Конспект урока литературного чтения в 4 классе. Ю.Яковлев "Рыцарь Вася"
Конспект урока литературного чтения в 4 классе. Ю.Яковлев "Рыцарь Вася"
Урок литературного чтения по программе развивающего обучения Эльконина-Давыдова в 4 классе по рассказу Юрия Яковлева "Рыцарь Вася". Цель: формирование правильного нравственного выбора. Урок начинается со всем известной колыбельной из мультфильма "Умка", так как Юрий Яковлев является ее автором. О нем и пойдет речь на уроке. Знакомство с биографией автора. Словарная работа.Учащиеся читают произведение, далее строится групповая работа.Каждая группа получает свое задание. Отчет групп.В конце урока дети должны решить для себя ряд нравственных вопросов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Слова к этой доброй, душевной песне написал замечательный человек, писатель Юрий Яковлевич Яковлев.
- Что чувствовали, представляли?
– Предметом нашего сегодняшнего разговора являются проблемы, которые автор поднимает в своем рассказе «Рыцарь Вася». Очень важно понять, каким образом писатель заставляет нас радоваться или волноваться за героев, соглашаться с ними или нет, может даже осуждать их.
- Несколько штрихов биографии.
Юрий Яковлев родился 1922 году в Ленинграде в семье служащего. В 1940 году окончил школу, ушел в армию, участвовал Великой Отечественной войне, был наводчиком зенитной батареи, писал заметки во фронтовую газету. После войны поступил в литературный институт. Писал стихи, рассказы, повести.
Основная черта его творчества…
«Добрым быть хорошо и радостно. Добро приносит человеку то удовлетворение, какого не узнает никогда злой. Быть добрым - счастье».
- Как понимаете высказывание?
- Какой будет тема урока?
Работа с текстом.
- При чтении в тексте вам встретятся слова, значение которых может быть не всем понятны.
(Объяснение)
ТЮФЯК – мешок, набитый соломой, вялый медлительный человек.
ЗАБРАЛО – часть шлема, опускающегося на лицо.
ЛАТЫ- металлические доспехи.
РИЧАРД АЙВЕНГО, РОДРИГО – герои рыцарских романов.
ДОН КИХОТ – рыцарь, главный герой романа Сервантеса.
САНЧО ПАНСО - оруженосец
Чтение детьми частями.
- Какие чувства возникли после чтения? Какими мыслями готовы поделиться?
- Какой вопрос хотите задать?
Работа в группе. (Приложение.)
- Чтобы ответить на ваши вопросы, давайте выберем из произведения слова, характеризующие отношение к герою:
1, 2 группа – окружающих людей;
3,4 группа – самооценку героя (т.е как относится Вася к себе сам);
5, группа – отношение автора.
Проверка:
Отношение окружающих к Васе
Тюфяк (Какие этому доказательства?)
Обжора
Мама говорила про него «слон в фарфоровой лавке» (Объясните смысл этого выражения. Почему так мама про Васю говорила?)
Друг говорил – толстяк.
- Справедливо такое отношение?
- Ребята были несправедливы к нему. Ну и что, что толстый, неуклюжий. Ведь он растет, внешность постоянно меняется, формируется. Вы все растете и все разные.
- А что делает главный герой в ответ на обидные слова?
Отношение к герою автора
«В груди билось благородное сердце рыцаря»
- Что, в отличие от одноклассников, видел в своем герое автор?
- О чем мечтал мальчик?
Отношение Васи к самому себе
Ненавидит себя за неподходящую для рыцаря внешность
Не считает себя героем, тем более рыцарем
- Кто такой рыцарь? (Рыцарь – в феодальной Европе военный человек)
- Какое значение имел в виду автор, вынося в название рассказа слово «рыцарь»?
- Объясните значение слова «благородство».
- Чтобы защитить слабых и обиженных, надо меньше всего думать о себе и рисковать собой. Таков ли Вася?
- По композиции в рассказе эпизод спасения малыша занимает мало места.
Давайте перечитаем.
(чтение отрывка вслух)
- На что обратили внимание? Почему автор слово ТЮФЯК употребил 7 раз?
- Что нужно, чтобы стать рыцарем?
- Всегда ли до конца мы понимаем тех, кто рядом с нами, не такой как мы?
Найдите ответ в тексте.
- Согласны ли вы с концовкой?
- Может Димка настоящий герой?
- Прав ли Вася, что смолчал о лжи?
Итог урока.
-А теперь открою секрет. Произведение было написано в 1967 году, 53 года назад. Состарилось ли оно?
- Какие произведения не стареют?
- Может быть в вашей жизни встречался такой человек, как Вася?