надписи из текста рассказа.

Итог игры: Показ фильма «Хамелеон».

  1. –учебный центр- игра «В дискуссионном клубе»

А) в Очумелове с одной стороны начальственных чувств,

Б) его подхалимство, холопские чувства


(презентация слайд №7)

« Ролевая игра»

«Начальник»

«Подхалим

– Никак бес порядок, ваше благородие?.. –по какому это случаю тут? Это ты зачем палец? Кто кричал? (Очумелов начальник , строго следит за порядком, слушает жалобы людей)

-Пора обратить внимание на подобных господ, нежелающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его!

(строго выполняет постановления. Требует это и от других. Он строгий начальник)

-

1.- Эта, кажись генерала Жигалова? Гм. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас, как жарко.(испугался, его в пот бросило, подхалимничает перед генералом)

2 – Ты, Хрюкин , пострадал и дела этого так не оставляй… Нужно проучить! Пора! …(заботиться о простом народе.)

2 А может и не генеральская….Надень-ка, Елдырин, на меня пальто…Знобит..Отведешь к генералу , скажешь, что я нашел, прислал…(врет, испугался генерала, он лицемер, подхалим, двуличный человек)

3- Она бродячая. Истребить… вот и все. (следит за порядком в городе. Чтобы не распускали бродячих собак)

3 –Все лицо его заливается улыбкой умиления.

- Ишь ты господи, погостить приехали? Собачонка шустрая такая.. (Явный льстец , хамелеон, который быстро меняет свои решения перед начальством. Он подхалим.


Вопрос: Как ведет себя Очумелов?

Существуют ли такие люди в наше время?


Задание: Давайте напишем отрицательные и положительные качества человека. Составим кластер. Первый центр составляет кластер отрицательные качества человека, второй центр – положительные качества человека.


Вывод: человек независимо от «роковых» обстоятельств должен отвечать за все и в первую очередь за себя!


Оценки за урок:

Домашнее задание: Прочитайте произведение А.П.Чехова «Крыжовник»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
"Хамелеон"

Автор: Жусупова Кульшара Жаксылыковна

Дата: 25.11.2014

Номер свидетельства: 135265

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "А.П.Чехов. Рассказ  "Хамелеон"."
    ["seo_title"] => string(28) "apchiekhovrasskazkhamielieon"
    ["file_id"] => string(6) "288572"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454652607"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "А.П.Чехов. Рассказ  "Хамелеон"."
    ["seo_title"] => string(29) "apchiekhovrasskazkhamielieon1"
    ["file_id"] => string(6) "288573"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454652615"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "конспект  интегрированного  урока  литература-английский язык  А.П.Чехов "Хамелеон" "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-litieratura-anghliiskii-iazyk-a-p-chiekhov-khamielieon"
    ["file_id"] => string(6) "208634"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430851275"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Тема: А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон». «Царство смеха и слез». "
    ["seo_title"] => string(63) "tiema-a-p-chiekhov-rasskaz-khamielieon-tsarstvo-smiekha-i-sliez"
    ["file_id"] => string(6) "191986"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427388633"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Тема урока: Рассказ А. П. Чехова «Хамелеон»"
    ["seo_title"] => string(45) "tiema-uroka-rasskaz-a-p-chiekhova-khamielieon"
    ["file_id"] => string(6) "294803"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455722494"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства