Данный проект как раз представляет направление деятельности, так как направлен на развитие универсальных учебных действий учащихся, достижение метапредметного образовательного ресурса. Тема разработанного занятия: «Каким надо быть человеком и как жить по совести». Материалом данного урока стал рассказ В.Астафьева «Конь с розовой гривой».
Целью метапредметного урока является подготовка учащихся к реальной жизни и формирование способности решать личностно-значимые проблемы через поиск информации в художественныхпроизведениях. Составляющими модели информационной компетентности являются следующие способы работы с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации.
Способы деятельности на уроке по большей части являются универсальными, то есть применимыми к различным предметным областям: анализ текста, поиск информации, обобщение, работа с текстом, составление алгоритма действий, таблиц.
Проект является актуальным и мой опыт может быть интересен другим учителям, причем не только русского языка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Каким надо быть человеком и как жить по совести »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение общеобразовательный лицей №22
Проектирование метапредметного урока в соответствии
с требованиями ФГОС
Аспектный анализ урока, направленного на диагностику и развитие информационной компетентности учащихся.
Выполнила:
Ефремова М.Н., учитель русского
языка и литературы
МБОУ общеобразовательный лицей № 22
Иваново -2014
- Пояснительная записка
Обоснование актуальности выбранного направления в аспекте введения ФГОС нового поколения.
Цель, задачи проекта.
- Конспект урока.
- Схема наблюдения.
- Самоанализ урока.
- Требования к уровню подготовки учащихся.
- Ресурсное обеспечение проведения работы.
- Способы оценивания полученных результатов (табличный и текстовый варианты).
- Рекомендации (учителю, ученикам, родителям).
- Приложение (я) (модель информационной компетентности для данного класса, работы отдельных учащихся, аналитические материалы в виде графиков и диаграмм, др.).
Пояснительная записка
Стратегическая роль информации в развитии науки, культуры, образования актуализирует социальный заказ общества на подготовку компетентных специалистов, что отражено в Приоритетном национальном проекте «Образование», Постановлении Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000г. № 751 г. Москва «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» - основополагающем государственном документе. Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период с 2010 по 2025 год.
Современная ситуация быстрого развития предметных областей, появление новых педагогических технологий предполагает непрерывное обновление знаний и умений учителя, что обеспечивает необходимость совершенствовать его собственную информационную компетентность.
Информационная компетентность (по требованиям профессионального стандарта) является ключевой в деятельности учителя и заключается в умении педагога учить детей вести самостоятельную работу с информацией.
В задачи развития информационной компетентности входит: обогащение знаниями и умениями из области информатики и информационно-коммуникационных технологий; развитие коммуникативных, интеллектуальных способностей; осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве.
Компетентность педагога в организации информационной основы деятельности обучающегося (по требованиям профессионального стандарта)- одна из базовых компетентностей. Любая учебная задача разрешается, если обучающийся владеет необходимой для решения информацией и знает способ решения. Педагог должен обладать компетентностью в том, чтобы организовать поиск необходимой для ученика информации.
Нами разработано метапредметное занятие по литературе для учащихся 6 класса на тему «Каким надо быть человеком и как жить по совести» по рассказу В.Астафьева «Конь с розовой гривой».
Целью метапредметного урока является подготовка учащихся к реальной жизни и формирование способности решать личностно-значимые проблемы через поиск информации в художественных произведениях.
Мы воспользовались разработанной кандидатом филологических наук, доцентом кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью Ивановского государственного университета Майоровой Т.А. моделью информационной компетентности на основе Федеральных государственных образовательных стандартов, которая позволяет учителю ориентироваться в работе с текстом для совершенствования информационной компетентности.
Составляющими модели информационной компетентности являются следующие способы работы с тестом: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации.
В течение урока учащиеся работали с текстом рассказа В.Астафьева «Конь с розовой гривой». Школьники ориентировались в содержании текста, понимали прочитанное; определяли главную тему; выбирали из текста заголовок, соответствующий общему смыслу текста; находили соотношение между частью текста и его общей идеей; искали в тексте требуемую информацию; формировали на основе текста систему аргументов для обоснования определенной позиции; понимали душевное состояние персонажей текста, сопереживали им.
Работа с текстом помогла выстроить метапредметное занятие по рассказу В.Астафьева «Конь с розовой гривой» как раскрытие философских понятий и категорий
(добро и зло, разум и чувства, проступок и наказание) средствами речемыслительной деятельности.
Мы принимали во внимание, что метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них. А.В.Хуторской пишет: «Метапредмет-это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними. Метапредметность не может быть оторвана от предметности».1
Во время урока учащиеся определяли философские понятия (совесть, бескорыстие, любовь, обман), которые рассматривали, работая с лексическим значением слова по различным словарям (этимологическим, толковым, энциклопедическим).
Метапредмет – учебный предмет нового типа. Он выстраивается вокруг какой-то мыследеятельностной организованности: знание, знак, проблема, задача, смысл, категория. Все они имеют универсальный метапредметный характер.
При подготовке урока мы использовали метапредметный подход к изучению литетатуры, разработанный А.В.Хуторским, доктором педагогических наук, членом-корреспондентом Российской академии образования, академиком Международной педагогической академии, директором Института образования человека.
При написании конспекта урока за основу был взят алгоритм создания метапредметного занятияА.В.Хуторского: во-первых, определились с философскими понятиями,
во-вторых предложили учащимся работать с различными словарями, в-третьих, определились, какие универсальные умения будем формировать (анализ, работа с информацией, обобщение, сравнение, работа с текстом, составление таблицы).
Обсуждая на уроке проблемы, каким надо быть человеком, как жить по совести, каковы последствия обмана, мы готовим учащихся к реальной жизни и формируем способности решать личностно-значимые проблемы.
На уроке формировались ключевые компетенции: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, коммуникативная, информационная, компетенции личностного совершенствования, что тоже является показателем метапредметного урока.
Способы деятельности на уроке мы старались сделать универсальными, то есть применимыми к различным предметным областям: анализ текста, поиск информации, обобщение, работа с текстом, составление алгоритма действий, таблиц.
А.В.Хуторской «Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)». –Интернет-журнал «Эйдос».-2012.-№ 1.
Метапредметное учебное занятие по литературе для учащихся 6 класса по теме
«Каким надо быть человеком и как жить по совести»
на основе рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».
Тема: «Каким надо быть человеком и как жить по совести».
Тип: урок изучения нового (комбинированный, с элементами исследовательской работы).
Задачи образовательные: обогатить знания учащихся о писателе В.Астафьеве;
учить детей работать с текстом, анализируя произведение;
работать с информацией;
расширять и обогащать словарный запас школьников;
обобщать материал;
Задачи воспитательные: формировать нравственные качества личности (прощение, любовь, ответственность), коммуникативные
навыки и сценические умения учащихся, их творческие способности;
формировать умение находить и принимать верное решение, отстаивать свой выбор;
формулировать вывод содержательного характера;
Задачи развивающие: развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательны
способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие;
Задача социализации ученика.
Цель - планируемые результаты: занятие направлено на развитие у шестиклассников универсальных учебных действий:
личностные УУД: самопознание и самоопределение; смыслообразование и смыслопорождение; нравственно-этическое
оценивание;
регулятивные УУД: умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации;
познавательные: умение ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при
решении задачи в зависимости от конкретных условий;
умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от
конкретных условий;
коммуникативные УУД: умение работать в малой группе: учитывать позиции других, обосновывать собственную,
координировать в ходе сотрудничества разные точки зрения; задавать партнерам по деятельности
вопросы, необходимые для совместного решения задачи; умение выражать свои мысли в устно-речевой
форме;
информационные УУД: умение осуществлять поиск информации с использованием учебных ресурсов и Интернет;
умение представлять информацию текстовыми и графическими средствами.
Оборудование: текст рассказа, ноутбук, проектор, экран, интерактивная доска, фломастеры, бумага А 4.
Технологическая карта учебного занятия
Этапы урока.
Организационный момент.
Мотивационный этап
Содержание этапа
Организовать класс для работы.
Презентация учащегося «Жизненный путь В.П.Астафьева»
Деятельность учителя
Приветствие.
Акцентирует внимание учащихся на отдельных моментах биографии (трудное детство, ранняя смерть матери, детский дом, война, контузия…)
Деятельность учащихся
Подготовка к уроку.
Смотрят презентацию, слушают учителя
Формирование УУД.
Умение самоорганизации для работы.
Л-
нравственно-этическая ориентация
Мотивация.
Актуализация знаний.
Целеполагание.
Операционный этап.
Слайд № 1.Текст эпиграфа.
Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло!.. А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой.
Создание проблемной ситуации.
Включение учащихся в постановку целей урока и определение его задач.
Вступительное слово учителя об автобиографичности произведения.
Проблемный вопрос учителя: «Почему спустя много лет писатель не может забыть пряник в форме коня с розовой гривой?».
Какое событие лежит в основе рассказа?
Учитель задает вопрос: «Почему мы изучаем данное произведение? Для чего нам это нужно?»
Как мы будем действовать для достижения цели?
Читают эпиграф. Объясняют его значение.
Задумываются над вопросом и приступают к анализу текста в поисках ответа.
Отвечают на вопрос: «Чтобы знать, как надо поступать в сложной ситуации. Раскрыть смысл философских категорий: «добро и зло», «разум и чувство», «обман и прощение».
Обсуждение презентации, работа с информацией, извлеченной из текста, эвристическая деятельность, устное словесное рисование, разгадывание кроссворда, изображение пряника в форме коня, оформление таблицы.
Л-
нравственно-этическая ориентация.
П-анализ, синтез, обобщение
Л –
нравственная ориентация.
Операционный этап.
Поиск информации в тексте рассказа.
Работа в группах по извлечению необходимой информации.
Сбор информации по тексту, назначение выступающего от группы (спикер)
Устное словесное рисование нравственного портрета главного героя рассказа Вити и «левонтьевских ребятишек».
Выдает задания, предлагает в группах обговорить и озвучить алгоритм деятельности по выполнению задания.
1. Где и когда происходит действие рассказа «Конь с розовой гривой»? По каким признакам вы это определили?
2. Как жилось людям в это время?
3. Как автор показывает, что действие происходит в Сибири?
Разгадывание кроссворда с диалектными словами.
Оказывает помощь в работе с текстом по поиску информации. (Закладки, подчеркивание карандашом..)
Какой прием использует автор при создании образов героев?
Как автор еще называет этих детей и как он к ним относится?
Проводят исследование текста, отвечают на вопросы
1.Действие происходит в одной из деревень на берегу Енисея перед Великой Отечественной войной (коллективизация, возраст героя, его развлечения)
2.Жилось очень трудно. Главный герой – сирота. Его мать утонула. Жил с бабушкой. Дед навещал их изредка.
Семья Левонтьевых тоже жила трудно: описание дома, одежды дяди Левонтия, многодетность семьи, пьющий отец, постоянная нужда....
3.При помощи текста автор показывает, что
действие происходит в Сибири (упоминание реки Енисей, используются диалектные слова).
Выразительно читают описание Енисея.
Разгадывание кроссворда на интерактивной доске со словами:
увал – пологий холм
туесок – корзинка
заполошная – суетливая
бадога- длинные поленья
шаньга – булка с творогом
заимка – земельный участок вдали от села
поскотина – пастбище
яр - крутой край оврага.
Скромность, доброта, трудолюбие, житейская основательность, ответственность, правдивость, приучен все зарабатывать своим трудом (главный герой).
Лень, несобранность, неопрятность, неуважение к себе и окружающим, безответственность (левонтьевские ребятишки).
Прием антитезы.
«Левонтьевские ребятишки», «левонтьевские орлы», «левонтьевская орда», «левонтьевские ребята»,-с любовью и доброй иронией пишет автор, сочувствуя им.
Л-
нравственно-этическая ориентация
К-умение выражать свои мысли и строить речевое высказывание
К-
достижение договоренностей и согласование общего решения
К-
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
П-
поиск и работа с информацией
К – сравнение двух объектов с выделением нескольких существенных признаков.
Защита рисунков с обликом пряника-коня с розовой гривой.
Черчение первой части ассоциативной схемы к слову «пряник», опираясь на содержание рассказа
Что символизировал для мальчика пряник?
Побуждает к поиску информации для возникновения ассоциаций со словом пряник.
Рисуют пряник-символ детства, наивности, чистоты, невинности. Конь-символ сельской крестьянской жизни. Конь-кормилец, средство передвижения, герой крестьянских праздников. Для мальчика- средство выделиться, лакомство.
Ответ на вопрос: «Правильно ли поступила бабушка, вместо наказания подарив внуку обещанный пряник? Почему?»
Подводит к мысли о необходимости прощать.
Предлагают варианты ответов:
он чувствует стыд и раскаяние;
бабушка понимала его душевную чуткость, обостренную совестливость
К- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
Кто в рассказе оказался пострадавшим?
Безмолвствует.
Варианты ответов:
нельзя обманывать и предавать близких;
надо уметь противостоять искушению
П-анализ, синтез, обобщение.
К- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
Работа в группах. Защита продукта деятельности на уроке
в форме ответа на вопрос
«Почему рассказ носит название «Конь с розовой гривой», а не «Обман», например.
Предлагает ученикам сформулировать свои названия рассказа
Представитель каждой группы защищает версию группы.
К-осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Аналитический этап.
Рефлексия.
Задание на дом.
Найти в тексте информацию для письменного ответа на вопросы
по вариантам:
1.«Кто в рассказе, по- вашему, оказался пострадавшим и почему?»
2. «Допустима ли, на ваш взгляд, замена наказания поощрением?»
Заполнение анкеты с вопросами:
1. Чего добивался учитель на уроке?
2. Чего ожидал я от урока?
3. В чем главный результат урока?
4. Что сделал лично я для достижения этого результата?
5. В какой роли был лично я сегодня на уроке (слушатель, исполнитель, исследователь, учитель, эксперт)?
6. Чему я учился сегодня на уроке?
7. Где могут пригодиться знания, полученные сегодня на уроке?
8. О чем бы я еще хотел узнать? Откуда я могу взять об этом информацию?
К – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
Схема фиксации результатов самонаблюдения
на метапредметном занятии в 6 классе по теме:
«Каким надо быть человеком и как жить по совести»
(на основе рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»
1.Развитие мотивационно-целевого компонента УД
Ориентация на цель:
(формулируются конкретные цели урока, направленные на достижение каждого вида результата)
присутствует
на этапе
частично присутствует
отсутствует
1.Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
1.1.ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
1.1.1— определять главную тему, общую цель или назначение текста;
1.1.2— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
1.1.3— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
1.1.5— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
1.1.6— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
1.3.2— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
1.3.4— выделять главную и избыточную информацию;
1.3.5— прогнозировать последовательность изложения идей текста;
1.3.8— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
1.3.9— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
1.4 анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
2.1 структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
2.3.2— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
2.3.3— делать выводы из сформулированных посылок;
2.3.4— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
3.1.1— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
3.1.2— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
3.2 откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;
3.5 использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Этап урока
Мотивационный
(Целеполагание)
Выполнение заданий
Выполнение заданий
Выполнение заданий
Выполнение заданий
Выполнение заданий
Целеполагание
Целеполагание, мотивация к деятельности, выполнение заданий
Выполнение заданий
Составление алгоритма действий
Выполнение действий
Выполнение действий
Выполнение заданий
Выполнение заданий
Выполнение заданий
Рефлексия
Мотивация, целеполагание,
выполнение заданий
На каждом этапе
Мотивация,
выполнение действий
Рефлексия
Метод, прием, средство
Проблемно-поисковый
Составление алгоритма действий
Работа в группах
Фронтальная беседа
Работа с эпизодом
Работа с таблицей по оценке поступков мальчиков, рисование пряника и защита рисунков с обликом пряника-коня
Постановка и поиск ответа на проблемный вопрос
Поиск и извлечение главной и избыточной информации в тексте рассказа,
Устное словесное рисование нравственного портрета главного героя
Анализ эпизода
Инсценировка эпизода продажи ягод и анализ последствий
Письменный ответ на вопрос «Кто в рассказе оказался пострадавшим?»
Черчение второй части ассоциативной схемы к слову «пряник».
Работа с выписками из текста, черчение схем, поиск значений слов в словарях, их правописания, этимологии.
Работа в группах по сбору информации к проблемным вопросам
Формулирование ответа на вопрос, правильно ли бабушка наказала внука
Самоанализ учащегося об актуальности знаний, полученных на уроке.
Фронтальная беседа о времени, которое описывает В.Астафьев
Устное словесное рисование героя и «левонтьевских ребятишек»
Анализ эпиграфа, сюжета и композиции
Самоанализ учащегося об актуальности знаний, полученных на уроке.
Фронтальная беседа о времени, которое описывает В.Астафьев
Устное словесное рисование героя и «левонтьевских ребятишек»
Анализ эпиграфа, сюжета и композиции
Заполнение анкеты
Продуктивность
Применение проблемно-поискового метода
позволило учащимся показать умение ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл произведения
Активно оценивали поступки героев, называли чувства, охватившие мальчиков
Итогом работы над заголовком явились названия рассказа «Обман»,
«Наказание добротой»
Ученики сформулировали тезис о необходимости прощать
Учащиеся правильно комментировали порядок событий, представленных в определенной связи, раскрывающей характеры героев рассказа.
Оценка поступков мальчиков была адекватной, рисунки поражали воображение разнообразием
Безошибочно находили полезную для ответа на вопрос информацию (какое событие лежит в основе рассказа)
Успешно прошло разгадывание кроссворда, работа со словарями, черчение ассоциативной схемы
При помощи закладок и подчеркивания карандашом верно прогнозировали последовательность изложения идей текста
Проанализированный эпизод служил аргументом для обоснования позиции ученика
Учащиеся проявили понимание душевного состояния героя и предлагали варианты его спасения
Учащиеся пробовали анализировать собственные поступки и их последствия.
Выписки из текста, черчение схем, работа со словарями позволили каждому учащемуся проявить индивидуальность
Доводы учащихся были оригинальны
Все варианты ответов подводили к общему выводу о чувстве стыда и раскаяния у героя
Пришли к полезному выводу, какие последствия могут быть, если обмануть любимого человека.
А если вообще кого-то обмануть?
Работа шла продуктивно, ребята показывали знания, почерпнутые из фильмов, рассказов родственников, книг.
Проявляли глубокое сочувствие
Мастерство автора в том, что рассказ, написанный до войны 1941 года, дает знания, которые нужны и сегодня
Дети утверждали, что знания, полученные после прочтения рассказа учат их жить по совести, ценить любовь близких.
Самоанализ метапредметного занятия для учащихся 6 класса
по теме: «Каким надо быть человеком и как жить по совести»
на основе рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».
Среди методов, приемов и средств, направленных на работу с информацией, наиболее продуктивными, на мой взгляд, являются следующие: проблемно-поисковый, эвристический, креативно-практический, операционный, рефлексивный; групповой способ организации деятельности, работа с таблицей.
Продуктивность можно обосновать такими аргументами (позициями):
названные методы, приемы и средства позволили учащимся показать умение ориентироваться
в содержании текста, понимать целостный смысл произведения, оценивать поступки героев; формулировать альтернативное название рассказа; комментировать порядок событий, представленных в определенной связи, раскрывающей характер героев; прогнозировать последовательность изложения идей текста, аргументированно рассуждать, высказывать оценочные суждения и делать выводы.
К малопродуктивным можно отнести следующие методы, приемы и средства: фронтальный, использование символов.
Сильныестороны урока с точки зрения работы с информацией.
Считаем наиболее удачным применение приема создания ассоциативной схемы к слову «пряник» на основе воображения учащихся.
Слабые(проблемные) стороны урока с точки зрения работы с информацией.
К слабой стороне урока отнесем работу в группах по извлечению необходимой информации, которая требовала знаний в образовательных областях филология и обществознание.
Выводы:
1. На наш взгляд, уровеньготовности учителей М.Н.Ефремовой, Т.И.Ильичевой к проектированию и реализации урока, направленного на организацию различных способов работы с информацией, считаем высоким(учителя ставят цель; находят продуктивные способы ее реализации на базовом и повышенном уровнях, используют богатый арсенал методов и приемов; адекватно, с критических позиций оценивают результат и процесс своей педагогической деятельности на уроке, умеют делать выводы из урока.
2. Данный проект позволил достичь понимания, что составление конспекта метапредметного занятия требует от учителя знаний не только по предмету, а в нескольких образовательных областях.
3. В качестве совета рекомендуем, приступая к написанию метапредметного урока, направленного на развитие информационной компетентности, изучить «Модель информационной компетентности (ООП ООО), созданной кандидатом филологических наук, доцентом кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью ИвГУ Майоровой Т.А.