kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Какой должна быть методика преподавания литературы?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа содержит ряд советов для эффективного проведения уроков русской литературы в школах с нерусским языком обучения. Работа нацелена на эффективное препадование предмета.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Какой должна быть методика преподавания литературы?»

Южно-Казахстанская область

Ордабасинский район

Общая средняя школа

имени И.Есенберлина

учительница русского языка

и литературы

Ешенкул Майя Комекбайкызы



Какой должна быть методика преподавания литературы?

Концепция литературного образования исходит из того, что литература демократична по своей природе.

  1. Создается личностью, к личности обращается и личностью потребляется.

  2. Рассчитана на сопереживние, соразмышление, диалог.

  3. Предлагает возможность различных точек зрения на литературу, различных толкований.

Многие в этом отнашении уже наработано:

  1. Новые формы групповых и фронтальных занятий.

  2. Индивидуальная работа с учениками.

  3. Создание проблебных ситуациина уроках и т.д.

Обучение предпологает активную мыслительную деятельность учащихся. Они должны обладать навыами восприятия информации, соотнесения ее с ранее усвоенными, выделение главного. Опыт показывает, если творческий материал группируется в крупные блоки, то появляется возможность значительно увеличить объем изучаемого материала без перезагрузки учеников. Такой подход соответсвует современным психологическим рекомендациям.

Увидеть большую тему в целостном ее виде без схематизиренного прошлого конспекта довольно трудно. Поэтому на уроках литературы я применяю опорные конспекты-схемы.

Опорные конспекты во многим похожи на школьные наглядные пособия но в отличие от них они содержат знаки, рисунки, ключевые слова, короткие фразы и т.д. Одна из важнейших задач опорного сигнала – облегчение пониание новой информации и закрепление ее в долговременной памяти. Возможность наглядно увидеть на схеме основные моменты служит хорошей опорой для осознания учащимся.

Как известно, у каждого человека работают в разной степени все три механизма памяти: слуховая, зрительная, двигетельная. И если в процессе обучения все они будут целинаправленно использоваться, то эффект обучения будет очень высок.

Разработка и составлеие опорных конспектов проходить в три этапа:

  1. Подбор фактического материала.

Этот этап работы играет большую роль в плане повышения профессионального мастерства учителя. Материал собирается из разных источников: школьных, вузовскиз учебников, справочной и методической литературы.

  1. Выделение основного ядра знаний, основных понятий.

На этом этапе происходит обобщение содержания, одбрасывание второстепенного, малосущественного. Основные идеи, темы, характеристики, даты, события составят ядро знаний, которые должны долго храниться в памяти учащихся.

  1. Составление опорного конспекта. Кодирование материала.

В уже систематизированном материале необходимо выделить опорные сигналы, совокупность которых и составят опорный конспект по теме.

Создание опорного конспекта сложная творческая работа, требующая глубокого знания материала, законов психологии, способности к обобщению и абстрагигованию.

Принцип создания опорных конспектов, следующие к ним требования:

  1. Опора на сигнал – эквивалент смыслового значения , играет значительную роль и при изложении материала, и при отработке учебных навыков и умений.

  2. Лаконичность.

  3. Структурность, автономность блоков – опорные конспекты, которые объеденяют несколько тем, содежат обычно от 3 до 5 тематических блоков, но они в любом случае не должны превышать 6-7 блоков.

  4. Структура расположения блоков должна быть удобно и для запоминания , и для воспроизводения , и для проверки учителем.

  5. Каждый опорный конспект не должен быть похожим между собой т.к такие конспекты трудно сохранить в памяти.

  6. Основные смысловые моменты, элементы выделяются различными шрифтами, стрелками, линиями.

  7. Кратко формулировать основные понятия, выводы, характеристики героя.

Но в массовой практике, особенно в среди молодых педагогов, распространен «монологический» тип обучения, когда учитель передает «готовые значения». Ученики любят таких учителей, т.к не утруждают их излишней работой. В конечном итоге такие уроки, не смотря на вдохновенное изложение материала учителем, воспитывают в учениках потребительское отношение к знаниям.

Истенное общение учителя с учеником – это совместное, заинтересованное и активное добывание и освоение истины, обогащающее не только учеников, но и учителя.

Проблема общения выдвегают на первый план проблему урока. А так как главное на уроках литературы – основное производений, то художественное воспиятие должно быть ярким, эмоциональным, глубоким, личностным. Однако, на практике очень трудно преодолевать постижение художественного производения, т.к многие школьники не любят читать, не владееют «техникой чтения».

Здесь и приобретает силу роль педагога, который должен помочь проникнуть в глубины литературы, сделать все, чтобы между книгой и читателем возникло взаимопонимание. Школьная практика разработала много приемов, вызывающих интерес к книге, стремление познакомиться с нею.

  1. Выразительное чтение

  2. «Круглые столы»

  3. Литературнын вечера

  4. Диспуты и т.д

В методических «кошельках» учителя богатый набор методов и приемов, которые развивают ум, чувство, творческую самостоятельность учеников. Современная практика школы обогатилась разнообразными приемами активизаций мыслительной деятельности учащихся.

Конечно уроки литературы далеко не единственный фактор, который влияет на формирование мировозрение учащихся сильнее действует к сожалению условия окружающей среды, современной жизни, социальный, пусть и маленький, опыт ученика. Но нравственные ориентиры, желание к самосостоятельному решению моральных проблем уроки литературы, безусловно, дают. Решающую роль в этом играет учитель, его личность, эрудиция, широта горизонта, гуманность, жизненный опыт, глубина мышления, эмоциональность, без того любая методика удачная и оригинальная обречена на провал.




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Какой должна быть методика преподавания литературы?

Автор: Ешенкул Майя Комекбайкызы

Дата: 14.02.2017

Номер свидетельства: 391864

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) ""МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ УРОКА ПО БАЯНУ" "
    ["seo_title"] => string(40) "mietodika-priepodavaniia-uroka-po-baianu"
    ["file_id"] => string(6) "178686"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424870917"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Методика преподавания словесного действия в колледже культуры "
    ["seo_title"] => string(71) "mietodika-priepodavaniia-sloviesnogho-dieistviia-v-kolliedzhie-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "172770"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423853443"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Язык как ключ к пониманию культуры. "
    ["seo_title"] => string(38) "iazyk-kak-kliuch-k-ponimaniiu-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "123490"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414507644"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Статья "Особенности преподавания литературного  чтения на русском языке в казахской  школе" "
    ["seo_title"] => string(101) "stat-ia-osobiennosti-priepodavaniia-litieraturnogho-chtieniia-na-russkom-iazykie-v-kazakhskoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "139428"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417711788"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Использование информационо-коммуникационных технологии в преподавании и обучении русскому языку"
    ["seo_title"] => string(96) "ispolzovaniieinformatsionokommunikatsionnykhtiekhnologhiivpriepodavaniiiobuchieniirusskomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "288576"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454652953"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства