Тема: Односоставные и двусоставные предложения
Цель: Формировать понятие о об односоставных и двусоставных предложениях; научить находить грамматическую основу предложения, научиться отличать односоставное предложение от двусоставного; активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать мыслительные процессы; воспитывать интерес к учению.
Тип урока: стандартный, усвоение новых знаний.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Ход урока:
І. Психологический настрой. Тренинг «Лучик счастья» - ученики по цепочке желают друг другу много замечательных пожеланий, а последний, в свою очередь учителю.
ІІ. Актуализация ранее полученных знаний.
В юрте «Члены предложения» жила – была большая семья. Папа, мама и трое детей. Папа любил спрашивать»Кто это? Что это?» Как звали его (подлежащее). А мама указывала всем «Что делать? Что сделать?» Как звали ее? (сказуемое). Дети были любопытными, всегда спрашивали у родителей: Где? Когда? Куда? Откуда? (обстоятельство), С кем? Чем? Кого? Чего? (дополнение), Какой? Какая? Какое? (определение). А родители терпеливо отвечали на вопросы детей, потому что очень любили их.
- Сейчас я раздам карточки, находите только грамматическую основу предложения.
- Чем предложения отличаются по наличию главных членов предложения?
- Тема нашего урока «Односоставные и двусоставные предложения» (таблица)
( запись темы в тетради)
ІІІ. Формирование новых знаний
Предложение
Односоставное предложение Двусоставное предложение
Народное искусство Искусство – зеркало жизни
Надо обратиться к искусству
Какое слово встречается во всех предложениях? (обратить на правописание слов)
- Искусство (?нер)
І? Работа с учебником
Упражнение 1, страница 109
1.Чтение, озаглавить текст
2.Словарная работа, перевод непонятных слов
3.Чтение по абзацам, микротемы.
- Мы с вами обратимся к казахскому искусству.
?. Чтение текста «Народное искусство Казахстана»
Работа с текстом
- Чтение, словарная работа
- Украшение юрты (выполнение заданий к тексту)
А) «Т?скиіз» (настенный ковер)- Данные существительные запишите в единственном числе. Определите их род, употребляя с местоимениями мой, моя, мое.
Б) «Сырма?» (подстилочный коврик) - Вставьте пропущенные буквы
В) «К?рпелер» (одеяла)-Составить из данных слов предложения
Г) «Санды?тар» (сундуки) - Синтаксический разбор предложения. Каждая женщина – казашка умела украшать свою юрту.
?І Составление свободного письма на тему «Казахские орнаменты»
?ІІ. Диалог, упражнение 4 чтение по ролям.
?ІІІ. Домашнее задание: составить рассказ «Экскурсия в школьный музей»
ІХ. Рефлексия:
- О чем мы с вами говорили на уроке, давайте проверим
- Вы отвечаете только «Да» или «Нет»
- Прикладное искусство – это предложение односоставное?
- Хочу сходить в музей – это предложение двусоставное?
- Все было сделано ее заботливыми руками – это предложение односоставное?
- Аппликация - это наложение фигур (это двусоставное предложение?)
- Символика сохраняется в современном прикладном искусстве. (это предложение односоставное)
Х. Оценка