kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Из русской литературы 19 века. И.А. Крылов. Басни: «Волк на псарне», «Свинья под дубом», «Ворона и Лисица»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок «Из русской литературы 19 века. И.А. Крылов. Басни: «Волк на псарне»,  «Свинья под дубом», «Ворона и Лисица» предназначен  для обучающихся 5 класса общеобразовательной школы.     Он  включает в себя все этапы урока - актуализация уже имеющихся знаний, мотивация к изучению темы, изучение нового материала, работа с текстами басен,  самые разнообразные формы, закрепление материала, рефлексию. 
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Из русской литературы 19 века. И.А. Крылов. Басни: «Волк на псарне», «Свинья под дубом», «Ворона и Лисица» »

Урок литературы в 5 классе (учитель Т.А. Макарова)

Тема. Из русской литературы 19 века. И.А. Крылов. Басни: «Волк на псарне»,

«Свинья под дубом», «Ворона и Лисица»

Цель урока: познакомить с биографией И. А. Крылова, дать понятие о басне как эпическом жанре, прочитать басни «Волк на псарне», «Свинья под дубом», «Ворона и Лисица» и проанализировать одну из басен; развивать образное мышление, речь, память, навыки работы с текстом художественного произведения; формировать способность оценивать свою собственную деятельность на уроке; формирование мировоззрения в связи с моралью басни.

Тип урока: усвоение новых знаний

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Формулировка темы и целей урока

Учитель обращает внимание учащихся на доску, где записана тема урока.

- Ребята, внимательно вчитайтесь в тему урока и попробуйте сформулировать, каких результатов мы должны добиться в ходе нашего урока

Учащиеся самостоятельно формулируют цели урока

  1. Актуализация опорных знаний учащихся

Слово заранее подготовленных учащихся

Ученик первый

И.А. Крылов. Родился в 1769 году в семье военного.  Детство мальчика было нелегким.

Воспитывался Крылов дома, был обучен русской грамоте, 4 правилам арифметики и молитвам. Подростком Ваня Крылов начал работать в канцелярии. Он страстно любил читать, но начальник, застав его за книгою, иногда бивал его по голове и плечам и жаловался его отцу, который тоже наказывал Крылова. Продолжая служить, Крылов овладел французским и итальянским языками, а также научился играть на скрипке. Его талант писателя был замечен.



Ученик второй

Свою первую басню Крылов написал в 11 лет. За жизнь  Крылов выпустил одну за другой 9 книг, в которых было более 200 басен.  И. А. Крылов – баснописец. Умер Крылов в 1844. В летнем саду Петербурга стоит памятник Крылову, созданный скульптором Петром Клодтом. Это первый памятник баснописцу в России. Он был создан на народные деньги, собранные по всей Руси.

Ученик третий

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней!

Хоть о животных он писал
В своих произведеньях,
Но в баснях всякий узнавал
Друзей изображенье.

Мозговой штурм

Ребята, давайте вспомним, какие басни Ивана Андреевича Крылова вы знаете?

Учащиеся называют басни..

  1. Работа над темой урока

Слово учителя

  • Ребята, а что такое басня? (работа с учебником, стр. 292, учащиеся делают запись в тетради)

  • А сколько частей в басне? (повествование, мораль – нравоучение, выраженное в краткой форме (учащиеся записывают в тетрадь))

  • Ребята, кто является героями сказки? Почему они действуют, как люди? Такой приём в литературе называется олицетворение (учащиеся записывают определение в тетрадь)

  • Для того, чтобы нам научиться выразительно читать басни, давайте послушаем, как это делали выдающиеся артисты.

Прослушивание басни «Волк на псарне» в исполнении А. Петренко

Работа над содержанием басни (вопросы записаны на доске)

  • Сколько персонажей в басне? Перечислите их

  • Прочтите мораль

  • Почему Псари не отпустили Волка, ведь он обещал жить с псами в мире?

  • Какие недостатки и человеческие пороки высмеивает Крылов в басне?

  1. Восприятие и усвоение нового материала

Перед тем, как мы с вами начнём анализировать басни, мне хотелось бы сказать, что самым первым баснописцем в мировой литературе считается древнегреческий поэт Эзоп. Поэтому язык, которым пишут басни, называют эзоповым. Итак, давайте запишем определение. Эзопов язык – это иносказательный язык, которым пишутся басни.

Работа в группах (учитель формирует две группы). Учащиеся читают басни «Свинья под дубом», «Ворона и Лисица» по ролям.

Работа с басней «Свинья под дубом»

Беседа по вопросам:

  • Ребята, давайте докажем, что это басня.

  • Какая она по объему? (небольшая).

  • Есть ли в ней сюжет? (да).

  • Выделите 2 части. ( Повествование о поступке свиньи и мораль)

  • А есть ли здесь иносказание? (да, главные герои животные, но под ними подразумеваются люди).

  • Кто главные герои? Сколько их? (Свинья, ворон, дуб).

Давайте обратим внимание на иллюстрацию. Какой эпизод изображен на ней? (разговор свиньи и ворона) (приложение 1)

  • Какие человеческие качества разоблачает в свинье автор? (ограниченность, равнодушие к миру, невежество).

  • Ребята, в русском языке есть 2 похожих слова  - невежа и невежда.

  • Запишем: Невежа – невоспитанный человек. Невежда – человек, который не хочет учиться. Эта свинья и невежа и невежда одновременно.

  • А почему автор в морали заговорил об учености? (басня разоблачает ограниченных, неблагодарных людей, которые с пренебрежением относятся к наукам и учению).


Работа с басней «Ворона и Лисица» (задания записаны на доске)

  • Докажите, что «Ворона и Лисица» – это басня

  • Найдите примеры олицетворения

  • Зачитайте мораль басни

  • Где расположена мораль: в начале басни или в конце?

  • Какие пороки высмеивает Крылов в данной басне?

  1. Рефлексия

Слово учителя

Ребята, мы сегодня очень активно и плодотворно поработали, поэтому теперь можно поиграть. А сейчас, чтобы закрепить материал давайте отгадаем кроссворд и выполним весёлое задание

I вариант отгадывает кроссворд (приложение 2)

II вариант выполняет задание на соответствие (приложение 3)

  1. Итоги урока, оценивание учащихся

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Что вам понравилось?

Захотите ли вы прочитать другие басни Крылова?

  1. Домашнее задание

  1. Выучить наизусть одну из басен И.А. Крылова

  2. Нарисовать иллюстрацию к басне*

  3. Выучить термины











Приложение 1


Приложение 2

1. Кого "по улицам водили, как будто на показ”? (Слон).

2. Кто смеялся "вперед чужой беде”? (Голубь).

3. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна).

4. У кого к зиме под листом "был готовый стол, и дом”? (Муравей).

5. Она осталась без обеда благодаря своей глупости. (Ворона).

6. Один из героев, которые "везти с поклажей воз взялись. (Рак).

7. Кто "без драки” хочет "попасть в большие забияки”? (Моська).

















Приложение 3


Стрекоза и Моська

Мышь и Петух


Чиж и Муравей

Лиса и Ягнёнок


Ворона и
виноград

Слон и Голубь

Кукушка и Крыса


Волк и очки


Мартышка и Лисица




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Макарова Татьяна Анатольевна

Дата: 04.01.2015

Номер свидетельства: 150074

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока на тему "Истоки басенного творчества. Басни Крылова" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-na-tiemu-istoki-basiennogho-tvorchiestva-basni-krylova"
    ["file_id"] => string(6) "130783"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415987882"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Дедушка Крылов и его басни "
    ["seo_title"] => string(30) "diedushka-krylov-i-iegho-basni"
    ["file_id"] => string(6) "163571"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422513283"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Календарно-тематическое планирование по литературе в 5 классе. "
    ["seo_title"] => string(70) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-litieraturie-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "224218"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438603024"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Конспект урока-игры  "«Забавой он людей исправил…»  ( по биографии и творчеству И.А.Крылова)""
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekturokaighryzabavoionliudieiispravilpobioghrafiiitvorchiestvuiakrylova"
    ["file_id"] => string(6) "271727"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451748110"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства