kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

И.С. Тургенев Стихотворения в прозе

Нажмите, чтобы узнать подробности

познакомить учащихся  с жанром стихотворения в прозе, размышление о Родине в стихотоврениях 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«И.С. Тургенев Стихотворения в прозе»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«мирненская СРЕДНЯЯ общеобразовательная школа»

Томского района



Тимченко Надежда Викторовна, учитель русского языка и литературы



Урок литературы в VII классе





Тема родины в «Стихотворениях в прозе» И. С. Тургенева
«Русский язык», «Деревня»





Цели:

  • закрепить понятие об особенности жанра «Стихотворений в прозе»

  • развивать навыки монологического высказывания через анализ художественного произведения;

  • воспитывать активного читателя


Оборудование: тексты «Стихотворений в прозе» компьютер, презентация, музыка Дворжака «Славянские танцы»», распечатки с текстами.

Методы и приёмы: I. По источникам знаний

  • Словесные: устные (рассказ, беседа, объяснение)

  • Знакомство с печатным словом (чтение вслух, работа с дополнительной литературой)

  • Практические

    • Анализ стихотворений в прозе

II. По характеру познавательной деятельности учащихся

  • Объяснительно-иллюстративный

  • Репродуктивный

  • Частично-поисковый


Оформление доски:



На тысячу верст кругом Россия- родной край

И.С. Тургенев

Нет счастья вне Родины, каждый пускай

корни в родную землю

И.С. Тургенев



Ход урока



  1. Оргмомент

  2. Вступительное слово учителя.

Особенности жанра «Стихотворений в прозе» Тургенева — «стихотворения в прозе». Что вас удивляет в таком сочетании слов? (Переплетение двух видов словесного творчества: прозы и стихотворения. Поэзия — это не только ритмическая речь, но главное — лирическое начало, ярко выраженные чувства автора.)

У Тургенева в «Стихотворениях в прозе» много возвышенных чувств, музыки, утонченности, всего того, что свойственно поэзии. У нас есть все основания сказать, что в этой прозе много лирики. Кратко запишем все это на доске и в тетрадях.

«Стихотворения в прозе» — это стихи без рифмы и размера.

— Мы со стихотворениями в прозе еще не знакомы. И все же, как вы считаете, эти произведения по объему будут больше или меньше чисто прозаических? Почему?

Раз в них много переживаний, личных ощущений, размышлений, то они не будут так велики, как, например, повести или романы. Это действительно небольшие лирические зарисовки с ярко выраженным чувством автора.

В тетради продолжаем запись.

Последние годы жизни, будучи больным, одиноким, тоскуя по России, Тургенев проводит во Франции. С 1878 года писатель стал создавать «Стихотворения в прозе», которым было суждено остаться в русской литературе непревзойденными образцами этого трудного и своеобразного жанра. Ему хотелось прозаическую речь сблизить со стихотворной, создать особый жанр дневника, в котором соединятся радостные и грустные воспоминания о прошлом, размышления о жизни и смерти, любви и правде, чести, честности, совести, вере... Это своего рода лирический дневник.

Тургенев долгое время не помышлял о печатании дневника. В нем было много личного, звучали автобиографические мотивы. Сначала свои размышления Тургенев называет «Старческими раздумьями». Впервые эти стихи под названием «Старческое» (40 стихотворений) появились в журнале «Вестник Европы» (1882 .— № 12). Полностью «Стихотворения в прозе» были напечатаны спустя пять лет после смерти Тургенева.

Образ родины в «Стихотворениях в прозе» И. С. Тургенева

Центральные образы в «Стихотворениях в прозе» — образ России, предельно живописный и музыкальный, образ русской деревни, образ русского мужика.

Ключевым является стихотворение «Русский язык».


На фоне музыки Дворжака «Славянские танцы» звучит слово учителя:


  • Итак, 1882 год, Франция, лето, июнь месяц. Тургенев тяжело болен, он понимает, что Россию, Спасское он больше не увидит никогда. Никогда! Одиночество. Старость. Неизлечимая болезнь. Россия далека. Размышления, размышления...

Отзвучали «Славянские танцы».

Чтение наизусть «Русский язык».

  • Какой человек мог так вдохновенно сказать о родном языке?

Это истинный патриот, он беззаветно любит русский народ, верит в его неиссякаемую силу и высоко ценит неповторимый его язык.

  • Стихотворение написано в 1882 году. Почему именно в это время Тургенев особенно много и мучительно думает о России?

Тургенев потерял надежду приехать на родину, но мысли о России не отпускают. Он не перестает думать о ней.

  • Каким словом Тургенев определяет свои раздумья о родине? (Тягостные раздумья.)

  • Объясняет ли автор причину тягостных раздумий о судьбе России?

  • А вам хочется узнать их причину? Что нам в этом может помочь? Верно, помочь может дата написания произведения — 1882 год.

80-е годы XIX века в России — годы политически неспокойные, годы террористов- революционеров и сгущающейся смуты в умах, это годы роста грабительского капитализма.

Оторванный от России тяжелым недугом, Тургенев мучительно сомневался в правильности действий интеллигенции и народнической молодежи. Он был обеспокоен трагической судьбой русского крестьянства, глубоко разочарован в Александре III. Убийство Александра II и казнь убийц произвели на него тягостное впечатление. Тургенев страдал. В его дневниках, письмах появляются многозначительные высказывания. Так, 28 декабря 1879 года перед отъездом в Россию Тургенев пишет Льву Толстому. «Тяжелые и темные времена переживает Россия; но именно теперь-то и совестно жить чужаком». А 13 января 1883 года писатель заносит в дневник: «У нас в России все мрачней и мрачней».

  • Почему Тургенев горячо верит в великое будущее народа? Не может народ, имеющий такую культуру, такой язык, не быть великим. А если народ велик, и будущее у народа должно быть великим.

Тургенев много говорил о красоте русского языка. Уже в «Записках охотника» он сам дал прекрасные образцы русского художественного слова.

Учащимся были даны индивидуальные задания — найти высказывания писателя о языке, найти и прочитать (желательно наизусть) пейзажные зарисовки из «Записок охотника».

Вот мысли писателя о языке, которые привлекли ребят:

«Создать язык!! — создать море. Оно разлилось кругом безбрежными и бездонными волнами; наше писательское дело — направить часть этих волн в наше русло, на нашу мельницу...»


«Заслуги Пушкина перед Россией велики и достойны народной признательности. Он дал окончательную обработку нашему языку, который теперь по своему богатству, силе, логике и красоте фразы признается даже иностранными филологами едва ли не первым после древнегреческого».


«Нет сомнения, что он (Пушкин) создал наш поэтический язык, наш литературный язык и что нам и нашим потомкам остается только идти по пути, проложенному его гением. Мы... находим в языке, созданном Пушкиным, все условия живучести: русское творчество и русская восприимчивость стройно слились в этом великолепном языке, и Пушкин сам был великолепный русский художник».


«Я никогда, ни одной строчки в жизни не напечатал не на русском языке, в противном случае я был бы не художник... Как это возможно писать на чужом языке, когда и на своем-то, на родном едва можно сладить с образом, мыслями и т. д.».

«Пишите просто, искренно...»


«Берегите чистоту языка как святыню. Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».


«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в челе которых блистает... Пушкин! Обращайтесь почти­тельно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»

  • Какие высказывания, на ваш взгляд, можно отнести к нам с вами?


В наше время язык утрачивает красоту: речь становится упрощенной, грубой, теряет индивидуальность, мы бездумно употребляем много иностранных слов, штампов.

Учащиеся делятся своими наблюдениями.

Теперь обращаем внимание учащихся на выставочный материал, переходим к работе над «Деревней».

На Орловщине, на этой русской земле, все было бесконечно дорого писателю: и бледная синева бескрайних полей, где по ночам горят костры и слышится топот и ржанье коней, и неоглядное море волнующейся ржи, и островки березовых рощ на пологих холмах, и прохладные дубовые леса, и весело блестящие на солнце реки. Как безмерно счастлив был здесь Тургенев; как нигде, здесь им овладевало то отрадное чувство, которое он сам назвал «чувством родины».

Он не знал ничего прекраснее старых орловских садов, своего Спасского с его узкими липовыми аллеями, ракитами над прудами. Из Франции Иван Сергеевич писал Полонскому: «Поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, никогда не увижу».

Итак, прочитаем начало «Деревни».

  • Что видит Тургенев, описывая деревню? Что вас удивляет в таком описании? (Писатель рисует словом так, что мы ясно представляем русскую деревню, ее жизнь, ощущаем покой и радость. Словно наяву, слышим, как звенят жаворонки, как жуют и фыркают лошади; улавливаем запахи дымка, чувствуем, как нас обдает теплым воздухом...)

  • А почему Тургеневу удается нарисовать такую картину? (Умеет наблюдать, любит и знает природу. Сам испытывает поэтический восторг, видя все это. Великолепно использует художественные средства родного русского языка.)

На доске записаны слова Белинского (учитель читает их и комментирует): «Он любит природу не как дилетант, а как артист... Его картины всегда верны, вы всегда узнаете в них родную, русскую природу...»

Тургенев замечал все: и торопливое движение утки, которая влажной лапкой чешет головку, и длинные блестящие капли воды, медленно падающие с морды неподвижной коровы, только что напившейся в пруду...

Тургенев, любивший русский народ, не чуждался народных слов, выражений, употребляя их в речи своих героев.

  • Покажем это на примере «Деревни». ("Пахнет дегтем маленько, маленько кожей. Конопляники пускают дух".)

Словарная работа: амбар — строение для хранения зерна, муки;

конопля — травянистое растение, из стеблей которого делают пеньку;

сени — в деревенских — помещение между жилой частью дома и крыльцом;

завалинка — земляная насыпь вокруг избы;

панева — домотканая крестьянская юбка;

коты — род крестьянской обуви;

снятое молоко — молоко, с которого сняты сливки.

  • Зачем автор использует эти слова? (Речь идет о деревне, о русском крестьянине, поэтому должны употребляться простые народные слова. Герои Тургенева говорят так, как крестьяне говорят в жизни.)

Однажды Софья Андреевна Толстая поинтересовалась, как Тургенев чувствует себя на родине после долгих разлук с нею. Он ответил: «Вы знаете, как я люблю родную природу, а деревенская скука действует на меня благотворно. Нигде так хорошо не работается, как в русской деревне. Обычно по приезде я провожу несколько дней безвыходно в саду; я ничего не знаю прелестней наших орловских старых садов, и нигде на свете нет такого запаха... под чуть-чуть лепечущими липами в этих узких длинных аллеях, заросших шелковистой травой и земляникою. Чудо».

  • Какими увидел Тургенев крестьян в «Деревне»? (Крестьяне показаны здесь несколько другими, чем в «Записках охотника»: живут хорошо, настоящие труженики. У хороших хозяев прекрасные избы (не с соломенными крышами, а с тесовыми). Крестьяне любят красоту. На крышах конек вырезан, на ставнях цветы «намалеваны», около дома — завалинка, у каждого дома — скворечница.)

  • С каким чувством автор пишет о русской деревне, о крестьянах? (Описание проникнуто большой любовью к деревенской красоте, к крестьянину-труженику.)

  • В такой прекрасной деревне должны быть и счастливые люди. Назовите таких героев. («Русокудрые парни, в чистых низко подпоясанных рубахах...*; «Из окна выглядывает круглолицая молодка...»; «Передо мной стоит старуха хозяйка в новой клетчатой паневе...»)

Обратим внимание ребят на заключительные строки: «И думается мне: к чему нам тут и крест на куполе Святой Софии в Царь-Граде и все, чего так добиваемся мы, городские люди?» Они требуют пояснения.

1878 год. Русские помогали болгарам (братьям-славянам) освободиться от турецкого ига, под гнетом которого болгары находились несколько веков. Они мечтали о том, чтобы водрузить «крест на куполе Святой Софии в Царь-Граде» (Константинополе).

— Почему Тургенев задает этот вопрос: к чему войны, к чему городская суета? В чем писатель видит смысл жизни? (Истинное назначение человека — это не войны, не захват земель и городов, а благоустройство жизни на земле, в деревне. Человек должен косить сено, пахать землю, растить детей.)

Вывод по уроку:

Обращается внимание на эпиграф к уроку: «...на тысячу верст крутом Россия — родной край». Что значил для Тургенева родной край, что он значит для нас? Как вы понимаете слова великого нашего соотечественника И. С. Тургенева: «Нет счастья вне родины, каждый пускай корни в русскую землю»

Рефлексия. Продолжите предложения:

  • Сегодня я узнал…

  • Было интересно…

  • Было трудно…

  • Я понял, что…

  • Я почувствовал, что…

  • Я приобрел…

  • У меня получилось …

  • Меня удивило…

  • Урок дал мне для жизни…

  • Мне хотелось бы поблагодарить …

Оценивание работы на уроке. Выставление отметок.

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение в прозе «Русский язык»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
И.С. Тургенев Стихотворения в прозе

Автор: Тимченко Надежда Викторовна

Дата: 25.03.2019

Номер свидетельства: 504617

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Урок русской литературы в 10 классе  Тема: И.С.Тургенев. «Стихотворения в прозе». "
    ["seo_title"] => string(85) "urok-russkoi-litieratury-v-10-klassie-tiema-i-s-turghieniev-stikhotvorieniia-v-prozie"
    ["file_id"] => string(6) "158715"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421775442"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Краткосрочный план урока "И.С.Тургенев "Стихотворения в прозе""
    ["seo_title"] => string(59) "kratkosrochnyiplanurokaisturghienievstikhotvorieniiavprozie"
    ["file_id"] => string(6) "259029"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448633862"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Краткосрочный план урока "И.С.Тургенев "Стихотворения в прозе""
    ["seo_title"] => string(60) "kratkosrochnyiplanurokaisturghienievstikhotvorieniiavprozie1"
    ["file_id"] => string(6) "259030"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448633869"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "И.С.Тургенев «Стихотворения  в прозе».Основные мотивы  «Стихотворений в  прозе»."
    ["seo_title"] => string(73) "isturghienievstikhotvorieniiavprozieosnovnyiemotivystikhotvorieniivprozie"
    ["file_id"] => string(6) "304432"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457713330"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Природа и человек в "Стихотворениях в прозе" И.С.Тургенева "
    ["seo_title"] => string(67) "priroda-i-chieloviek-v-stikhotvorieniiakh-v-prozie-i-s-turghienieva"
    ["file_id"] => string(6) "237583"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444331763"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства