kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ И МОРАЛЬ В СКАЗКЕ К. ПАУСТОВСКОГО «ТЕПЛЫЙ ХЛЕБ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы по теме "Народная мудрость и мораль в сказке К. Паустовского "Теплый хлеб", в котором большое внимание уделяется вопросам нравственности  и морали, используется такой момент. как выбор музыкального произведения,  подходящего к сказке. Причем сначала прослушиваются фрагменты, делается выбор. а потом дети узнают их названия. Проводится небольшая дискуссия, кто  является носителем народной морали. что вызывает оживленный спор среди учеников. Урок включает в себя и работу со словарем, кто быстрее найдет значение слова "мораль" . Думается, что уроки по воспитанию нравственно полноценных представителей общества необходимы всегда. особенно в наш  век инновационных технологий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ И МОРАЛЬ В СКАЗКЕ К. ПАУСТОВСКОГО «ТЕПЛЫЙ ХЛЕБ» »

Народная мудрость и мораль в сказке

К. Паустовского «Теплый хлеб»


Дильманова Г.Б.,

учитель русского языка и литературы


Природа не может перечить человеку,

если человек не перечит ее законам.

Герцен А.И.

Говорят: природа – мудрый и строгий воспитатель. А еще, что без мира между человеком и землей, водой, небом невозможна долгая жизнь на планете. Правда, мы живем в городах, и не все из нас видели живую лошадь, гранатовое дерево или бамбук – только в кино да по телевизору. Тем важнее для нас книги, после чтения которых, хочется быть ближе к природе, ее заботам, книги, которые будят в человеке самое главное чувство – любовь к Родине. Одной из таких является книга К. Паустовского «Теплый хлеб».

На заключительном уроке по произведению предлагаю повторить все, о чем говорилось раньше. Остановиться на теме «Фольклорные мотивы, народная мудрость и мораль в сказке «Теплый хлеб» (запись на доске темы и эпиграфа «Быть человеком – это чувствовать свою ответственность»), попытаемся найти мотивы УНТ в событиях рассказа, выяснить, с какой целью использует их автор.

В начале урока вспоминаем, с чего начинается рассказ. С истории коня. Подготовленный ученик делает сообщение о роли коня в жизни человека. Оказывается, на протяжении тысячелетий конь верно служит человеку. Он сопровождает его всю жизнь, образ лошади прочно вошел в русскую культуру (живопись, ваяние, художественная литература). Конь – символ добра и счастья. Мудрость богов являлась людям через это животное. До 30 – ых годов XX века кони были основным транспортным средством и главным помощником крестьян в сельскохозяйственной работе. Лошадей холили, любили и ценили их очень дорого: в XVIII веке за боярскую лошадь давали 20 рублей, аргамаки стоили 100 рублей. Ни за одного крестьянина не давали такой суммы».

- Из каких ранее изученных произведений мы знаем, что конь – верный друг и соратник человека? (Былины, «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина)

- Что случилось с раненым конем Мальчиком?

- Что тут началось? (Сама мать - природа бунтует против жестокого обращения с нею: «стрясся лютый мороз»). Так вот образ метели, мороза – широко используемый мотив, берущий начало из фольклора.

- В каких произведениях встречается тема Мороза? («Морозко», «Мороз, Красный нос» Н.А. Некрасова, сказка «Мачеха и падчерица», «Стрекоза и Муравей» И.А. Крылова)

Далее предлагаю на выбор три музыкальных фрагмента (названий не говорю, «Баба Яга» - одноименные пьесы Мусоргского М.П, Лядова А. К., Чайковского П.И., прослушав которые, ученики должны подобрать подходящие по смыслу строки из сказки). Для учеников музыкальной школы не составит труда выбрать соответствующую мелодию. Почему именно пьеса Мусоргского может служить музыкальным оформлением сказки?

Послушайте первый фрагмент – пьесу П. Чайковского «Баба Яга». Какая музыка звучит? Страшная, быстрая, отрывистая. Детям представляется картина: баба Яга ковыляет, опираясь на клюку, а потом летит в ступе, погоняя ее помелом. В конце как будто проваливается сквозь землю, пропадает.  

Второй фрагмент – пьеса «Баба Яга» Лядова А.К., написанная для оркестра на сюжет «Народных русских сказок». Музыка звучит низко, зловеще, страшно. Встает картина темного дремучего леса, слышатся таинственные шорохи, но Яга не кажется по – настоящему страшной, скорее - смешной.

Так почему же пьеса Мусоргского «Баба Яга» может служить музыкальным оформлением сказки? Дети говорят, что у Мусоргского музыка злая, страшная, быстрая, отрывистая, тревожная. И она идеально подходит к произведению Паустовского: хотя воображение композитора изобразило не мороз, а мощный динамичный образ злой колдуньи, но рисунок мелодии подходит к Морозу: сначала мелодия прерывается устрашающими, зловещими паузами, потом движется с непрерывным ускорением, мчится - грозная, чёткая, ритмичная, похожая на дикий лихой пляс или стремительный полет, властная, мощная, страшная, даже с оттенком злобного торжества! Ведь полет Бабы Яги, как и появление Мороза, сопровождается гулом, свистом, деревья до земли гнутся, птицы и звери от страха разбегаются. Великолепно передан в пьесе образ отрицательного героя произведения, который несет смерть и разруху, как и персонаж «Теплого хлеба». Поэтому музыкальная иллюстрация образа злой Яги оказалась подходящей и для Мороза.

Чем схожи эти два произведения?

Возвращаемся к рассказу «Теплый хлеб». Как описан мороз у Паустовского? «К ночи небо заледенело, как лед, звезды примерзли к небесному своду, и колючий мороз прошел по деревне. Никто его не видел, но каждый слышал скрип его валенок по мерзлому снегу, слышал, как мороз , озоруя, стискивает толстые бревна в стенах, и они трещали и лопались.» Как и в фольклоре, мороз у Паустовского несет голод и смерть: автор продолжает традиции УНТ. Устное народное творчество- от англ. «фольклор» - народ, мудрость, знание – народная мудрость) – совокупность всего, что хранится в народной памяти, о чем поется и рассказывается в народе.

- Как вы думаете, кто из персонажей сказки поступал мудро, верно, т.е. согласно с народной мудростью? Кто является носителем народной мудрости?

Ученики объединяются в группы в зависимости от ответа на этот вопрос.

Одна из групп группа считает мудрым Панкрата, потому что дед («…мельник, скорый на работу, сердитый старик, и ребята считали его колдуном») все знает, все умеет. Поэтому Филя идет именно к нему за советом. Дед одобряет решение Фильки скалывать лед на реке, чтобы освободить воду. И в то же время Панкрат сомневается в успехе этого мероприятия. Он знает, что Фильке даже вместе с его товарищами и стариками и з деревни не по силам бороться со стихией. Какой совет дает дед Панкрат?

Вторая группа, которая выбрала носителем народной мудрости бабушку, считает, что она умна, многое знает, сразу догадалась, «отчего стрясся лютый мороз», т. е. она символизирует память народа, связь поколений. «-Неужто помирать? – спрашивает испуганно Филя.- Зачем помирать? Надеяться надо». В этих словах бабушки выражен оптимизм, вера в торжество справедливости.

Третья утверждает, что носителем мудрости являются старики и пацаны, т.е. оставшиеся в деревне люди, так называемый народ (дееспособное население – на войне). Кому же быть носителем народной мудрости как не народу?! Никто не упрекнул Фильку («Сам заварил – сам и распутывай!»), не отказал в помощи, наоборот, одобрили план Фили и дружно принялись за работу.

Вспомним, какие слова мы ставили во главу угла на прошлых уроках по данной теме? «Природа не может перечить человеку, если человек не перечит ее законам». О чем мы говорили на том уроке? «Охранять природу – значит охранять Родину». Обратите внимание на эпиграф сегодняшнего урока: «Быть человеком – это чувствовать ответственность». Для чего нужен эпиграф? Почему мы должны чувствовать ответственность? Перед кем? ( Перед родителями, собой, природой, будущим).

- А наш главный герой Филька? Чувствует ли он ответственность? Какие ступени в своем развитии он прошел, прежде чем понял? (Работа по группам).

Тема урока - «Фольклорные мотивы, народная мудрость и мораль в сказке «Теплый хлеб». Что означает слово «мораль»? (На данном этапе уместно провести игру «Кто быстрее?», смысл которой найти значение слова в толковых словарях В.И.Даля и С.И.Ожегова).

Оказывается, слово «мораль» означает: 1. Совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и к обществу; нравственность; 2. Поучительный вывод из чего – либо, нравоучение, наставление. Интересно получается: из первого значения слова как совокупности норм поведения человека надо вывести второе – сделать выводы. В нашем случае мы должны сказать, какие выводы, уроки извлекаем из сказки Паустовского «Теплый хлеб». Тем более что автор дает прямые указания, каким образом надо вести себя в жизни и как нужно относиться ко всему живому (чтение домашних эссе «О чем заставляет задуматься сказка К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»?»).

Человек рожден и живет среди людей. И если он этого не понимает, его жизнь походит впустую, никому не приносит он ни радости, ни пользы. Нет ничего ужаснее, чем потерять доверие, расположение живущих рядом, будь то человек или животное. Все мы живем в одном мире, связаны одними кровными нитями. И нельзя доводить природу до такого состояния, чтобы она мстила человеку за все обиды, которые он ей наносит.

В заключение говорю, что сегодня произошло знаменательное событие в нашей жизни – мы познакомились с писателем, убежденным, что мир полон добра и красоты. «Родная земля – самое великолепное, что дано нам для жизни. Ее мы должны возделывать, беречь и охранять всеми силами своего существа»,- считал Паустовский.

Художественные произведения обогащают человека. После прочтения сказки «Теплый хлеб» мы стали немного умнее, добрее, может быть, даже взрослее. Происшедшие события изменили не только Фильку, вместе с ним и мы понимаем, что человеческая грубость и злоба никогда не останутся безнаказанными, а добрые слова и поступки помогают найти верных друзей, с помощью которых можно совершать настоящие чудеса.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ И МОРАЛЬ В СКАЗКЕ К. ПАУСТОВСКОГО «ТЕПЛЫЙ ХЛЕБ»

Автор: Дильманова Галия Бимаганбетовна

Дата: 30.12.2014

Номер свидетельства: 149025

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Народная мудрость и народная мораль в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»"
    ["seo_title"] => string(78) "narodnaia_mudrost_i_narodnaia_moral_v_skazkie_k_g_paustovskogho_tieplyi_khlieb"
    ["file_id"] => string(6) "374764"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1483164603"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Народная мудрость и народная мораль в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»"
    ["seo_title"] => string(80) "narodnaia_mudrost_i_narodnaia_moral_v_skazkie_k_g_paustovskogho_tieplyi_khlieb_1"
    ["file_id"] => string(6) "374768"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1483165545"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Народная мудрость и  мораль в сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб" "
    ["seo_title"] => string(68) "narodnaia-mudrost-i-moral-v-skazkie-k-g-paustovskogho-tieplyi-khlieb"
    ["file_id"] => string(6) "222342"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436188754"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства