Просмотр содержимого документа
«Ю.Я. Яковлев «Рыцарь Вася»»
Урок по литературе в 3 классе
Ишбулатова Э.Ф.
учитель начальных классов
школа – лицей №85
город Нур-Султан
Тема: Ю.Я. Яковлев «Рыцарь Вася»
Цели: развивать навыки литературного чтения учащихся
Задачи урока:
1.Обучающая: учить пользоваться разными видами чтения, выделять в тексте главное; развивать и закреплять умения прогнозировать и анализировать информацию;
2.Развивающая: умение грамотно высказывать свое мнение о героях и их поступках;
3.Воспитательная: учить быть добрыми, мужественными, самоотверженными; учить совершать благородные поступки, не требуя ничего взамен.
А теперь улыбнитесь друг другу глазами. Улыбка – это хорошее настроение, здоровье.
Напишите свои опасения и ожидания к уроку на эти плоды (лимоны и яблоки). А в конце урока их повесите на соответствующее дерево.
Применяю АМО(активный метод обучения) метод опасения и ожидания «Фруктовый сад»
1 этап Побуждение. Вызов.
Подготовка к изучению новой темы.
Фрагмент из мультфильма «Умка». Музыка
1.Вступительная беседа.
Узнали ли вы песню? Можете ли назвать автора слов, композитора? - Слова к этой доброй, душевной песне написал замечательный человек, писатель, поэт Ю. Яковлев. - Чем привлекает вас прослушанная вами песня? (Конечно, прежде всего, трогательным отношением матери к своему малышу).
И вот сегодня мы будем размышлять над проблемой, которые автор поднимает в своём рассказе «Рыцарь Вася». Очень важно понять, каким образом писатель заставляет нас волноваться или радоваться за героев, соглашаться с ними или, может быть, осуждать их.
2.Сообщение учителя о писателе Ю.Я. Яковлев – детский писатель. Задумываясь о детях, автор размышляет о будущем, о детской радости, о детском горе, о воспитании трудом, красотой, о важности примеров бескорыстия, благородства, о духовном здоровье. Писатель опирается на действительные эпизоды, случаи, происшествия, на все, к чему пристально присматривается и чутко прислушивается. Герои Ю.Я.Яковлева – разные по возрасту и характеру, душевным наклонностям и увлечениям. Но их роднит одно – они не могут и дня прожить без дела, не могут равнодушно пройти мимо горя другого человека, всегда готовы ринуться в бой за справедливость и доброту. Изображая своих героев в разных жизненных ситуациях, писатель напоминает о том, что нельзя изменять дружбе, искать лёгких дорог, что нужно с детства готовить себя к «звёздному мигу» человеческой жизни. Он внушает святые понятия любви, дружбы, товарищества, помогает школьнику познать законы честности и справедливости.
«Быть добрым хорошо и радостно» - эти слова, определяют основную черту своего творчества:
Добро приносит человеку то удовольствие, какого не знает никогда злой;
быть добрым – счастье»
Советую прочитать произведения Ю. Яковлева.
2 этап Реализация. Осмысление.
Кто такие рыцари? (ответы детей)
Сегодня мы познакомимся с рассказом Ю.Я.Яковлева «Рыцарь Вася».
Как вы думаете, почему так называется рассказ? (Ученики высказывают свои предположения)
После знакомства с рассказом мы сравним наши предположения.
Напишем «Синквейн» на тему «Рыцарь»
А в конце урока мы с вами сделаем вывод, соответствует ли Вася этому званию.
Работа в группах:
Читать вы будете самостоятельно в группах. Применяем «Зигзаг» или «Жигсо-1» методика применения одна и та же. В группах дети читают по частям, во вторых группах они передают краткое содержание. После работы в группах, ученики составляют вопросы по тексту и задают свои вопросы другим группам. Применяем АМО «Толстые и тонкие вопросы»
Какова внешность Васи? Его манеры, действия. Отношение к нему окружающих.
– А как характеризует его автор?(можно прочитать из текста) – «А в его груди билось благородное сердце рыцаря. В заветных мечтах он видел себя закованным в блестящие стальные доспехи, в шлеме с опущенным забралом, на белом коне с раздувающимися ноздрями. В таком виде он мчался по свету и совершал множество подвигов, защищая слабых и обиженных. Он был безымянным рыцарем»
Релаксация «Огонь, вода и воздух»
Беседа по содержанию рассказа Итак, в центре рассказа мальчик Вася. Мы рассмотрели нашего героя с точки зрения его внешности, отношения к нему окружающих, автора. А как мы к нему относимся? Сочувствуем ему, так как к нему очень несправедливы окружающие. – Какой главный вопрос автор предлагает для обсуждения? Найдите в отрывке «…а в его груди билось благородное сердце… Он был безымянным рыцарем » три слова, которые очень важны. (Рыцарь, благородное, мечта).
Что нужно, чтобы стать рыцарем? (не обязательно носить тяжёлые доспехи: важно иметь доброе сердце, какое есть у Васи, и быть готовым прийти на помощь людям)
Значит можно сказать, что Вася настоящий рыцарь, что он совершил подвиг?
Что значит быть настоящим рыцарем? Вы растёте, каждый из вас превратится в мужчину, настоящего мужчину. Каким должен быть мужчина? У каждого из вас есть своё представление о том, что значит быть настоящим мужчиной. Ю.Я. Яковлев даёт нам понять, что значит быть настоящим мужчиной, рыцарем. Найдите в словарях В.И. Даля и С.И. Ожегова значение слова рыцарь.
Назовите свойства настоящего рыцаря:
– «Настоящий рыцарь не может быть злым, злобным, обидчивым. Вася не реагировал на обиды, обижался только на себя. Мама называла его «слоном в фарфоровой лавке». Приятель сказал, что «на такого толстого никакие доспехи не налезут». И он не обижался на них».
– Что ещё мы знаем о Васе? «Ходит в музеи, знакомится с рыцарскими доспехами, мечтает о подвигах, читает «Дон Кихота» Сервантеса, знакомится с рыцарями по книгам. Он готовит себя к подвигу». Вася жалеет, что у него имя не подходит к рыцарю, ведь существуют же звучные имена рыцарей таких, как: Ричард, Айвенго, Дон Кихот, которые известны всему миру
Совершил ли Вася подвиг? Стал ли он рыцарем?
«Рыцарь должен быть скромный, не кричать о своём подвиге. Настоящий рыцарь совершает поступок не для того, чтобы имя стало известным, а потому, что он по характеру такой смелый и благородный».
Наш герой здесь встретился с подлостью, с обманом. Но он на линейке не сказал, кто совершил подвиг, кто на самом деле спас мальчика. Он внешне такой. А за внешней оболочкой, неуклюжей фигурой скрывается горячее сердце.
Упражнения для зрения:
1.Шапка для размышлении.
2.Ленивые восьмёрки.
Работа в группах.
Ученики 1группы – ассоциация к слову благородство. Объясните слово «благородство». Самоотверженный человек и есть благородный.
Ученики 2 группы - Кто такие рыцари, каких рыцарей вы знаете?
Чтобы защищать слабых и обиженных, надо меньше всего думать о себе и рисковать собой.
Ученики 3 группы –Таков ли Вася?
(Вася в минуту опасности совершенно не думал о себе)
Выделите те глаголы, которыми автор характеризует поведение «тюфяка» на реке (шагал, шагнул, дошёл, схватил. А затем опять поплёлся) Давайте вспомним эпизод, как он спасал первоклассника. (Здесь дети пересказывают эпизод спасения ребёнка)
4группа – Творческое задание. Рисует «Гору рассказа» наглядно покажет нам начало, развитие сюжета, кульминацию и разрешение. Ученики 4 группы расскажут какой же момент самый важный, самый остросюжетный момент в развитий действия. (кульминация – это тот момент, когда Вася спасает первоклассника)
Работа в паре:
А кто же герой финальной сцены?
Можно ли в финальной сцене найти ответ на вопрос: «Что значит быть настоящим рыцарем?»
Работа в группах. «Автобусная остановка»
На стенах висят а4 с вопросами. Ученики подходят, записывают свои ответы. 4 группы и 4 вопроса.
1. Нарисуйте слово БЛАГОРОДСТВО. А каким цветом вы бы его разукрасили?
2.Почему рассказ называется не тюфяк, а рыцарь Вася?
3.Чему учит нас этот рассказ?
4. Согласны ли вы с концовкой рассказа?
Нет ли внутреннего протеста? (Ведь произошла несправедливость: школа не узнала настоящего героя)
Может быть, именно Димка – герой вчерашнего происшествия?
Затем каждая группа проводит презентацию своей работы.
А сейчас в течение 3 минут написать «Письмо самому себе» Как бы я поступил на месте Васи?
После чтения писем проведём «Горячий стул». На горячем стуле сидит главный герой нашего рассказа Вася. Дети задают ему вопросы соответствующие теме.
3 этап. Рефлексия.
1. Сравните ваши предположения до чтения рассказа и после.
Но прав ли Вася, что смолчал про лжи? (изобличить ложь, остановить подлеца, пока ещё маленького, - это тоже подвиг, поступок)
2. А сейчас сделаем вывод, соответствует ли Вася этому званию - «Рыцарь Вася» (Ответы детей)
На плакат, на котором изображено дерево без листьев, дети приклеивают к веткам стикеры- лимоны, это опасения, а яблоки зелёные – это ожидания (значит урок понравился)
Д/З. На выбор:
1.Составить киносценарий (групповое задание). 2. Составить кроссворды к рассказу (по желанию).