kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Вопросы к роману Л.Н.Толстого "Война и мир"

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Какие черты позволяют рассматривать роман «Война и мир» Л.Н. Толстого как эпопею?

В романе «Война и мир» Л.Н. Толстого традиционные призна­ки эпопеи: изображение исторически важного для всей нации события — Отечественной войны 1812 года; широта охвата собы­тий в историческом периоде от 1805 до 1820 года; многочислен­ность действующих лиц (559); множество сюжетных линий; ос­мысление народа как главной силы истории; повествование ве­дется в эпическом плане — действие романа развивается широко и свободно; через историю жизни трех семейств проступает вся эпоха в ее характерных сторонах; эпически представлен быт раз­ных социальных групп и сословий — от императора до простого крестьянина. Широта философско-исторического синтеза и глу­бина социально-психологического анализа связи человека и ис­тории — все это позволяет рассматривать роман как эпопею.

2. Какой смысл заложен в названии романа «Война и мир» Л.Н. Толстого?

Название романа включает не только антитезу: мир как со­стояние, противоположное войне, но обозначает войну и обще­ство (мир) в отношении к ней.Djghjcs r hjv

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Вопросы к роману Л.Н.Толстого "Война и мир" »

1. Какие черты позволяют рассматривать роман «Война и мир» Л.Н. Толстого как эпопею?

В романе «Война и мир» Л.Н. Толстого традиционные призна­ки эпопеи: изображение исторически важного для всей нации события — Отечественной войны 1812 года; широта охвата собы­тий в историческом периоде от 1805 до 1820 года; многочислен­ность действующих лиц (559); множество сюжетных линий; ос­мысление народа как главной силы истории; повествование ве­дется в эпическом плане — действие романа развивается широко и свободно; через историю жизни трех семейств проступает вся эпоха в ее характерных сторонах; эпически представлен быт раз­ных социальных групп и сословий — от императора до простого крестьянина. Широта философско-исторического синтеза и глу­бина социально-психологического анализа связи человека и ис­тории — все это позволяет рассматривать роман как эпопею.

2. Какой смысл заложен в названии романа «Война и мир» Л.Н. Толстого?

Название романа включает не только антитезу: мир как со­стояние, противоположное войне, но обозначает войну и обще­ство (мир) в отношении к ней.

3. Что объединяет Андрея Болконского и Пьера Безухова?

При всей несхожести натур и Болконский, и Безухов стремят­ся к общей цели: понять смысл и открыть движущий источник жизни отдельного человека и человечества в целом и найти свое место в истории.

4. Что понял Болконский на поле Аустерлица?

До Аустерлица Болконский, кумиром которого был Наполе­он, мечтал о своем Тулоне. Но после ранения, лежа под высо­ким небом Аустерлица, Андрей понимает мелочность своих чес­толюбивых мечтаний. Он понял неуничтожимость вечного пото­ка жизни, символизируемую вечным для всех людей небом.

5. Каковы этапы духовного пути Болконского?

Вначале князь Андрей стремится к личной славе, подобно его кумиру Наполеону. После Аустерлица он испытывает тяжелый душевный кризис, разочаровавшись в личных действиях, не спо­собных изменить ход истории. Он уединяется в своих имениях, но затем любовь к Наташе возрождает его. Он постепенно прихо­дит к мысли, что мало жить только для себя. После ранения на Бородинском поле он думает о всеобщей любви, но чувствует односторонность своих размышлений. Ему не хватает понимания души другого человека. Только страдания помогают обрести это понимание и ощущение полноты жизни.

6. Какой духовный путь проходит Пьер Безухов?

Пьер Безухов в начале романа «Война и мир» — честный, но наивный молодой человек, который отдается порокам светской жизни. Но скоро он начинает понимать ханжескую мораль обще­ства, противную ему. Поиски нравственного усовершенствования приводят его к масонам. В этот период он решает посвятить себя благоустройству жизни крестьян. В период разочарования в масонстве Пьер все время стремится найти причины зла. Он ищет в людях «внутреннего человека» — живую душу. Большое значе­ние в духовных исканиях Безухова имела Бородинская битва. Именно здесь Пьер понимает, что историю творит народ. Встре­ча с Платоном Каратаевым приводит его к внутренней гармо­нии, к пониманию, что «человек сотворен для счастья, что сча­стье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей». Близость к народу заставляет анализировать жизнь, видеть истоки ее несправедливости, а это в эпилоге приводит его в тайное общество декабристов.

7. Что Л.Н. Толстой считает главной мыслью романа «Война и мир»?

Главная мысль романа «Война и мир» — «мысль народная». Она пронизывает все образы романа, которые проверяются народ­ной нравственностью, она лежит в основе философии личности и истории.

8. Как в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого решается во­прос о роли личности в истории?

Согласно Л.Н. Толстому, история творится не отдельными, даже сверхгениальными личностями, а волей народа. Из мно­жества отдельных воль складывается дух нации, от которого и зависит исход исторических событий. Это доказала Отечествен­ная война 1812 года, когда перед иноземной угрозой вся нация объединилась и обрела «общую жизнь».

9. Какие народные типы рисует Л.Н. Толстой в романе «Вой­на и мир»?

Л.Н. Толстой показывает разных представителей народа. Но он отмечает два полярных типа национального характера. Один — способные на бунт (богучаровские мужики), другой — непро­тивленцы (Платон Каратаев). Между ними — созидатель, мастер на все руки Тихон Щербатый, отважная старостиха Василиса, староста Дрон.

10. Какие взгляды Л.Н. Толстого воплотились в образе Пла­тона Каратаева?

В образе Платона Каратаева Л.Н. Толстой воплотил мораль идеализируемого им патриархального крестьянства и теорию «непротивления злу насилием». Каратаев оставляет впечатление благообразия и простоты, своеобразной душевной гармонии. В его облике постоянно подчеркивается округлость как признак завершенности. Он убежден, что все происходит по велению Божь­ему, потому ничему не надо сопротивляться, надо принимать мир таким, каков он есть. Основное в поведении Платона Кара­таева — пассивность и созерцательность. Хотя Л.Н. Толстой пода­вал образ Каратаева как положительный пример, но он же по­казывает, что солдаты не восхищаются Каратаевым, относятся к нему даже снисходительно. Не пассивные Каратаевы выиграли войну с французами. Каратаев — толстовский идеал полного рас­творения в общей жизни, тип «роевого человека».

11. Что Л.Н. Толстой называет «скрытой теплотой патрио­тизма»?

В Отечественной войне 1812 года проявилась духовная сила и стойкость народа, его истинный патриотизм, который не нуж­дался ни в пышных словах, ни в красивых жестах. Все как один человек понимали, что «под французом нельзя было», все на­правляли свои действия против врага — это и было тем источни­ком победы, который Л.Н. Толстой назвал «скрытой теплотой патриотизма».

12. Каково значение противопоставления Наполеона и Куту­зова?

Л.Н. Толстой признавал роль личности в истории, но считал, что она только тогда определяет историческое движение, когда ее воля совпадает с волей ее народа. Именно эта философия от­разилась в антитезе Наполеон — Кутузов. По Толстому, нет и не может быть величия там, где нет простоты, добра и правды. На­полеон же эгоистичен, честолюбив, для него люди ничего не значат — это только фигурки в разыгрываемых им партиях. Сол­даты его интересуют только как средство достижения личной славы. В отличие от него, Кутузов не думает о собственной славе. Он умеет уловить общее направление народного духа и напра­вить его на победу. Кутузов живет по нравственным критериям народа. Именно благодаря соединению воли народа и искусства Кутузова Наполеон впервые ощутил приближение разгрома. Рус­ские войска сначала одержали нравственную победу, а затем и историческую военную.

13. Каково значение понятий «внутренний человек» и «внеш­ний человек»?

Понятия «внутренний человек» и «внешний человек» рож­даются в сознании Пьера Безухова в период разочарования его в масонстве. «Внутренний человек» — это «душа в жизни», народ­ное чувство, естественность. «Внешний человек» — «лишнее», прах и мертвенность души, искусственность. Воплощение «внут­реннего человека» — Кутузов, «внешнего» — Наполеон.

14. Каков толстовский идеал женщины?

Идеал толстовской женщины вырисовывается из эпилога ро­мана «Война и мир». Интересы Наташи сосредоточены только на доме, детях, муже. Л.Н. Толстой — противник женской эмансипации. Его идеал женщины близок патриархальным представле­ниям.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Вопросы к роману Л.Н.Толстого "Война и мир"

Автор: Бахтин Сергей Фёдорович

Дата: 23.11.2014

Номер свидетельства: 134593


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства