kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок по литературе 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по литературе для 9 класса. Тема: "А.П. Чехов. "Тоска" Тема одиночества человека в мире"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по литературе 9 класс»

Предмет, класс

Литература, 9

Тема урока,

А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире

Тип урока

Урок-исследование, интегрированный урок (литература, музыка, искусство фотографии, кинематограф)

Цель урока

Научить выявлять и формулировать проблемы художественного текста, музыки, кинематографа, изобразительного искусства и связывать выявленные проблемы с жизнью.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

 организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению основных проблем в рассказе; помочь учащимся в осмыслении сюжета и идеи произведения; способствовать пониманию учащимися некоторых аспектов мировоззрения А. П.Чехова; помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала

способствовать развитию коммуникативно-исследовательских и творческих способностей учащихся


формировать чувство ответственности за результат командной работы, содействовать сплочению коллектива


Актуальность использования средств ИКТ

Использование ИКТ позволит активизировать индивидуальные, личностные мотивы в процессе усвоения учебной информации; формировать навыки и умения информационно-поисковой деятельности; создать условия для эффективной реализации современных методов обучения.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Демонстрационные: опера Пуччини «Тоска» в современной обработке, отрывок из короткометражного фильма «Один», презентация с фотографиями, портрет А.П.Чехова.

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, доска,

Универсальные учебные действия

Личностные УУД: мотивация учения, оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор.

Познавательные УУД: анализ с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; предвосхищение результата и уровня усвоения; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.


Ход урока


Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент.

Приветствие учеников. Вы уже прочитали рассказ Чехова «Тоска». На предыдущем уроке мы прослушали аудиозапись рассказа, домашним заданием было подготовить доклады, сообщения по индивидуальным вопросам, некоторые из вас приготовили даже презентации. Сегодня на уроке мы объединим воедино вашу информацию, систематизируем ее, а в конце урока сделаем вывод, чему же нас учит рассказ Чехова «Тоска».


2. Актуализация опорных знаний.

-На уроках мы с вами знакомились с творчеством А.П. Чехова. Давайте вспомним, с какими произведениями Чехова, мы уже знакомы?

«Хирургия»(5класс), «Толстый и тонкий» (6 класс), «Хамелеон» (7класс), «О любви» (8 класс)

-Как вы думаете, почему произведения Чехова мы изучаем каждый год по школьной программе?

Они яркие, жизненные, наполнены не просто юмором, но и пронизаны тонкой сатирой, отображают всю полноту красок человеческой души. Произведения Чехова не утрачивают свою актуальность и в наше время.

Талант Чехова был признан и почитаем, об этом свидетельствуют отзывы многих выдающихся писателей и деятелей России

Чехов меньше всего притязал на роль проповедника, идейного вождя молодежи, а между тем от многих темных и недостойных поступков нам удалось уберечься лишь потому, что он, словно щелчком, вытравлял из нас всякую душевную дрянность». (К..Чуковский о А.П.Чехове)

«Его врагом была пошлость, он всю жизнь боролся с ней... Никто до него не умел так беспощадно и правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины.»

(М. Горький о А.П.Чехове)

Какой факт из биографии поспособствовал тому, что Чехов так ярко и выразительно писал свои рассказы, описывал глубину человеческой души?












Благодарим нашего докладчика.

В 1879 году Чехов окончил гимназию в Таганроге и поступил на медицинский факультет Московского университета. В 1884 году Чехов окончил курс университета и начал работать уездным врачом в Чикинской больнице. По воспоминаниям П. А. Архангельского (доктор, друживший с Чеховым во время заведования Воскресенской губернской земской лечебницей и оказавшим, как я представляю, немалое влияние на творчество А.П. Чехова): Антон Павлович производил работу не спеша, иногда в его действиях выражалась как бы неуверенность; но всё он делал с вниманием и видимой любовью к делу, особенно с любовью к тому больному, который проходил через его руки. Душевное состояние больного всегда привлекало особенное внимание Антона Павловича, и наряду с обычными медикаментами он придавал огромное значение воздействию на психику больного со стороны врача и окружающей среды.

3. Анализ рассказа А.П. Чехова «Тоска»


Сегодня на уроке мы обратимся к произведению А.П. Чехова «Тоска», проанализируем его, узнаем, почему эта тема привлекла автора


Итак, для того, чтобы настроиться на произведение Чехова, предлагаю послушать отрывок из оперы Пуччини «Тоска», но в современной обработке. Прослушивая это отрывок, подумайте, какие ассоциации у вас вызывает слово «тоска»

Отрывок из Оперы «Тоска» Пуччини (ария Каварадосси из 3 действия оперы)


На основе прочитанного рассказа «Тоска» и прослушанной мелодии давайте определимся, какие ассоциации вызывает слово «тоска»

Печаль, светлая грусть, одиночество (разочарование, скука).


Т.е. Мы можем сказать, что грусть и тоска это далеко не безнадежное состояние человека, иногда именно одиночество помогает нам собраться с мыслями, переосмыслить что-то в жизни и с новыми силами и ясными мыслями уверенно продолжать свой путь.


А какое определение дают словари?

Тоска – душевная тревога, скука, уныние (Толковый словарь Ожегова)


ТОСКА (теснить?) - стеснение духа, томление души, мучительная грусть;

душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука, горе, печаль, нойка сердца, скорбь. В. И. Даль («Толковый словарь живого великого языка»)


А. П. Чехов — тонкий психолог человеческой души. Он показал, как может быть безысходна тоска человека, одинокая, как и человек.

Войдя в русскую литературу, Чехов выступил мастером «малой» формы. Это великий художник слова. Он способен передать в небольшом рассказе всю жизнь человека, придерживаясь сформулированных им самим правил: «писать талантливо, то есть коротко» и «краткость — сестра таланта». За его пейзажами, нарисованными часто с помощью одной точной и меткой детали, за короткими диалогами и монологами, за маленькими подробностями внимательный читатель всегда различает не названные автором, но ясно видимые глубины жизни.


Для понимания замысла автора давайте обратимся к истории написания рассказа

Рассказ «Тоска», посвященный теме разобщенности людей и одиночеству человека, многими исследователями литературного наследия А. П. Чехова признан вершинным из ранних произведений писателя. Данное произведение было опубликовано в январе 1886 года в «Петербургской газете», в разделе «летучие заметки», где до этого уже А. П. Чехов напечатал многие иронические сценки и другие короткие сатирические произведения, которые принесли ему литературную известность, как остроумному, наблюдательному юмористу — Антоше Чехонте. Что послужило ведущим мотивом обращения А. П. Чеховым к данной теме, доподлинно неизвестно. В декабре 1885 году писатель впервые побывал в Петербурге и «омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей», в который он погрузился, прибыв в столицу. Черновых вариантов рукописи «Тоски» не сохранилось, так как в этот период творчества А. П. Чехов имел привычку уничтожать все предварительные наброски и использованные подготовительные материалы по окончании работы.

Рассказы Чехова ставят перед читателем серьезные проблемы, получают тщательную разработку в своем сюжетном строении, становятся жанром большой литературы.

Рассказы Чехова таят в себе огромный смысл, отличаясь от остальных четкостью и лаконичностью, неся в себе определенный моральный вывод. Примером такого рассказа

может считаться его рассказ “Тоска”. Это рассказ о сытых, равнодушных людях, считающих себя классом выше, неспособных понять, пожалеть другого человека, поддержать его дружеской мягкой и доброй улыбкой, чуждых к отзывчивости и состраданию.


Чехов входит в десятку самых «экранизируемых» классиков мировой литературы, и делит второе и третье место с Чарльзом Диккенсом. И конечно, мы не можем обойти вниманием экранизацию рассказа «Тоска» современным кинематографом в короткомеражном исполнении

Отрывок из фильма «Один» 2006 г. Автор сценария и режиссер-постановщик Александр Реуцкий

Приз на международном кинофестивале "Фестиваль Фестивалей"


Давайте обратимся к эпиграфу рассказа «Тоска». О чем нам рассказывает эпиграф к данному рассказу?

Кому повем печаль мою,

Кого призову к рыданию?

Токмо Тебе, Владыко мой,

Известна печаль.

Эпиграф к «Тоске»: «Кому повем печаль мою?..», начальная строка духовного стиха «Плач Иосифа и быль», некогда исполнявшегося российскими странниками «каликами перехожими», задает определенную психологическую тональность чеховскому рассказу. Автор тем самым расширяет границы предстоящего повествования, побуждает читателя задуматься о «экзистенциальной» дилемме человеческого бытия — теме одиночества человека среди людей, отсутствия отклика на чужую боль, невозможности быть услышанным, излить свое горе, установить исповедальный контакт с другим человеком.

Давайте обратимся непосредственно к композиции рассказа. Скажите, пожалуйста, что называется фабулой (с этим термином мы знакомы еще с пятого класса)

Фабула (от лат. fabula – предание, басня, сказка, рассказ)- это система связанных между собой мотивов в произведении, охватывает все происшествия, соединенные в причинно-следственные ряды.

Итак, что мы можем сказать о фабуле рассказа «Тоска»

О композиции рассказа «Тоска» я бы хотел сказать словами российского ученого, литературоведа Михаила Дунаева: «Фабула «Тоски», на первый взгляд, это еще одно отражение излюбленного литературного приема молодого Чехова — с теплой иронией выстроить композицию, сюжетную линию рассказа из анекдотической, по сути, ситуации: не нашедший понимания ни у одного встреченного на пути человека, старый извозчик, похоронивший сына, изливает свое горе лошади. Однако, история, рассказанная Антошей Чехонте́ на страницах периодического издания, «не ироническая побрякушка» развлекательной юмористической журналистики, а вековая трагедия человека, стучащего в людские души»


Я бы хотела дополнить ответ и сказать, что в сюжете «Тоски» можно обнаружить два взаимосвязанных плана: с одной стороны, автор призывает читателя к сопереживанию Ионе Потапову, а с другой, — к размышлению о закономерности человеческой жизни — тоске по чьей-то душе, созвучной себе, способной понять, откликнуться, посочувствовать, выслушать.

Зачем Иона в такой тяжкий период жизни выезжает на работу? Для чего ему нужен внешний мир?

Иона так долго колесит по городу, чтобы выйти из состояния тоски, облегчить свое горе, выговориться, с кем-то поделиться, почувствовать себя человеком И, наверное, на самом деле, тоска и одиночество рождаются от того, что сердца людей закрыты, черствы, не готовы к состраданию ближнему. Потому –то печаль Иона остается неизвестной никому, а ответ Ионе на его горькие слова – молчание всего мира.

А. П. Чехов заканчивает рассказ следующими двумя фразами: «Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина…Иона увлекается и рассказывает ей все…» (там же).

Заявленная А. П. Чеховым в рассказе тема одиночества разрабатывается и осмысливается писателем на протяжении всей последующей литературной деятельности. В решении этой вечной для человека проблемы А. П. Чехову удается избежать сентиментальности, назидательного тона, осуждающего сарказма и философского пафоса. А. П. Чехов никого не обвиняет ни в самопоглощенности людей, ни в их не способности понять и услышать друг друга — это первичная данность, обусловленная инакостью каждого человека для другого. Преодоление отчужденности, вступление в психологически полноценный контакт с другим, не похожим на себя человеком, возможно лишь, когда делается минимальное усилие для трансляции своей душевной теплоты или искреннего восприятия ее от другого человека. Одиночество человека среди людей — вот страшная суть рассказа «Тоска».

И Чехов нигде не позволяет себе морализировать — он просто рисует жизнь, но лаконичное повествование прекрасно передает все, что хотел бы сказать автор.


Тема тоски и одиночества настолько глубока и всеобъемлюща, знакома, наверняка, каждому человеку. К этой теме обращаются и художники, и музыканты, конечно же кинематограф. Еще одним домашним заданием было подготовить презентацию, в которой .тема тоски и одиночества отображалась в изобразительном искусстве

Для демонстрации темы одиночества и тоски мы выбрали новое направление в изобразительном искусстве: искусство фотографии. Удачно сделанный кадр, мастерская обработка фотографии – это действительно новое слово в изобразительном искусстве. Давайте вместе их посмотрим

4. Рефлексия.


5. Подведение итогов


Итак, сегодня мы проанализировали тему тоски и одиночества не только в произведении литературы, но обратились и к искусству фотографии и музыки. Все жанры искусства помогли нам ярко представить состояние человеческой души в период одиночества или грусти.

Друзья мои, какой же мы можем вынести урок из данного рассказа, как мы должны повести себя, если кто из наших близких будет поглощен чувством тоски и одиночества

И наш урок-исследование я бы хотела закончить словами великого писателя и, на мой взгляд врачевателя людских душ, А.П. Чехова:


«…Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье,
а в чем-то более разумном и великом.
Делайте добро!»






Не оставаться равнодушными, уметь выслушать человека, помочь советом, побыть рядом.

6. Домашнее задание: написать сочинение на тему: «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века»







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Интегрированный урок по литературе 9 класс

Автор: Антонова Екатерина Владимировна

Дата: 21.12.2016

Номер свидетельства: 372266

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Конспект интегрированного урока литературы и МХК "Созвучие пейзажей А.Чехова и полотен И.Левитана""
    ["seo_title"] => string(99) "konspiektintieghrirovannoghourokalitieraturyimkhksozvuchiiepieizazhieiachiekhovaipolotienilievitana"
    ["file_id"] => string(6) "285434"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454169551"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "конспект интегрированного урока литературы и музыки "Ах, судьба, судьба...""
    ["seo_title"] => string(64) "konspiektintieghrirovannoghourokalitieraturyimuzykiakhsudbasudba"
    ["file_id"] => string(6) "333554"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1465408132"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Интегрированный урок (литература-история 11 класс) по рассказу В.Тендрякова «Хлеб для собаки». "
    ["seo_title"] => string(98) "intieghrirovannyi-urok-litieratura-istoriia-11-klass-po-rasskazu-v-tiendriakova-khlieb-dlia-sobaki"
    ["file_id"] => string(6) "184148"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425999985"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Разработка интегрированного урока литературы и английского языка для 8 класса по теме: «Эпоха Возрождения. В. Шекспир. Сонеты»"
    ["seo_title"] => string(137) "razrabotka-intieghrirovannogho-uroka-litieratury-i-anghliiskogho-iazyka-dlia-8-klassa-po-tiemie-epokha-vozrozhdieniia-v-shiekspir-soniety"
    ["file_id"] => string(6) "249753"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446971638"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Презентация для интегрированного урока литературы и музыки "Поэма А.С.Пушкина и опера М.И.Глинки "Руслан и Людмила" "
    ["seo_title"] => string(124) "priezientatsiia-dlia-intieghrirovannogho-uroka-litieratury-i-muzyki-poema-a-s-pushkina-i-opiera-m-i-glinki-ruslan-i-liudmila"
    ["file_id"] => string(6) "172509"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423829408"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства