Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Литература Ю. Яковлев "Рыцарь Вася"»
Открытый урок литературы
Тема: «Ю. Яковлев «Рыцарь Вася»»
Учитель: Кананыхина А.А.
Класс: 3 «М»
Затобольская школа-гимназия
2015 г
Цели:
провести работу над рассказом «Рыцарь Вася», ввести понятия «рыцарь», «герой», «антигерой»
Развивать умение определять тему, идейное содержание рассказа, развивать речь мышление, умение дать оценку поступкам героев.
Воспитывать смелость, честность, стремление прийти на помощь, доброжелательное отношение к людям.
Оборудование:
выставка рисунков учеников;
компьютер, интернет
м/медиа;
в/ролик «Рыцари» mp4
ролик Ералаш «Настоящий рыцарь» mp4
КОЗ модельный ответ + оценочные листы
Используемая технология: групповая.
Ведущий метод: сотрудничество, диалог.
Использование ТСО: м/медиа.
Опережающее домашнее задание: читательские отзывы о рассказе, рисунки (Рыцарь)
Ход урока
Оргмомент
Приветствие: а) глазами
б) как лучшие друзья
в) как на деловой встрече
Правила работы в группе: а) работать тихо
б) работать в дружеской обстановке
в) уважать мнение своих портнеров
Актуализация знаний
Просмотр ролика «Рыцари»
Прочитать шифровку:
- Ю. Яковлев однажды произнес слова, в которых, по сути, определил основную черту своего творчества:
«Быть добрым хорошо и радостно. Добро приносит человеку то
удовольствие, какого не знает никогда злой; быть добрым –
счастье»
- Мне кажется, что это высказывание можно уместить всего в два слова: «Быть Человеком».
- Что значит, по-вашему, быть человеком с большой буквы?
Дети отвечают.
Выставка рисунков «Рыцарь»
Стадия вызова
Сообщение цели урока:
Сегодня на уроке нам придется решить проблему : «Вася – рыцарь?»
Заполнение таблицы «Фишбоун».
Осмысление содержания
Работа в группах
а) Работа экспертов
В интернете найти пояснение слов: «Рыцарь», «Тюфяк»
I группа.Какова внешность Васи?Его манеры, действия. (Медлительный, неповоротливый, ходил в развалку. Куртка в обтяжку, на толстом его лице...)
II группа.Выписать все глаголы, которые характеризуют действия героя(Раскачивался. Ходил вразвалку. Плелся. С грохотом скатывался. Неуклюже сползал. Тяжело спрыгнул). Что подчёркивается этими глаголами?
III группа.Отношение к нему окружающих ( одноклассники, мам, друг, учитель, сам Вася, автор)
Все называли его тюфяком, «на уроках физкультуры был предметом общих насмешек
– А как характеризует его автор?
«А в его груди билось благородное сердце рыцаря. В заветных мечтах он видел себя закованным в блестящие стальные доспехи, в шлеме с опущенным забралом, на белом коне с раздувающимися ноздрями. В таком виде он мчался по свету и совершал множество подвигов, защищая слабых и обиженных. Он был безымянным рыцарем..»
IV группа выделить те глаголы, которыми автор характеризует поведение «тюфяка» на реке.
(Шагал. Шагнул. Дошел. Схватил. А затем опять поплелся)
Физкультминутка
- Ребята, встаньте, пожалуйста, поднимите руки над головой и покажите, каким должно быть «благородное сердце рыцаря»?
(Дети вместе с учителем выполняют упражнение).
– В отличие от автора, одноклассники видят его толстым, неуклюжим, неповоротливым, считают, что причина его полноты – это обжорство. Но это не так. Он не любил есть. Ребята были очень, очень несправедливы к нему. Ну и что, что он толстый, неуклюжий, ведь он только растёт, его внешность постепенно формируется.
- А что делает герой в ответ на эти обидные слова?
«Он привык к судьбе неудачника и сердился только на самого себя».
– Итак, в центре рассказа мальчик. Мы рассмотрели нашего героя с точки зрения его внешности, отношения к нему окружающих, автора.
А как мы, читатели, к нему относимся?
Сочувствуем ему, так как к нему очень несправедливы окружающие.
– Какой главный вопрос автор предлагает для обсуждения? Найдите в отрывке «…а в его груди билось благородное сердце… Он был безымянным рыцарем » три слова, которые очень важны.
2. перен. Об апатичном, вялом и безвольном человеке (разг. неод.). «- Леность непомерная, моционуникакого не имеет: целые дни сидит да лежит… Тюфяк, совершенный тюфяк!»Писемский.
У слова « рыцарь » - 2 значения:
1. В феодальной Европе – военный человек.
2. Перен. Самоотверженный, благородный человек.
- Какое из значений имел в виду автор, вынося в название рассказа слово «рыцарь»?
(Имя не подходило для рыцаря, да и внешность тоже).
Однако слово «ТЮФЯК» здесь автор употребляет несколько раз! Почему?
(Чтобы читатель внутренне не согласился с этим словом).
Просмотр в/ролика Ералаш «Настоящий рыцарь»
- Действительно, поступок человека говорит о многом! Что нужно, чтобы стать рыцарем?
(Не обязательно носить тяжелые доспехи: важно иметь доброе сердце, какое есть у Васи, и быть готовым прийти на помощь людям).
Презентация продукта деятельности.
Конференция, на которой учащиеся выступают со своими работами.
Вернёмся к «Кластеру». Вася Рыбаков всегда мечтал стать рыцарем. Вы определили качества рыцаря. Заполните «Фишбоун»: