Разработка урока на тему: Ю. Яковлев «Рыцарь Вася»
Разработка урока на тему: Ю. Яковлев «Рыцарь Вася»
Цели урока:
образовательная: продолжить работу над рассказом Ю. Яковлева «Рыцарь Вася»; идя вслед за автором, перечитывая наиболее яркие страницы рассказа, помочь учащимся понять позицию автора в вопросе о смысле жизни на земле, его взгляд на то, кого можно назвать духовно богатой личностью, рыцарем нашего времени; дать понятия «героя» и «антигероя», ввести элементы сопоставительного анализа;
воспитательная: на конкретном примере воспитывать духовно богатую личность; «рыцаря» нашего времени;
развивающая: развивать умение правильно, красиво и логично излагать свои мысли.
Вид урока: урок- исследование
Тип урока: закрепление
Оборудование урока: Выставка книг Ю. Яковлева, портрет писателя, картинка с изображением рыцаря, иллюстрация к рассказу «Рыцарь Вася», высказывания известных философов и писателей, раздаточный материал.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему: Ю. Яковлев «Рыцарь Вася»»
Тема: Ю. Яковлев «Рыцарь Вася»
Цели урока:
образовательная: продолжить работу над рассказом Ю. Яковлева «Рыцарь Вася»; идя вслед за автором, перечитывая наиболее яркие страницы рассказа, помочь учащимся понять позицию автора в вопросе о смысле жизни на земле, его взгляд на то, кого можно назвать духовно богатой личностью, рыцарем нашего времени; дать понятия «героя» и «антигероя», ввести элементы сопоставительного анализа;
воспитательная: на конкретном примере воспитывать духовно богатую личность; «рыцаря» нашего времени;
развивающая: развивать умение правильно, красиво и логично излагать свои мысли.
Вид урока: урок- исследование
Тип урока: закрепление
Оборудование урока: Выставка книг Ю. Яковлева, портрет писателя, картинка с изображением рыцаря, иллюстрация к рассказу «Рыцарь Вася», высказывания известных философов и писателей, раздаточный материал.
Ход урока
Орг. момент
Целеполагание
Повторение
Слово учителя 5 мин
Здравствуйте, ребята! Посмотрите внимательно на доску и сформулируйте тему урока.
Правильно! Сегодня мы продолжим работать над текстом Юрия Яковлева «Рыцарь Вася».
Но, прежде, чем начать урок давайте составим план урока.
Чем мы будем заниматься на уроке? (на доску вывешиваются карточки)
Читать текст
Анализировать его
Отвечать на вопросы
Работать в группе
Проводить исследование
Работать мы будем в группах: 1,2,3,4,5,6 группы.
Перед вами лежит оценочный лист. За каждый правильный ответ вы берете кружочек и вкладываете в кармашек. (Показать). В конце мы проведем подсчет.
На прошлом уроке мы познакомились с понятием «Рыцарь». Давайте вспомним кто же такой рыцарь? Зачитаем справку из словаря. (читает Комарова Мария )
Словарь С.И.Ожегова 1 мин
Рыцарь
тяжеловооружённый конный воин, принимавший участие в турнирах;
2) самоотверженный, благородный человек.
Рыцарь готов в любую минуту броситься на помощь другим, и в его груди бьётся благородное сердце.
ΙV. Работа над текстом
Остановимся на последних строчках «В его груди бьется благородное сердце рыцаря».
– Сегодня на уроке мы определим, что рыцарское прячется в Васе. Для этого мы проведём исследование, в ходе которого, я думаю, найдём ответ на вопрос. Исследование состоит из нескольких заданий.
Итак, 1 задание «Описание Васи» 8 мин
Работать вы будете в группах. У вас на столах лежат листочки с заданиями. У каждой группы оно свое. На выполнение дается 5 минут. Послушайте внимательно задание и по- моему сигналу приступите к его выполнению. Вам необходимо выбрать слова согласно заданию и приклеить на ватман.
А. Работа в группах
1 группа Найдете подходящие слова, описывающие Васю в реальности и в мечтах и приклеите на
ватман в таблицу.
2 группа Найдет слова, описывающие отношение окружающих к Васе: мамы, приятелей,
учителей, ребят.
3 группа Находит слова отношения Васи к самому себе
4 группа Отношение автора к герою.
5 группа Распредели карточки по группам: тюфяк и рыцарь.
Б. Презентация
1 группа
В реальности
В мечтах
медлительный
неповоротливый
ходит вразвалку
сонный вид
толстый
закованный в блестящие стальные доспехи
в шлеме с опущенным забралом
на белом коне
защитник слабых и обиженных
2 группа Отношение окружающих к Васе
Мама «слон в фарфоровой лавке»
Приятель толстяк
Учителя лопалось терпение, и она отправляла его на место
Ребята начинали хихикать на уроках физической культуры
А в свой адрес слышал:
«Мама кричала: «Осторожно! Слон в фарфоровой лавке!»
«Услышав о доспехах, приятель покривился и сказал: «На такого толстого никакие доспехи не налезут.»
«Ребята смеялись…»
«… у учительницы лопалось терпение, и она отправляла его на место»
«На уроках физкультуры он был предметом общих насмешек. Когда ему предлагали пройти по буму, ребята уже заранее начинали хихикать…»
«Зал засмеялся…»
-Справедливо такое отношение?
- Ребята были несправедливы к нему. Ну и что, что толстый, неуклюжий. Ведь он растет, внешность постоянно меняется, формируется. Вы все растете и все разные.
- А что делает главный герой в ответ на обидные слова?
3 группа Отношение Васи к самому себе
Ненавидит себя за неподходящую для рыцаря внешность.
Не считает себя героем, тем более рыцарем.
Он привык к судьбе неудачника. Обычно неудачники сердятся на других, а он сердился на самого себя. Он давал себе слово измениться и начать новую жизнь. Старался быстрее двигаться, говорить почти криком и ни в чём не отставать от ребят. Но из этого ничего хорошего не выходило.
Можно ли к себе так относится? ( Нет, себя надо любить).
4 группа Отношение автора к герою
«В груди билось благородное сердце рыцаря»
- Что, в отличие от одноклассников, видел в своем герое автор?
- О чем мечтал мальчик?
5 группа Распредели карточки по группам. Кому подходят эти качества:
Тюфяк
Неловкость,
медлительность, неповоротливость, мечтательность,
вялость,
неуклюжесть.
Рыцарь
благородство, решительность, мужество,
смелость,
сила,
бесстрашие
Разминка «День и ночь»
А теперь отдохнем. Я приглашаю вас на разминку, которая называется «День и ночь».
Играть будем так: когда я говорю «День», вы должны изображать то, как вы делаете добрые дела. Какие добрые дела мы можем делать? (Ответы детей: помогать по дому, подмести, помыть посуду и т.д.)
А когда я скажу «Ночь», вы должны спать. Будьте внимательны.
Приступим ко 2 заданию Поступок Васи.
Мы разобрали образ Васи. Появляется ли перед нами портрет рыцаря? (нет) Почему?
Конечно, внешне Вася совсем не похож на рыцаря. А какой поступок позволяет нам судить о нём как о рыцаре? (спасение малыша)
Работу над этой частью рассказа я хочу начать с пословицы. 3 мин
Ребята, прочтите пословицу и дополните ее глаголами.
Если ты сделал добро – МОЛЧИ.
Если тебе сделали добро – РАССКАЖИ.
(ученики расставляют глаголы по своему усмотрению)
Как вы думаете, к какому герою из нашего рассказа можно отнести эту пословицу? Почему?
- Чтобы разобраться, почему Вася промолчал на линейке, предлагаю поработать в группах.
Задания группам: 8 мин
Вам необходимо записать глаголы – действия Васи/Димки, которые помогают понять причины их поступков, на листочках.
Давайте вспомним что такое глагол?
1-5 группа –поведение Васи на реке.
3-4 группа – поведение Димки на реке.
2 группа- общее в поведении Васи и Димы
А Ученики работают в группах.
Б. Презентация (1,3,2 гр)
После выступления приклеивают листы с ответами в кружочки диаграммы Венна.
-Мы с вами составили «Диаграмму Венна»: Вася Рыбаков-Дима Ковалёв .
4 задание Кто же Вася: рыцарь или тюфяк? 5 мин
Индивидуальная работа
- Мы проанализировали поступок Васи. Сейчас я предлагаю вам выбрать свою позицию – Кто же Вася? Рыцарь или Тюфяк?
Для этого необходимо заполнить дискуссионную карту. Если вы согласны заполняют левую колонку, нет правую.
Да, потому что…
Проблемный вопрос
Нет, потому что…
Является ли Вася Рыбаков в действительности рыцарем?
А Ученики работают индивидуально
Б. Презентация опрос 2-х учеников (авторский стул)
Поднимите руки, кто считает, что Вася Рыбаков является рыцарем?
- Чем заканчивается рассказ?
- Согласны ли вы с концовкой?
-Как можно помочь Васе восстановить справедливость?
Предположения учеников: Всю правду может рассказать первоклассник, которого спас Вася.
- Ответим на главный вопрос исследования, что же рыцарское прячется в Васе? (он был благородным)
А теперь открою секрет. Произведение было написано в 1967 году, 48 лет назад.
Состарилось ли оно? (Нет, потому что в жизни постоянно встречаются подобные ситуации).
4 задание Проблемные ситуации. Ритуал посвящения в рыцари. 4 мин
– Сейчас я вам предлагаю подумать и сказать, как вы поступите, если на пляже услышите крик: «Помогите, тону!».
Ответы детей.
– Я думаю, что вы тоже достойны быть рыцарями. Итак, приступим к ритуалу посвящения.
Клянёмся рыцарями быть! Всегда спасибо говорить, Добрый день, до свидания, Нет в мире выше рыцарского звания! Клянёмся рыцарями быть! И лень, и грубость позабыть, Клянёмся рыцарями быть! В борьбе со злом добро добыть.. Клянёмся!- 3 раза
V. Домашнее задание 1 мин
Написать ответ на вопрос: «Прав ли Вася, что не рассказал о том, что он спас мальчика? Как бы вы поступили на его месте?»
Итог 2 мин
- Что нужно, чтобы стать рыцарем? (совершать благородные поступки и не хвастаться этим)
Давайте вернемся к плану урока. Посмотрим, все ли мы выполнили? Работа по таблице.