И.С.Тургенев «Стихотворения в прозе».Основные мотивы «Стихотворений в прозе».
И.С.Тургенев «Стихотворения в прозе».Основные мотивы «Стихотворений в прозе».
Вашему внимаю я предлагаю презентацию и конспект урока литературы на тему «И.С.Тургенев «Стихотворения в прозе»». На изучение данной темы отводится всего лишь один час. Реализовать цели урока, направленные на повторение изученного по творчеству писателя, определение основных мотивов, жанрового своеобразия, тематики изучаемого произведения, историю создания цикла «Стихотворений в прозе» я смогла интегрируя идеи Семи Модулей Программы.
Мне с самого начала урока удалось завладеть вниманием всех учащихся: этап целеполагания я организовала методом «Кто внимательнее?». Вниманию учеников были предложены портреты писателей и поэтов ХХ века, среди которых они должны были определить повторяющийся портрет, и сформулировать тему, цели урока.
На этапе актуализации знаний они заполняли таблицу «Знаю. Хочу узнать. Узнал.», т.е. они записали все, что знали о жизни и творчестве писателя. Чтобы работа шла более активнее мной были подготовлены слайды о жизни и творчестве писателя на разных этапах жизни.
С ресурсными материалами каждый ознакомился сначала индивидуально, затем рассказывали друг другу в паре, обсуждали в группе. После все изученное члены групп отобразили на постерах и презентовали перед аудиторией методом ДЖИГСО, т.е. переходя от столика к столику знакомились и с произведениями последних лет жизни, с идейно-тематическими особенностями стихотворений в прозе, с художественным анализом произведений «Два богача», «Щи». Изучая темы групп, ученики оставляли на цветных стикерах комментарии, т.е. проводили формативное оценивание.
С целью обобщения изученного на этом уроке была проведена работа с вопросами высокого порядка, т.е. вопросы творческого характера, подталкивающие на размышление и рассуждение:
Почему произведение названо «Два богача» ?
Зачем автор при описании бабы-вдовы приписывает в скобках слова о её левой руке?
Следующим заданием творческого характера было составление диаграммы Венна, где лидеры групп должны были указать схожие и отличительные черты двух произведений писателя «Два богача», «Щи».
По уроку можно сделать вывод:
благодаря 7 Модулям Программы можно уложить в 45 минут такой объемный материал: обобщение пройденного материала, знакомство с последним этапом жизни и творчеством писателя, идейно-художественный анализ произведений, созданных в этот период жизни.
активные методы работы, а именно задание творческого характера для учащихся со слабой мотивацией к обучению, индивидуальное задание для талантливых и одаренных учеников, вовлекли в работу учеников всех типов
урок был продуктивный, содержательный.
ожидаемые результаты были достигнуты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Ученики встают в круг и делятся радостью с другими.
Деление класса на 2 группы.
Ученики делятся на группы: «Эпос», «Лирика».
II. Определение темы урока. Слайды №1, №2, №3.
Ученики определяют тему урока методом «Кто внимательнее?».
Задание: выделите повторяющийся портрет писателя в 2 слайдах.
III. Актуализация знаний.
Ученики заполняют первую графу таблицы «ЗУХ» «Жизнь и творчество И.С. Тургенева».
IV. Восприятие и усвоение нового материала.
Слово учителя о жизни и творчестве Ивана Сергеевича Тургенева.
Знаменитый писатель родился 28 октября 1818 г. в Орле.
Трудно представить себе большую противоположность, чем общий духовный облик Тургенева и та среда, из которой он непосредственно вышел.
Отец его - Сергей Николаевич, отставной полковник, был человек замечательно красивый, но ничтожный по своим нравственным и умственным качествам .
Сын не любил вспоминать о нем, а в те редкие минуты, когда говорил друзьям об отце,
характеризовал его, как "великого ловца пред Господом".
Мать писателя - Варвара Петровна Лутовинова была полновластной владыкою дома.
В ней типично выразилось то опьянение властью, которое создавалось крепостным правом.
Род Лутовиновых представлял собою смесь жестокости, корыстолюбия и сладострастия.
До 9 лет Тургенев жил в селе Спасское – Лутовиново (в 10 верстах от Мценска, Орловской губернии).
Воспитание его шло под руководством часто сменявшихся гувернеров.
Ко всему русскому Варвара Петровна питала глубочайшее презрение. Члены семьи говорили между собою исключительно по-французски. Любовь к русской литературе тайком внушил Тургеневу один из крепостных камердинеров Пунин. Все самые лучшие воспоминания И.С. Тургенева будут связаны со Спасским -Лутовиново.
Долгие годы проживет писатель вдали от России, сначала в Германии, затем во Франции, но его мысли и сердце всегда будут с родиной.
Несмотря на длительное пребывание за границей и отличное знание нескольких
иностранных языков, он за всю свою долгую жизнь не написал ни одного произведения
на каком- либо другом языке, кроме своего родного.
Стадия вызова.
Ученики вспоминают, к каким жанрам литературы обращался писатель.
Раскидывают перечисленные жанры по соответствующим родам литературы.
Определяют, какой жанр литературы остался вне действия? Почему?
Ученики определяют, какие цели должны будут реализовать на этом уроке.
Познакомиться с историей создания «Стихотворений в прозе»;
Определить основные мотивы, жанровое своеобразие «Стихотворений в прозе».
Работа в группах.
Члены групп вспоминают материал о различии прозаической и стихотворной речи, готовят презентации, защищают их перед классом методом ДЖИГСО , отвечают на вопросы учителя и членов других групп.
Просмотр видеоматериала
Учащиеся просматривают видеоматериал об особенностях жанра «Стихотворения в прозе», обсуждают, готовят ответы на вопрос: В чем особенность жанра «Стихотворения в прозе»?
Определение целей урока.
На основе проведенной работы ученики определяют цели урока:
1. Показать особенности жанра стихотворения в прозе.
2. Выявить художественные особенности стихотворений в прозе, определить темы, их роль в нравственном воспитании.
Слово учителя об истории создания «Стихотворений в прозе»
На склоне лет И. С. Тургенев создает «Стихотворения в прозе» — философские миниатюры по своей ритмике и лиризму настолько поэтичные, что эта ритмическая проза воспринимается как поэзия. Они были написаны в 1878—1882 годах, состоят из разделов «Старческие» и «Новые стихотворения в прозе». Первый раздел из пятидесяти одного стихотворения был напечатан при жизни писателя, в журнале «Вестник Европы» в 1882 году. «Новые стихотворения в прозе» были напечатаны только после смерти автора. Среди них есть элегия, послание, диалог, монолог, легенда, некролог. Это философские раздумья автора о жизни и смерти, любви, дружбе, правде и лжи, добре и зле, человеческих пороках. Автор от первого лица рассказывает нам свои сокровенные мысли. Простота и глубина этих произведений делает их близкими и понятными читателю, заставляет задуматься. Эти интимные переживания были новым жанром в мировой литературе. Тургенев подводил итог своей жизни.
Стадия осмысления.
Чтение рассказов из цикла «Стихотворения в прозе»
1 группа - «Два богача».
2 группа - «Щи».
Беседа и работа с текстом.
Пересказ текстов методом «Цепочка».
1 группа- «Щи».
2 группа «Два богача».
Определение основной тематики данных произведений.
"Два богача" - различие между состраданием богача и бедняка, сравнение двух людей – одного с громадным заработком и отдающим малую часть на благотворительность и имеющего за счет этого большую популярность и почет, и другого, берущего сироту к себе и дающего ей последнее и понимающего, что никто ему за это спасибо не скажет и известным он за этот поступок тоже не станет.
Разница заключается в том, как они это делают. Один просто перечисляет деньги, и считает, что на этом его долг выполнен, и тем самым, отправляя деньги на помощь бедным, им может двигать не сострадание, а холодный расчет на повышения репутации, тем самым он обретает отрицательную оценку в наших глазах. Бедняк же принимает самое деятельное участие в помощи, и он не ищет ни благодарности, ни известности за свою поддержку. Бедняк гораздо более благороден и честен, это же прямо и подтверждает автор, сравнивая двух героев и говоря: "Далеко Ротшильду до этого мужика."
«Щи» - мир богачей, бар, противопоставляется миру бедных, нищих крестьян, причем симпатии писателя-гуманиста на стороне последних. Одинаковое горе, казалось бы, должно было сблизить двух матерей, но социальное неравенство рождает бездну между женщинами, и одна мать, которая некогда пережила такое же горе, "не понимает и никогда не поймет другую".
Вывод: В цикле "Стихотворения в прозе" И.С. Тургенева нашли отражение все основные темы и мотивы творчества писателя.
раздумья о ничтожности человеческой жизни перед вечностью природы;
размышления писателя о русском народе;
гуманность человеческих отношений;
противопоставление добра и зла;
Творческая работа для лидеров групп.
При помощи Диаграммы Венна определить
1группа - общее
2группа - различие двух рассказов.
Творческая работа для учащихся со слабой мотивацией к обучению.
Задание: дать характеристику героям рассказов «Два богача», «Щи».
Богач Ротшильд
Мужик
Баба-вдова
Барыня
. . .
. . .
. . .
. . .
. . .
. . .
. . .
. . .
. . .
. . .
. . .
. . .
Формативное оценивание.
Лидеры групп оценивают работу членов групп.
Группы дают оценку работе другой группы методом «2 звезды, 1 пожелание».
V. Закрепление.
Творческая работа.
Задание: ответить на «толстые» вопросы по тексту.
1 группа – почему рассказ назван «Два богача»?
2 группа – зачем автор при описании бабы-вдовы приписывает в скобках слова о её левой руке?
VI.Рефлексия.
Ученики заполняют остальные графы таблицы «ЗХУ».
VII. Домашнее задание.
Написать эссе на тему «Нравственные истоки произведений И.С.Тургенева»
Рефлексивный отчёт по уроку
Вашему внимаю я предлагаю презентацию и конспект урока литературы на тему «И.С.Тургенев «Стихотворения в прозе»». На изучение данной темы отводится всего лишь один час. Реализовать цели урока, направленные на повторение изученного по творчеству писателя, определение основных мотивов, жанрового своеобразия, тематики изучаемого произведения, историю создания цикла «Стихотворений в прозе» я смогла интегрируя идеи Семи Модулей Программы.
Мне с самого начала урока удалось завладеть вниманием всех учащихся: этап целеполагания я организовала методом «Кто внимательнее?». Вниманию учеников были предложены портреты писателей и поэтов ХХ века, среди которых они должны были определить повторяющийся портрет, и сформулировать тему, цели урока.
На этапе актуализации знаний они заполняли таблицу «Знаю. Хочу узнать. Узнал.», т.е. они записали все, что знали о жизни и творчестве писателя. Чтобы работа шла более активнее мной были подготовлены слайды о жизни и творчестве писателя на разных этапах жизни.
С ресурсными материалами каждый ознакомился сначала индивидуально, затем рассказывали друг другу в паре, обсуждали в группе. После все изученное члены групп отобразили на постерах и презентовали перед аудиторией методом ДЖИГСО, т.е. переходя от столика к столику знакомились и с произведениями последних лет жизни, с идейно-тематическими особенностями стихотворений в прозе, с художественным анализом произведений «Два богача», «Щи». Изучая темы групп, ученики оставляли на цветных стикерах комментарии, т.е. проводили формативное оценивание.
С целью обобщения изученного на этом уроке была проведена работа с вопросами высокого порядка, т.е. вопросы творческого характера, подталкивающие на размышление и рассуждение:
Почему произведение названо «Два богача» ?
Зачем автор при описании бабы-вдовы приписывает в скобках слова о её левой руке?
Следующим заданием творческого характера было составление диаграммы Венна, где лидеры групп должны были указать схожие и отличительные черты двух произведений писателя «Два богача», «Щи».
По уроку можно сделать вывод:
благодаря 7 Модулям Программы можно уложить в 45 минут такой объемный материал: обобщение пройденного материала, знакомство с последним этапом жизни и творчеством писателя, идейно-художественный анализ произведений, созданных в этот период жизни.
активные методы работы, а именно задание творческого характера для учащихся со слабой мотивацией к обучению, индивидуальное задание для талантливых и одаренных учеников, вовлекли в работу учеников всех типов