Оборудование: учебник « Родная речь » 3 класс 1 часть. Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова. Портрет И.А.Крылова. Выставка книг с баснями, иллюстрации к басням. Презентация.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование: учебник « Родная речь » 3 класс 1 часть. Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова. Портрет И.А.Крылова. Выставка книг с баснями, иллюстрации к басням. Презентация.
Ход урока
Организационный момент.Сообщение темы и цели урока.
Актуализация знаний. (Слайд 2)
Кто не слыхал его живого слова, Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим всё сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва, И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова. М. Исаковский
- О ком эти замечательные строки? (Ответы детей)
Учитель. Мы с вами несколько уроков изучали творчество одного писателя и именно о его произведениях мы сегодня поговорим, обобщим знания о его жизни и творчестве. Вам надо вспомнить прочитанные басни и ещё раз переосмыслить их значение и поучительность.
- Скажите творчество какого писателя мы изучали?
(Творчество И.А.Крылова.) ( Слайд 3)
- Что он писал? (Он писал басни.)
- Значит, как мы можем назвать И.А.Крылова? (Баснописец.)
- Потому что баснописец – это…(Человек, который пишет басни.)
– А что такое басня? (Слайд 4)
(Верно. Басня– это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость. В баснях обычно действуют животные. В которых мы легко узнаём людей. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.)
- Посмотрите, какие слова о баснях Крылова пишет известный писатель Грибоедов.
…Ох! Басни смерть моя!
Насмешки вечные над львами! Над орлами!
Кто что ни говори:
Хотя животные, а всё – таки цари!
-Какие басни И.А.Крылова вы знаете?
-Посмотрите на нашу книжную выставку. Назовите эти басни!
-Теперь посмотрите на выставку рисунков. Назовите эти басни!
-А теперь давайте послушаем доклад по биографии И.А.Крылова.
(Ученик читает доклад )
Учитель. Более двухсот басен было создано И.А.Крыловым. Многие художники делали к ним иллюстрации. Замечательный русский скульптор Пётр Карлович Клодт выполнил персонажи басен в бронзе. В 1855году в летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображён сидящим в кресле, он задумчив. А рядом, чуть ниже, фигурки персонажей его басен. Этот памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце? Почему около «дедушки Крылова » всегда цветы? Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. (Слайд 5)
– Мы с вами изучали много басен. И некоторые из них учили наизусть. (Ученики рассказывают басни на выбор)
- Какова мораль этой басни?
- Чему она учит?
- Какая крылатая фраза?
– Мы говорили, что в баснях действуют животные, в которых мы легко узнаём людей, их пороки, поступки.
- Многие басни мы читали по ролям, чтобы были более видны и понятны черты наших героев. Так давайте одну из басен прочтём по ролям.
(чтение басни по ролям – на выбор учителя )
- Мораль этой басни?
- Чему учит?
- Крылатая фраза?
3. Физкультурная минутка.
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
5. Инсценировка басни.
- Некоторые басни Крылова мы иногда видим по телевизору как мультфильмы. И ребята подготовили инсценировку одной из басен. (Инсценировка любой басни «Ворона и Лисица»)
- В чём мораль басни?
- Чему учит?
- Крылатая фраза?
7. Закрепление.
- А теперь мы ещё раз повторим басни и обобщим ваши знания. Литературная викторина «Басни дедушки Крылова»
«Мораль сей басни такова»
- В какой басне была такая мораль?
1. «Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна;
Но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.» ( «Ворона и Лисица»)
2. «Вперёд чужой беде не смейся, Голубок!» («Чиж и голубь»)
3. «Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.» («Лебедь, Щука и Рак»)
«Назови героя»
- Кто сказал такие слова:
1. «Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!» (Лисица)
2. «-Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Накорми и обогрей!» (Стрекоза)
«Крылатые слова»
- Многие фразы из басен И.А.Крылова стали крылатыми словами. Мы часто произносим их, даже не думая, что слова эти произнесли впервые герои Крылова.
- Вспомните, эти крылатые фразы:
1. «Лебедь, Щука и Рак» («Да только воз и ныне там»)
2. «Мышь и крыса» («Сильнее кошки зверя нет»)
«Какими строчками заканчиваются следующие басни?»
«Лебедь, Щука и Рак»
Ответ. «Кто виноват из них, кто прав –
Судить не нам;
Да только воз и ныне там»
«Стрекоза и Муравей»
Ответ. «- Ты все пела? Это дело:
Так поди же попляши!»
«Ворона и Лисица»
Ответ. «Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал – с ним была плутовка такова»
8. Рефлексия.
Было интересно…
Было трудно…
У меня получилось…
Урок дал мне для жизни…
Расскажу дома, что …
9.Подведение итогов урока
- Творчество какого писателя мы повторяли?
- Что такое басня?
- Для чего И.А.Крылов писал басни?
И.А.Крылов в своих баснях дал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше. (Оценивание учащихся)