kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ю. Яковлев «Рыцарь Вася» урок чтения и развития речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Читать и анализировать рассказ по теме «О друзьях товарищах», дать определение понятиям «рыцарь», как основы нравственных поступков.

Задачи: отрабатывать навык правильного и выразительного чтения; уточнять и расширять словарный запас учащихся; развивать связную устную речь в ходе обсуждения читаемого произведения; корригировать слуховое восприятие, внимание на основе заданий, аналитическое мышление посредством ответов на вопросы; прививать учащимся нравственные качества (благородство, бескорыстие, доброту.)

Просмотр содержимого документа
«Ю. Яковлев «Рыцарь Вася» урок чтения и развития речи»

Папоян Татьяна Викторовна


КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа - интернат»





Тема урока: Ю. Яковлев «Рыцарь Вася»

урок чтения и развития речи в 5 классе



























р.п. Шербакуль 2018г

Тема урока: Ю. Яковлев «Рыцарь Вася».

Цель: Читать и анализировать рассказ по теме «О друзьях товарищах», дать определение понятиям «рыцарь», как основы нравственных поступков.

Задачи: отрабатывать навык правильного и выразительного чтения; уточнять и расширять словарный запас учащихся; развивать связную устную речь в ходе обсуждения читаемого произведения; корригировать слуховое восприятие, внимание на основе заданий, аналитическое мышление посредством ответов на вопросы; прививать учащимся нравственные качества (благородство, бескорыстие, доброту.)

Оборудование: учебники, ИКТ (презентация к уроку), карточки с заданиями, листы оценивания.

Ход урока

п/п

Этап урока


Деятельность учителя



Деятельность учеников

1

Организационный момент.

(Мотивация к учебной деятельности).

Постановка учебной задачи



Здравствуйте, ребята, я очень рада нашей встрече. Сегодня урок чтения проведу у вас я. Меня зовут Татьяна Викторовна. А сейчас давайте поприветствуем друг друга кивком головы и улыбкой.

Еще раз улыбнитесь друг другу, и с хорошим настроением начинаем наш урок. Садитесь, ребята.

Для того чтобы наш урок прошел более плодотворно давайте определим, чем мы сегодня будем заниматься, поставим учебные задачи и познакомимся с планом урока.

-Итак, сегодня на уроке мы прочитаем новое произведением, проанализируем его. Мы будем учиться размышлять, рассуждать, пополним наш словарный запас.

-Вы будете выполнять много интересных заданий, будете работать индивидуально, в парах, группах, учиться оценивать себя и друг друга. А в конце урока получите заслуженную отметку. У вас для этого есть листы оценивания.

Критерии оценивания.

-Давайте с вами организуем рабочие места. Посмотрим порядок ли у вас на партах?


Показывают готовность к уроку. Приветствуют учителя.



Выводят цели








Знакомятся с планом

2

Речевая разминка.











Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в деятельности

Сегодня на уроке мы будем много говорить, поэтому сейчас мы

«Поработаем с чистоговоркой».

(3 р. - вполголоса, затем чуть громче…)

Не-не-не- скачет рыцарь на коне.

Ать - ать – ать–будет слабых защищать (цокаем языком).

Мы подготовили к работе свой речевой аппарат, продолжаем работу.

Проблемный вопрос:

-Скажите, о ком идет речь в скороговорке? Кто такой рыцарь? (ассоциации, которые возникают).

Сейчас вы проведёте небольшое исследование для того, чтобы выяснить кто такой рыцарь. Для этого поработаем в парах. У трех пар будут задания связанные со словом рыцарь, а у четвертой будет особое задание. Что это будет за слово и зачем нам знать его значение, вы узнаете потом.

1 Поработать со словарём С.И. Ожегова, найти значение слова «рыцарь».

Рыцарь

2 Найдите на иллюстрации рыцаря.

1. 2. 3.

3.Выбрать правильные ответы.

Рыцарь:

А) отважный, смелый, сильный, благородный воин

Б) хитрый, трусливый, равнодушный воин

В наше время называют рыцарем:

А) благородного, самоотверженного человека

Б) хитрого, трусливого эгоиста

4.Поработать с интернет – ресурсами и найти значение слова тюфяк. Которое будет встречаться на нашем уроке.

Составим рассказ по полученным материалам исследования:

В средние века рыцарями называли отважных, смелых воинов, которые носили тяжёлые доспехи, были вооружены копьём и мечом. Чтобы стать рыцарем, нужно было пройти специальную подготовку. В семь лет мальчиков отдавали учиться к опытным воинам. Они обучали их военным наукам. Кроме этого, мальчиков приучали держать данное слово, быть вежливым, выручать друга из беды, заступаться за слабого и обиженного, благородно и возвышенно относиться к женщине.

В наши дни рыцарем называют человека, готового на подвиг во имя другого человека, умеющего держать данное слово, быть вежливым, благожелательным, заступаться за младшего, слабого. Рыцарь готов в любую минуту броситься на помощь другим, и в его груди бьётся благородное сердце.

Вывесить на доске высказывание

Рыцарь-благородный, самоотверженный человек.

Оценивание учителем







Дети рассуждают на тему, кто такие рыцари.




Дети работают со словарем, с карточками, с интернетом, с картинками










Читают текст

3

Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)

Сообщение темы урока. «Открытие» нового знания

- Ребята, помогите мне определить жанр произведения, которое мы будем изучать на уроке. Для этого расставьте «Рыцарские щиты» в порядке цветов радуги.

-Сегодня на уроке мы прочитаем и проанализируем рассказ, главным героем, которого будет рыцарь по имени Вася, а написал этот рассказ писатель Юрий Яковлевич Яковлев.

Прочитайте тему нашего урока:

«Рыцарь Вася» Ю. Яковлев


Учащийся читает тему урока:



4

Первичное закрепление


Ребята, выскажите свои предположения, почему автор дал название рассказу «Рыцарь Вася»? Как будет полное имя у Васи?

а) Чтение рассказа учителем.

Откройте книги на странице 80,сядьте ровно и внимательно послушайте рассказ, глазками следите по учебнику (Учитель демонстрирует учащимся образец выразительного чтения.1 части). Теперь вам понятно, для чего у нас группа работала со значением этого слова, так что оно обозначает в данном случае? (вялый, безвольный, медлительный человек)

б) Проверка первичного восприятия произведения.

Заполните таблицу.

Рыцарь

Вася Рыбаков

имя

Айвенго, Ричард, Родригес


одежда

Шлем, забрало, блестящие доспехи


движения

Быстрота, стройность, гибкость, ловкость, сноровка.


характер

Благородство смелость и решительность

?

отношение к окружающим

Защита, помощь

?

Давайте еще раз посмотрим на таблицу. По внешним характеристикам Вася рыцарем не является, есть ли у него рыцарские качества мы ответить не можем. Еще нам надо разобраться в его отношении к окружающим.

Поэтому мы сегодня с вами должны будем ответить на вопрос: «Является ли Вася рыцарем?». Это и будет целью нашего урока. (вывешиваю цель)



Ученики слушают чтение рассказа учителем, следят по учебнику.



Заполняют таблицу, делают вывод: в названии рассказа Вася рыцарь, а в жизни нет

5

Физминутка

Представьте себе, что вы рыцари, а учебник на вашем столе - это шлем. Давайте наденем его. Для этого возьмите его и, вытянув руки вперед, положите его на голову, расправьте спинки. Посидите немного и снимите шлем.

Учащиеся выполняют упражнения

6

Вторичное восприятие и анализ текста


Случай на реке. Дети читают 2 часть

а) Работа в группах (проговариваем правила работы в группах). Когда группы выполнят задания, они строят «крышу» из рук учащихся

Учащиеся выбирают действия, подходящие героям. Отвечают на вопрос: «Как ведут себя герои?»

Вася

Димка

Ускорил шаг, вышел на берег, шагнул на лед, схватил малыша, вытащил на лед, поплелся домой

Размахивал руками.

громко кричал, чтобы заглушить страх, напряженно выжидал,

потащил малыша

САМООЦЕНИВАНИЕ

[Учитель демонстрирует учащимся образец выразительного чтения 3 части]

Ответьте на вопросы:

За что хвалили Димку Ковалева в школе?

Как ведет себя Вася?

Хорошо ли поступил Димка?

Почему автор 8 раз в рассказе называет Васю тюфяком?

Сочувствуете ли ты Васе или осуждаете его за бесхарактерность?

- Согласны ли вы с концом рассказа?

Нет ли внутреннего протеста?

- Может быть, именно Димка – герой?

Б)Работа с карточками по характеристике героев.

Проговорить качества героев, связать с рыцарем.

Димка Ковалев

Вася Рыбаков

Равнодушный

Равнодушный

Трус

Трус

Самоотверженный

Самоотверженный

Он спас мальчика

Он спас мальчика

Лжец

Лжец

Хитрый

Хитрый

Скромный

Скромный

Благородный

Благородный


Димка Ковалев

Вася Рыбаков

Равнодушный

Равнодушный

Трус

Трус

Самоотверженный

Самоотверженный

Он спас мальчика

Он спас мальчика

Лжец

Лжец

Хитрый

Хитрый

Скромный

Скромный

Благородный

Благородный








Взаимооценивание.



Людям какой профессии нужны эти качества. Назовите эти профессии. Опыт детей.

Но есть движение, которое объединяет людей разной профессии и называют они себя «Волонтеры»

Они по зову сердца помогают людям и не требуют награды. И этот год объявлен в России годом волонтерского движения.

Дети читают по цепочке текст.




Вывод: Суетился и ничего не делал Димка, а Вася ничего не видел, кроме испуганного лица ребенка. Неторопливо совершал свои действия. Это был порыв его души. Значит по характеру он все- таки похож на рыцаря?

Похож по отношению к мальчику.Оценивают себя.

Отвечают на вопросы

Произошла несправедливость: школа не узнала настоящего героя







Оценивают друг друга





Называют профессии

7

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

г) Доказательство утверждения «Вася - рыцарь»

- Мы прочитали с вами рассказ, а сейчас мы с вами вернёмся к проблеме, которую поставили вначале урока и ответим на вопрос: «Является ли Вася рыцарем?» Почему?

-А как говорит автор о Васе? Какое сердце билось в груди у Васи?

Внешность не главное в человеке, а главное, что у него внутри (Билось сердце благородного рыцаря).

8

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).



- Подведем итоги нашего урока.

- Какой была тема урока?

- Какие цели ставили?

- Все ли мы выполнили, что запланировали?

-Где можно применить новые знания?

- Ребята, является ли для вас Вася примером для подражания? Подумайте, как бы вы поступили на его месте? Обоснуйте свой ответ.

Объяснение и запись домашнего задания.

Дать совет Васе и пожелания Диме Ковалеву.




ВЫВОД:

Нужно всегда помогать людям, как делом, так и добрым словом, нужно быть внимательным друг к другу и к окружающим тебя людям. Вокруг нас живут люди, которые нуждаются в помощи

Ученики записывают в дневники домашнее задание.

9

Оценка работы школьников с комментарием педагога.

ЛИСТЫ ОЦЕНИВАНИЯ. Выставление оценок с комментированием. Добавить баллы от учителя.


Учащиеся работают с листами оценивания.

Учитель анализирует их.


Правила работы в группе: а) работать тихо

б) не перебивать друг друга

в) уважать чужое мнение

План урока

  1. Организация начала урока.

  2. Постановка целей урока.

  3. Словарная работа (работа в парах).

  4. Изучение новой темы

а)Работа с текстом.

б) Заполнение таблицы сравнения

в) Физминутка.

г) Определение героев по их действиям (работа в группах).

5. Закрепление изученного материала.

а) Составление характеристики героев (индивидуальная работа)

б) Герои в жизни.

в) Решение противоречия «Вася – рыцарь?»

6 .Подведение итогов урока.

7. Оценивание.




План урока.

  1. Исследование значения слов.

  2. Работа с текстом (I часть).

  3. Работа с таблицей.

  4. Постановка цели урока.

  5. Работа с текстом (II часть).

  6. Работа с таблицей.

  7. Работа с текстом (III часть)

  8. Составление характеристик героев

  9. Итоги урока.










































Димка Ковалев

Вася Рыбаков

Равнодушный

Равнодушный

Трус

Трус

Самоотверженный

Самоотверженный

Он спас мальчика

Он спас мальчика

Лжец

Лжец

Хитрый

Хитрый

Скромный

Скромный

Благородный

Благородный



















Лист самооценки

ФИО ______________________________________________

Этапы урок

Задание

Критерии

Баллы

1

Оценивание учителем.

Без ошибок- 2 балла

С ошибками- 1 балл

Не справился- 0 баллов


3

Самооценивание.

Без ошибок- 2 балла

С ошибками- 1 балл

Не справился- 0 баллов


6

Взаимооценивание.

Без ошибок- 2 балла

С ошибками- 1 балл

Не справился- 0 баллов



Баллы от учителя

От 1-3 баллов


9

Посчитай баллы, выставь оценку.

Больше 6 баллов - «отлично», ты умница! – «5»

4-5 баллов - «хорошо», молодец! – «4»

2-4 балла – «удовлетворительно», в следующий раз у тебя точно получится лучше! – «3»

меньше 1 балла – нужно очень стараться и получить отметку в следующий раз.

Всего баллов:


Лист самооценки

ФИО ______________________________________________

Этапы урок

Задание

Критерии

Баллы

1

Оценивание учителем.

Без ошибок- 2 балла

С ошибками- 1 балл

Не справился- 0 баллов


3

Самооценивание.

Без ошибок- 2 балла

С ошибками- 1 балл

Не справился- 0 баллов


6

Взаимооценивание.

Без ошибок- 2 балла

С ошибками- 1 балл

Не справился- 0 баллов



Баллы от учителя

От 1-3 баллов


9

Посчитай баллы, выставь оценку.

Больше 6 баллов - «отлично», ты умница! – «5»

4-5 баллов - «хорошо», молодец! – «4»

2-4 балла – «удовлетворительно», в следующий раз у тебя точно получится лучше! – «3»

меньше 1 балла – нужно очень стараться и получить отметку в следующий раз.

Всего баллов:



Вася Рыбаков









Димка Ковалев



9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Ю. Яковлев «Рыцарь Вася» урок чтения и развития речи

Автор: Папоян Татьяна Викторовна

Дата: 19.12.2018

Номер свидетельства: 491661

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства