Презентация для интегрированного урока литературы и музыки "Поэма А.С.Пушкина и опера М.И.Глинки "Руслан и Людмила"
Презентация для интегрированного урока литературы и музыки "Поэма А.С.Пушкина и опера М.И.Глинки "Руслан и Людмила"
Презентация к интегрированному уроку литературы и музыки в 5 классе. Учитель на этом уроке ставит перед собой цель: показать взаимосвязь двух видов искусства: литературы и музыки (как через слово и музыкальный образ раскрывается характер героев). На этом уроке необходимо прослушивание фрагментов оперы М.И.Глинки "Руслан и Людмила".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация для интегрированного урока литературы и музыки "Поэма А.С.Пушкина и опера М.И.Глинки "Руслан и Людмила" »
Поэма А.С.Пушкина и опера М.И.Глинки «Руслан и Людмила» Интегрированный урок литературы и музыки в 5 классе Автор разработкипреподаватель русского языка и литературы ГБПОУ «Тольяттинский Музыкальный колледж им. Р.К. Щедрина»Заржицкая Ольга Ивановна
Ещё при жизни А.С. Пушкина М.И. Глинка задумал оперу по его юношеской поэме «Руслан и Людмила» (1820). Великий поэт заинтересовался этим замыслом и даже принял участие в обсуждении плана будущей оперы. Однако трагическая гибель поэта не допустила исполнить это намерение .
Что такое поэма?
Поэма – это крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Известно много жанровых разновидностей поэм: героическая, дидактическая, сатирическая, историческая, лирико драматическая и др.
Поэма – это большое по объему произведение, описывающее многих героев и события, часто стихотворной формы.
Стих поэмы плавно и свободно, что вызывает эмоциональный отклик у читателя.
В поэме ясно, что любит автор и к чему относится отрицательно, как он оценивает людей и их поступки.
Сцена из оперы «Руслан и Людмила»
Работа над оперой началась в 1837 году и шла в течение пяти лет с перерывами. Глинка приступил к сочинению музыки, не имея готового либретто (краткого изложения содержания пьесы, оперы, план6а сценария).
Премьера оперы состоялась 27 ноября 1842 года на сцене Большого театра в Петербурге.
Опера – сценическое музыкальное произведение, включающее в себя и театральное искусство, и декорации, и исполнительское мастерство певцов, танцоров.
«У лукоморья дуб зеленый…» - пролог поэмы. Это вступление. Оно представляет собой «собирательное» полотно сказочных мотивов, изобилующее необыкновенным, волшебным. Картины, изображенные в прологе, даны поэтом необычайно выразительно: часто несколько пушкинских строк или слов вызывают у читателя художественные образы представление о картине, героях.
Построение произведения
Нулевой мир – мир Лукоморья, история Лукоморья. На границе волшебного и неволшебного мира, но не внутри его, живут персонажи Лукоморья, «персонажи границы», оберегающие вход в волшебный мир: дуб, кот ученый, русалки, избушка на курьих ножках.
Первый мир – мир(история Финна и Наины)
Текст надписи
Второй мир – мир Черномора и его брата, история с мечом и головой.
Третий мир – мир Руслана и Людмилы.
Четвертый мир – мир Ратмира, мир любви и покоя.
Образы главных героев
Руслан – «русый, светловолосый, настоящий русский человек».
Фарлаф – таинственное имя, и герой хитер и скрытен. Рогдай – «рог», «дай». Воинственное имя. Ратмир – «рать», «мир», имя – антитеза. И герой – противоречивый, непостоянный.
Черномор – злое, темное имя, и поступки героя черные, недобрые.
Торжество правды над коварством, злобой и насилием – вот итог произведения.
Урок окончен.
До свидания.
Автор разработки
преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ «Тольяттинский Музыкальный колледж им. Р.К. Щедрина»