kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока Литература Ю. Яковлев "Рыцарь Вася"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ю. Яковлев "Рыцарь Вася"

Цели

  • провести работу над рассказом «Рыцарь Вася», ввести понятия «рыцарь», «герой», «антигерой»
  • Развивать умение определять тему, идейное содержание рассказа, развивать речь мышление, умение дать оценку поступкам героев.
  • Воспитывать смелость, честность, стремление прийти на помощь, доброжелательное отношение к людям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Литература Ю. Яковлев "Рыцарь Вася"»



Открытый урок литературы

Тема: «Ю. Яковлев «Рыцарь Вася»»

Учитель: Кананыхина А.А.

Класс: 3 «М»



Затобольская школа-гимназия

2015 г













Цели:

  • провести работу над рассказом «Рыцарь Вася», ввести понятия «рыцарь», «герой», «антигерой»

  • Развивать умение определять тему, идейное содержание рассказа, развивать речь мышление, умение дать оценку поступкам героев.

  • Воспитывать смелость, честность, стремление прийти на помощь, доброжелательное отношение к людям.

Оборудование:

выставка рисунков учеников;

компьютер, интернет

м/медиа;

в/ролик «Рыцари» mp4

ролик Ералаш «Настоящий рыцарь» mp4

КОЗ модельный ответ + оценочные листы

Используемая технология: групповая.

Ведущий метод: сотрудничество, диалог.

Использование ТСО: м/медиа.

Опережающее домашнее задание: читательские отзывы о рассказе, рисунки (Рыцарь)



Ход урока

  1. Оргмомент

Приветствие: а) глазами

б) как лучшие друзья

в) как на деловой встрече

Правила работы в группе: а) работать тихо

б) работать в дружеской обстановке

в) уважать мнение своих портнеров

  1. Актуализация знаний

  1. Просмотр ролика «Рыцари»

  2. Прочитать шифровку:

- Ю. Яковлев однажды произнес слова, в которых, по сути, определил основную черту своего творчества:

«Быть добрым хорошо и радостно. Добро приносит человеку то

удовольствие, какого не знает никогда злой; быть добрым –

счастье»

- Мне кажется, что это высказывание можно уместить всего в два слова: «Быть Человеком».

- Что значит, по-вашему, быть человеком с большой буквы?

Дети отвечают.

  1. Выставка рисунков «Рыцарь»



  1. Стадия вызова

  1. Сообщение цели урока:

Сегодня на уроке нам придется решить проблему : «Вася – рыцарь?»

Заполнение таблицы «Фишбоун».

  1. Осмысление содержания

Работа в группах

а) Работа экспертов

В интернете найти пояснение слов: «Рыцарь», «Тюфяк»

I группа. Какова внешность Васи? Его манеры, действия. (Медлительный, неповоротливый, ходил в развалку. Куртка в обтяжку, на толстом его лице...)

II группа. Выписать все глаголы, которые характеризуют действия героя (Раскачивался. Ходил вразвалку. Плелся. С грохотом скатывался. Неуклюже сползал. Тяжело спрыгнул). Что подчёркивается этими глаголами?


III группа. Отношение к нему окружающих ( одноклассники, мам, друг, учитель, сам Вася, автор)

Все называли его тюфяком, «на уроках физкультуры был предметом общих насмешек

А как характеризует его автор?

«А в его груди билось благородное сердце рыцаря. В заветных мечтах он видел себя закованным в блестящие стальные доспехи, в шлеме с опущенным забралом, на белом коне с раздувающимися ноздрями. В таком виде он мчался по свету и совершал множество подвигов, защищая слабых и обиженных. Он был безымянным рыцарем..»

IV группа выделить те глаголы, которыми автор характеризует поведение «тюфяка» на реке.

(Шагал. Шагнул. Дошел. Схватил. А затем опять поплелся)



Физкультминутка

- Ребята, встаньте, пожалуйста, поднимите руки над головой и покажите, каким должно быть «благородное сердце рыцаря»?

(Дети вместе с учителем выполняют упражнение).

В отличие от автора, одноклассники видят его толстым, неуклюжим, неповоротливым, считают, что причина его полноты – это обжорство. Но это не так. Он не любил есть. Ребята были очень, очень несправедливы к нему. Ну и что, что он толстый, неуклюжий, ведь он только растёт, его внешность постепенно формируется.

- А что делает герой в ответ на эти обидные слова?

«Он привык к судьбе неудачника и сердился только на самого себя».

Итак, в центре рассказа мальчик. Мы рассмотрели нашего героя с точки зрения его внешности, отношения к нему окружающих, автора.

А как мы, читатели, к нему относимся?

Сочувствуем ему, так как к нему очень несправедливы окружающие.

Какой главный вопрос автор предлагает для обсуждения? Найдите в отрывке «…а в его груди билось благородное сердце… Он был безымянным рыцарем » три слова, которые  очень важны.

(Рыцарь, благородное, мечта).

Слово - экспертам

«Тюфяк»

1. Мешок, набитый чем-нибудь мягким (шерстью, травой, соломой), служащий постелью.

2. перен. Об апатичном, вялом и безвольном человеке (разг. неод.). «- Леность непомерная, моционуникакого не имеет: целые дни сидит да лежит… Тюфяк, совершенный тюфяк!» Писемский.

У слова « рыцарь » - 2 значения:

1. В феодальной Европе – военный человек.

2. Перен. Самоотверженный, благородный человек.

- Какое из значений имел в виду автор, вынося в название рассказа слово «рыцарь»?

(Имя не подходило для рыцаря, да и внешность тоже).

Однако слово «ТЮФЯК» здесь автор употребляет несколько раз! Почему?

(Чтобы читатель внутренне не согласился с этим словом).

Просмотр в/ролика Ералаш «Настоящий рыцарь»

- Действительно, поступок человека говорит о многом! Что нужно, чтобы стать рыцарем?

(Не обязательно носить тяжелые доспехи: важно иметь доброе сердце, какое есть у Васи, и быть готовым прийти на помощь людям).

  1. Презентация продукта деятельности.

Конференция, на которой учащиеся выступают со своими работами.

Вернёмся к «Кластеру». Вася Рыбаков всегда мечтал стать рыцарем. Вы определили качества рыцаря. Заполните «Фишбоун»:

Заполнение таблицы «Фишбоун»

Рыцарь

Вася Рыбаков

имя

Айвенго, Ричард, Радриго

Да/нет

одежда

Шлем, забрало, блестящие доспехи

Ла/нет

движения

Быстрота, стройность, гибкость, ловкость, сноровка.

Ла/нет

характер

Доброта, скромность, но при этом смелость и решительность

Да/нет

Отношение окружающих

Гордость, восхищение

Да/нет

Стремление к мечте, цели

Всегда стремится к своей мечте, несмотря ни на что.

Да/нет

Синоним понятия рыцарь

Благородность, великодушие

Да/нет

Считается пороком

Ложь, неумение держать свое слово, лицемерие и вероломство.

Да/нет



Да, потому что…

Проблемный вопрос

Нет, потому что…


Вася - рыцарь?




1. Перечисли, какие черты характера хотел бы воспитать ты в себе, чтобы быть похожим на рыцаря?

2. Обсуди в группе: как ты должен вести себя с товарищами, чтобы тебя считали настоящим рыцарем.

3. Сочувствуешь ли ты Васе или осуждаешь его за бесхарактерность7 Как бы ты поступил на его месте?

4. Ведёшь ли ты подсчет своих добрых дел7

- Согласны ли вы с концом рассказа? Нет ли внутреннего протеста?

(Произошла несправедливость: школа не узнала настоящего героя)

- Может быть, именно Димка – герой вчерашнего происшествия?



Димка Ковалев

Равнодушный

Да

Нет

Трус

Да

Нет

Самоотверженный

Да

Нет

Он спасал мальчика вместе с Васей

Да

Нет

Лжец

Да

Нет

Хитрый

Да

Нет

Мужественный

Да

Нет

Модельный ответ

Димка Ковалев

Равнодушный


Нет

Трус

Да


Самоотверженный


Нет

Он спасал мальчика вместе с Васей


Нет

Лжец

Да


Хитрый

Да


Мужественный


Нет



VI. Домашнее задание

Дома к слову БЛАГОРОДСТВО вместе с мамами и папами подобрать синонимы и записать их в тетрадь, написать мини-сочинение:

«Что значит быть рыцарем»?

  1. Рефлексия

На двери висит плакат, на котором изображено дерево без листьев. Дети на выходе из класса приклеивают к веткам стикеры:

розовое сердце – урок понравился,

зеленое яблоко– не очень,

желтое яблоко – совсем не понравился.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока Литература Ю. Яковлев "Рыцарь Вася"

Автор: Кананыхина Анна Анатольевна

Дата: 11.12.2015

Номер свидетельства: 265229

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "конспект урока по литературе по рассказу Юрия Яковлева "Игра в красавицу""
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekturokapolitieraturieporasskazuiuriiaiakovlievaighravkrasavitsu"
    ["file_id"] => string(6) "333239"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1465303076"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства