kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование опорных конспектов на уроке литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Схемы и таблицы, используемые как основной инструмент на уроке литературы, позволяет развивать такие умения, как «сворачивать и разворачивать» информацию. Тематический отбор материала, необходимых понятий, цитат,  составляющих единую картину рассматриваемой проблемы, производится по принципу «необходимо и достаточно», именно на этой основе происходит «сворачивание» информации, но при этом ученик видит целостную картину изучаемой темы. Данная форма работы позволяет вовлечь учащихся в активную литературную учебно-исследовательскую деятельность.s8j

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«О Чиже»

« О Чиже, который лгал, и о дятле – любителе истины» (1895)

Роща и ее обитатели

  • Вороны, по существу пессимисты, ни к чему не способные, считаются очень мудрыми.

  • Соловьи - жрецы чистого искусства

  • Щеглята, нет своих песен, свищут что-то чужое

  • Дятел, любитель истины, благоразумен

  • Чиж, заурядный, маленький серенький.

прошлое

настоящее

будущее


  • Серенькая хмурая погода Вечный неиссякаемый свет; жизнь, достойной нас

  • П

    Славные весенние дни: зацветали цветы и надежды, пели свободно и звучно гимны солнцу, свободное от туч небо бесконечно глубокое

    Жить хотелось - были цели и надежды достичь ее.

    ение, напоминающее хрипение умирающего, безнадежные и унылые ноты

Вдруг: сильные, смелые песни, исполнены

надежд и уверенности.

Роща встрепенулась

? думай..

Есть искорка. Куда и зачем нас

Наполнились теплом и светом, зовут?

загорелась гордость собой, отуманивание

родилось страстное желание

жизни и счастья.


Просмотр содержимого документа
«Преподавание литературы в старших классах с использованием схемы опорных положений»

Раннее романтическое творчество А. Горького. Рассказ «О Чиже, который лгал, и о Дятле – любителе истины»

Преподавание литературы в старших классах с использованием схемы опорных положений.

Схемы и таблицы, используемые как основной инструмент на уроке литературы, позволяет развивать такие умения, как «сворачивать и разворачивать» информацию. Тематический отбор материала, необходимых понятий, цитат, составляющих единую картину рассматриваемой проблемы, производится по принципу «необходимо и достаточно», именно на этой основе происходит «сворачивание» информации, но при этом ученик видит целостную картину изучаемой темы. Данная форма работы позволяет вовлечь учащихся в активную литературную учебно-исследовательскую деятельность.

Рассказ А.М. Горького «О Чиже, который лгал, и о Дятле – любителе истины», написанный в 1893 году, относится к раннему романтическому творчеству писателя. С первых шагов в литературе Горький утверждал, что задача писателя – «пробуждать в человеке гордость самим собой , говорить о том, что он в жизни – самое лучшее, самое значительное, самое дорогое, святое и что, кроме него,- нет ничего, достойного внимания». Именно поэтому в основе его эстетической программы лежало желание возбудить в людях действенное отношение к жизни, пробудить сильные, свободные чувства и мысли, утвердить веру в светлое лучшее будущее, за которое нужно бороться, смело двигаясь вперед. Неудивительно, что начался авторский поиск совершенного духовного опыта. Он был найден в памяти поколений, сохранившей прекрасные страницы прошлого в легендах, сказаниях сказках. Романтический герой оказывается включенным в среду ограниченных соплеменников, но чем более безрадостно, тускло существование, тем сильнее потребность яркого, неведомого, поэтому романтический герой задуман как разрушитель сонного прозябания большинства. Воспевая яркую личность, следующую своим путем, Горький обращается к острым столкновениям, чаще трагическим, между мечтой, одухотворенным чувством, влечением к Прекрасному и страхом перед жизнью.

Рассказ « О Чиже…» аллегоричен: под конкретно- образной картиной жизни рощи и ее обитателей подведен важный авторский подтекст о неправильности социального устройства. Горький признавался , что в образе Чижа косвенно отразились его мысли о социальном переустройстве жизни и чувство отчаяния от сознания собственного бессилия: «я чувствовал себя, как чиж в семье мудрых воронов». Идеалистической философской теории пессимизма, выразителями которой в рассказе становятся вороны, противопоставляется активное отношение к действительности чижа, его стремление будить «общественное сознание» обитателей рощи, его мечта о стране счастья, «где мы будем законодателями мира и владыками его».

Аллегорическая форма произведения помогла Горькому скрыть его злободневное содержание. Однако и таком виде оно привлекло внимание цензора, потребовавшего внести изменения в тексте и вычеркнувшего следующие слова: « угнетенные птицы, свободные песни, все победившие» и т.д.

Рассказ « О Чиже…» вызвал оживленные толки критики:

+

-

«В нем отразилась основная точка зрения Максима Горького, состоящая в необходимости для людей веры и именно веры в определенный идеал лучшего…» « Сказочка» Горького «изображает тогдашние споры нашей интеллигенции, хотя в ней, в сущности, повторена в миниатюре та же самая история, какая случилась и с Данко , но с той разницею, что, когда люди измельчали и сильные характеры у них пропали, на сцену выступил вместо Данко мечтательный маленький поэт, пытающийся вдохновить и оживить толпу».(Оболенский Л. Е.)

«Это ли еще не вечная мечта о счастье и несравненной великой будущности человечества?»(Стасов В.В.)

«Это столько же красиво написанная, сколько и плохо продуманная аллегория», рассказанная «неверно логически и неверно психологически. Вся его пессимистическая философия оказывается построенной на песке» (Протопопов М. А.)


Роща и ее обитатели

  • Вороны-пессимисты, угнетающие всю рощу

  • Соловьи – жрецы чистого искусства

  • щеглята – журналисты, нет своих песен

  • дятел благоразумный, любитель истины.

  • Чиж маленький, серенький, взъерошенный

прошлое

настоящее

Были славные весенние дни, пелись свободные и звучные гимны солнцу, была цель и была надежда достичь ее.

Испуганные и угнетенные внезапно наступившей серенькой и хмурой погодой птицы пели песни, в которых преобладали тяжелые, унылые и безнадежные ноты, напоминающие хрипение умирающих

ВДРУГ…

Прозвучала песня, привлекшая общее внимание, - полная надежды и уверенности, свободная, бодрые, гордые звуки.

ЧИЖ: Мы должны всегда бороться и все победить… надо идти вперед – там вечный неиссякаемый свет.

Чиж будит общественное сознание – гордость собой, желание жизни и счастья.






ДЯТЕЛ:Попытка отуманивания громкими фразами должна быть строго наказана.Никто не может взлететь выше самого себя.

Дятел исполняет общественную обязанность – урезонивает птиц.


«Он, дятел, может и прав, но на что нужна его правда, когда она камнем ложится на крылья?» ДУМАЙ….

Рассказав читателю «до слез смешную историю» про благородного, но изолгавшегося Чижа и благоразумного Дятла, пошлого любителя истины, писатель не навязывает свою точку зрения читателю, предлагая ему самому подумать и определиться в своих пристрастиях, что лучше: ложь во спасение или правда, лежащая камнем на крыльях?

«Эта тема,- утверждал Луначарский,- чрезвычайна родная Горькому, он к ней возвращается много раз», высказывая «вполне осознанную им внутреннюю боль, происходившую от противоречия двух живших в нем начал».




Автор: учитель русского языка и литературы МАОУ «МСОШ №1» Еремина И. В.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Использование опорных конспектов на уроке литературы

Автор: Еремина Ирина Владимировна

Дата: 29.09.2014

Номер свидетельства: 115522

Похожие файлы

object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "План- конспект урока литературы "Идея сказки и  поэтичность ее стиля" по произведению О.Уайльда "
    ["seo_title"] => string(101) "plan-konspiekt-uroka-litieratury-idieia-skazki-i-poetichnost-ieie-stilia-po-proizviedieniiu-o-uail-da"
    ["file_id"] => string(6) "133346"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416498028"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Конспект урока литературы «Судебное слушание по делу Раскольникова Родиона Романовича» "
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-litieratury-sudiebnoie-slushaniie-po-dielu-raskol-nikova-rodiona-romanovicha"
    ["file_id"] => string(6) "227235"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440665754"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Преподавание литературы в старших классах с использованием опорных конспектов "
    ["seo_title"] => string(86) "priepodavaniie-litieratury-v-starshikh-klassakh-s-ispol-zovaniiem-opornykh-konspiektov"
    ["file_id"] => string(6) "115504"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412003199"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Доклад: на тему: « Опорные конспекты на уроках истории » "
    ["seo_title"] => string(54) "doklad-na-tiemu-opornyie-konspiekty-na-urokakh-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "124173"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414654917"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Конспект урока по теме: Клетка" "
    ["seo_title"] => string(33) "konspiekt-uroka-po-tiemie-klietka"
    ["file_id"] => string(6) "166989"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423033712"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства