kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ю.Я. Яковлев «Рыцарь Вася»

Нажмите, чтобы узнать подробности

учит пользоваться разными видами чтения, выделять в тексте главное 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ю.Я. Яковлев «Рыцарь Вася»»

Урок по литературе в 3 классе

Ишбулатова Э.Ф.

учитель начальных классов

школа – лицей №85

город Нур-Султан

Тема: Ю.Я. Яковлев «Рыцарь Вася»

Цели: развивать навыки литературного чтения учащихся

Задачи урока:

1.Обучающая: учить пользоваться разными видами чтения, выделять в тексте главное; развивать и закреплять умения прогнозировать и анализировать информацию;

2.Развивающая:  умение грамотно высказывать свое мнение о героях и их поступках;

3.Воспитательная: учить быть добрыми, мужественными, самоотверженными; учить совершать благородные поступки, не требуя ничего взамен.

1.Эмоциональный настрой

«Поздоровайся рукопожатием», «Поздоровайся локтями»

А теперь улыбнитесь друг другу глазами. Улыбка – это хорошее настроение, здоровье.

Напишите свои опасения и ожидания к уроку на эти плоды (лимоны и яблоки). А в конце урока их повесите на соответствующее дерево.

Применяю АМО(активный метод обучения) метод опасения и ожидания «Фруктовый сад»

1 этап Побуждение. Вызов.

Подготовка к изучению новой темы.

 Фрагмент из мультфильма «Умка». Музыка

1.Вступительная беседа. 

 Узнали ли вы песню? Можете ли назвать автора слов, композитора? 
- Слова к этой доброй, душевной песне написал замечательный человек, писатель, поэт Ю. Яковлев. 
- Чем привлекает вас прослушанная вами песня? 
(Конечно, прежде всего, трогательным отношением матери к своему малышу).

И вот сегодня мы будем размышлять над проблемой, которые автор поднимает в своём рассказе «Рыцарь Вася». Очень важно понять, каким образом писатель заставляет нас волноваться или радоваться за героев, соглашаться с ними или, может быть, осуждать их. 

2.Сообщение учителя о писателе
Ю.Я. Яковлев – детский писатель. Задумываясь о детях, автор размышляет о будущем, о детской радости, о детском горе, о воспитании трудом, красотой, о важности примеров бескорыстия, благородства, о духовном здоровье. Писатель опирается на действительные эпизоды, случаи, происшествия, на все, к чему пристально присматривается и чутко прислушивается. 
Герои Ю.Я.Яковлева – разные по возрасту и характеру, душевным наклонностям и увлечениям. Но их роднит одно – они не могут и дня прожить без дела, не могут равнодушно пройти мимо горя другого человека, всегда готовы ринуться в бой за справедливость и доброту. Изображая своих героев в разных жизненных ситуациях, писатель напоминает о том, что нельзя изменять дружбе, искать лёгких дорог, что нужно с детства готовить себя к «звёздному мигу» человеческой жизни. Он внушает святые понятия любви, дружбы, товарищества, помогает школьнику познать законы честности и справедливости.

«Быть добрым хорошо и радостно» - эти слова, определяют основную черту своего творчества: 

Добро приносит человеку то удовольствие, какого не знает никогда злой;

быть добрым – счастье» 

Советую прочитать произведения Ю. Яковлева.

2 этап Реализация. Осмысление.

Кто такие рыцари? (ответы детей)

Сегодня мы познакомимся с рассказом Ю.Я.Яковлева «Рыцарь Вася».

Как вы думаете, почему так называется рассказ? (Ученики высказывают свои предположения)

После знакомства с рассказом мы сравним наши предположения.

  • Напишем «Синквейн» на тему «Рыцарь»

А в конце урока мы с вами сделаем вывод, соответствует ли Вася этому званию.

  • Работа в группах:

Читать вы будете самостоятельно в группах. Применяем «Зигзаг» или «Жигсо-1» методика применения одна и та же. В группах дети читают по частям, во вторых группах они передают краткое содержание. После работы в группах, ученики составляют вопросы по тексту и задают свои вопросы другим группам. Применяем АМО «Толстые и тонкие вопросы»

Какова внешность Васи? Его манеры, действия. Отношение к нему окружающих.

 – А как характеризует его автор?(можно прочитать из текста) – «А в его груди билось благородное сердце рыцаря. В заветных мечтах он видел себя закованным в блестящие стальные доспехи, в шлеме с опущенным забралом, на белом коне с раздувающимися ноздрями. В таком виде он мчался по свету и совершал множество подвигов, защищая слабых и обиженных. Он был безымянным рыцарем»

  • Релаксация «Огонь, вода и воздух»

Беседа по содержанию рассказа
Итак, в центре рассказа мальчик Вася. Мы рассмотрели нашего героя с точки зрения его внешности, отношения к нему окружающих, автора. 
А как мы к нему относимся? 
Сочувствуем ему, так как к нему очень несправедливы окружающие.
– Какой главный вопрос автор предлагает для обсуждения? Найдите в отрывке «…а в его груди билось благородное сердце… Он был безымянным рыцарем » три слова, которые  очень важны. 
(Рыцарь, благородное, мечта). 

Что нужно, чтобы стать рыцарем? (не обязательно носить тяжёлые доспехи: важно иметь доброе сердце, какое есть у Васи, и быть готовым прийти на помощь людям)

Значит можно сказать, что Вася настоящий рыцарь, что он совершил подвиг?

Что значит быть настоящим рыцарем? Вы растёте, каждый из вас превратится в мужчину, настоящего мужчину. Каким должен быть мужчина? У каждого из вас есть своё представление о том, что значит быть настоящим мужчиной. Ю.Я. Яковлев даёт нам понять, что значит быть настоящим мужчиной, рыцарем. Найдите в словарях В.И. Даля и С.И. Ожегова значение слова рыцарь.

Назовите свойства настоящего рыцаря:

– «Настоящий рыцарь не может быть злым, злобным, обидчивым. Вася не реагировал на обиды, обижался только на себя. Мама называла его «слоном в фарфоровой лавке». Приятель сказал, что «на такого толстого никакие доспехи не налезут». И он не обижался на них».

– Что ещё мы знаем о Васе? «Ходит в музеи, знакомится с рыцарскими доспехами, мечтает о подвигах, читает «Дон Кихота» Сервантеса, знакомится с рыцарями по книгам. Он готовит себя к подвигу». Вася жалеет, что у него имя не подходит к рыцарю, ведь существуют же звучные имена рыцарей таких, как: Ричард, Айвенго, Дон Кихот, которые известны всему миру

Совершил ли Вася подвиг? Стал ли он рыцарем?

  • «Рыцарь должен быть скромный, не кричать о своём подвиге. Настоящий рыцарь совершает поступок не для того, чтобы имя стало известным, а потому, что он по характеру такой смелый и благородный».

Наш герой здесь встретился с подлостью, с обманом. Но он на линейке не сказал, кто совершил подвиг, кто на самом деле спас мальчика. Он внешне такой. А за внешней оболочкой, неуклюжей фигурой скрывается горячее сердце.

Упражнения для зрения:

  • 1.Шапка для размышлении.

  • 2.Ленивые восьмёрки.

Работа в группах.

Ученики 1группы – ассоциация к слову благородство. Объясните слово «благородство». Самоотверженный человек и есть благородный.

Ученики 2 группы - Кто такие рыцари, каких рыцарей вы знаете?

Чтобы защищать слабых и обиженных, надо меньше всего думать о себе и рисковать собой.

Ученики 3 группы –Таков ли Вася?

(Вася в минуту опасности совершенно не думал о себе)

Выделите те глаголы, которыми автор характеризует поведение «тюфяка» на реке (шагал, шагнул, дошёл, схватил. А затем опять поплёлся) Давайте вспомним эпизод, как он спасал первоклассника. (Здесь дети пересказывают эпизод спасения ребёнка)

4группа – Творческое задание. Рисует «Гору рассказа» наглядно покажет нам начало, развитие сюжета, кульминацию и разрешение. Ученики 4 группы расскажут какой же момент самый важный, самый остросюжетный момент в развитий действия. (кульминация – это тот момент, когда Вася спасает первоклассника)

Работа в паре:

А кто же герой финальной сцены?

Можно ли в финальной сцене найти ответ на вопрос: «Что значит быть настоящим рыцарем?»

Работа в группах. «Автобусная остановка»

На стенах висят а4 с вопросами. Ученики подходят, записывают свои ответы. 4 группы и 4 вопроса.

1. Нарисуйте слово БЛАГОРОДСТВО. А каким цветом вы бы его разукрасили?

2.Почему рассказ называется не тюфяк, а рыцарь Вася?

3.Чему учит нас этот рассказ?

4. Согласны ли вы с концовкой рассказа?

  • Нет ли внутреннего протеста? (Ведь произошла несправедливость: школа не узнала настоящего героя)

Может быть, именно Димка – герой вчерашнего происшествия?

Затем каждая группа проводит презентацию своей работы.

А сейчас в течение 3 минут написать «Письмо самому себе» Как бы я поступил на месте Васи?

После чтения писем проведём «Горячий стул». На горячем стуле сидит главный герой нашего рассказа Вася. Дети задают ему вопросы соответствующие теме.

3 этап. Рефлексия.

1. Сравните ваши предположения до чтения рассказа и после.

Но прав ли Вася, что смолчал про лжи? (изобличить ложь, остановить подлеца, пока ещё маленького, - это тоже подвиг, поступок)

2. А сейчас сделаем вывод, соответствует ли Вася этому званию - «Рыцарь Вася» (Ответы детей)

  • На плакат, на котором изображено дерево без листьев, дети приклеивают к веткам стикеры- лимоны, это опасения, а яблоки зелёные – это ожидания (значит урок понравился)

Д/З. На выбор:

1.Составить киносценарий (групповое задание).
2. Составить кроссворды к рассказу (по желанию).

3. Написать письмо Васе


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Ю.Я. Яковлев «Рыцарь Вася»

Автор: Ишбулатова Эльвира Фидаильевна

Дата: 10.11.2020

Номер свидетельства: 562978

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока Литература Ю. Яковлев "Рыцарь Вася""
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-litieratura-iu-iakovliev-rytsar-vasia"
    ["file_id"] => string(6) "265229"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449862263"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Разработка урока на тему: Ю. Яковлев «Рыцарь Вася»"
    ["seo_title"] => string(44) "razrabotkaurokanatiemuiuiakovlievrytsarvasia"
    ["file_id"] => string(6) "313718"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459526701"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока литературного чтения в 4 классе. Ю.Яковлев "Рыцарь Вася" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-v-4-klassie-iu-iakovliev-rytsar-vasia"
    ["file_id"] => string(6) "105478"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402855715"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Тестовое задание по литературному чтению, 5 класс "Опиши действия героев" (Ю. Яковлев "Рыцарь Вася")")"
    ["seo_title"] => string(80) "testovoe_zadanie_po_literaturnomu_chteniiu_5_klass_opishi_deistviia_geroev_iu_ia"
    ["file_id"] => string(6) "575150"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1615446899"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Ю. Яковлев «Рыцарь Вася» урок чтения и развития речи"
    ["seo_title"] => string(56) "iu_iakovlev_rytsar_vasia_urok_chteniia_i_razvitiia_rechi"
    ["file_id"] => string(6) "491661"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1545230612"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства