Интегрированный урок (музыка и литература) по теме: «Музыка в рассказах». 5 класс.
Интегрированный урок (музыка и литература) по теме: «Музыка в рассказах». 5 класс.
Цели:
продолжить изучение темы “Что стало бы с литературой, если бы не было музыки”;
показать, как музыка, являясь главным героем рассказа, проявляет свою волшебную силу - помогает в тяжелую минуту;
через рабочую наглядность (слайд-фильм) раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.
Задачи:
направить учащихся на осмысление музыкального образа в литературе, в частности в рассказах;
познакомить с произведением В.А.Моцарта;
развивать образное восприятие, самостоятельность мышления. Умения слышать и выделять главное. Через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения;
воспитывать чувство прекрасного через произведения искусства.
Какими жанрами обогатилась музыка, благодаря литературе? (песни, романсы, частушки, опера, балет, симфония). Почему если бы не было литературы, не смогли существовать эти жанры? (в их основе литературные тексты)
Ребята, а можете ли вы назвать литературные жанры в которых звучит музыка? (басни, сказки). Приведите примеры (Ответы…)
Молодцы, ребята, сейчас вы говорили о литературных произведениях, в которых музыка была главным действующим лицом. Действительно музыка всегда с нами и тому свидетелем стихи…
Послушай: музыка вокруг
Она во всём – в самой природе
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
Ей служит ветер, плеск воды,
Раскаты грома, звон капели,
Птиц несмолкаемые трели
И сказки тоже рядом с ней…
Сегодня вы узнаете, что с музыкой можно встретиться ещё и в рассказах. Но прежде мы отправимся в концертный зал.
Проверьте позу слушателей, и после звучания музыки приготовьтесь сказать о ней несколько слов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок (музыка и литература) по теме: «Музыка в рассказах». 5 класс.»
Интегрированный урок (музыка и литература) по теме:
«Музыка в рассказах». 5 класс.
Составитель: Ковалёва Татьяна Ивановна
(учитель русского языка и литературы),
Щербаков Дмитрий Андреевич (учитель музыки и МХК)
МБУ СОШ №45 п.Центральный Володарского р-на Нижегородской области
Цели:
продолжить изучение темы “Что стало бы с литературой, если бы не было музыки”;
показать, как музыка, являясь главным героем рассказа, проявляет свою волшебную силу - помогает в тяжелую минуту;
через рабочую наглядность (слайд-фильм) раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.
Задачи:
направить учащихся на осмысление музыкального образа в литературе, в частности в рассказах;
познакомить с произведением В.А.Моцарта;
развивать образное восприятие, самостоятельность мышления. Умения слышать и выделять главное. Через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения;
воспитывать чувство прекрасного через произведения искусства.
Тип урока: урок углубления и расширения темы.
Оборудование: медиапроектор, ноутбук, презентация, проигрыватель, грамзаписи, CD – записи.
Слайд №1 «Музыка и литература».
Слайд №2 – Симфонический оркестр;
Слайд №3 Самый музыкальный советский писатель;
Слайд №4- Старый повар;
Слайд №5 – Вольфганг Амадей Моцарт;
Слайд №6 – Наследие композитора.
Слайд №7 «Музыка и литература».
1.Вход в класс под мелодию попевки «У лукоморья» на стихи А.Пушкина.
2. Организационный момент:
- Музыкальное приветствие;
- Вводное слово учителя:
При входе в класс прозвучала мелодия. Как называется попевка, мелодию которой вы услышали? Каков её характер? (Ответы: «У лукоморья» Характер - песенный, спокойный, плавный). На чьи стихи написана эта попевка? (Ответ).Кто из вас может прочитать начало этой поэмы?
Ребята, в этих знакомых всем с детства стихах Пушкин незаметно подчёркивает связь музыки и литературы. В каких именно словах? («Идет направо песнь заводит, Налево - сказку говорит»)
Я думаю, что эти строки могут быть эпиграфом нашего урока, т.е. его главной мыслью, т.к. сегодня мы продолжаем разговор о связях музыки и литературы.
Слайд №1
И с помощью музыки, эти слова должны прозвучать ещё более выразительно.
Исполнение. «У Лукоморья» - вокально-хоровая работа. (Дикция, звуковедение, интонация).
4.Проверка домашнего задания. ( Рисунки к попевке)
Спасибо, ребята с заданием вы справились.
Какими жанрами обогатилась музыка, благодаря литературе? (песни, романсы, частушки, опера, балет, симфония). Почему если бы не было литературы, не смогли существовать эти жанры? (в их основе литературные тексты)
Ребята, а можете ли вы назвать литературные жанры в которых звучит музыка? (басни, сказки). Приведите примеры (Ответы…)
Молодцы, ребята, сейчас вы говорили о литературных произведениях, в которых музыка была главным действующим лицом. Действительно музыка всегда с нами и тому свидетелем стихи…
Послушай: музыка вокруг
Она во всём – в самой природе
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
Ей служит ветер, плеск воды,
Раскаты грома, звон капели,
Птиц несмолкаемые трели
И сказки тоже рядом с ней…
Сегодня вы узнаете, что с музыкой можно встретиться ещё и в рассказах. Но прежде мы отправимся в концертный зал.
Проверьте позу слушателей, и после звучания музыки приготовьтесь сказать о ней несколько слов.
На экранеслайд №2, звучит«Турецкое рондо».
Я намеренно не говорю вам о композиторе, сочинившем эту музыку. Но я хочу, что бы вы сказали несколько слов о самой музыке. Какая она? Что поведала? О чём она, как вы думаете? (красивая, лёгкая, жизнерадостная; о чём-то радостном, счастливом…)
Сегодня вы познакомитесь с замечательным писателем, которого по праву называют ( Паустовский)…
Слайд№3 Самый музыкальный советский писатель.
С творчеством Паустовского вы знакомились на уроках чтения. А к сегодняшнему уроку ……. провёл дополнительное исследование и расскажет, что нового он узнал об этом писателе.
«…Писателькое мастерство заключается в знании всех смежных областей искусства – поэзии, живописи, скульптуры, музыки, которые необыкновенно обогащают внутренний мир прозаика и придают особую выразительность его прозе. Она наполняется светом и красками живописи, ёмкостью и свежестью слов поэзии, ясностью линий скульптуры и ритмом и мелодичностью музыки…»
Молодец, ……. Я хочу добавить, что Константин Георгиевич Паустовский в своей жизни встречал много удивительных, интересных и добрых людей, все они оставили неизгладимый след в памяти и прозе писателя. Об одной встрече с художником мне хочется рассказать. Это был случайный попутчик в поезде, который в разговоре об искусстве сказал, что истинному Творцу удаётся отобразить мир тогда, когда он научится не только смотреть, но видеть, не только воспринимать его краски, свет, нюансы, но и чувствовать. Глубоко в душу запала это истина, нашла живой отклик в сердце художника, и с того момента Паустовский именно так стал воспринимать всё мироздание. Перу писателя принадлежит немало повестей, рассказов, очерков; писал он о природе, о людях, об искусстве. И сегодня вы послушаете рассказ К.Паустовского «Старый повар».
Слайд №4
5. Слушание. Рассказ «Старый повар».
Вот старая Вена, где жил тот старик, вот клавесин, а в ушах всё звенит то имя… Вольфганг Амадей Моцарт. И удивительные слова: «слушайте и смотрите».
Ребята, какова роль музыки в этом рассказе, что сотворила музыка, в чём её сила?
(Ответы).
- Роль музыки в рассказе, можно сказать, главная, потому, что музыка помогла старому повару увидеть в своём воображении то, чего он не смог бы увидеть наяву;
- Она волшебным образом перенесла старика в другое время, предоставила возможность вновь ощутить себя молодым, влюблённым, встретиться со своей Мартой;
- Музыка сняла тяжесть с его души.
Музыка буквально заколдовала всех вокруг, включая самого исполнителя; про такое говорят: остановилось время, и лишь недуг напомнил о себе…
Но мы знаем, что музыка не может появиться сама по себе, без музыканта. Кто же сочинил и исполнил такое великое чудо? (Ответ - В.А.Моцарт)
Перед вами портрет немецкого композитора XVIII века В.А.Моцарта, музыку которого вы слышали перед слушанием рассказа, и музыка которого звучала в рассказе К Паустовского. Сказать про этого музыканта, что он замечательный, всё равно, что ничего не сказать «Такого гения больше не родит земля» - говорили про него при его жизни, говорят сейчас и , наверное, будут говорить всегда. Это композитор, дарование которого проявилось ярко, мощно и очень рано. В 3 года он уже играл на скрипке и клавесине, с 5 лет началась его концертная деятельность. На экране вы видите город Зальцбург того времени, когда в нём родился и жил Моцарт; Венский оперный театр, в котором рукоплескала публика юному дарованию; последний портрет композитора…
Моцарт прожил всего 35 лет жизни. Слыл большим жизнелюбом, был добрым, приветливым человеком, музыка его такая же светлая, радостная и красивая. Не зря многие люди, слушая музыку Моцарта, находят в ней подпору и утешение.
Слайд №6
На экране обозначены далеко не все музыкальные произведения, написанные Моцартом.
Оперы «Дон-Жуан», «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта» и другие входят в основу репертуара оперных театров мира.
В Мариинском театре, Театре оперы и балета им. М.П.Мусоргского можно посмотреть оперы Моцарта и получить истинное наслаждение.
Итак, сегодня вы послушали рассказ, главным героем которого является музыка. Какие вы знаете ещё рассказы в которых говорится о музыке?
Слайд №7
6.Исполнение. «Волшебный смычок».
По мелодии отгадывают песню. Какова главная мысль песни (Важная роль музыки в жизни человека).
Каков характер музыки?
Давайте постараемся исполнить её легко, выразительно, в ритме польки.
7. Разучивание. «Мир похож на цветной луг».
8.Итог. Какой литературный жанр мы сегодня анализировали?
Что стало бы с рассказами, если бы не было музыки?
С музыкой какого композитора мы встретились в литературе?
Что мы о нём узнали?
9.Домашнее задание: вспомнить кинофильмы, в которых музыка является действующим лицом (музыкальные фильмы).
Выставление оценок.
Литература:
учебник по музыке 5 класс (Алеев, Науменко), 2012 г.
Паустовский К.Г.Повесть о жизни.Т.1.-М.:Современный писатель,1993.
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Учебник – хрестоматия для 5 класса, часть 2 – М., «Просвещение», 2009.
Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. – М.: ВАКО, 2011.