kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование схемы анализа на уроках математики и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование понимания универсального характера схемы анализа и выявление возможности её использования при изучении литературы.

Задачи урока:

Сравнить логическую схему анализа со схемой анализа литературного произведения;

убедиться в универсальности схемы анализа;

выявить мнение учащихся о такой форме учебной деятельности как интегрированный урок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование схемы анализа на уроках математики и литературы»

учитель

Рожнёва Светлана Ивановна, учитель русского языка и литературы

Тема

Интегрированный урок математики и литературы, 8класс

Тема :Использование схемы анализа на уроках математики и литературы

Общие цели:

Цель урока: формирование понимания универсального характера схемы анализа и выявление возможности её использования при изучении литературы.

Задачи урока:

Сравнить логическую схему анализа со схемой анализа литературного произведения;

убедиться в универсальности схемы анализа;

выявить мнение учащихся о такой форме учебной деятельности как интегрированный урок.


Результаты обучения:

Учащиеся сравнят схемы анализа и убедятся, что есть метапредметные схемы

Ключевые идеи:

Использование схемы анализа на уроках литературы и математики

Ход урока

I. Организационный этап

1. Психологический настрой.

II. Актуализация

Учитель литературы:

Слово и число едины в мирозданье,

Два величайших человеческих созданья!


Учитель математики:

Такие разные…

Неразделимые, как лодка и весло.

Что их роднит, объединяет в вечность?


Учитель литературы:

Наша задача – проследить «совместимость несовместимого».

Сегодня у нас необычный урок. Его будут вести два учителя: учитель математики и учитель литературы. И сама тема урока необычна: “Использование схемы анализа на уроках математики и литературы”.

Вполне понятно, что возникает вопрос “Зачем такой урок?”

Попытаемся вместе ответить на него совместными усилиями и решить, нужны ли нам такие уроки.

III. Формирование новых понятий и способов действия


Учитель литературы.

Как всегда, мы нашу работу начнём с формулировки цели деятельности.

- Какое ключевое слово в теме урока, по-вашему? (использование).

Формулируется тема урока учениками.

- Какова цель нашего урока? Сформулируйте цель для себя

(выяснить, каким образом можно использовать схему анализа на уроках литературы и математики)

Логический анализ (в переводе с древнегреческого “разложение”) – мыслительная операция, которая заключается в мысленном расчленении исследуемого объекта на составные части и является методом получения новых знаний.

Вам предложены схемы анализа драматического произведения и схема анализа, которую мы используем при решении задач (текстовых, решения уравнений и неравенств и многих других)

Схема анализа по математике.( распечатать 8 экземпляров)

Объект анализа (что анализируем?) текст задачи

Предмет анализа (на предмет чего анализируем?) выявляем, что дано, что требуется определить.

Цель (для чего делаем анализ?) решить задачу

Критерии (что является основанием для анализа? известные образцы Или с чем сравниваем?) алгоритмами, законами

Процедура анализа (что делаем в процессе реализуем ,алгоритм решения, исследования?)

Результат анализа. Достигнута или не достигнута цель: задача решена или понятно, что не могу решить задачу


Схема анализа драматического произведения.( распечатать 8 экземпляров)

1. Общая характеристика: история создания, жизненная основа, замысел, литературная критика.

2. Сюжет, композиция:

- основной конфликт, этапы его развития;

- характер развязки /комический, трагический, драматический/

3. Анализ отдельных действий, сцен, явлений.

4. Сбор материала о персонажах:

-внешность героя,

- поведение,

- речевая характеристика

- содержание речи /о чем?/

- манера /как?/

- стиль, словарь

- самохарактеристика, взаимные характеристики героев, авторские ремарки;

- роль декораций, интерьера в развитии образа.

5. ВЫВОДЫ: Тема, идея, смысл заглавия, система образов. Жанр произведения, художественное своеобразие.


Задание: Посмотрите, похожи ли схемы? Сравните их через круги Эйлера (время работы 5 мин )


Защита работы групп


Вывод:

Учитель математики

Посмотрите на слайд в общем виде. Эта схема надпредметная (метапредметная), независима от учебного предмета. Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда - мыследеятельностью.

Слайд 1: Схема анализа.

Объект анализа (что анализируем?)

Предмет анализа (какую часть объекта анализа исследуем? Или на предмет чего анализируем?)

Цель (для чего делаем анализ?)

Критерии (что является основанием для анализа? Или с чем сравниваем?)

Процедура анализа (что делаем в процессе исследования?)

Результат анализа.



IV. Применение. Формирование основных навыков и умений

  1. Учитель литературы.

Обратимся к схеме анализа драматического произведения

А вот что и кто станет предметом нашего литературного анализа, каждая группа узнает, выполняя анализ математической информации

Приложение к уроку № 1


Учитель математики

Вам предложено в группе решить каждому уравнения из столбика и расшифровать имя героя. Ключ для расшифровки прилагается.

(работа в группах по решению математических примеров)

Проверим результаты вашей работы (на презентации герои произведения с именами)


Где вы применили анализ в данном задании?

Учитель литературы.

Итак, вы отгадали при решении математического кроссворда имена героев комедии, Какой?

Правильно, Д.И.Фонвизина «Недоросль». А теперь вы должны проанализировать данных героев. Результаты анализа вы оформите с помощью стратегии «Фишбоун» (10 минут+4мин)

Задания для анализа каждой группе:

  1. Группа «Простаковы и Скотинин – провинциальное усадебное дворянство.

  2. Группа «Что мы узнали о Митрофанушке из первых трёх действий комедии? Митрофан – дитя, достойное своих родителей…»

  3. Группа «Образы служилого и промышленного дворянства являются воплощением лучших качеств человека», как понимал их автор.(Стародум, Правдин, Милон)

  4. Группа «Образы крепостных слуг» не развёрнуты автором. Полная униженность и забитость этих людей – результат бесправного крепостного состояния. Они….»

  5. Группа «Учителя Митрофана». Покажите, что речь находится в соответствии с их воспитанием, профессией и социальным положением.

  6. Группа «Недоросль» — первая русская социально-политическая комедия, и тема воспитания связана в ней с важнейшими проблемами XVIII века.


Защита работы каждой группой



V. Этап информации о домашнем задании

Литература: подобрать материал к сочинению: Предлагаемые для анализа темы сочинений:

• “Весёлая” семейка.

• Смешное и печальное в Митрофане.

• Жизнь Стародума.

• Учителя Митрофана.

VI. Подведение итогов урока.



Наш урок хочется закончить словами:

Что есть Число? Основа жизни нашей!

А Слово делает её уютней, краше!

Число расставит, наведёт порядок,

А Слово раздаёт награды и наряды.

Число направит жизнь в логическое русло –

Без Слова в этой жизни будет грустно!

Числу присущи нормы и задачи,

От Слова ждём добра, успеха и удачи

Так что важней, что есть первооснова? -

Как в жизни нашей каждый день единствен,

Великолепен, положителен, таинствен, -


Так слово и число едины в мирозданье,

Два величайших человеческих созданья!

Математика и литература –

Две ветви человеческой культуры,

Две книги из одной библиотеки,

Две песни из единой фонотеки.

Такие разные, как буква и число,

Неразделимые, как лодка и весло.

Что ж их роднит, объединяет в вечность?

Великой мысли дух и бесконечность!

Математика ум в порядок приводит

Словесность в душе и уме гармонию поселяет.

Ваши мнения об уроке, ребята?

VII. Этап рефлексии

Стратегия «Рюкзак»:

Используя начало фраз, допишите предложения

Сегодня я узнал ………………………………………,

понял …………………………………………………….

Было трудно …………………………………………………….

Я понял, что ………………………………………………………...

У меня получилось …………………………………………..

Я научился ……………………………………………………….



Приложение 1


Расшифруй слово


Ключ к заданию


Приложение 2


Схема для литературного анализа «Фишбоун»





Приложение 3

Схема анализа

СХЕМА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

СХЕМА АНАЛИЗА ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  1. Объект анализа (что анализируем?) текст задачи

  2. Предмет анализа (на предмет чего анализируем?) выявляем, что дано, что требуется определить.

  3. Цель (для чего делаем анализ?) решить задачу

  4. Критерии (что является основанием для анализа? известные образцы Или с чем сравниваем?) алгоритмами, законами

  5. Процедура анализа (что делаем в процессе реализуем ,алгоритм решения, исследования?)

  6. Результат анализа. Достигнута или не достигнута цель: задача решена или понятно, что не могу решить задачу.

1. Общая характеристика: история создания, жизненная основа, замысел, литературная критика.

2. Сюжет, композиция:

- основной конфликт, этапы его развития;

- характер развязки /комический, трагический, драматический/

3. Анализ отдельных действий, сцен, явлений.

4. Сбор материала о персонажах:

-внешность героя,

- поведение,

- речевая характеристика

- содержание речи /о чем?/

- манера /как?/

- стиль, словарь

- самохарактеристика, взаимные характеристики героев, авторские ремарки;

- роль декораций, интерьера в развитии образа.

5. ВЫВОДЫ: Тема, идея, смысл заглавия, система образов. Жанр произведения, художественное своеобразие.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Использование схемы анализа на уроках математики и литературы

Автор: Рожнева Светлана Ивановна

Дата: 03.12.2015

Номер свидетельства: 261317

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "МЕТОДЫ  АКТИВИЗАЦИИ  МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧАЩИХСЯ  СТАРШИХ КЛАССОВ  НА  УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"
    ["seo_title"] => string(106) "mietody-aktivizatsii-myslitiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-starshikh-klassov-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "252117"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447334683"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) ""Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики". "
    ["seo_title"] => string(82) "razvitiie-loghichieskogho-myshlieniia-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "148221"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419612339"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Конспект урока математики на тему: "Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз" "
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-matiematiki-na-tiemu-rieshieniie-zadach-na-uvielichieniie-i-umien-shieniie-v-nieskol-ko-raz"
    ["file_id"] => string(6) "125373"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414958051"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "программа для 4 класса  "Развитие логического мышления учащихся на уроках математики" "
    ["seo_title"] => string(100) "proghramma-dlia-4-klassa-razvitiie-loghichieskogho-myshlieniia-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "106349"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403000595"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Доклад "Использование на уроках различных видов ИКТ" "
    ["seo_title"] => string(54) "doklad-ispol-zovaniie-na-urokakh-razlichnykh-vidov-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "168906"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423317643"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства