kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок литературы и истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок литературы и истории по произведению Л.Н.Толстого "Севастопольские рассказы" проводят совместно учитель литературы и истории. Анализируется не только художественное произведение, но и исторические события, на фоне которых происходит действие.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок литературы и истории»
















Интегрированный урок литературы и истории

Участие Л.Н.Толстого в Крымской кампании.

«Севастопольские рассказы»












Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей № 94» Фролова Е.М.






г. Уфа

Урок литературы и истории.

Тема: Участие Л.Н.Толстого в Крымской кампании.

«Севастопольские рассказы»


Цели: познакомить учащихся с некоторыми фактами жизни Л.Н. Толстого (участие в Крымской войне), которые послужили предысторией создания «Севастопольских рассказов». Проследить, как изображает автор поведение человека на войне; помочь понять, что писатель считает настоящим мужеством, как относится к войне.

Продолжать развивать умение работать с книгой, грамотно, полно и аргументировано отвечать на поставленный вопрос, приводить цитаты из текста, делать выводы и заключения.

Воспитывать отвращение к войне как средству решения конфликтов.


Оформление:

1.Эпиграфы: «Война - противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие» (Л. Толстой)

«Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, героем которой был народ...» (Л. Толстой)

2.Репродукции иллюстраций Клячко М.П. к «Севастопольским рассказам».

3.Портрет Толстого - поручика артиллерии.

4.Портреты Корнилова и Нахимова.

5.Карта боевых действий во время Крымской войны 1854-55 годов.

6.Музыкальные отрывки из оперы Владимира Рубина «Июльское
воскресенье» (по мотивам «Севастопольских рассказов»).


План.

1.Крымская война 1853-55 годов.

2.Участие Л.Н. Толстого в Крымской кампании и обороне
Севастополя.

3.«Севастопольские рассказы» - художественное исследование войны,

4.Отношение писателя к войне.













ХОД УРОКА


I. Вступительное слово учителя литературы.


Сегодня на уроке мы поведем разговор о книге Л.Н. Толстого «Севастопольские рассказы». Все произведения писателя, в той или иной степени повествующие о войне, проникнуты отрицательным отношением к ней, «ужасом и отвращением» к насилию.

- Когда начали формироваться такие взгляды, и что способствовало их развитию? Вспомните детские и отроческие годы Толстого.


Ученик:

Самое большое влияние в эти годы на Толстого имела добрейшая женщина и воспитательница Татьяна Александровна Ергольская, заменившая ему мать, «всем своим существом», как говорил впоследствии писатель, «заражавшая любовью». Дети в семье Толстых играли в удивительные игры: в «муравьиных братьев», «зеленую палочку», мечтали о любви, мире и счастье для всех людей.


Учитель литературы:

Верно, всё это были те светлые родники, которые питали душу будущего великого писателя-гуманиста.

В то же время в детстве Лев Николаевич испытал и иные влияния, ведь семья Толстых принадлежала к высшему военно-дворянскому сословию России.

-Вспомните, кем были оба деда писателя, его отец? ( Оба деда были боевыми генералами. Отец, Николай Ильич, - участник Отечественной войны 1812 года, подполковник в отставке).


Учитель литературы:

Дети воспитывались на примере воинских подвигов старшего поколения, защищавшего Отечество с оружием в руках. Поэтому не случайно, что Толстой добровольно отправился служить. Расскажите, как это было.


Ученик:

В 1851 году, следуя военным традициям семьи и совету старшего брата Николая, Толстой едет на Кавказ, чтобы поступить на военную службу и принять участие в войне против горцев. В числе причин этого неожиданного решения писатель называл желание порвать с прежними светскими привычками, «испытать ощущение большой опасности…, своими глазами увидеть войну».

События Кавказской войны Лев Николаевич описал в рассказах «Набег» (1853), «Разжалованный» (1856), «Кавказский пленник», в повестях «Казаки», «Хаджи-Мурат».



II. Слово учителя литературы о теме и задачах урока.


Мы вспомнили изученное на прошлых уроках. Сегодняшнее занятие будет посвящено участию Л.Н. Толстого в Крымской компании и его книге «Севастопольские рассказы». Мы должны будем проследить, как может вести себя человек на войне, в условиях смертельной опасности, понять, что такое, по мнению писателя, настоящее мужество, кто является истинным героем его произведения и, наконец, еще раз убедиться в том, как относится Толстой к войне как средству решения конфликтов. Так как в основу его рассказов положены действительные исторические события, то нам понадобятся комментарии учителя истории. (Напомнить о плане, написанном на доске и о том, что по мере обсуждения вопросов необходимо делать записи).



III.Сообщение учителя истории о Крымской войне и обороне

Севастополя.



IV.Сообщение учителя литературы и ученика об участии

Л.Н. Толстого в Крымской кампании и обороне Севастополя.


1.Учитель литературы.

Толстой, охваченный патриотическими чувствами, добился перевода из Дунайской армии, где он до этого служил, в Севастополь. Об участии его в защите города расскажет…

2.Ученик:

В осажденном Севастополе Лев Николаевич оставался до конца осады. По свидетельству боевых товарищей, он проявлял подлинное мужество в сражениях. Его видели на бастионах, в траншеях и окопах - там, где солдаты и матросы отстаивали родной город. Осенью и зимой 1854 года писатель побывал на всех участках Крымского театра военных действий, участвовал во многих боевых операциях, получил орден и медаль, был представлен к высшей награде - Георгиевскому Кресту.

В апреле - мае поручик Толстой командовал артиллерийской батареей на самом опасном месте - 4-ом бастионе.

3. Учитель литературы:

Итак, Толстой - непосредственный участник обороны Севастополя. Обратимся к его книге. Все три рассказа были написаны им «по горячим следам», в условиях осажденного города. Что же происходило в это время в Севастополе?





V. Сообщение учителя истории о героизме защитников

Севастополя.


Учитель литературы:

Все, что видел и глубоко переживал Л.Н. Толстой, хроника боевых событий (как изначально были задуманы «Севастопольские рассказы») превратилось в художественное исследование войны и, прежде всего, в глубокий психологический анализ мыслей, чувств, поведения человека на войне.


VI. Анализ рассказа «Севастополь в декабре».


1. Беседа по вопросам.

а) Обратимся к первому рассказу. Как изображает писатель жизнь
осажденного города?

На первый взгляд обстановка в городе кажется ужасной и страшной: «…валяются ядры, бомбы, картечи и чугунные пушки разных калибров, … какие-то брусья, пушечные станки…, окровавленные носилки,… везде вы видите неприятные следы военного лагеря».

Но вместе с тем мы видим, как просто, буднично ведут себя защитники города, жизнь идет своим чередом: «…Бабы продают булки, русские мужики с самоварами кричат «Сбитень горячий!», «…солдатик …ведет поить лошадей» и делает это «так же спокойно, как бы все это происходило где-нибудь в Туле или Саранске». О чем это говорит?


б) В чем уверен автор рассказа? Какие строчки доказывают это?

- Толстой уверен в несгибаемом героическом духе защитников Севастополя: «Напрасно вы будете искать хоть на одном лице следов суетливости и растерянности.. .в Севастополе вы увидите ужасные и грустные, великие и забавные, но изумительные возвышающие душу зрелища».


в) Какие же «изумительные, возвышающие душу зрелища» доказывают проявление мужества, воли, героизма защитников города?

- Этот боевой дух ощущается в эпизоде встречи с тяжело раненным, потерявшим ногу солдатом, который стыдится говорить о своих страданиях. О его стойкости рассказывает сестра милосердия.

- Этот дух чувствуется в рассказе о 4-ом бастионе - самом опасном месте в городе.


г) Так в чем видит Толстой героизм солдат и матросов?

- Героизм писатель видит не в эффектных поступках, а в спокойном, хладнокровном исполнении своих обязанностей. Война для простых солдат - работа, страшная, жестокая, но работа. А работу нужно выполнять.

- Ни один солдат не говорит о своих подвигах, а молчаливо, просто и точно выполняет свой долг. Это и есть, по мнению автора, истинный героизм, величие духа.


д) Вспомните (прочитайте), чем заканчивается первый рассказ?

Убеждением в невозможности взять город, гимном защитникам Севастополя - матросам и солдатам.



е) Проследите за языком в конце рассказа: Толстой пытается
соединить простоту и величие даже на уровне лексики. Найдите эти выражения
(«возвышались духом», «великие следы эпохи Севастополя» и другие).

-О чем это говорит? (Писатель преклоняется перед мужеством защитников Севастополя).


VII. Анализ второго рассказа «Севастополь в мае».


1.Учитель литературы.

Второй рассказ написан через полгода после начала осады. Крымская война в самом разгаре. В этом острокритическом рассказе в центре внимания - поведение офицеров на войне, их взаимоотношения, отношение к солдатам. Давайте сначала обратимся к историческим фактам.


2.Сообщение учителя истории о командовании боевыми действиями.


3.Учитель литературы.

Обратимся к рассказу «Севастополь в мае» и посмотрим, какими нам

представляет офицеров Толстой.


Беседа:

а) Назовите героев этого рассказа. Штабс-капитан Михайлов, ротмистр Праскухин, адъютанты Гальцын и Калугин, юнкер Пест.


б) Чтобы не запутаться в воинских званиях, давайте познакомимся со значением слов, написанных на доске: штабс-капитан, ротмистр, адъютант, юнкер (сообщение учащегося).


в) Каковы взаимоотношения между офицерами?

Как и мирной жизни, они делятся на ранги: низшие и «аристократы», как и в светском обществе, последние свысока, с презрением относятся к тем, кто ниже.


г) Докажите это примерами из текста. (Презрительный тон разговора Калугина с пехотным офицером, принесшим ему донесение, отношение Калугина, пробывшего на передовой лишь пятьдесят часов к командиру батареи, живущему на бастионе уже шесть месяцев и т.п.).


д) Как относятся высшие офицеры к простым солдатам?

Они их презирают, всячески стараются унизить, понимая, что эти простые люди зачастую ведут себя благороднее и мужественнее, чем они.

Вот как отзывается о солдатах князь Гальцин: «Вот этого я не понимаю и, признаюсь, не могу поверить..., чтобы люди в грязном белье, во вшах и с неумытыми руками могли бы быть храбры».

Или эпизод, когда Гальцин и Непшитшетский (который притворился больным, чтобы не идти в окопы) останавливают и ругают раненых солдат (глава 7).


е) Как относится писатель к штабным офицерам? Почему?

- Толстой осуждает их за тщеславие, карьеризм, жажду наград, которые нередко достигались ценой человеческих жизней, «...всякий из них - маленький Наполеон, маленький изверг, и сейчас готов затеять сражение, убить человека, сотню для того, чтобы получить лишнюю звездочку или треть жалованья».

В среде высшего офицерства процветают лицемерие, ложь и приспособленчество.


Учитель литературы.

Не забывайте, что это взгляд писателя, художника, а не ученого-историка. Неприязнь Толстого распространяется только на штабных офицеров, к пехотным, артиллерийским, боевым офицерам он испытывает огромное уважение.

- Как ведут себя в бою офицеры?


Сообщения учащихся о поведении офицеров во время боя:

адъютант князь Гальцин (рассуждает, пойти ли ему на вылазку, заранее зная, что не пойдет, глава 5), адъютант Калугин (пробираясь по окопу, пригибается, когда его никто не видит, и делает вид, что ничего не боится, если на него смотрят, глава 9), юнкер барон Пест (хвастается, что геройски убил француза, хотя убил из страха), штабс-капитан Михайлов (боится, когда идет на передовую вне очереди, но пересиливает свой страх, потому что не может оставить роту без командира; считает своим долгом проверить, убит Праскухин или только ранен, причем пробирается к нему под бешеным огнем). Рассказать о юнкере Вланге и о братьях Козельцовых (третий рассказ).


Учитель литературы.

Итак, Толстой проверяет своих героев страхом смерти, ведь страх — это естественное человеческое чувство, свойственное людям. Не все это испытание выдерживают. У некоторых офицеров к мучительному страху быть убитым пулей или бомбой примешивается и страх другого рода: как бы кто из окружающих не заметил, что «я пригнулся», «побледнел», «испугался». Они могут считать себя героями, но это героизм ложный, мнимый.

-Кто же проявляет истинное мужество?

-Простые солдаты, батарейные командиры, боевые офицеры, Михайлов, Владимир и Михаил Козельцовы. Эти люди, по мнению автора достойны уважения, так как честно выполняют свой долг. Чем выше человеческий дух, чем больше человек думает о других и несет за них ответственность, тем легче переносить страх, иногда он вовсе исчезает.


VIII. Анализ рассказа «Севастополь в августе 1855 года»


1. Учитель литературы.


а) О чем этот рассказ?

-Третий очерк - это история нравственного мужания и истинно героической жизни и смерти братьев Козельцовых, Михаила и Владимира.


б) Чем заканчивается повествование?

Сдачей Севастополя.


в) Что говорит о том, что, несмотря на поражение, дух русской армии не сломлен? (Прочитать последние шесть строк)


Как же все это было на самом деле?


Сообщение учителя истории о последних днях обороны и сдаче
Севастополя.


Учитель литературы.

а) Память героев можно увековечить по-разному: в камне, в музыке, в картинах и стихах. Толстой оставил свой памятник защитникам Севастополя - книгу «Севастопольские рассказы», в которой рефреном звучат слова: «Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ...».


б) На этом, казалось бы, можно было и остановиться. Мы проследили, как ведет себя человек на войне; определили, что такое настоящее мужество и кто истинный герой эпопеи Севастополя. Но мы не должны забывать, что Лев Николаевич - великий писатель-гуманист, и есть в его книге еще одна мысль, на мой взгляд, самая главная. Какая? (Мысль о войне вообще)


в) Посмотрим, что выписал __________________на доске (реализация домашнего задания - выписать из книги высказывания автора о войне):

«...увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе..., а в настоящем её выражении - в крови, в страданиях, в смерти...»

«.. .вопрос, не решенный дипломатами, еще меньше решается порохом и кровью».

«.. .или война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания...»

«Сотни свежих окровавленных тел людей, за два часа тому назад полных разнообразных, высоких и мелких надежд и желаний, окоченелые лежали на росистой цветущей долине...»


г) Каково же отношение Толстого к войне?

- Он осуждает её, потому что война несовместима со здравым смыслом и человечностью. Она несет только боль, страдания и смерть. Поэтому впоследствии Толстой скажет слова, которые являются эпиграфом нашего урока: «Война - противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».


Домашнее задание: прочитать статью учебника о «Севастопольских рассказах», подготовить ответ на вопрос «Почему, по мнению Толстого, вопрос, не решенный дипломатами, еще меньше решается порохом и кровью?»































2


Фролова Е.М.-


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Интегрированный урок литературы и истории

Автор: Фролова Екатерина Михайловна

Дата: 24.11.2016

Номер свидетельства: 362301

Похожие файлы

object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Интегрированный урок (литература-история 11 класс) по рассказу В.Тендрякова «Хлеб для собаки». "
    ["seo_title"] => string(98) "intieghrirovannyi-urok-litieratura-istoriia-11-klass-po-rasskazu-v-tiendriakova-khlieb-dlia-sobaki"
    ["file_id"] => string(6) "184148"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425999985"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Разработка плана интегрированного урока: литература - история. Тема: «Смысл финала романа «Тихий Дон» М.А. Шолохова». "
    ["seo_title"] => string(115) "razrabotka-plana-intieghrirovannogho-uroka-litieratura-istoriia-tiema-smysl-finala-romana-tikhii-don-m-a-sholokhova"
    ["file_id"] => string(6) "239840"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444874914"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "интегрированный урок "Порочный круг" "
    ["seo_title"] => string(38) "intieghrirovannyi-urok-porochnyi-krugh"
    ["file_id"] => string(6) "221488"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435321450"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "конспект интегрированного урока литература история на тему "Восстание Е.Пугачева" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-litieratura-istoriia-na-tiemu-vosstaniie-ie-pughachieva"
    ["file_id"] => string(6) "204227"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429623342"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(254) "Интегрированный урок литературы и истории на тему «Бородинское сражение» (по историческим материалам и роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)"
    ["seo_title"] => string(80) "integrirovannyi_urok_literatury_i_istorii_na_temu_borodinskoe_srazhenie_po_istor"
    ["file_id"] => string(6) "513643"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1559823113"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства