1 | Организационный момент. (Мотивация к учебной деятельности). Постановка учебной задачи | Здравствуйте, ребята, я очень рада нашей встрече. Сегодня урок чтения проведу у вас я. Меня зовут Татьяна Викторовна. А сейчас давайте поприветствуем друг друга кивком головы и улыбкой. Еще раз улыбнитесь друг другу, и с хорошим настроением начинаем наш урок. Садитесь, ребята. Для того чтобы наш урок прошел более плодотворно давайте определим, чем мы сегодня будем заниматься, поставим учебные задачи и познакомимся с планом урока. -Итак, сегодня на уроке мы прочитаем новое произведением, проанализируем его. Мы будем учиться размышлять, рассуждать, пополним наш словарный запас. -Вы будете выполнять много интересных заданий, будете работать индивидуально, в парах, группах, учиться оценивать себя и друг друга. А в конце урока получите заслуженную отметку. У вас для этого есть листы оценивания. Критерии оценивания. -Давайте с вами организуем рабочие места. Посмотрим порядок ли у вас на партах? | Показывают готовность к уроку. Приветствуют учителя. Выводят цели Знакомятся с планом |
2 | Речевая разминка. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в деятельности | Сегодня на уроке мы будем много говорить, поэтому сейчас мы «Поработаем с чистоговоркой». (3 р. - вполголоса, затем чуть громче…) Не-не-не- скачет рыцарь на коне. Ать - ать – ать–будет слабых защищать (цокаем языком). Мы подготовили к работе свой речевой аппарат, продолжаем работу. Проблемный вопрос: -Скажите, о ком идет речь в скороговорке? Кто такой рыцарь? (ассоциации, которые возникают). Сейчас вы проведёте небольшое исследование для того, чтобы выяснить кто такой рыцарь. Для этого поработаем в парах. У трех пар будут задания связанные со словом рыцарь, а у четвертой будет особое задание. Что это будет за слово и зачем нам знать его значение, вы узнаете потом. 1 Поработать со словарём С.И. Ожегова, найти значение слова «рыцарь». Рыцарь 2 Найдите на иллюстрации рыцаря. 1. 2. 3. 3.Выбрать правильные ответы. Рыцарь: А) отважный, смелый, сильный, благородный воин Б) хитрый, трусливый, равнодушный воин В наше время называют рыцарем: А) благородного, самоотверженного человека Б) хитрого, трусливого эгоиста 4.Поработать с интернет – ресурсами и найти значение слова тюфяк. Которое будет встречаться на нашем уроке. Составим рассказ по полученным материалам исследования: В средние века рыцарями называли отважных, смелых воинов, которые носили тяжёлые доспехи, были вооружены копьём и мечом. Чтобы стать рыцарем, нужно было пройти специальную подготовку. В семь лет мальчиков отдавали учиться к опытным воинам. Они обучали их военным наукам. Кроме этого, мальчиков приучали держать данное слово, быть вежливым, выручать друга из беды, заступаться за слабого и обиженного, благородно и возвышенно относиться к женщине. В наши дни рыцарем называют человека, готового на подвиг во имя другого человека, умеющего держать данное слово, быть вежливым, благожелательным, заступаться за младшего, слабого. Рыцарь готов в любую минуту броситься на помощь другим, и в его груди бьётся благородное сердце. Вывесить на доске высказывание Рыцарь-благородный, самоотверженный человек. Оценивание учителем | Дети рассуждают на тему, кто такие рыцари. Дети работают со словарем, с карточками, с интернетом, с картинками Читают текст |
3 | Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) | Сообщение темы урока. «Открытие» нового знания - Ребята, помогите мне определить жанр произведения, которое мы будем изучать на уроке. Для этого расставьте «Рыцарские щиты» в порядке цветов радуги. -Сегодня на уроке мы прочитаем и проанализируем рассказ, главным героем, которого будет рыцарь по имени Вася, а написал этот рассказ писатель Юрий Яковлевич Яковлев. Прочитайте тему нашего урока: «Рыцарь Вася» Ю. Яковлев | Учащийся читает тему урока: |
4 | Первичное закрепление | Ребята, выскажите свои предположения, почему автор дал название рассказу «Рыцарь Вася»? Как будет полное имя у Васи? а) Чтение рассказа учителем. Откройте книги на странице 80,сядьте ровно и внимательно послушайте рассказ, глазками следите по учебнику (Учитель демонстрирует учащимся образец выразительного чтения.1 части). Теперь вам понятно, для чего у нас группа работала со значением этого слова, так что оно обозначает в данном случае? (вялый, безвольный, медлительный человек) б) Проверка первичного восприятия произведения. Заполните таблицу. Рыцарь | Вася Рыбаков | имя | Айвенго, Ричард, Родригес | | одежда | Шлем, забрало, блестящие доспехи | | движения | Быстрота, стройность, гибкость, ловкость, сноровка. | | характер | Благородство смелость и решительность | ? | отношение к окружающим | Защита, помощь | ? | Давайте еще раз посмотрим на таблицу. По внешним характеристикам Вася рыцарем не является, есть ли у него рыцарские качества мы ответить не можем. Еще нам надо разобраться в его отношении к окружающим. Поэтому мы сегодня с вами должны будем ответить на вопрос: «Является ли Вася рыцарем?». Это и будет целью нашего урока. (вывешиваю цель) | Ученики слушают чтение рассказа учителем, следят по учебнику. Заполняют таблицу, делают вывод: в названии рассказа Вася рыцарь, а в жизни нет |
6 | Вторичное восприятие и анализ текста | Случай на реке. Дети читают 2 часть а) Работа в группах (проговариваем правила работы в группах). Когда группы выполнят задания, они строят «крышу» из рук учащихся Учащиеся выбирают действия, подходящие героям. Отвечают на вопрос: «Как ведут себя герои?» Вася | Димка | Ускорил шаг, вышел на берег, шагнул на лед, схватил малыша, вытащил на лед, поплелся домой | Размахивал руками. громко кричал, чтобы заглушить страх, напряженно выжидал, потащил малыша | САМООЦЕНИВАНИЕ [Учитель демонстрирует учащимся образец выразительного чтения 3 части] Ответьте на вопросы: За что хвалили Димку Ковалева в школе? Как ведет себя Вася? Хорошо ли поступил Димка? Почему автор 8 раз в рассказе называет Васю тюфяком? Сочувствуете ли ты Васе или осуждаете его за бесхарактерность? - Согласны ли вы с концом рассказа? Нет ли внутреннего протеста? - Может быть, именно Димка – герой? Б)Работа с карточками по характеристике героев. Проговорить качества героев, связать с рыцарем. Димка Ковалев | Вася Рыбаков | Равнодушный | Равнодушный | Трус | Трус | Самоотверженный | Самоотверженный | Он спас мальчика | Он спас мальчика | Лжец | Лжец | Хитрый | Хитрый | Скромный | Скромный | Благородный | Благородный | Димка Ковалев | Вася Рыбаков | Равнодушный | Равнодушный | Трус | Трус | Самоотверженный | Самоотверженный | Он спас мальчика | Он спас мальчика | Лжец | Лжец | Хитрый | Хитрый | Скромный | Скромный | Благородный | Благородный | Взаимооценивание. Людям какой профессии нужны эти качества. Назовите эти профессии. Опыт детей. Но есть движение, которое объединяет людей разной профессии и называют они себя «Волонтеры» Они по зову сердца помогают людям и не требуют награды. И этот год объявлен в России годом волонтерского движения. | Дети читают по цепочке текст. Вывод: Суетился и ничего не делал Димка, а Вася ничего не видел, кроме испуганного лица ребенка. Неторопливо совершал свои действия. Это был порыв его души. Значит по характеру он все- таки похож на рыцаря? Похож по отношению к мальчику.Оценивают себя. Отвечают на вопросы Произошла несправедливость: школа не узнала настоящего героя Оценивают друг друга Называют профессии |
7 | Включение нового знания в систему знаний и повторение. | г) Доказательство утверждения «Вася - рыцарь» - Мы прочитали с вами рассказ, а сейчас мы с вами вернёмся к проблеме, которую поставили вначале урока и ответим на вопрос: «Является ли Вася рыцарем?» Почему? -А как говорит автор о Васе? Какое сердце билось в груди у Васи? | Внешность не главное в человеке, а главное, что у него внутри (Билось сердце благородного рыцаря). |
8 | Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
| - Подведем итоги нашего урока. - Какой была тема урока? - Какие цели ставили? - Все ли мы выполнили, что запланировали? -Где можно применить новые знания? - Ребята, является ли для вас Вася примером для подражания? Подумайте, как бы вы поступили на его месте? Обоснуйте свой ответ. Объяснение и запись домашнего задания. Дать совет Васе и пожелания Диме Ковалеву.
| ВЫВОД: Нужно всегда помогать людям, как делом, так и добрым словом, нужно быть внимательным друг к другу и к окружающим тебя людям. Вокруг нас живут люди, которые нуждаются в помощи Ученики записывают в дневники домашнее задание. |