Цель урока: формирование культурной идентичности учащегося как гражданина России. Задачи урока: Предметно-информационная: учить анализировать художественный текст, совершенствовать развитие устной речи, расширять кругозор.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тема учебного занятия: К. Г. Паустовский «Теплый хлеб ». Цель урока: формирование культурной идентичности учащегося как гражданина России. Задачи урока: Предметно-информационная: учить анализировать художественный текст, совершенствовать развитие устной речи, расширять кругозор. Деятельностно-коммуникативная: развивать умения работы с текстом, формировать умения осмысленного восприятия текста, работать с книгой и дополнительными источниками информации, совершенствовать навык правильного выразительного чтения; активизировать и развивать творческое воображение, мышление, развивать навыки работы в группе, приобщать к ценностям русской литературы, знакомя с новыми авторами. Ценностно-ориентационная: совершенствовать мотивацию к самостоятельному чтению, воспитывать качества личности: умение слушать и слышать собеседника, умению разрешения конфликтной ситуации, умению дать оценку своим действиям; воспитывать чувства сопереживания, гордости за свой народ, Родину. Проблема: определить основной мотив и подтекстные мотивы произведения К.Паустовского «Теплый хлеб».
ХОД УРОКА. 1. Самоопределение к деятельности. Эмоциональный настрой. Учитель. Возьмите друг друга за руки. Что вы чувствуете? Ученики. Тепло. Учитель. А что ещё может быть тёплым? Ученики. – Тёплая ладонь. – Тёплое солнце. – Тёплое одеяло. – Тёплый взгляд. – Тёплые слова. – Тёплый хлеб. Учитель. - Какое произведение читали дома? -Давайте посмотрим значение слова «теплый» в толковом словаре? 1.-теплый - (о климате местности) не знающий морозов, южный Пример: Теплые страны. Т. климат. 2. - хорошо защищающий тело от холода Пример: Теплая одежда. 3. - об ощущении тепла Пример: На улице сегодня тепло. В. доме тепло. В валенках ногам тепло. Ни тепло ни холодно кому-н. (== ни жарко ни холодно; см. жаркий; разг.). На душе тепло (перен.). 4. - имеющий отопление Пример: Теплая дача. Теплая половина избы. 5. - ласковый, приветливый Пример: Теплое чувство. Т. прием. Теплые слова утешения. 6. - нагретый, дающий или содержащий тепло Пример: Т. луч солнца. Теплая комната. Теплое молоко. 7. - близкий к цвету огня Пример: Теплые тона (красный, оранжевый, желтый, коричневый). -Почему Константин Паустовский назвал свое произведение «Теплый хлеб»? Не просто «Хлеб», а именно «Теплый»? - Что знаете о К.Паустовском? (Дети рассказывают). Учитель: - Константин Георгиевич Паустовский (1892 – 1968) – человек, который любил природу, знал ее; писатель, который очень серьезно относился к творчеству. Вот что говорил писатель о чтении «Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги». Произведение «Теплый хлеб» было написано в 1954 году и впервые напечатано в детском журнале «Мурзилка». О чем вам говорит дата 1954 год? (Прошло 9 лет после победы в Великой Отечественной войне). 2. Проверка домашнего задания. Работают самостоятельно по индивидуальным карточкам. После выполнения устная фронтальная проверка.1 вопрос-1 балл. Результат отмечают в бланке учета результатов. Вопрос. Ответ. 1.Какой масти был конь? 2.Кто взял себе коня? 3.Какое прозвище имел Филька? 4.Что сделал Филька с куском хлеба? 5. Что случилось в природе после этого? 6.Сколько лет назад был такой же мороз? 7.От чего, по мнению бабки, случился такой мороз? 8.Куда послала бабка Фильку в поисках совета? 9.Что посоветовал Панкрат Фильке? 10.Сколько времени он дал Фильке? 11.Кто был свидетелем их разговора? 12.Что придумал Филька? 13.Что сделали люди для своего спасения? 14.Какую роль сыграла в спасении людей сорока? 15.Что понёс Филька раненому коню? 16.Что конь сделал после того, как съел хлеб? 17.Почему сердилась сорока? Ответы на вопросы викторины: 1.Какой масти был конь? (Вороной) 2.Кто взял себе коня? (Мельник) 3.Какое прозвище имел Филька? («Ну,тебя») 4.Что сделал Филька с куском хлеба? (Кинул в снег) 5. Что случилось в природе после этого? (Метель и сильный мороз) 6.Сколько лет назад был такой же мороз? (Сто) 7.От чего, по мнению бабки, случился такой мороз? (От злобы) 8.Куда послала бабка Фильку в поисках совета? (К Панкрату) 9.Что посоветовал Панкрат Фильке? (Изобрести средство от стужи) 10.Сколько времени он дал Фильке? (Час с четвертью) 11.Кто был свидетелем их разговора? (Сорока) 12.Что придумал Филька? (Продолбить лёд на реке) 13.Что сделали люди для своего спасения? (Продолбили лёд у мельницы) 14.Какую роль сыграла в спасении людей сорока? (Позвала тёплый ветер) 15.Что понёс Филька раненому коню? (Буханку свежего хлеба) 16.Что конь сделал после того, как съел хлеб? (Положил голову на плечо Фильке) 17.Почему сердилась сорока? (Её никто не слушал). 3.Словарная работа. Работа в парах. Заполнить таблицу, пользуясь учебником. Фронтальная устная проверка.1 слово-1балл. В ходе проверки вывешиваю картинки с изображениями слов или слайды с изображениями предметов. Название слова Значение слова околица осокорь хомут осиновый яр пешня лоток квашня
4. Постановка проблемы. Учитель: Вернитесь к самому началу произведения и еще раз прочтите автора и название произведения. Там не указан его жанр. 1 проблема: Это сказка или рассказ? 2 проблема: На какие группы можно разделить всех героев этого произведения? Кто к какой группе относится и почему? -Что же делать? Ваши предложения? 5. «Открытие» учащимися нового знания. Работа в группах. 1 группа ищут в словаре значение слова «рассказ». (Рассказ – 1. Действие по знач. глаг.: рассказать. 2. То, что рассказывается; изложение каких-л. событий. 3. Небольшое художественное повествовательное произведение в прозе.)Учитель: РАССКАЗ-ЭТО повествовательное произведение небольшого объёма с малым количеством героев и кратковременностью изображаемых событий. Рассказ, как правило, посвящен конкретной судьбе, говорит об отдельном событии в жизни человека. Повествование обычно ведется от одного лица. Это может быть и автор, и рассказчик, и герой. 2 группа ищут в словаре значение слова «сказка». (СКАЗКА 1. Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил. Русские народные сказки. Сказки Пушкина. 2. Выдумка, ложь (разг.). Бабьи сказки (пустые слухи, сплетни; пре-небр.). 3. сказка. То же, что чудо (в 3 знач.) (разг.). Костюм получился - с.! * Ни в сказке сказать, ни пером описать - в народной словесности: о ком-чем-н. очень хорошем, красивом. || уменьш. сказочка, -и, ж. (к 1 знач.). || прил. сказочный, -ая, -ое (к 1 знач.). С. жанр. Сказочные герои.)Учитель: На столах у вас карточки с составными частями рассказа и сказки. Разделите их на 2 группы. Рассказ Сказка реальные события зачин реальные герои концовка положительные герои вымысел отрицательные герои добро побеждает зло 5 – баллов. Учитель: - Что в рассказе реально? (Реальные явления: война, раненый конь, голод, озлобление людей, равнодушный мальчик, инвалид, просящий подаяние, унижение инвалида, решение Фильки идти за помощью к людям, совместный труд, возвращение к жизни мельницы и всей деревни, радость прощения и примирения, чуткость коня.)-А что сказочно? (Сказочные – волшебные явления: мельник- колдун; свист, вызывающий лютый холод и наказывающий злого человека; рассказ бабки о происшествии, которое случилось сто лет назад; сорока, летающая за помощью к ветру. Очеловечивание природы, ожидание чуда). Вывод, делают дети: значит «Теплый хлеб» – произведение, где переплетаются реальность и сказка. Учитель: Вывод: Это рассказ с элементами сказки. Учитель:- Назовите героев рассказа. ( Панкрат, конь, Филька). -На какие 2 группы разделим их? (положительные, отрицательные; люди и животные; говорящие и не говорящие; молодые и старые; добрые и злые). -Кого отнесете к 1 группе, кого ко 2? -Что в рассказе сказано о, Панкрате? (У. с.17. Панкрат был скорый на работу, сердитый старик, и ребята считали его колдуном? Панкрат – мельник, живет в стороне от людей (мельница обычно находилась на краю деревни или в стороне от нее), умный и проницательный («быстрые глаза»), из-за этого, наверно, его и считали колдуном. Мало разговаривает, много работает. Видит человека насквозь.)- О, коне? (Конь был ранен во время войны, труженик, терпеливо выполнял тяжелую работу, помогал мельнику Панкрату, все жители деревни считали своим долгом заботиться о нем.) - О, Фильке? (Филька – молчаливый, недоверчивый мальчик, был неласковым, ни с кем не дружил, ему дали прозвище «Ну Тебя») - Как это прозвище характеризует героя? (Фильке наплевать на сверстников, на старших, он думает, прежде всего, о себе). - Каким человеком был Филька? (с.17, с.18,с.20 Он был грубый, злой, ни с кем не дружил, никого не жалел, не доверял людям, был трус, боялся замерзнуть, погибнуть).- Почему жители деревни считали своим долгом кормить коня? (с.17) - Как бабушка объясняла, от чего « страсся» мороз? (с.20-22 от злобы людской, завелся дурной человек, и отворил злое дело). - Филькина бабушка сказала, что злой мужик умер от « охлаждения сердца». Как вы понимаете эти слова? Почему она не сказала просто, что он замерз? (У мужика холодное злое сердце, он никого не любит, ему не для кого жить, у него сердце замороженное, в нем нет человеческого тепла). - Почему Филька плакал, когда пришел к Панкрату: испугался за себя, страшно за судьбу людей, стыдно перед людьми, замерз, жалко лошадь? - Какой совет дал Панкрат Фильке? (с.24) - Как хотел искупить свою вину Филька? Почему он был уверен что, мальчики помогут ему? ( Я их умолю, наши ребята - хорошие. С. 25.) 6.Физминутка. 7.Соотнесение пословиц с содержанием рассказа. Учитель: - Ребята, какие нравственные уроки мы вынесли из этой сказки? : Нужно быть добрыми, отзывчивыми. : Не причинять другим вреда, обиды. : Отвечать за свои поступки, слова. : Не бояться просить прощения, прощать. Учитель: - Народная мудрость давно предупреждает нас о последствиях таких поступков. У нас много пословиц, которые мы могли бы отнести к теме сегодняшнего урока. Из группы пословиц, нужно выбрать подходящие к содержанию нашего рассказа.1. Как аукнется, так и откликнется. 2.Каков привет, таков и ответ. 3.Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступили с тобой. 4.Умение прощать – свойство сильных. Слабые никогда не прощают. 5.Нет ничего отважнее, чем победа над собой. 1 пословица-1 балл. 8.Выбор главной мысли рассказа. Учитель:- А какова же мораль сказки? Я предлагаю вам из предложенных вариантов выбрать подходящие к нашему рассказу. 1. Человек ответственен за свои поступки, злое сердце – холодное сердце, от этого человек может даже умереть. 2. Злое дело необходимо исправить, но лучше зла не делать никому и никогда. 3.Жизнь людей во время Великой Отечественной войны. 4.Хлеб, отношение к нему. 5.Взаимопомощь и взаимовыручка. Умение простить и помочь. 6. Это произведение о труде и взаимовыручке, « ...что один не сделает, сделаем вместе...». 7.Если сделал злое дело, то надо быстрее его исправить, Но лучше не делать злых дел никогда и никому. 1ответ-1 балл. Учитель: Паустовский учит, что зла не надо делать, а уж если сделал, то его надо исправлять, надо уметь помогать и прощать. Мы с вами поработали и увидели, что автор решает множество проблем: войны, голода и хлеба, отношение к хлебу; нравственные проблемы – как менялся Филька- человек, как относятся люди друг к другу и к животным. Пройдет какое-то время, и вы, возможно, забудете содержание этого произведения. Но хочется верить, что вы запомните эти прописные истины на всю свою долгую жизнь. 9.Кроссворд. Работа в парах. 5 6 1 4 8 2 9 3 7 10 Игра. Разгадывание кроссворда (2 мин.) Задания выполняются только по вертикали, если выполнят верно, то по горизонтали получится название произведения.)1. Синоним вьюги, пурги. – МЕТЕЛЬ 2. Мельничные круги, для перетирки зерен. – ЖЕРНОВА 3. Имя советчика Фильки. – ПАНКРАТ 4. Имя обидчика коня. – ФИЛЬКА 5. Дополни словосочетание «позеленевшие ...» – ПАТРОНЫ 6. Масть коня. – ВОРОНОЙ 7. Часть упряжи, которую надевают коню на шею. – ХОМУТ 8. Мельника в деревне считали ... – КОЛДУНОМ 9. Назови диагноз бабки, который она сделала злому мужику «охлаждение...» – СЕРДЦА 10. Название деревни, где произошла эта история. – БЕРЕЖКИ. 10.Домашнее задание. 1.Перечитать произведение. 2. Поразмышлять над вопросамис№8.9,11,13(с.29). 11. Рефлексия.
Отзыв
об открытом уроке по литературного чтения,
учителя начальных классов
МКОУ «Кутихская СОШ »
Магомедовой Залму Абдурашидовны
Тема урока: «Теплый хлеб». Тема и цель занятия, чётко сформулированные в начале уроке, были отмечены в течение всего урока красной нитью. Тип урока: обобщительно-повторительный. Учитель использовал разнообразные методы и приёмы работы, что позволило всем ребятам принимать активное участие в беседе, блиц-опросе, анализе эпизодов, выразительном чтении текста. Замысел занятия реализован в полном объёме. Содержание урока насыщенно, доступно. Учащиеся с интересом выполняли задания. Изложение учебного материала, теории литературы учащимися было быстро усвоено. Проблемные вопросы учителя по теме показали готовность ребят к самостоятельной оценке произведения, раскрыли умение логически мыслить. Были созданы условия для актуализации опыта обучающихся, их личностного общения. Применение здоровьесберегающей, проблемно-обучающей технологии позволило сделать урок рациональным и результативным. На уроке применялись различные виды работы: самостоятельная, фронтальная, групповая. Обучающиеся имели возможность выбора форм и средств работы ( у доски, в тетради). Особенно хорошо прослеживалась индивидуальная работа со слабоуспевающими, которым предлагались задания базового уровня. Использование информационных технологий эффективно повлияло нарезультативность урока: мотивацию учащихся, отразило итоги работу чащихся на уроке, тем самым доказав достижение поставленных целей урока.Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой. Умственные действия опирались и подкреплялись практически. Каждому ученику было уделено должное внимание. Занятие способствовало формированию ключевых компетенций: расширению знаний теоретического материала по литературе. Своевременное использование динамических пауз на уроке помогает детям отдохнуть и далее активно продолжать работать. Педагогпоощряет за малейший успех, заботится о психологическом климате, создает атмосферу доброжелательности и взаимопонимания, учит детей толерантности. Обучающиеся не боятся обращаться к ней за помощью, т.к. они уверены, что они ее получат. Урок был методически выдержан, цель была достигнута. Занятие способствовало развитию таких качеств личности как: коммуникативность, способность к эффективному общению, критическое мышление, креативность, установка на творчество, самостоятельность и ответственность.
Учитель начальных классов ______ Алиева Патимат Жалалудиновна.
Отзыв
об открытом уроке литературного чтения,
учителя начальных классов
МКОУ «Кутихская СОШ »
Магомедовой Залму Абдурашидовны
Тема урока: «Теплый хлеб»
Урок, проведённый учителем начальных классов Магомедовой З.А. прошёл на высоком методическом уровне.
Свой урок она строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. По содержанию материал соответствует целям урока и направлен на обобщение и систематизацию знаний учащихся. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен С учётом типа урока и целей, использовались различные формы и методы обучения: коллективная работа, работа в парах, группах, работа у доски, фронтальный опрос. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. Так как у учащихся мышление преимущественно наглядно образное, использовался наглядный материал в виде иллюстраций, схем, презентации. В соответствии с нормами СанПиН, на уроке проведена подвижная На всех этапах ребята были вовлечены в активную мыслительную и исследовательскую деятельность. Этапы урока были тесно связаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практически. Цели, поставленные перед уроком, в основном, выполнены. На уроке был хорошо организован диалог, вопросы учителя были хорошо продуманы, речь носила научный характер. Урок показал, что ученики умеют давать правильные ответы. Использование информационных технологий целесообразно при проведенииданного урока. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока она включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли ученики с помощью учителя, исходя из соответствующей проблемной ситуации. Учитель учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности. Учитель сумел продумать проведение урока таким образом, чтобы позволить учащимся проявить свое творчество, мастерство. Педагог на протяжении урока не забывал поощрять детей, тем самым создавая благоприятную эмоциональную обстановку в классе.В конце урока была проведена рефлексия, дети сами оценили свою деятельность и достигнутые результаты.Цели были достигнуты, так как запланированный материал реализован, обучающиеся активно работали на уроке. Урок достиг поставленной цели и заслуживает самой высокой оценки.
Заместитель директора по УВР _________ Жарулаев А.М.